Аннотация: Разговорился тут с товарищем, и возникло стойкое желание оформить свои разбегающиеся мысли в более-менее связный вид.
Процесс погони за длинным вечнозелёным баблосом наши современники считают чем-то естественным, даже можно сказать родным. Работай, делай деньги, греби их лопатой, это истинный смысл жызни. Чтобы плазму на стену, модный прикид, жыпы на ноги, да и жене на побрякушки осталось. Ведь всё это лехко делается из шкурок невинно у.биенных е.нотов. Всё как в стародавние времена, только там эти "еноты" были с полуметровой шерстью, трёхметровыми бивнями, и нескольких тонн весу.
Вроде всё гладко. Только вот людям не даёт покоя одна мысль. Человеки крутятся-вертятся как белки в колесе, сгорают на своих работках, а баблосов едва на одну плазму хватает, и та в кредит. А рядом рядами ездют бенлти-майбахи, в которых у кентов одни часики на руке стоят больше, чем получается добыть простому человеку. Вроде вертятся и те и те, вроде с полной выкладкой, только вот выхлопа у одного едва хватает вшивый фокус, а другой яхты как перчатки меняет. Этакий когнитивный диссонанс возникает, ну прямо как у Алисы в Зазеркалье. НО КАК??!
Закон сохранения энергии баблосов подсказывает нам, что деньги ниоткуда не берутся, и никуда не пропадают, они просто перетасовываются, частью оставаясь в колоде (резервном банке), а частью расходясь по рукам ээ игроков. Покер, натуральный покер. Так вот, неравномерное распределение баблосов возможно лишь в двух случаях: когда у игрока крупье "свой", и подкидывает ему что надо ("госкормушка"), и если игрок облапошивает соседей. Первый вариант как-то не даёт сверхприбылей, значит остаётся второй вариант. Ушлые дяди облапошивают людишек. Ушлые дяди формируют дырочки в карманах людишек, почему и вместо достойного мерина Е-класса, или пятой бэхи им светит один лишь вшивый гольф-класс. И вся современная экономическая система заточена именно под покрывание и легализацию этих самых дырок в кармане. Человеки жёстко подразделяются на два класса: правящий и эксплуатируемый, пацанов и лохов. И тут возникает вопрос, а как происходит ныне подразделение на классы, ведь явного механизма почему-то не прослеживается?
Вернёмся к покеру.
В покере выигрыш обеспечивается опять же двумя способами: через гениальность игрока, который легко просчитывает всю глубину вариантов, нивелируя свой шанс на ошибку, да через банальное шулерство. Гениальных игроков у нас всё как-то незаметно, ну разве что какой-нибудь современный Хьюз, вроде Маска, которых можно сказать и нету вовсе. Основная масса бызнесмэнов сера и убога. Да шулеры они, прожжёные шулеры. А шулерство всегда стремится к своему идеальному варианту, "королевскому покеру", когда правила устанавливаются королём и произвольно им изменяются в ходе игры. Шулеры стремятся изменить, исказить правила игры. Например, увеличить число карт. Или пометить их, заставив противников играть с открытыми картами. Или ещё смешнее, обучить противников сливать партии. Сказать им, что это модно, прикольно, да и вообще не их дело заморачиваться работой с картами, нужно отдать это тяжёлую и нудную работу специально обученным людям, профессионалам своего дела. Вроде тех же MBA-шников.
Итак, мы проигрываем из-за того, что не знаем правила игры. Именно знание правил игры распределяет человеков по классам. Теперь стоит задаться вопросом, а что же это за правила, коли обеспечивают такие феноменальные результаты?
Откуда пошли есть т.н. "деньги"?
Теории о всеобщем эквиваленте, и прочую стандартную пургу пусть авторы засунут себе в жопы. Деньги появились совершенно иным путём. Первые деньги были ТОВАРОМ. Ведь не секрет, что медь можно добывать только в специально отведённых для этого местах. В других местах, конечно, её тоже можно пытаться добывать, но без особого успеха. Медь есть только в окрестностях медных рудников, т.е. в предгориях. Во всех других местах меди НЕТ. А что такое медь? А медь, это реально фундамент бронзового века. Без меди нет ни инструмента, ни оружия, ну ничего нету без меди. Деревом и камнем долго не проживёшь, особенно в средней полосе. Отсюда вывод: всем необходима медь, и её нужно добыть практически любой ценой. Однако, у наших "медных людей", гномов сего мира тоже есть множество потребностей. Взять ту же пищу, которую они не могут добывать, поскольку проводят всё время в рудниках. Так появилась основа для обмена. Торговли. Медная монета, слиток, стоила лишь столько, сколько стоила её медь. Но это только по началу.
Капитализм бронзового века.
