Поселился у нас в деревне один странный человек по имени Николай. Странный он хотя бы тем, что жил он один, и никто его не заметил ни в одной сельской компании, при этом, его нельзя было назвать замкнутым и необщительным, вполне комфортный в общении человек, с глубоким взглядом и лицом интеллигента. Близко к себе он никого не подпускал, на вопросы о личной жизни не распространялся. Обычно о себе отвечал не грубо, короткими междометиями, не предполагающими продолжение разговора, но всегда был готов помочь когда его просили об этом, легко и просто разруливал ситуации c односельчанами до того, как они становились конфликтными. В технике Николай был продвинут значительно выше деревенского жителя. Он прибыл к нам не так давно, не был ни чьим знакомым или родственником, никто не знает кто он такой, чем жил раньше и что его привело в нашу глушь. Меня подталкивал какой-то неосознанный интерес разузнать о нём хоть что-то. Вполне понятное любопытство, жить в деревне бок-о-бок со скрытным человеком, с непонятной историей, не очень уютно, и при первой возможности, посещая в качестве дружеского визита, одного влиятельного столичного знакомого, я попросил его выяснить что-нибудь про нашего нового соседа.
Через некоторое время, мне поведали историю, настолько необычную, что я до сих пор нахожусь под впечатлением.
Вот его история.
Николай родился в небольшом сибирском селе. С раннего детства он мечтал о небе. Он любил выходить на холм, с упоением наблюдать за летающими птицами, и распахнув руки сбегать со склона, представляя себя летящим по небу. С младших классов он увлечённо занимался в авиамодельном кружке, старательно выпиливал лобзиком из фанеры части самолётиков, нервюры и лонжероны, клеил и красил. Особенной аккуратностью в рукоделии он не отличался, главный результат не в тщательности исполнения а в неописуемом восторге, когда маленькая моделька взлетает в воздух, а ты, словно маленький аватар, представляешь себя пилотом этого летающего чуда, сделанного своими руками .
К окончанию школы для него не существовало вопроса, куда пойти учиться, конечно же в лётное училище.
Прошли годы. Позади первый прыжок с парашютом, первый полёт на Яке с инструктором, первый полноценно самостоятельный полёт на реактивном самолёте.
Никаких революционных изменений в своей жизни Николай при этом не ощущал. Всё происходящее с ним шло как будто по написанному свыше плану. Всё шло именно так, как он себе представлял в детстве, но однажды одно ошеломляюще революционное событие в его жизни всё же случилось, оно заставило его ощутить реально, как земля уходит из под ног. Это был недолгий разговор с приезжим генералом и приглашение в отряд космонавтов.
С этого момента Николай уже не чувствовал, что живёт в мире детской мечты.
Реальность накатывающей новой космонавтской жизни оказалась куда более впечатляющей и необычной, чем он мог себе представить. Теперь всё стало по новому, и новые методы физподготовки и неизвестная ранее аппаратная часть.
Тело лётчика, виртуозно управляющего сверхзвуковым самолётом, было достаточно подготовлено. Начавшиеся тренировки без осложнений выводили будущего космонавта на новый "космический" уровень, и погружаясь в изучение систем и органов управления космическим кораблём, он иногда скучал по самолётам, вспоминал трепетный восторг полёта. Здесь он уже не ощущал себя пилотом, воздействуя на приборы управления кораблем, космонавт вовсе не управляет им напрямую, как на самолёте, а всего лишь сообщает управляющей системе корабля свои пожелания, и уже система учитывает эти пожелания, увязывая их с текущим состоянием всех своих бесчисленных датчиков и узлов. Конечно, по-другому и быть не может, ограниченный ум человека не в состоянии непосредственно управлять таким огромным комплексом, и если бы не автоматика, то ракеты до сих пор летали бы не дальше потешных фейерверков.
Чем на более высокий уровень подготовки к полетам продвигался Николай, чем больше он становился космонавтом, тем меньше лётчика оставалось в его работе. Конечно он и сейчас, оказавшись в кабине истребителя, показал бы безупречный уровень владения машиной, но теперь, занимая место командира космического корабля в тренажере, он не ожидает в ответ на свои действия прямой реакции ракеты. На уровне созерцателя, собирающего расфокусированным зрением максимум информации о внешней обстановке, одновременно охватывая все индикаторы состояния систем корабля, он лишь слегка корректирует работу этих самых систем. Его человеческий фактор это нелинейный оптимизирующий центр принятия решений, он не пилот, а всего лишь элемент системы.
Такое смещение акцентов в профессиональном поведении не могло не отразиться на мировоззрении Николая. Он с детства был спокоен и уравновешен, эта черта обеспечивала ему глубокое стратегическое видение ситуации при моделировании сценария авиационного боя, и вероятно она явилась одним из факторов его отбора в космическую программу, а теперь к его глубокому спокойствию добавилась и философская хладнокровность. Буддистское выражение "Делай что должен и будь что будет" в данном случае звучит более чем 'к месту'. Он просто делает что должен, исполняет регламенты, и точка.
Прошел не один год, позади сотни программ, сотни экзаменов, и когда пришло его время, уже не было никакого трепета предстоящего космического полёта.
Просто такая работа.
И вот он на финишной прямой. Не забыты традиционные космонавтские почти языческие ритуалы: красноармеец Сухов спас чужой гарем, Песняры увидели землю в иллюминаторе, даже колесо автобуса было помечено должным образом...
Команда идёт на погрузку в корабль, идёт не спеша.
Немного тяжеловатая поступь. Скафандр, защищающий от экстремальных условий в космосе, стесняет движения в условиях земной гравитации, да ещё приходится нести с собой мобильный блок обеспечения жизнедеятельности.
Посадка в корабль не выглядит как-то особо торжественно, просто очередная рутинная процедура, люк открыт, заносится нога внутрь и ставится на первую внутреннюю ступеньку. Каждый космонавт, и опытный и новичок, должны испытывать особенные чувства, заходя внутрь ракеты, готовой оторваться от земной гравитации, и вероятно, снижению напряженности этого момента и служит традиционный благословляющий пендель от главного конструктора, сопровождающего космонавтов прямо до этого самого момента.
Так или иначе, удобное кресло приняло своего хозяина, скафандр подключен к корабельной системе, экипаж к полёту готов.
Все предстартовые проверки пройдены, в наушниках слышен обратный отсчёт - пафосная традиция, придуманная более ста лет назад, когда будущий создатель первой баллистической ракеты, Вернер фон Браун, он же отец американской астронавтики, будучи подростком, прочитал фантастический рассказ про полет женщины на луну. Описанный там обратный отсчет при пуске ракеты произвёл на него такое сильное впечатление, что был им впоследствии наложен на процедуру пуска созданных им немецких баллистических ракет Фау. Потом, уже после войны, немецкие технологии были вывезены вместе со специалистами в США и СССР. Вывезенные немецкие специалисты внедрили эту процедуру обратного отсчета в первые советские и американские ракетные системы, созданные на основе немецких достижений. Так окончательно закрепился обратный отсчет при космических пусках, несмотря на то, что технических причин для него никогда не существовало. Это маленький пример того, как фантастика прошлого влияет на развитие будущего... но мы немного отвлеклись...
Старт прошел штатно, Николай не заметил ничего, что отличалось бы от процедур, отлаженных на бесконечных тренировках, все системы старта отработали безупречно, легкая вибрация без особых толчков переходила в нарастающую силу тяжести.
