Аннотация: "Я скоро умру" - это предчувствие заставляет так переворошить свое прошлое... Для чего? Чтобы отыскать там спасительную нить.
Приближение к Ангелу смерти.
Реальная история, написанная в стиле "потока сознания".
Автор Ольга Изборская
Странно. Облака не движутся. Совсем. Особенно четко -- если лежишь на нижней боковой полке, головой вперед. Тогда можно видеть только неподвижное небо. Даже перестаешь верить стуку колес. Хочется встряхнуться. Некоторое ощущение жути. Ведь стучат!
А облака не движутся. Значит и поезд стоит?
Разрыв связей мира.
"Не сказав ничего уйти
Потеряться
в дорогах жизни
На перроне безлюдном
сойти...
Серый скворец твой --
жив ли?"
И тут же, боясь искренности и призывая ироничность| -- Так и в жизни. Не знаешь, что же реально| твое мельтешение, "именуемое жизнью" или этот не реагирующий небесный покой, "именуемый смертью". -- Так говорю я.
-- Мелкая философия на глубоком месте... -- как бы Вы сказали.
А у попутчиков извечные человеческие разговоры. Желание доказать уверенность, исключительность, особые, только твои, знания.
-- Cлушайте меня! -- вопит каждый, даже терпеливым молчанием.
И даже моя снисходительность и пренебрежение к ним -- не то же ли самое?
Однако, отчего же это мне так спокойно едется? Не помню такого. Всегда была спешка, нетерпение, тягость ожидания, а теперь -- покой. Так хорошо ехать, если никуда не торопишься. А как хорошо жить не торопясь! Только -- только начинаю понимать эти парадоксы.
Парадокс: едешь затем, чтобы скорее куда-то попасть, стало быть, спешка -- естественное состояние желающего ехать... А если мое состояние -- покой, и приобретаю я его во время поездки? Значит, я не хочу никуда попасть, а хочу просто ехать. Зачем же тогда ехать?.. Как это у Пушкина?.. в "Евгении Онегине"...
"Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест, --
Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест... "
Нет, это тоже не подходит. Никакого "мучительного" ощущения.
Я всегда спешила и считала лучшим образом жизни свою вечную спешку. Отчего же успокоилась? -- Нашла что-то ценное, что может стоить всего остального, за чем я прежде гонялась?.. А за чем я гонялась прежде?
-- В школе -- за образованием, после школы -- за работой, т. е. -- за деньгами? -- Нет. Работ у меня сменилось множество, и все они легко делятся на две категории: доходные, но скучные и пустые и -- недоходные, но интересные и развлекающие. Я периодически меняла одно на другое. Но покоя не было ни там, ни там. За чем же еще?.. За любовью?
-- Это верно. Я всю жизнь, начиная с детского садика, гонялась за любовью... И где же я ее искала?.. Естественно, не в подворотне. Не за сексом же. Ох, как я ему сопротивлялась, этому голому сексу! Но никак все не могла сформулировать моим кавалерам, чего же мне не хватает? Вернее, чего же именно мне от них нужно?.. "Зачем притягиваю, если не хочу?" -- более длинные и более умные вопросы мне не задавали.
А мы, тем временем, проезжаем Омск. Слово какое противное. Тупое. Короткое. С одной гласной. Свиное.
А город красивый. Назвать бы его Купавинск или Омутинск.
Вечер. Проезжий вечер. И настроение стало пессимистическим.
У меня свойство быстро покорять мужчин, но и быстро их терять. И я очень жду, что однажды этого не случиться. Я не потеряю Вас. Хотя я покорна судьбе. Но судьба изменится. Увидит мою покорность, непробиваемость, махнет рукой и подарит мне Вас.
-- Не великий подарок -- как Вы сказали о себе.
-- Кому как -- подумала я.
Расскажите мне о себе? Мне кажется, Вы намеренно вызываете у меня настроение грусти. И Ваша светлая музыка. Элегия. Отчего я так безбоязненно уехала от Вас, едва узнав? Отчего мне с Вами так хорошо?
Разрыв связей мира.
Отчего же я успокоилась?
Может быть, это Ваше желание покоя, почти равнодушия? "Почти", потому что так хорошо. Плавно. Как в реке. Вода прозрачна и дно кажется столь близким. "Почти" -- потому что эта вода течет и иногда обтекает пороги, бурля и пенясь.. И тогда Вы, кажется, боитесь разбиться...
-- А опыт? -- говорю я -- Как же опыт?
