Молодцов Олег Владимирович : другие произведения.

Невидимые руки рынка: одна или две

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   НЕВИДИМЫЕ РУКИ РЫНКА: ОДНА ИЛИ ДВЕ
  
   При большей открытости России мировому рынку все более злободневным становится вопрос: чем она отличается от других стран, и являются ли эти отличия существенными для состояния и развития, в частности, отечественного предпринимательства?
   Мне кажется важным в этой связи акцентировать точнее. Не чем мы отличаемся от кого-либо, а чем от нас отличаются мировые лидеры? Уточню - лидеры по уровню и продолжительности жизни населения, технологической развитости, то есть те, с кем мы себя сопоставляем и кого видим в качестве некоторых образцов и конкурентов.
   Речь идет, конечно, не о результирующих, очевидных различиях, а о корневых, базовых, обусловливающих внешнюю несхожесть. Остановлюсь на одном из них, которому, на мой взгляд, не уделяется должного внимания.
   В декларативном виде это различие можно описать следующим образом. Мировые организационные и технологические лидеры вынуждены (подчеркну - вынуждены) постоянно рождать нечто новое (товары, технологии и услуги) и продвигать это новое на мировые рынки, а нынешняя Россия, как и большинство других стран, не вынуждена этого делать. Последствия такого несходства многочисленны и взаимообусловлены.
  
   О мире
   Сопоставляя уровни развития различных стран, их природно-ресурсные, климатические, географические характеристики, можно сделать вывод о наличии трех основных групп государств, различающихся сочетанием двух интегрирующих параметров, которыми являются:
   -количество и ценность в расчете на душу населения невозобновимых или медленно возобновимых востребованных собственной экономикой и мировым рынком природных ресурсов;
   -средний для населения данной страны уровень потребностей.
   К первой (условно первой, конечно) группе стран при этом будет принадлежать большинство, для которого характерным оказывается приблизительное соответствие имеющихся природных ресурсов довольно низким потребностям населения. Для этой группы типично отсутствие стимулов к интенсивному целенаправленному развитию и международных амбиций.
   Ко второй группе можно отнести страны, имеющие немалый, значимый в исторической перспективе, избыток товарных природных ресурсов. Для таких стран возникают два пути - качественное повышение уровня жизни большинства или части своего населения и (или) формулирование и реализация стратегических программ развития.
   И в третью, постепенно увеличивающуюся, группу стран входят те, у которых природных ресурсов недостаточно для обеспечения сложившегося уровня потребления собственным населением в течение долгого времени. Эти страны вынуждены сырье постоянно докупать за границей.
   Не вдаваясь в подробные пояснения, замечу, что принадлежность к одной из трех названных групп, являясь довольно стабильной, тем не менее, жестко не предзадана, так как зависит не только от малоизменчивых факторов (климат, географическое расположение, наличие природных - "съедобных и несъедобных" - ресурсов), так и от факторов, способных меняться весьма заметно (численность населения, его привычки - инерционные и привнесенные извне) и очень заметно (технологии, в том числе энергетические, транспортные, информационные, биологические и организационно-психологические).
  
   О лидерах
   Лидеры в определенном выше понимании - США, Западная Европа, Япония - являются наиболее типичными представителями третьей из названных групп стран. Сформировавшийся на сегодня высокий уровень потребления, высокая численность населения, исчерпанные или относительно небольшие запасы природного сырья вынуждают эти страны приобретать недостающее его количество за рубежом. Силовой захват в современном мире оказывается, как правило, слишком затратным и нерациональным. Проще природные ресурсы закупать - но для этого собственникам - поставщикам сырья следует что-то предложить в обмен. Что? То, чего у них нет - технологические новинки как таковые или товары и услуги, достаточно качественные и дешевые вследствие использования при их производстве технологических новшеств. Но у любого нового есть одно неприятное свойство. Новизна недолговечна.
   Новинки (технические, электронные, информационные, культмассовые, пищевые, медицинские и т.д.) приходится рождать постоянно и постоянно же и напористо продвигать их на мировой рынок.
   Решение такой глобальной и жизненно необходимой задачи требует напряженной и скоординированной работы. Правительство, чиновники, бизнесмены, организаторы образования, науки и искусства, СМИ, здравоохранения, да и многие рядовые граждане осознают или чувствуют неизбежность движения в соответствующем, общем, направлении.
   Возникающий при этом синергетический эффект впечатляет.
   Вместе с тем, к нарастающим проблемам этой, третьей, группы следует, несомненно, отнести увеличение числа ее участников. Население во многих странах сейчас растет, природные ресурсы постепенно исчерпываются, потребности (вследствие появления новых средств коммуникации и усилий стран - лидеров) повышаются. И все это на фоне нарастающих затруднений с созданием принципиально новых технических и других привлекательных продуктов. Последний мощный технологический прорыв, связанный с электроникой, например, начался и затухает на памяти последнего старшего поколения. Многие не забыли радостный ажиотаж вокруг первых калькуляторов. А сейчас производителям коммуникационно-электронных систем приходится прикладывать все более напряженные и изощренные усилия, чтобы убедить потребителя в необходимости замены мобильного телефона на смартфон и т.п.
   Яркий пример страны, вынужденно и постепенно входящей в группу производителей и экспортеров промышленной продукции, и, естественно, осложняющей жизнь ее старожилам - Китай. Видимо, недаром несколько десятилетий назад его правители начали бороться с рождаемостью и строили "информационные китайские стены" - понимали, что иначе придется менять очень многое.
  