Вдруг его тело пронзила знакомая с молодости реакция лётчика, способного с закрытыми глазами ощущать изменение положения самолета в пространстве. Его вестибулярный аппарат сообщил ему, что траектория полета ракеты наклоняется, а этого не должно быть сейчас, когда ускорители первой ступени ещё не отработали. Мгновенно запищал зуммер, приборы начали безумный танец с цветомузыкой разнообразных индикаторов. В наушниках зазвучали стандартные для ситуации вопросы и команды. Дурацкие правила международной интеграции наполнили эфир англоязычными словами, стандартными, но бесполезными, съедающими своим дублированием драгоценные секунды. ЦУП видел отклонение траектории, но телеметрия не выдавала никаких отклонений в работе систем ракеты. И автоматикой и специалистами Цупа и самим космонавтом были выполнены все возможные аварийные регламенты, а траектория снижалась всё сильнее. Оставались мгновения до срабатывания САС - системы автоматического спасения экипажа. Осевой поворот корпуса ракеты, уже позволял Николаю видеть в иллюминатор землю во всех подробностях ландшафта, как из самолёта, начавшего снижение перед посадкой.
Непонятна причина той внештатной ситуации. Все тесты были корректно пройдены, все контакты, все провода с тысячами разъёмов, все электронные блоки были исправны до установки ракеты на стартовый стол. И даже во время развития этой нештатной ситуации ЦУП не получал информации о каких либо поломках. Какая-то мистическая неисправность, доказывающая, что огромное количество предполётных примет, традиций и ритуалов очень даже не лишнее в таком сложном процессе, как взлёт ракеты.
Время для Николая замедлилось. Он совершенно ясно понял, что это конец полёта и вероятно конец жизни. Он не был испуган, его подготовленность к любому исходу не оставляла страху никаких шансов, но напряженность возрастала со скоростью вспышки.
Что то в системах корабля претерпело изменения. Экипаж перестал слышать команды с земли, но это уже не воспринималось как проблема, уже и так понятно, что остаётся только ожидать развязки, ибо всё, что можно сделать, уже было сделано. Капсулу с экипажем вот-вот отстрелит спасающая автоматика, или люди сгорят вместе с кораблём, если неисправность коснулась и этой спас-системы.
Траектория ракеты, к этому моменту совершенно очевидно перешла в аварийную кривую и своим горизонтальным градиентом напомнила Николаю его самолётное прошлое. Забавно - проскочила у него мысль - Мечтал о небе больше жизни, и вот он финал жизни, и вот оно небо, сквозь которое не удалось прорваться. И в этот миг наш космонавт с железной психикой, всю мгновенно сформировавшуюся энергию сожаления, все эмоции, досаду, связанную с не оправданными ожиданиями космического полёта, с невыполненной задачей, и не реализованной мечтой, выразил вслух одним единственным возгласом: "ЖАЛЬ !", с протяжкой первого шипящего "ж-ж-ж-ж- аль!".
Это слово оглушительно прогремело в наушниках других членов экипажа, оно прорвалось даже в динамики Цупа, несмотря на то, что связь с экипажем до этого пропадала. Видимо в ракете при взлёте не переключился какой то электронный ключ, не пропустил или заблокировал прохождение команд управления траекторией, а вместо команды управления, подключился к голосовому каналу микрофона командира.
Командирское отчаянное "ЖЖАЛЬ" вызвало нестерпимую боль в ушах членов экипажа, неожиданно громкость возгласа оказалась запредельно высокая. Кроме того, этот возглас прогремел по внутренним цепям всех ступеней ракеты. Характерная шипящая модуляция этого возгласа, поступившая в электромагнитные привода управления рулями и дюзами вместо стандартного сигнала управления, вызвала необычные электромагнитные и механические вибрации. Было похоже, как будто сам корпус ракеты вздохнул этим пронзительным жужжащим возгласом сожаления. Наверное если бы кто-то мог в этот момент находиться недалеко от ракеты, то он услышал бы как ракета вздрогнула с сожалением 'жжжаль!!!'
Дальше случилось совсем невообразимое.
Электромагнитная вибрация, модулированная шипящими звуками, прошла по проводам, электромагнитам, и прочим индуктивным элементам, возбудила электроны в полупроводниках, запустила лавинообразный процесс электронной коммутации, и злополучный ключ перешёл таки в нужное состояние.
Цепь управления рулями восстановилась.
Тут же, мгновенно сработали технические службы, аварийное переподключение прошло автоматически. Оказалось, что топливо стартовых ускорителей после нарушения траектории расходовалось минимально и не было критически израсходовано. Авария, казавшаяся Николаю бесконечной, длилась всего пару секунд, и после восстановления взлётной кривой, сохранились шансы отработать программу полёта штатно.
В целом полет оказался успешным, полётные задачи выполнены, правда изменения разгонной траектории вынудили сделать несколько лишних витков вокруг земли, но это уже штатные, рутинные вещи.
После окончания полёта, Николай выпал из фокуса общественного внимания, будто его и не было вообще. Из отряда космонавтов он ушел. Он исчез для всех, оборвал все контакты и обосновался в нашей, относительно глухой деревушке, занявшись простыми деревенскими делами.
Вот такую неожиданную информацию я получил про своего соседа, и захотел с ним сойтись поближе, расспросить, узнать подробности.
Стараясь по-возможности почаще пересекаться с ним, я не был навязчив, и так или иначе, у нас завязалась не то чтобы дружба, а скорее приятельский контакт, позволяющий помимо стандартных приветствий при встрече, обмениваться парой фраз не только о погоде.
Очень хотелось узнать, как может человек, побывавший на самой вершине технологий, слетавший в космос, спокойно существовать в глухой деревне, как его не распирает от желания быть причастным к великим делам, и ещё много разных вопросов постоянно роились в моей голове, и однажды случай позволил мне завести об этом разговор.
Не спеша я ожидал ситуации, когда мы окажемся с ним вдвоём, без посторонних, и будет много времени для неспешного разговора, и прервать этот разговор ему будет неудобно.
С древних времён известна истина: где есть двое - там обеспечена беседа, где есть трое или больше - более вероятна ссора. Вероятно одной из причин такого шаблона поведения был факт, что на боевых колесницах было только два места, для возницы и воина. И если случалось на колеснице оказаться троим или четверым, то неизбежно возникала теснота и возня за место, что могло привести к падению лишнего пассажира, то есть конфликт неизбежен.
Итак, мы на рыбалке, на озере, вдвоём на лодке. Наша 'колесница' достаточно далеко от людных мест. До дневной расплавляющей жары ещё далеко, клёва нет, и ручеёк нашего разговора мало-по-малу потёк в нужном направлении.
Оказалось, что моя информация верна, и он действительно прошел путь от лётчика винтомоторного самолёта до космонавта-испытателя. По-началу, я с трудом сдерживал волнение, подбирал слова, чтоб не задеть какие-то особо чувствительные моменты, но совсем скоро, его простые и чёткие ответы, без пафоса, просто и ясно отражающие его отношение к череде событий, ввергли меня в состояние подобное катарсису. Я влился в поток его слов, и казалось уже сам видел всё, о чём он говорил, сам был участником описываемой реальности и ощущал её всеми своими органами чувств. Быть может, это игры моего мозга, слишком рано разбуженного для выезда на рыбалку, или гипнотизирующие ритмичные шлепки мелкой волны о надувной борт лодки, или всё вместе... так или иначе, эффект восприятия был потрясающий.
Сейчас, вспоминая этот наш разговор, пытаясь очистить суть полученной информации от эмоций и навеянных образов, пытаюсь вывести сухой остаток в последовательность причин, круто изменивших жизнь Николая.
После каждого завершения космического полёта проводится подробный разбор всех его этапов, изучается работа всех служб, всех блоков, всех датчиков. Эта, и без того обычно не быстрая процедура, в случае его более чем странного полёта, тянулась бесконечно долго.