Итак, есть медный рудник. Есть у этого медного рудника племя "гномов", знающие его расположение, умеющие добывать руду, и посвящающие всё своё время выплавке меди. Далее происходит обмен меди на продукты, за счёт чего "гномы" и живут. Но тут начинает происходить забавная вещь. Караваны с медью ходят достаточно редко, и у "гномов" чередуются этапы голодухи и изобилия. Причём эти этапы УПРАВЛЯЕМЫ, в отличии от обычных урожаев. Чем больше гномы добывают меди, тем чаще ходят караваны, и, соответственно, чаще периоды изобилия. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Так гномы полностью перешли на пропитание через использование своих "средств производства", т.е. стали первыми капиталистами. И дальше -- больше.
Через какое-то время наши "гномы" подошли к пику своей производительности, а потом производительность и вовсе стала уменьшаться, по причине истощения рудников. А алчность была та же. Отсюда появилась необходимость повышения отдачи от торговли. Тут две стороны совершенствования: повышение стоимости конечного продукта, и уменьшение себестоимости.
Как увеличить стоимость продукта? Первое решение подсказала сама природа. Караваны ходят неравномерно, и иногда делают паузы. То кочевники решили поживиться дармовым барахлом, то корабль утонул на переходе, то купец с перепою заблудился, вот и нету меди год два три. Покупатели начинают кумекать, и скупают слитки куда более охотно и активно, "про запас". И купцы начинают смекать, что спрос-то подрос, и цены-то можно и повысить. Так гномы с купцами по воле случая стали первыми спекулянтами. Но это было только начало. Дальше купцы поняли, что объём рынка можно и увеличить, начав производство конечного продукта всевозможного назначения. Они стали делать не только топорища, но и горшки, котелки и прочую утварь. Так появилось искусство, зачаточная форма маркетинга. Продукты становились сложнее, дороже, а гномы -- богаче. Но и это не конец. Купцы раскумекали и что цены сильно зависят от срока жизни товара, ну чем хуже конечный продукт, тем чаще его нужно заменять, и, соответственно, тем чаще его нужно покупать. Так на смену топорам, переходящим от отца к сыну много поколений подряд появились топоры, рассыпающиеся за считанные месяцы.
Теперь посмотрим на внутреннюю сторону производства. Как уменьшить себестоимость? Первое же, что приходит в голову, это найти человека, который будет орудовать кайлом за бесплатно. Так появились рабы. Это была сложная индустрия, рабы требуют надсмотрщиков, попов-воспитателей, да и многого другого. Но и это опять же было начало. Обычный человек же в технологии не ориентируется, а значит её можно и упростить. Например, лить бронзу не по стандарту, а "как выльется". Это дёшево, да и объём рынка кардинально увеличивает, ибо ломается как стекло. Такой вот вышел кумулятивный эффект, ведущий к сверхприбылям. И так они жыли, в шелках и роскоши, как наши олихархи, наживая свой скромный хлеб непосильным трудом на продаже дерьма народу. А что дальше? А дальше приехали танки солдаты и вбомбили втоптали наших гномов в каменный век, лишив их всех капиталов. Отселе добычей стал заниматься Князь, ну типа национализация, да, слиток (монета) получила клеймо и стала иметь жёсткий стандарт. Ибо медь, это стратегический ресурс, обеспечивающий обороноспособность Государства Общества, а с Обществом шутки плохи.
Теперь рассмотрим процесс с методологической стороны.
Итак, зарабатывание денег. Или, точнее, зарабатывание ништяков на деньгах. Ключевой момент тут состоит в том, что для суперприбылей необходимо НЕ разрешать проблему за полученные деньги, а скорее наоборот, УВЕЛИЧИВАТЬ её. Человек, приобретая машину получает кучу статей расхода, причём не только бензин, но и масло, регулярные техосмотры, техобслуживание, и куча разных мелких головных болей, да те же коврики в салон менять. Продукт должен стать своего рода "троянским конём", он должен открывать дырку в кармане своего "хозяина". Вот тут-то и состоит кардинальное отличие обычного человека от бизнесмена. Если простой человек привык проблемы разрешать, то бизнесмен их наоборот, создаёт. Все суперприбыли формируются исключительно через культивацию проблем Общества, через создание мощной запруды, которая создаст достаточную силу тока, чтобы прокормить поголовье бизнесменов, "освоивших" эту "нишу".
Казалось бы, причём здесь программирование?
А при том. Вычислительная техника является одним из ярчайших примеров формирования проблем на ровном месте. Процессоры с каждой новой версией не только сохраняют старые изъяны, но и приобретают свои собственные новые. Аналогичный процесс и с операционными системами. Более того, производители закручивают процесс средств разработки, чтобы заставить покупателей обновлять парк своего ПО. У нас нету ни нормального, достойного процессора, ни нормального, достойного компьютера, ни достойной операционной системы, у нас нету ничего достойного. Всё, что мы видим есть не более чем приманки, с торчащими из них остриями крючков наших бызнесмэнов. Я не вижу смысла игры с шулерами в их шулерские игры. Мне нужен был надёжный инструмент, надёжный помощник, для решения своих личных проблем. А вместо этого мне впаривается тупой ублюдочный девайс, с одной лишь надежой на точный и своевременный удар в спину от производителя.
Королевский покер ждёт вас, господа! Карты розданы, занимайте места согласно купленных билетов!