   О России
   Плотина советской "автокефальности" и самодостаточности начала интенсивно размываться в шестидесятые - семидесятые годы газонефтяным потоком и встречным потоком товаров. И почти окончательно рухнула в начале девяностых.
   В России исчезла нужда производить не только технологические новинки, но и многие промышленные товары.
   Главенствующей в обществе стала осознанная и неосознанная идеология дележа и перераспределения - ресурсов, финансов, товарных потоков. В определенных условиях это обеспечивает приемлемый для большинства граждан жизненный уровень, но приводит к ряду неприятных последствий.
   Отсутствие общего, объединяющего, объективно обусловленного, не зависящего от чьих-либо решений позитивного вектора интенсивного и напряженного, прорывного, как у лидеров, развития приводит к невостребованности глубокого качественного образования, науки, обеспечения здоровья, а значит высокой и продолжительной работоспособности населения. В отличие от стран - лидеров наша экономика не заинтересована в использовании каждого своего "правильно заточенного" гражданина, в том числе и инвалида, например. При преобладании нацеленности на дележ ресурсов уменьшение количества участников этого процесса только упрощает его проведение.
   Возникшее в этих условиях броуновское движение отдельных социально - экономических частиц в России последних пятнадцати - двадцати лет привело к тому, что личный успех оказался вполне достижим, но в значительной мере за счет разнонаправленных действий и зачастую за счет вполне сепаратных и не афишируемых договоренностей, в частности, между чиновниками и предпринимателями. Результирующая эффективность такого процесса в целом, мягко говоря, невелика, что оказывается очевидным для многих.
   В нашем обществе достаточно массовым стало понимание или как минимум ощущение необходимости наличия в российской действительности специального агента, нейтрализующего спонтанно возникающую социально-экономическую энтропию.
   При этом хотелось бы, наконец, справиться с обычной для нас опасностью - привычкой при переходе от излишней централизации к излишней свободе (или обратно) лихо проскакивать точку оптимального сочетания свободы предпринимателя и государственных стратегических и тактических управляющих воздействий на экономику.
   Стремление россиян к централизму - это не только путь к обеспечению единства большой территории и не отрыжка ордынского рабства, если его так можно назвать. Это стремление есть следствие желания компенсировать отсутствие изначально скрытого, но, тем не менее, очень заметно проявляющегося преимущества высокоразвитых стран - их нужды в постоянном и напряженном рождении нового.
   Невидимая рука рынка давно действует почти во всем мире. Но есть еще менее видимая, но гораздо более мощная рука - неизбежность постоянного выращивания и продвижения новых товаров и услуг.
   В современной России мы видим подвижки во внушающем оптимизм направлении. Самым ответственным образом и на самом высоком уровне заявлено о необходимости диверсифицировать отечественную экономику, резко усилить ее инновационную составляющую, которая на сегодня, к сожалению, за исключением работ, связанных с ВПК, космосом и авиацией, проявляется преимущественно в области освоения и распространения зарубежных технологических новинок.
   Осталось только сделать так, чтобы выполнение соответствующих программ и достижение поставленных целей стали внутренней потребностью (неизбежностью!) для всех исполнителей - как предпринимателей, так и чиновников. Понятно, что эта задача является для нашей страны самой сложной и требующей глубоко продуманных решений.
   Предыдущий раздел, о странах - лидерах, я закончил замечанием о возникающих у них серьезных сложностях.
   Раздел о России считаю правильным завершить, напротив, мыслью о наличии у российской экономики и общества мощного резерва.
   Мы довольно плохо организованы, не очень в целом эффективны, многое делаем во взаимной противофазе, притапливая друг друга, притом что живем в довольно холодной стране, но с привычками, приближающимися к европейским. Как это удается? Общественную неэффективность большинству приходится (мы вынуждены) компенсировать личной повышенной эффективностью, креативностью, нестандартностью, за счет создания уникальных механизмов личного и группового выживания. И если эти отдельные маленькие самодельные, но мощные и саморазвивающиеся машинки, двигающиеся пока вразнобой и наперекосяк, пойдут общим фронтом - это будет шоком для многих сторонних наблюдателей.
  
   Некоторые выводы
   Мы видим, что наиболее успешны в современном мире те страны, которые для самосохранения вынуждены постоянно и напряженно идти путем инноваций и завоевания мирового рынка за счет неизбежной, в значительной мере спонтанной, внутренней координации усилий бизнеса, госвласти, науки, СМИ и других общественных институтов.
   Современная Россия к числу этих стран не относится, и еще долго относиться не будет. Даже возможное (?) снижение мировых цен на сырье при обладании неопределенно большой долей мировых сырьевых запасов и при далеко не самых высоких в среднем запросах российских граждан может перевести нас скорее из второй в первую из названных вначале группу не амбициозных стран с недоразвитой промышленностью.
   В этой же связи на положительный эффект от смены поколений при прочих равных (неизменных) условиях тоже, очевидно, рассчитывать не приходится.
   Для того чтобы Россия была в состоянии конкурировать с технологическими лидерами, особенно в части социально-экономического благополучия большинства населения, требуются особые усилия. Наличие финансовых ресурсов и политической воли должно быть обогащено инновационными прорывами в области технологий взаимодействия государственной власти, предпринимательства и гражданского общества.
   Не претендуя, естественно, на глобальное решение этой проблемы, с которой можно справиться только коллективными усилиями, отмечу, что Московская ассоциация предпринимателей и Московская академия государственного и муниципального управления недавно создали совместную Бизнес - школу. Среди поставленных перед ней задач одна из важнейших - нахождение новых конструктивных и продуктивных методов взаимодействия массового бизнеса и власти в деле выработки и реализации государственных программ.
  
   Литература
   1.Молодцов О.В. К вопросу о причинах дефицита позитивного синергизма социальных, экономических и инновационных мотиваций российского общества // Россия державная / Под ред. Ю.М.Осипова, М.М.Гузева, Е.С.Зотовой (экономический факультет МГУ). М.; Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"