Вероятных причин странного поведения ракеты было назначено несколько, от неконтролируемого попадания примеси в полупроводник при изготовлении одного из чипов, до дефекта одного из разъёмов на механизме управления направлением тяги. Николай был признан невиновным в возникновении аварийной ситуации, но и героем, спасшим программу полёта его тоже не признали, слишком уж ненаучно и сказочно выглядело совпадение его спасительного возгласа с замыканием 'нужных' контактов, которые привели к вибрации в 'нужных' электромагнитных приводах, и волшебному восстановлению нормальной работы всех систем ракеты.
А самому Николаю было не до выяснения причин, у него в это время развивалась борьба за сохранение управления уже не ракетой, а собственным организмом.
Сразу после приземления оказалось, что он не может встать на ноги. Ноги у него подкашивались и каждая попытка ими пошевелить отзывалась звенящей болью. Как потом рассказывали врачи, во время взлёта он перенёс стресс по силе граничащий с возможностью жизнедеятельности. Врождённый запас живучести и хорошая подготовка гарантировали ему нормальное самочувствие на физическом уровне, но переживания о риске срыва полётной программы, ответственность перед тысячами специалистов, готовящих этот полёт, перед экипажем, перед целой страной, доверившей ему важный этап освоения космоса (а неважных там нет), создали в нём взрыв энергии такой силы, что он чуть не выгорел полностью изнутри. У него закипела кровь. С возвращением на землю, гравитация притянула загустевшую кровь к ногам, и тромбы забили кровеносные потоки. Пока его транспортировали в клинику, тромб оторвался и двинулся по вене, благополучно миновав сердечный клапан. Этот момент он описывал как переход ракеты на баллистическую часть траектории, момент, когда перегрузка сменяется снижением веса: некоторое снижение давления и лёгкое головокружение. Затем тромб направился в лёгкие. В такой момент вся жизнь, что была раньше, меркнет перед жаждой живительного глотка воздуха. Ощущения примерно такие, как если вдохнуть в лёгкие горсть сухих колючих крошек сухаря, когда жжение и спазмы не дают вздохнуть, а кровь, и без того густая, не получая должной порции кислорода превращается в подобие битума. Мозг, перестаёт получать питание. Мозг - он как ракетный двигатель, не может функционировать без окислителя, без кислорода, и в таких ситуациях начинает готовиться к полному отключению. Как винчестер компьютера перед отключением дефрагментирует набитую на него информацию, так и мозг на последних искрах своего функционирования укладывает весь свой опыт в непрерывную цепочку событий, их причин и оценок. Наверное поэтому говорят, что перед смертью человек видит всю свою жизнь, словно на ускоренной перемотке плёнки.
И именно в этот момент Николай совершил свой настоящий полёт. Он явственно ощутил себя вне своего тела, увидев его со стороны во всём его нынешнем незавидном бездыханном положении. Неизвестно сколько это длилось, но вдруг его тело вздрогнуло от дефибриллятора и ожило от этой внешней встряски, прям в точности как та ракета, что чуть не упала, но ожила от вибраций его возгласа, случайно усиленного приводными системами.
Он ощутил каждую частичку оживающего тела, каждый его атом, и понял, осознал, что он, настоящий он - не часть этого тела. Он это что то другое, он живёт в теле, он управляет им, зависит от него примерно также, как космонавт, который находится в ракете, управляет ей, в то же время зависит от неё.
Медицина успела, Николая оживили и вовремя подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких, удалили тромб и провели реабилитационные мероприятия. Спустя пару месяцев, он был точно таким же как до полёта. Внешне. А внутри у него теперь было всё по-новому. Он уже не мог отделаться от ощущения некоторой отчуждённости от своего тела. Тело ему принадлежит, мозг ему принадлежит, мысли - это его мысли, они ему принадлежат... он владеет всем этим, и соответственно сам не может являться всем этим. Нельзя быть одновременно и владельцем и предметом владения, это было бы самопротиворечием. Простая аналогия состоит в том, что человек может иметь машину, управлять этой машиной, но он сам не является этой машиной, он даже не её часть, он её временный владелец, это кое-что другое... Он отдельное мыслящее существо, управляющее этой машиной, и в некоторых ситуациях зависящее от неё.
Такие переживания бесследно не проходят. В поисках своего начала, в поисках ответа на вопрос, если он не тело, не мозг, и не мысли, то кто же тогда, он пришел к неутешительному выводу, что ответа нет. Размышления об этом, чтение книг самых разных философов постоянно открывали новые аспекты мироздания, но каждый раз цель оказывалась призрачно недоступна. Ответ всегда оставался где-то за горизонтом познания.
На каком-то этапе само-исследования, он понял, что ему больше не быть ни космонавтом, ни лётчиком. Какие-либо достижения в материальном проявлении перестали быть важными целями. Он не выбирал, куда перебраться: в другой город или самую глухую деревню, всё получилось само-собой. С этих пор у него всё шло само-собой, а пока его тело жило нормальной деревенской жизнью, он уже находился так далеко, куда человеческие ракеты вряд ли когда-нибудь доберутся.
И поэтому на мой последний вопрос, не тянет ли его вновь летать в небе, он просто и коротко ответил - 'нет', и улыбнулся так, что мне показалось будто улыбнулась вся вселенная.
Не спрашивайте у меня его контакты.
Лучше помогите мне найти ответ на простой вопрос, который мучает меня с тех пор, как мне удалось поближе познакомиться и разговорить Николая: 'Кто я?'
Часть вторая
'Замолчи, чтобы видеть'
'Кто я?' - эта мысль, эта необычная и неконструктивная идея задавать самому себе вопрос без ответа, словно вирус поселилась во мне. Появляются новые логичные вопросы, типа такого: 'Кто тот в ком поселилась эта мысль?'... Таким образом, идея везде искать основу своего 'Я', словно вирус расширяется, приобретает новые формы, завоёвывая себе новые пространства моего мышления...
Прошло некоторое время после крайне необычной беседы с односельчанином Николаем.
По-началу я был очарован рассказом Николая настолько, что пытался на себя примерить метаморфозы его мировоззрения. При этом, одновременно не отпускало ощущение, что я попал в какой-то неестественный, необычный для меня морок. Ну в самом деле, зачем мне, человеку с высшим техническим образованием, на пятёрку сдавшему курс марксистско - ленинской философии, понадобилось копаться в хитросплетениях рассуждений человека, мозг которого подвергся смертельному опыту, и возможно его нейронные связи сформировали особый шизофренический образ мышления. А теперь его идея, явно не помогающая 'строить и жить', поселилась у меня в голове. Как будто мне мало того, что в результате жестокого юмора судьбы, я сам оказался в деревне оторванным от цивилизации, и не считая командировок, вижу мир лишь в экране гаджета, словно подсматриваю через замочную скважину.
Всё же просто, ведь как нас учили: материя - первична, а мысли - это следствия химических реакций в тканях мозга.
Но может быть и не всё так просто. Ведь ещё с молодости я чувствовал разрыв между навязываемым принципом первичности материи и общественном восхвалении эпизодов особенно душевного отношения человека к человеку. Какая может быть душевность, если души нет, есть только материальное тело и химические реакции в мозгу, если духовная составляющая окружающего мира - это что-то неприличное, религиозное, опиум для народа.
Похоже тот диссонанс имел реальные основания, и не только материя определяет сознание, а есть что-то ещё. Ведь я не просто так подхватил идею Николая и думаю теперь над ней чаще чем это считалось бы нормальным. Ведь отозвалась же во мне его история каким-то трепетом, легким звоном колокольчиков, ощущением прикосновения к чему то значимому...
Вот, только что, пару раз вначале опорного аргумента, в предыдущем абзаце, я использовал частицу речи 'ведь' - осколок старинного 'ведаю'. Много тысяч лет назад, свои выводы, полученные в рассуждениях о мироустройстве, древние мудрецы изложили в книгах, которые так и называются 'Веды'. Совпадение? Не похоже. Между санскритом, древним индийским языком, на котором написаны многотомные философские трактаты, и русским языком столько общего, что диву даёшься, и русское 'ведаю' напрямую означает 'постиг веды'.
