Аннотация: Рецензия на творчество Эрих Марии Ремарка.
Ищущие, но неспособные найти, своё место в мире, который безжалостно пережевал их челюстями войны в слишком юном возрасте, чтобы эти раны могли зажить хоть когда-нибудь, потерянные, неприкаянные, заливающие неутихающю боль и неизчезающий страх алкоголем - так выглядит "потерянное поколение" людей, побывавшее на двух главных войнах XX века и, каким-то чудом, выжившее. К рядам таких людей относится и известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, урожденный Эрих Пауль Ремарк (1898-1970).
Писатель стал широко известен и популярен ещё при жизни, его произведения переводились и переводятся на множество языков и до сих пор пользуются большим спросом. Читают его книги люди совершенно разных возрастов, начиная с эмоционально нестабильных и впечатлительных подростков и заканчивая более инертными пенсионерами. Чем же произведения Ремарка цепляют столь разные аудитории читателей?
Казалось бы, на страницах его книг описываются далеко не самые позитивные вещи, по сути своей лежащие от здоровой радости жизни так же далеко, как Южный полюс от экватора: подверженные депрессивным расстройствам молодые люди, неспособные найти свою нишу в жизни, оттого много пьющие, страдающие духовно и нередко физически (многие героини произведений Ремарка больны туберкулезом). Как столь мрачные вещи могут находить отклик в сердцах миллионов? Однако оторваться от чтения романов писателя решительно невозможно. И оставляют они после себя не горькое послевкусие безнадежности, но, напротив, сладкое желание жить и веру в будущее. На первый взгляд эти слова кажутся квинтэссенцией противоречия, но это не так.
Первое, что стоит отметить - книги Ремарка подкупающе-честные. На их страницах отражена вся сложная внутренняя жизнь героев, которой посвящены многочисленные мысленные монологи персонажей и пересказ их раздумий. И они не кажутся читателю наигранными, неправдоподобными, застывшими в нелепых неестественных позах, как неумелые фигурки из папье-маше. Они открытые, честные и настоящие, ярко описанные и живые, а оттого находящие отклик в сердцах читателя. Писатель рассказывает только о том, что знает, с чем столкнулся лично на обеих войнах и в промежуток между ними, оттого его книги во многом автобиографичны, и, в сочетании с естественностью и честностью повествования, волей-неволей находят отклик в сердцах читателей. Строки, посвященные описанию войн, читать страшно, и даже если читатель никогда не был на войне, втянутый в поток правдоподобности повествования, он проникнется ужасом к происходящему. Самый яркий пример тому - роман "На западном фронте без перемен", после публикации которого писатель был подвергнут гонениям и лишен гражданства у себя на родине.
Яркое и открытое изложение истории и обращение к чувствам и мыслям, знакомым каждому человеку, заставшему обе войны, делают романы Эриха Марии портретами жизни тех лет, написанными с обезоруживающей точностью. Но кроме этих качеств все они пронизаны любовью, которая живет в сердце каждого персонажа, какими бы сложными не были наслоения других эмоций в их душах. Герои Ремарка способны любить, и любят, дарят эту любовь окружающим и миру вокруг. И речь идет не только о любви между мужчиной и женщиной, но и о любви между друзьями, между коллегами, между человеком и миром. И как бы сложно ни была закручена судьба того или иного героя, она всегда закручивается вокруг способности этого персонажа любить. Эта способность и является главным стержнем человека в романах Ремарка, которая позволяет ему пережить самые страшные явления. Даже такие обезоруживающие и жестокие, как потеря опоры под ногами.
Именно благодаря глубокому скрытому оптимизму его книг, являющихся, несмотря на описываемые ужасы, одой жизни, книги Эриха Марии Ремарка находят отклик как в молодых душах, так и в старых. Вряд ли эти произведения когда-нибудь устареют, ведь это может случиться, только если устареет понятие "любовь", но человек без любви существовать не сможет. Иначе это будет уже не человек.