-- Так это же не мое собственное, это -- русло. Оно непредсказуемо.
Русло -- сусло,
Слов условье.
Соли!
Как же это было? Так? Нет, пожалуй, излишне выспренно... надо вспомнить все подробно, подробно.
-- Наташенька, позвольте Вам представить очень интересного человека --
Сергея Кирилловича...
-- Что? Как Вы сказали? Ваше имя..?
-- Сергей Кириллович.
(Разве бывают такие двойники? Неужели не он? Невозможно! А если скрывает имя? Зачем?)
-- Да, да, конечно. Простите... Вы так похожи...
-- Вы не волнуйтесь, у меня просто очень типичное лицо.
-- Так чем же Вы интересны, если уж так Вас представляют?
-- У Рюрика шутовская манера представлять... что ж, буду клоуном: Вот, например...
-- Ого, двойная стойка на венском стуле!..
-- Это я увлекаюсь йогой...
( И волосы поправляет совсем Валеркиным движением)
-- Но не теорией, а лишь хатха-йогой.
-- Да, да, хм! конечно, "не теорией". Простите, а сколько Вам лет?
-- Сорок один.
-- Да, конечно... (а Валерке двадцать семь, а мне тридцать два... )
(Кто-то из нас кому-то морочит голову... Зачем опять?)
-- А еще чем же Вы интересны?
-- Немножко играю, слегка рисую, люблю читать дамам чужие стихи и...
-- В угоду им слегка паясничаю?
-- Вы излишне жестоки.
-- Скажите, а Вы сами не пишете стихи?
-- Нет.
-- И не писали?
-- Писал, конечно. Как все. Но это был бы моветон -- читать мои стихи.
-- Ну почему же? Вот это Ваше стихотворение почти прекрасно:
-- Что? Мое?
-- Да. ( Я читала чуть жестко и испытующе):
Снежный огонь ежевики,
Только -- тронуть боимся,
Ты -- василек безликий,
Ты... и влюбился.
Мне кажется, что он растерян и явно лжет, а потому мне стало истерически-весело.
Да, он растерян, но скорее от ее поведения, и просто внимательно слушал.
-- В дни моей зеленой юности...
-- Ну, Наташенька, Вы и сейчас так юны.
-- Благодарю, я не о том. В дни моей зеленой юности в янтарной Прибалтике я была знакома с очаровательным поэтом. Звали юношу Валерой. Я звала его -- Валерич... Позвольте мне прочесть кое-что из его творчества? Я думаю, что доставлю всем удовольствие.
-- Пожалуйста.
-- Минуточку... Итак:
Задыхался от груза день,
От забот, от людской суматохи,
Отцветал, как сирень,
Что в жару
За оградой сохнет.
Отсмеялись,
Отпели, отпили,
Задохнулись
И некуда плыть.
Вы кого-то
когда-то любили.
Разве Вы
разучились любить?
Скрипку снова
настроит сверчок,
Снова буквы
придут вам в конверте,
Между строк
Вы найдете смычок...
Вы найдете.
Поверьте.
-- Браво, Наташенька. Совсем неплохо. Неожиданно неплохо! Я даже предлагаю устроить дуэль...
( А чего ты хотела? Чтобы он упал на колени и во всем признался? Да в чем, собственно? И не забывай, что ему сорок один, а Валере сейчас было бы двадцать семь. А тогда -- двадцать один... Тоска! Уйти?)
-- Позвольте, (Это вмешался Рюрик) кого же в соперники, то-есть, простите -противники?
-- Хорошо. Вы очень хорошо оговорились. Как раз для дуэли|"Противники -- соперники. Со-перники. Перо -- подушка.
-- Да будет Вам, Сергей Кириллович! Ваша любовь к разжеваной пище несносна, когда она касается духовной! Мы прекрасно помним про призыв йогов: "Тщательно пережевывайте пищу!" Но духовная от этого, ей-богу, становится мало привлекательной... И потом, что за "перчатку" Вы бросаете нашей очаровательной Натали? И можно ли бросать ее дамам? Побойтесь Бога и вспомните, наконец, Пушкина. Виной была Натали, но перчатка пошла -- к Дантесу!
-- История повторяется -- ответил Сергей Кириллович -- Опять виной Натали и опять перчатка идет прекрасному Дантесу... Я предлагаю перемежать чтение стихов юного Валерия со стихами зрелого Евтушенко. Мне кажется их разница нас позабавит. Кстати, Наташенька, как Вы относитесь к Евтушенко?