Тот же корень у 'сведений', у 'заведующего' и даже у 'ведьмы', которая 'веды мает'.
В языке остались зашифрованы осколки древней мудрости и параллели иногда проявляются даже без каких-то усилий с нашей стороны.
Прошло немного времени, я окончательно определился, что не могу считать Николая откровенно сумасшедшим, но и поделиться со своими близкими той завораживающей силой, которую имеет вопрос 'кто я', я не решился, не хотел чтоб на меня стали смотреть криво, и думать, что я тронулся умом. Получилось так, что только с ним я и мог поделиться новостью о том, что его переживания зацепили меня настолько, что неотвратимо становятся частью моего нового образа мышления.
Выбрав один из не самых суетливых дней, я пошел навестить Николая.
Погода стояла хорошая, настоящее бабье лето, он ковырялся во дворе со старенькой бэхой, менял то ли ступицу то ли тормозные колодки. Машина была поднята на домкрате, колесо снято и разные железки валялись в радиусе двух метров, как будто здесь произошел небольшой взрыв, разметавший инструментальный ящик по двору. Николай что-то точил напильником прямо под колёсной аркой. Он поздоровался, и не дожидаясь моего вопроса сказал, что китайский дубль чуть чуть не подходит, и он подгоняет посадочные места.
С моим приходом он отложил своё занятие и я без вступления выпалил ему монолог, что мол я согласен, что реальный мир не соответствует тому образу, который нам формируют с детства, что я - это не моё тело, я нечто более важное, а тело лишь принадлежит мне и я им управляю, я как космонавт в скафандре. Специально для него я применил такое сравнение, помня его космический подвиг. Произнеся несколько фраз, я увидел, что он уже не просто улыбается, а смеётся в полный голос.
Я осёкся и замолчал, позволив ему что-то ответить.
Сквозь смех, он сделал выразительный осмотр меня с головы до ног:
- А ты стал значительно больше.
- Располнел что ли? - Спросил я.
- Нет.
- Ааа, это иносказательность, я стал большим человеком, впитав твои откровения?
- Тем более нет. Ты просто опух. Тебя распирает чувство своей значимости. Ты решил, что случай открыл тебе сакральное знание, и теперь ты 'царь горы'... Говоришь, владеешь своим телом? Очень хорошо. Мне как раз не хватает высоты моего домкрата. Давай ты поднимешь машину, а я брусок подложу под домкрат...
Не можешь? А чего так? Прикажи своему телу, ты же им владеешь, а чисто физически оно может нагрузку и побольше осилить. Не получается? Ну тогда может быть мы продолжим разговор позже, например когда у тебя зуб разболится. Ты придёшь ко мне, мы продолжим беседу, и ты прикажешь своему телу отключить нерв в больном зубе. Сможешь?.. Нет? Ну вот когда сможешь, тогда получишь право утверждать, что тело твоё тебе принадлежит, ты им управляешь и пользуешься, как космонавт своим скафандром.
Пока он говорил, улыбка, оставшаяся после смеха продолжала освещать его лицо. Говорил он это всё тепло, по-дружески, обиды не возникло, а вот интереса стало ещё больше, чем в предыдущей нашей встрече. Видать что-то я понял не так.
- Ну вот, я только недавно принял твой предыдущий рассказ на веру, начал менять свои привычные образы мышления, а ты опять ломаешь... ты всё ломаешь... я чувствую, что мне уже скоро не за что будет ухватиться... ты вон и машину свою ломаешь... ремонт иномарки напильником... - я реально оказался в недоумении. Он продолжил в менее саркастической манере.
- Слушай внимательно, если ты хочешь пойти путём осознавания реальности, тебе надо отучиться делать какие-либо утверждения, научиться жить не хватаясь ни за что. Однако подумай тысячу раз: оно тебе надо? Отдаёшь ли ты себе отчёт, что всё что у тебя есть на данный момент - одни слова, просто новая тема для говорильни. Только твои личные переживания могут открыть тебе новое видение, и как только этот момент настанет, мир для тебя прежним уже не будет. Так вот, для того, чтобы эти новые личные переживания произошли с тобой, ты и задаёшь себе этот вопрос 'кто я'. Но не тужься искать ответ, не подгоняй под него готовые шаблоны, и уж точно не обсуждай свои поиски с кем бы то ни было, а то ненароком примеришь смирительную рубашку. Когда придёт критический момент осознания - неизвестно, да и придёт ли он вообще - не важно. Важно лишь то, что ты сделал выбор и принял направление движения в сторону просветления, начал задавать себе самый главный вопрос. Кстати, услышав историю типа моей, в лучшем случае один из тысячи человек отреагирует возникновением интереса, а из тысячи заинтересовавшихся лишь один пойдёт по этому пути, это не хорошо и не плохо, это означает лишь то, что это путь не для многих. Скажу как в одном фэнтэзийном фильме: 'Таков путь'. Если хочешь, я объявлю тебя избранным, чтобы ты считал, что один из миллиона это именно ты. 'Получи инициацию' - нарочито важно произнёс он, и опять засмеялся, делая смешные пассы в мою сторону.
- Ну вот как тебя понять? Говоря о чём-то запредельном, ты откровенно прикалываешься надо мной. Как же можно такие важные вещи говорить между смехом и улыбками? Как вообще можно шутить говоря о таких важных вещах, как ты можешь спокойно, с выражением безмятежности заниматься подгонкой бракованной железяки, тратить драгоценное время жизни на такую ерунду...
- Слушай, будь проще, не раздувайся от важности, а то лопнешь как мыльный пузырь.
Ты не важен, твоё тело тебе не подчиняется, ты ему не хозяин. Ты просто человек. Твоё тело добродушно приняло тебя к себе, охраняет, оберегает, сохраняет свою работоспособность вопреки твоим разрушающим привычкам. Но пока что ты 'слишком человек', хоть и любопытный. Вот и направляй энергию своего любопытства единственным вопросом к мирозданию и когда нибудь, может быть, ты поймаешь намёк, тень ответа... или... или...
Похоже он решал, что сказать дальше, - или забудь, все, что от меня услышал. Живи как живётся и дурью не майся. Смотри, какая погода замечательная.
Я не унимался:
- Ты же видел по телевизору шоу экстрасенсов, давай я попробую помочь тебе туда попасть, расскажешь всем свою историю, разъяснишь про настоящую реальность, - чем окончательно развеселил собеседника.
- Ну во-первых, я слишком далек от экстрасенсорики. Есть достаточно людей, застрявших в астральных проекциях, это их выбор остаться человеком с частично приоткрытым сознанием. Это их путь. Это для них всякие магические представления с борьбой за всё хорошее против всего плохого. Это способ надолго потеряться в нижних мирах. Не самый простой, не самый лёгкий способ потратить вечность на пустую возню.
Я же не играюсь в магические игры, не общаюсь с сущностями, я в принципе невидим для них, и они меня не интересуют, я прохожу прямым путём, перескакивая через нижние миры.
Почему мне это не интересно? Ну представь, мимо тебя проходит какой-то известный человек, скорее всего интересный собеседник, а вместо того, чтобы завести с ним знакомство и интересную беседу, ты кидаешься на пол, и начинаешь бороться с его тенью, борешься-борешься, а потом включаешь фонарик, показываешь всем, что тень растворилась в свете фонаря и возвещаешь на всю округу, что ты победил представителя тьмы. Что будет в это время делать тот человек? Он постарается максимально дистанцироваться от сумасшедшего 'воина света'. Вот эта борьба с тенями и есть то, что показывают в телешоу, это и есть публичная экстрасенсорика. Сам подумай, зачем тебе телевидение, зачем известность? Эта твоя информация не интересна большинству, я только что сказал тебе, что лишь один из тысячи сможет тебя выслушать, а из тысячи выслушавших лишь один сможет заинтересоваться этой историей, в ней нет интриги, нет победителей и побеждённых, она не будет принята большинством, а тебя негативная или нулевая реакция общества ещё и в депрессию ввергнет, ты же всё ещё жаждешь известности.
- Почему, как ты думаешь, обществу это не интересно?
- А это ты скажи, почему ты не рискнул даже самым близким людям рассказать про опыт, связанный с вопросом 'Кто я'? Вот-вот. Каждому овощу своё время. А на нашем огороде слишком много слишком разных 'овощей'. С твоей жаждой раскрыться обществу, ты опасен для самого себя и в лучшем случае рискуешь скатиться до циркового оккультизма. Тебе вообще нужно научиться поменьше говорить, а по-хорошему и поменьше думать.
- Поменьше думать? Ну это вообще что-то с чем-то. Как это понимать? Я взрослый человек, от моих действий, от моего здравого рассудка зависит материальное благополучие моё и моей семьи, моих детей. Как это меньше думать?- почти закричал я, совершенно запутавшись в услышанном.
- Пока не грузись этим. Чуть позже сам поймёшь и увидишь, что означает факт того, что ты это не твоё тело. Оно, твоё тело будет исправно выполнять все возложенные на него судьбой обязательства без твоего участия. Ты даже удивишься, что без твоего вмешательства, оно будет функционировать ещё лучше, чем когда ты считал себя ответственным за всё. Всё будет делаться само, это ли не чудо? Не веришь? Но ведь ничто не мешает в этом убедиться прямо сейчас. Проверь методом 'от противного', помнишь принцип метода из математики? Подойди дома к ступенькам, ведущим на твою веранду. Остановись. Сосредоточься. Отбрось все свои заботы и начинай подниматься по ступеням. Не так, как ты обычно это делаешь, а строго контролируя каждую мышцу. По возможности конечно. Поиграй в игру, как будто твоё тело это радиоуправляемая игрушка, а ты игрок, и именно ты для каждой мышцы, для каждого её движения жмёшь на своём пульте соответствующую кнопку. Уверен, что если ты честно выполнишь это упражнение, то либо слишком долго будешь подниматься, либо вообще упадёшь и лоб себе расшибёшь. Вот и убедишься, может ли твоё тело функционировать без твоего участия, и ты на самом деле своей суетой помогаешь функционировать своему телу или мешаешь ему.
- Да ведь это раздвоение личности. Как это моё тело без меня будет шагать?
- Ну шагает же..., а ты молодец, и...ну продолжай... задавай резонный вопрос: 'Моё тело шагает без меня, а я тогда кто?'. Видишь, главный то вопрос остаётся главным, все серьёзные рассуждения приводят к нему. Если ты на самом деле будешь регулярно задавать себе вопрос 'Кто я' и не ждать ответа, не подгонять ответ под желаемые формулировки, то со временем, сам не заметишь, что автоматически появится новая аффирмация: 'Я не моё тело'. Это нормально, никакое это не раздвоение личности. Твоя личность целая и невредимая останется с твоим телом и будет продолжать свою нормальную жизнь так, что никто и не заметит, что ты, настоящий 'ты', помаленьку, по капельке будешь возвращать себе своё истинное содержание. Можно было бы сказать чуть точнее: 'возвращать себе истинное божественное начало', но сегодня обойдёмся более простыми формулировками.
- Значит, говоришь, не относиться к себе серьёзно, но выполнять некое условие, мысленное упражнение, и не распространяться о нём? Напоминает детские игры в тайный орден. А где гарантии что моя психика выдержит и я реально не съеду с катушек, зацикливая своё сознание на одну единственную мысль, на одну цель, на решение одного вопроса? И зачем это всё, что мне даст нахождение ответа на этот злополучный вопрос?
- Во первых помни, что если это не твоя судьба, то хоть ты тресни, ничего у тебя не получится, не стоит и напрягаться, значит не пришло ещё твоё время, а если это твоя судьба, значит в своих прошлых жизнях ты себя достаточно подготовил к этой работе, и нет ничего, что могло бы тебе помешать или навредить.
Во вторых, давай помолчим немного. Выдохни. Слышишь гул? Не крути головой, никакой это не самолёт, это рой твоих мыслей забивает окружающее пространство. Для начала тебе надо обуздать шум в твоей голове. Смотри, вот, на твоём лице набухли морщинки, это от важности. Давай ты попробуешь расслабиться и немного побудем в тишине. Закрой глаза...
Только я закрыл глаза и почувствовал, что Николай положил руки мне на плечи, так сразу же начал проваливаться в какую-то пустоту. Это было падение и парение одновременно. Мимо проплывали разноцветные переплетённые конструкции. Какие-то отдалённо знакомые образы. Я видел их во всех подробностях, вроде бы даже узнавал, но не мог понять что это такое. Разуму ухватиться было не за что, разум был как будто парализован. Вдруг я увидел музыку. Да, да, не просто услышал, а почувствовал, и именно увидел. Она выглядела как системный ритмичный узор, живой орнамент из разноцветных завитушек. Формы завитушек гармонируют друг с другом настолько, что если бы эту конструкцию потребовалось сплющить каким-нибудь мегапрессом, то завитушки встроились бы друг в друга и получился бы плотный монолит без пустот. А самое интересное, что цвета отдельных элементов этого орнамента имеют взаимосвязь, ритмично рифмуются между собой. Даже на какой-то миг показалось, что именно в ритме этой цветовой игры зашит смысл всего. Да, да, именно всего... всего мироздания. Возникла идея запомнить всё увиденное и потом реализовать в какой-нибудь цветомузыкальной установке, но почти сразу после этого видение исчезло. Опять вокруг тишина и пустота с проплывающими мимо знакомыми но неописуемыми странными конструкциями.
- Видишь, как важность растворяется в тишине? - глухо издалека пробился голос Николая.
Ещё не отдавая себе отчёта в реальности только что увиденного, я помаленьку приходил в себя. Пошатнулся и едва не упал открыв глаза, словно до этого пребывал в невесомости, а сейчас сила тяжести вернулась. Не помню, дышал ли я всё это время, но сейчас с каждым вздохом я стал ощущать приток новой порции живительной силы. А воздух то в нашей местности оказывается какой замечательный, раньше я как-то не обращал на него внимания...
- Что это было? - спросил я, как только смог составлять звуки в членораздельную речь.
- Небольшой пример того, к каким захватывающим результатам может привести остановка твоего внутреннего болтуна. Я чуть чуть помог тебе остановить твои мысли, это называется 'внутренняя тишина', и ты сразу же увидел другую грань мира.
- Да уж... я на миг почувствовал себя Алисой, проваливающейся в страну чудес.
- Ну да, некие параллели восприятия образов могут иметь место.
- Кстати насчёт образов. Что это было, такое вроде бы знакомое, но там я понять их не смог и даже описать сейчас не возьмусь. Какие-то формы, конструкции...
- Смотри. Ты уже слышал про остановку внутреннего диалога. Я своим касанием помог тебе ненадолго отстраниться от собственных мыслей, а то, что ты видел - это они, те самые твои мысли, которые обычно тебе досаждают, постоянно крутясь у тебя в голове, постоянно наслаиваясь друг на друга, рождая комбинации и сменяя друг друга. Ты имеешь инженерный склад ума, поэтому и мысли свои увидел в образе неких конструкций. Они были отдельно от тебя, в тот момент ты не был их пленником, ты лишь осознавал, их как что-то знакомое, почти родное. Оторвавшись от тебя, они на какое-то время перестали высасывать твою энергию на своё существование и у тебя появилась сила заглянуть за грань обыденной реальности.