-- О, простите, я задумалась... к Евтушенко? Плохо. Но это долгий спор и, я думаю, мы не доставим слушателям удовольствия... Я принимаю Ваш вызов за Валерия, хотя считаю, что Вы бросаете вызов Пушкину от имени бездарного Дантеса...
-- Ха!.. Ого-го! Евтушенко бездарен?
-- Вот и доказывайте, что "нет... " Ваш ход...
-- И все-таки, мужскую честь будет защищать дама?
Отчего я так хотела уехать от Вас?
Вернемся к элегии. Вы вроде себя обижаете за что-то... за неверие?
За то, что "слишком"? А что это "слишком" -- уж не любовь ли?
А я бы хотела отдать Вам лет 1О, не оказавшись Вашей собственностью. Научиться многому из Ваших "физических умений": йоге, лыжам, подводному плаванию, самбо. Поговорить с Вами много и интересно. Узнать Ваш музыкальный вкус и диапазон. Подарить Вам Цветаеву, Лорку, и всех, кого я люблю.
Но только,... только я достаточно бесповоротно откажусь от всего этого, не узрев не-об-хо-ди-мос-ти. Той, самой острой, о которой Вы говорили: "Не было ни гроша, так пусть будет алтын"... Или пусть не будет ни гроша.
Требования, требования, требования... усмехнитесь, улыбнитесь. Зачем я все это? Затем, что Вы тогда уже заставляли меня вздыхать, не убедив ни в своей "плохости", ни в моей "ненужности". Странный метод общения...
Я теряю нить. Стало быть, она фальшива.
Провода хотят улететь в небо. Они берут разбег, стремятся вверх, но каждый раз этот их порыв жестко обрывает столб. Не пускает. Удерживает на своей высоте.
Как похоже на меня и моих кавалеров! Я -- победив, оказываюсь привязанной, а они -- покорившись, подставив свою голову, ничуть не реагируют, разве что гудят? Да и то, моим гулом.
Но это все не то, не то. Вы заслонили мне что-то очень важное, что я непременно должна вспомнить и понять. Но что?
Разрыв связей мира.
Прибалтика на месте, сосны и море, янтарь и солнце, домик и черепица, аисты... а где Валера? -- Не найти Валеры. Самое реальное в мире -- человек -- и так нереален.
Почему мне тогда стало так мучительно больно?.. Мне кажется, если я найду Валеру и приведу его к Вам, то я разрушу это наваждение. Я излечусь от этой боли. Боль. Боль. А не любовь ли это? Та самая, Валеркина. Преследующая меня его стихами и Вами.
Чушь! Я ведь забыла все. Да и было ли это любовью?
-- Скажите, Вы не в Светлогорск? -- спросил тогда меня хрупкий юноша со светлыми прямыми волосами, слегка похожий на птицу.
-- Да. -- ответила я и подумала: Шофер такси?
-- Не к Кириллу?
-- Да.
-- Вы его сестра, Ася?
-- Да. А Вы?
-- Он никак не мог Вас встретить, у него...
-- И просил Вас?
-- Да. Валеркой меня зовут.
-- А почему не Валерой?
-- Не знаю. Но зовут. Пойдемте. Нам на Южный вокзал: оттуда дизель через полчаса, а отсюда -- только в два ночи.
-- И Вам не жаль воскресного вечера?
-- Отчего?
-- Ну, встречать неизвестную сестру друга, вместо...
-- Вот в том-то и дело, что я иначе, я не "вместо"...
??
-- Я просто "могу". Это мне не мешает.
-- Не мешает чему?
-- Ничему.
-- Непонятно. И Вы никуда не хотели бы пойти и ничем иным заняться?
-- Нет. Я "в роскоши" живу.
-- Что, что?
-- В роскоши.
-- Это что, тоже по-Экзюпери?
-- Почему "Тоже"? -- "Единственная действительная роскошь -- это роскошь
человеческого общения" -- Антуан де Сент.
-- Здравствуйте, коллега.
-- Здравствуйте. -- Мы расхохотались от удовольствия ощутить единство.
-- На основе чего же Вы подружились с Кириллом? Экзюпери? Бокс?
-- Стихи и философия.
-- О! Не громко?
-- Привыкнете.
-- Хм!
--
Пока походим на пляж.
.. Ходим на пляж. Привыкаем.
-- Валерка, ну не безобразие ли -- не являться три дня! Совесть есть?