- Да, это было незабываемо. Как ты это сделал, ты передал мне своими руками какую-то энергию, какой-то заряд, столкнувший меня в мир галлюцинаций?
- Ну что ты, ничего я не делал, может быть ты накануне поел грибов каких-то не тех, а прямо сейчас их псилоцибин начал своё действие... - он лукаво улыбнулся, однако шутливая форма менялась на невозмутимо спокойное пояснение: - Это не были галлюцинации. Ты оказался в состоянии измененного сознания, и это произошло не случайно, к этому нужно или иметь природную склонность или быть подготовленным. Большинство твоих односельчан ничего бы не поняли и не почувствовали, и при более мощном силовом воздействии. Это всё твоё сознание, грубо говоря, всё в твоей голове, ты же не на экране смартфона увидел эти чудеса, ты их реально пережил. Именно ты там побывал, пока твоё тело оставалось здесь, рядом со мной. Некоторые экспериментаторы подготавливают себя с помощью разных растений, грибов и прочего. Они действительно используют различные психоактивные вещества, чтобы изменить настройки своего сознания и увидеть необычные картинки, но в их случае это действительно галлюцинации. Получая неестественное, вымученное состояние, они зачастую становятся рабами этих веществ, а то состояние, что ты только что пережил, для тебя оказалось простым и естественным и в стимуляторах не нуждалось. Это очень близко к бестелесному опыту. Однако напоминаю, не важничай. Это даже не начало пути, это лёгкая прогулка, экскурсия, демонстрация многогранности мира, а у тебя совершенно случайно оказалась контрамарка на это представление. Задаванием вопроса 'Кто я' без ожидания ответа, ты будешь превращать себя из зрителя в актёра и режиссёра этого замечательного спектакля.
- А музыка? Я ощущал какую-то фантастическую музыку, она состояла из совершенства геометрических форм и игры разноцветных сполохов, рифмующихся по смыслу, по цвету и даже по ритму. Жаль, что конкретнее не могу это описать, хотя изо всех сил пытался запомнить.
- Тебе несказанно повезло, что именно в этот раз, в нужное время к тебе пришла эта музыка. Теперь ты знаешь не только то, что мысли можно останавливать, отстраняться от них и наблюдать их со стороны, но и то, что наблюдая приходящие образы, не нужно их пытаться анализировать. Анализ - это уже новые мысли, новые внутренние диалоги, новый мусор в голове, новые потоки уходящей от тебя энергии. Как только ты пытаешься проанализировать увиденное своим обычным человеческим разумом, оно исчезает. Оставайся непредвзятым наблюдателем. Просто наслаждайся, пока не накопишь достаточно сил для перехода на новый уровень, когда сам сможешь выбирать для созерцания отдельные предметы и даже создавать... целые миры.
- Но всё-таки, не мог же я сам внутри своей головы родить такое музыкальное совершенство, у меня и слуха то нет.
Он опять улыбнулся.
- Пока ты стоял столбом с закрытыми глазами, мимо проехали соседи, у них в машине играла какая-то дешевая попса. Конечно не эта музыка у тебя была, и не создавал ты её в своей голове. Наш мир - мир идей. Пока ты был в трансе, и не мешал своему телу, оно услышало, что играет какая-то музыка и настроилось на идею под названием 'музыка'. Считай, как будто ты настроил свои приёмники на музыкальную волну, и вселенная тебя одарила одним из своих бесчисленных музыкальных калейдоскопов. Кстати, если бы ты не был полностью освобождён от своих мыслей, то именно попсу из машины и услышал бы, без той вселенской многомерной гармонии, которая явилась тебе. Теперь понимаешь, какие горизонты осознавания открывает внутренняя тишина?
На этом тот эпизод общения завершился.
Николай самозабвенно продолжил работать напильником, а я медленно побрёл домой, раскладывая по полочкам сознания новые впечатления, думая о том, в какие же миры он может путешествовать, если так легко неподготовленному мне смог организовать такое захватывающее представление. Сегодня мне стало немного понятнее, что после того, как у него появился реальный доступ к многомерной вселенной, ему было уже не сложно поменять нахождение на вершине технократической цивилизации на простую жизнь в деревне.
'... Так ли я уверен, что мне нужно знать ответ, Просто я часть мира, которого нет...', - почему-то вдруг вспомнилось из раннего Майка Науменко.
Часть третья
"Вибрации"
Я открыл глаза и ничего не увидел. Полный мрак вокруг. Тело дергалось и неровно дрожало, отзываясь на чрезмерное охлаждение, именно эта дрожь и разбудила меня.
Разбудила ли?
Это вполне мог быть другой уровень сна, когда спишь и во сне видишь сон.
Если бы вибрация тела была более-менее равномерной, я бы к ней быстро привык, сонное восприятие вписало бы её в сценарий очередного сновидения, но нет, тело вздрагивало вызывающе неритмично, как будто изо всех сил пыталось меня разбудить. В конце-концов, разум приобрёл ощущения реальности, и я проснулся, обнаружив своё тело дрожащим от холода, лежащим в постели, влажной от испарины. Так бывает, когда тело потеет словно в парилке и мёрзнет одновременно, поймав простудный вирус. В этом случае одни механизмы тела автоматически поднимают температуру, чтобы ускорить химические реакции, помогающие уничтожить вируса-пришельца, а транспирационная автоматика пытается охладить тело, испаряя влагу с поверхности кожи.
Некоторое время понадобилось для анализа ощущений.
Нет, это не простуда, повышенной температуры нет. Видимо нарушение баланса организма было незначительным или это был случайный сбой системы терморегулирования, во всяком случае, сейчас всё в порядке,
Оставалось понять где я нахожусь.
Огляделся по сторонам.
Привычных огоньков нет, звуков не слышно. Полный мрак и тишина.
Появилось беспокойство, захотелось вскочить и обшарить всё вокруг, выяснить где я нахожусь, и почему ничего не видно... но тут же, почти сразу возникла мысль о том, что это именно то состояние за которым я долго охотился, то, что нужно, с чем можно поработать.
Я вроде бы не пьян и не голоден, мне достаточно тепло и есть чем дышать, воздух чист и свеж, беспокоиться не о чем. Некоторые люди прилагают усилия, чтобы хоть иногда побыть наедине с собой, периодически устраивая себе освобождение от повседневных забот, отключая средства коммуникации с внешним миром или уходя подальше от цивилизации, а здесь уже есть всё необходимое: есть я, есть моё сознание и как будто нет никаких внешних раздражителей.
Тело подсыхало и успокаивалось, переставая дрожать.
Всё хорошо.
Или нет?
Стоило только перестать анализировать внешние ощущения, так начали приходить мысли и переживания о событиях прошлого и беспокойства о будущем. Начавшись робко, вал из мысленной мешанины начинал набирать обороты.
Чтобы заглушить эту какофонию, обычно я включаю радио или телевизор, чтобы они своими звуками перекрывали бурление мыслей в голове, однако нет ни одного огонька, свидетельствующего о присутствии какого-нибудь гаджета.
От скатывания в привычную мысленную какофонию спасло то, что мозг не успел разогнаться, мысли были вялыми, удавалось не впускать их глубоко внутрь сознания.
Приняв сложившиеся условия за удачное стечение обстоятельств, я начал упражнения по остановке мыслей. В течение долгого времени я пытался это практиковать, хотя усилия ни к чему интересному не приводили.
Было удивительное чувство, что начало что-то получаться, голова становилась всё более пустой. Постепенно пришло такое состояние, что мыслей не стало совсем, они не были остановлены полностью, но оказались как бы не во мне, а где-то рядом. Когда год назад мой приятель помог мне отделиться от продуктов моей собственной мысленной деятельности, то это был совсем другой опыт. Там было как мультик, чужой опыт, который я не смог повторить, как ни старался. Со временем, весь тот опыт стал казаться мне не настоящим, гипнотически навязанным сновидением.
Сейчас же я реально ощутил себя не просто пустым. Я был вовлечен в разворачивающееся вокруг действие. Рядом, вокруг, на сколько хватало внимания, копошились некие бесформенные существа. Это были словно сгустки тумана с неяркими цветовыми оттенками, блёклыми настолько, как если бы художник хотел подчеркнуть их разнообразие, но красок катастрофически не хватало, и он их многократно разбавлял, рисуя эту призрачную реальность. Если бы очертания этих существ были менее расплывчатые, то я бы сказал, что они были похожи на амёб, змеек, пиявок и морских звёзд, в тех образах, как они обычно представлены в детских учебниках. Эти контуры были лишь намёками, слегка угадывались в размытых границах.
Живность была везде вокруг, на расстоянии чуть большем, чем потребовалось бы чтобы к ней прикоснуться. Словно меня окружал невидимый кокон - прозрачная, непроницаемая сфера, отделяющая меня от этого мира. Очень необычное состояние.
Ощущение внутренней пустоты пришло вместе с лёгкостью и силой.
Сила проявлялась в том, что я оказался не просто наблюдателем. Без каких-либо мысленных приказов и команд, я мог воздействовать на обстановку вокруг. Простым направлением воли, я представлял, какое будет возникать движение и в тоже самое время наблюдал это движение в действии. Это не была материализация мыслей, их то как раз не было. Не было задумки и последующей реализации. Каждый раз, я заранее знал что произойдёт, проявление моей воли реализовывалось в тот же миг, когда эта воля была сформирована. Постороннему наблюдателю, если бы он смог там быть, не удалось бы разделить причину и следствие, какую бы временную линзу он не применил.
Шевелящиеся призрачные существа изменяли своё движение и подплывали ближе, стоило мне лишь сфокусировать на них своё внимание. Эти существа иногда даже устраивали своеобразную борьбу, оспаривая лидерство, борясь за право пробраться поближе, когда моё внимание было направлено в их сектор пространства. Я игрался с ними без азарта, просто заставляя их перемещаться усилием своей воли, устраивал непрерывное шевеление. При их приближении, я спокойно менял фокус своего внимания в другую сторону, и видел, как те, что только что изо всех своих призрачных сил старались подплыть ко мне, теряли всякий интерес, и разворачиваясь отдалялись, а с нового сектора внимания, начинали приближаться другие. Хода времени не ощущалось. Эта игра, как казалось, длилась долго, пока не пришло осмысление того, что это состояние аналогично тому, которое я долго и безрезультатно пытался воспроизвести. "Вот как оказывается на самом деле выглядят мысли, когда они выходят из привычных ячеек нейросети мозга - это же живые существа а не неподвижные замысловатые конструкции" - подумал я, и эта мысль сбила фокус наблюдаемой картины. Совершенно нечаянно в сознании запустился процесс думания. Наверное не следовало ослаблять контроль, это было ошибкой по неопытности. Как только я начал думать и анализировать, в тот самый миг, призрачный мир начал становиться более прозрачным, моя сфера, которая вначале мне показалась неприступной границей миров, тоже начала растворяться, и в этот миг одно из туманных созданий, имеющее бирюзовый оттенок, проникло внутрь моей защитной сферы. Я был полностью захвачен наблюдением происходящего, было очень интересно, что это такое, хотелось повнимательнее рассмотреть обитателя этого необычного мира, может быть установить с ним контакт, может быть даже потрогать его руками... Вот только я оказался немало обескуражен, не найдя эти самые свои руки. Не знаю как я выглядел со стороны в тот миг, однозначно, рук у меня не было!
Бирюзовая дымчатая амёба приблизилась, и странно пообщалась со мной. Не могу найти словесного описания этого взаимодействия, но от него шло специфическое излучение. Ощущение было аналогичное тому, которое бывало, когда я смотрел в глаза своей любимой собаке, пока она была жива. Это был мощный ротвейлер. Она была настолько мощной, что её любимыми игрушками были пустые железные двухсотлитровые бочки. Когда она гоняла их по территории склада, отобрать их было невозможно. Её игра приводила в ужас случайных зрителей. А для меня это был милый пушистый друг. В её взгляде были одновременно и животная сила, способная защитить хозяина если потребуется, и любовь и забота, и игривая шалость, приглашающая поиграть, как бы спрашивающая разрешение пошалить... Это было мимолётное ощущение, но я погрузился в него очень глубоко, и похоже, что растекающаяся благость моей реакции на воспоминание о четвероногом друге была воспринята существом как сигнал на одобрение контакта.
И я почувствовал его прикосновение.
Оно заходило на меня со стороны ног, с той стороны моего существа, которое обыкновенно я ощущаю как ноги. Необычное соприкосновение бесформенного существа с моим телом, которое на тот момент почему то тоже было бесформенным.
Это было как необычный удар током.
Необычный в том смысле, что скорость этого тока была в тысячи раз медленнее обычного электричества. Как удар шокером, показанный в сильно замедленной съёмке. Были ли другие контактные ощущения после этого первого шокового прикосновения, я не помню, но отчетливо помню, что волна по моему телу прошла настолько интенсивная, что явственно чувствовалось шевеление волос на голове, прямо как будто это происходило на физическом уровне.
Не могу с полной уверенностью утверждать что происходило. Может быть это существо поглотило меня полностью, а может быть я его... а может быть мы объединились с ним, растворились друг в друге, превратившись в одно какое-то новое существо...
Конечно-же, будучи полностью погруженным в ощущения, я не анализировал происходящее, просто наблюдал. Думание опять отошло на второй-третий план, и наверное поэтому окружающий призрачный мир постепенно возвращался в фокус моего видения, но сейчас кое-что было по-другому. Как будто совсем не стало сферы, разделяющей миры. Однако мне не приходилось об этом беспокоиться, бесформенные существа перестали проявлять ко мне интерес. Теперь от моего внимания они не стремились ко мне, а немного вздрагивали и лениво перекатывались с бока на бок.
Существа, только что контактировавшего со мной, не было видно.
Я ощутил себя похожим на лампочку. Это была не современная холодная светодиодная светилка, и даже не лампа накаливания, это был сферический факел дуговой электросварки.
Постепенно я превратился в маленькое солнце, равномерно во все стороны излучающее свет и тепло. Странные обитатели этого необычного мира, получая этот свет, поворачивались ко мне разными сторонами словно в каком-то сонном медленном ритме. Либо они получали удовольствие от моего излучения, либо этот свет их обжигал, и они разворачивались, каждый раз подставляя другой, уже остывший бок. Постепенно они становились всё более бесформенными, всё меньше становились их цветовые различия. Потом они и вовсе перестали различаться, и всё пространство вокруг превратилось в равномерный, одинаково везде присутствующий свет.
Я сам начинал растворяться в этом свете.
Опять прорвалось думание. Неуёмная манера всё анализировать, запустила мысли том, что может означать этот свет. И в этот миг кое-что случилось.
Какая-то неимоверной силы пружина втянула меня обратно в обычное человеческое состояние. Я ощутил себя обычным человеком, с руками и ногами, лежащим на жесткой постели.
Сразу же ко мне вернулся мой обычный вес, и я провалился, солидно продавив свою лежанку. Может быть на физическом уровне просто тело дёрнулось во сне, но тогда мне показалось, что я, материализовавшись из невесомости, реально рухнул под тяжестью резко появившейся гравитации.