-- Я не мог.
-- Хм! Теперь уже ты| "не мог".
-- То есть?
-- Помнишь встречу| "Кирилл не мог"...
-- Нет. Я отравился. Даже гимнастику делать не мог. Стал делать вот это, на дыхание, и упал на колени. Со мной такого еще не было.
-- А работа?
-- Работал. Никто даже и не заметил.
-- Фокусы?
-- Нет. Я поставил себе такую цель| чтобы не заметили.
-- Валерка, но ведь не конторщик -- докер! Да еще грузить? Со-чи-ня-ешь?
-- Нет.
-- Так что?
-- А йога?.. Нет, а почему ты никак не хочешь признать, что йога -- это необходимо, это -- суть здоровья. Ведь и твой брат вылечил себе позвоничник йогой!
-- Ну, не стыдно фокусничать?
-- Не веришь?
-- Он не вылечил позвоночник, а освободил его от нагрузок, создав упражнениями мышечный корсет, как Дикуль.
-- Да ты знаешь, что я йогой за четыре с половиной месяца язву вылечил и еще кучу болезней.
-- Откуда они у тебя? Ведь тебе только... ?
-- Двадцать один.
-- Неужели?
-- Не верится?
-- Ты так исчезающе хрупок, что я почти не верю, что ты работаешь докером, т. е. грузчиком, а не только в твое излечение и возраст.
-- И тем не менее. Работа грузчиком мне доставляет удовольствие. Главное -- это расслабиться. Предельно. И тогда можно бездумно, то есть не совсем бездумно, а -- не думая о напряжении, об усталости, швырять всю смену "пятидесятки".
-- Что это?
-- Это пятидесяти килограммовые бочки -- это чепуха. Вот когда сто двадцати килограммовые -- это по-труднее. А пятидесятки я с удовольствием швыряю и -- читаю стихи.
-- Ага, как в плохих романах.
-- Нет, на самом деле.
-- А зачем :"на самом деле"?
-- "Повторение -- не только мать учения, но еще и наслаждение -- если повторять любимое".
-- Философ ты, Валерка.
-- Так йога и есть моя философия. И суть моего умственного здоровья.
-- Про физическое ты мне тут уже наговорил. А умственное? Это что за соус?
-- Соус? Ну, погоди! Я тебя все равно переубежу.
-- "Переубедю", Валерочка. Чай будешь пить? С вареньем.
-- Буду. А как тут, у Кирилла, стало приятно. Ты тут что изменила? Я не понимаю? Вроде та же мансарда. А как-то светло-светло стало. Ты что, уже обои переклеила?
-- Нет. (я засмеялась, довольная) Не угадывай. Лучше радуйся. Кириллу тоже нравится. Только ты скажи ему, что , если он нарочно все время исчезает, то -- это напрасно. Мне одной совсем скучно.
--
Вот он и присылает меня. А море? Разве море тебя не веселит?
-- Холодное оно. И мелкое. Идешь-идешь...
-- Пойдем сегодня подальше -- на волноломы?
-- Как же ты после отравления ?
-- Чепуха. Я уже почти здоров.
-- Но не забывай о гренках.
-- О каких гренках?
-- Да вот. К чаю. Тебе сейчас и то и другое -- в самый раз.
-- А я придумал для тебя имя. У меня такое правило: я всем сам придумываю имена, а то родители так часто неправильно называют своих детей! А детям потом очень неловко живется в этих -- чужих для них именах. Вот я и решил помочь всем, с кем меня жизнь знакомит. А тебя назвали почти правильно, только чуть -- чуть надо изменить. Я буду звать тебя: Асин.
-- Но... ты, как это ни странно, угадал... Меня назвали не Асей, а Наташей. Это я сама... Мне очень нравится это имя, почему-то...
-- Молодец! Ой, я неправильно употребил слово. Какой же ты "молодец"?-
И замолчал, очевидно, обдумывая, как бы выразить свой восторг.
-- Удивительное ты существо, Валерич, удивительное. И именно -- существо, как будто это слово -есть сокращение от сущность всего.
-- Ладно, Асин, довольно гимнов. Пойдем на море...
Идем через золотистый и зеленый воздух сосновой рощи. Окунаемся в полосы теней и блики света. Слушаем порывистые вздохи ветра и шелестящие ответы ветвей. Пытаемся разгадать символы тропинок и травинок. Обходим кучи кустов облепихи и отражаем глазами ее оранжевый дождь. Как это хорошо и музыкально!