Привычный мыслительный процесс, обычно изматывающий своими повторяющимися версиями переживаний долго не возвращался. Тишина и покой. Какое-то молчаливое умиротворение. Оно продолжалось некоторое время, а потом плавно перенесло меня в глубокий сон без сновидений.
Окончательно я пробудился, когда уже встало солнце, и очень удивился тому, как глубоко заблудилось моё сознание этой ночью, когда проснувшись, я напрочь забыл, что нахожусь в непривычной обстановке и даже не понимал, что лежу в палатке на природе. Видимо редкая вылазка на природу и долгая пешая часть маршрута меня утомили и впечатлили настолько сильно, что мозг этого не вынес и отключился. Удивился тому, как проснувшись среди ночи не услышал никаких звуков природы, которые могли бы напомнить, что я в походе. Вспомнил, как расстроился, не увидев среди ночи своей привычной домашней обстановки, красного светодиода телевизора, манящего "включи меня".
Это была спланированная пол-года назад поездка на озеро за сотни километров от дома.
Нет, я вообще не любитель бродить с рюкзаком и жить в палатке.
Это не про походы, здесь немного другая история,
И вот эту историю я намерен изложить далее.
***
Прошло более года с тех пор, как Николай ненадолго столкнул меня в состояние изменённого сознания, лишь слегка прикоснувшись к моим плечам. Мне понадобилось довольно много времени, чтобы смириться с полученными впечатлениями. Я прошел через широкий диапазон впечатлений, от первоначального шока до полного неприятия реальности впечатлений. Потом были почти фанатичные поиски методик и упражнений для самостоятельного входа в это состояние. Сначала я изо всех сил пытался воспроизвести в своём воображении полученные картинки, но всё было не то, просто фантазии. Я несколько раз встречался с Николаем, настаивая на том, чтобы он взял надо мной шефство, научил и дал правильные упражнения, приводящие к таким видениям. Он лишь разводил руками, утверждая, что он не может быть учителем по какой-то странной, как казалось надуманной причине, типа того, что он не является в полной мере тем человеком, которого я вижу перед собой, и ему нечему меня учить, потому, что нет никакого учения...
Какая-то бессмыслица, отговорка.
Он говорил, что то, что я увидел с его помощью - это были никакие не видения, а особенное состояние сознания, и самостоятельно я смогу входить в это состояние лишь тогда, когда придёт время и моя природа будет ему соответствовать. Его объяснения казались мне косноязычными и непонятными. В конце концов я разозлился на него за то, что не хотел стать моим учителем. Разозлился и на себя за собственное бессилие реализовать свою же заинтересованность.
В конце концов я прекратил с ним общаться, полностью погрузившись в монотонную рутину обычных ежедневных забот.
Через некоторое время мы с ним случайно пересеклись, встретились в одной местной конторе, пункте выдачи маркетплейса, куда оба зашли за своими посылками. Мы обменялись приветствиями и довольно неплохо пообщались, проявляя интерес к жизненным и бытовым обстоятельствам друг друга. По-началу был некий дискомфорт, я понимал, что не слишком по-доброму прервал едва начинающие складываться приятельские отношения, но его открытая приветливость развеяла это напряжение, и у меня словно распечатался ранее законсервированный интерес к его рассказам и пояснениям, к его необычному видению мира. И как-то само собой наше общение восстановилось и приобрело довольно стабильный характер. Наиболее удобной формой общения оказалась совместная рыбалка, прямо как в ту первую встречу, когда он посвятил меня в сногсшибающие подробности трансформации своей биографии. Неторопливое наблюдение за поклёвкой и отсутствие суеты позволяли беседе освещать интересуемые аспекты любых тем во всей полноте, без ограничения количества вопросов и пояснений. Николай без напряжения общался со мной, не было ни одной темы, в которой бы он забуксовал. Казалось, что он способен обсудить и прокомментировать всё, от науки и религий до сельскохозяйственной техники. А он чувствовал, когда я перегружался непривычной информацией и переходил на юмор. По негласной договорённости, мы больше не повторяли экспериментов по расширению моего сознания. Я решил больше не пытаться всё "примерять на себя", и ограничился получением его знания на ментальном уровне. Ну и конечно же, наше общение нельзя было назвать "обучением". Были встречи, когда темы обсуждались самые обычные, бытовые. Были и такие, когда мы вообще не разговаривали. Реально молча рыбачили, но и такие рыбалки все-равно не были просто "походами за рыбой". Находясь рядом с ним я словно получал заряд позитивной энергии, даже без разговоров.
На одной такой рыбалке мы затронули одну сложную тему, из тех которые обычно не имеют логического разрешения объективными фактами. Он утверждал, что если не вся, то по крайней мере большая часть нашей реальности не является реальной. В силу ограниченности сенсорного восприятия, человек не получает большей части информации об окружающей реальности, а навязанные шаблоны дорисовывают в его сознании картину мира, практически создавая симуляцию.
Я активно сопротивлялся как мог, приводил доводы, известные мне из материалистической философии, с которой хоть и сам не согласен во многом, но её мне вдалбливали с детства, а другой стройной теории всерьёз изучать не довелось. Он не возражал против моей отчаянной борьбы за сохранение своей картины мира, и в какой-то момент предложил отложить тему и запланировать выезд в горы, чтобы в условиях более глубокого отвлечения от ежедневных забот продолжить обсуждение такого непростого вопроса, как истинная картина мира.
Иногда мой собеседник шутил надо мной, предлагая не обидные, хотя и не всегда уместные аналогии моих измышлений, и когда он предложил поехать в горы для разговора на тему реальности мира, я решил ответить ему встречной шуткой и разыграл сцену из фильма "Матрица" с выбором у главного героя между синей и красной таблеткой, выбором между тем, получит он знание о реальном мире или останется в плену иллюзий. Видимо Николай того фильма не видел, или умело сделал вид, что не понимает, насколько моя шутка соответствует контексту, но он дал понять, что идея выбора ему понравилась, на том мы и порешили. Приблизительно через полгода обстоятельства позволили нам сбежать от всех на несколько дней, и мы отправились в горы.
Мы сознательно отказались ехать на машине, взяли минимум снаряжения и поехали на перекладных, как самые настоящие туристы. Не скажу что это было комфортно, но такова была затея инициатора, пришлось смириться. Похоже он планировал измотать меня по максимуму, чтоб я меньше сопротивлялся его теории, когда дело дойдёт до беседы.
Часть пути была проделана на электричке, потом были автобус, попутка и пеший маршрут, показавшийся бесконечным. И вот наконец-то мы на месте.
- Место обалденное - произнёс я, борясь с непривычно разливающейся по всему телу усталостью. Это не было дежурной заготовленной фразой, место действительно было волшебным. Мы находились на возвышенности, ниже открывался вид на совершенно круглое озеро, почти светящееся в лучах приготовившегося к закату солнца. Невысокие горы вокруг, со склонами всех оттенков зелёного излучали неподвижное величественное спокойствие.
- Когда-нибудь здесь поставят многозвёздочный отель, проложат автобан, забетонируют окрестности и превратят этот заповедник в дискотеку... но это будет позже. А пока всё это на пару дней только наше - ответил Николай и скинул поклажу, тем самым дав понять, что мы остановимся именно здесь.
- Погоди, а разве мы не спустимся к воде для рыбалки?
- Может быть завтра. Давай располагаться, скоро стемнеет. Ставь палатки, а я осмотрю окрестности, попробую собрать для тебя настоящий горный чай. Костёр не разводи, вскипятим воду газовой горелкой - он взял пустые бутылки, воду из которых мы выпили пока шли, и ушел, оставив меня организовывать место ночлега. Мне в первый раз в жизни пришлось самостоятельно разбираться с обустройством лагеря и установкой модных китайских палаток. Пришлось напрячь интуицию, и похоже что всё было сделано достаточно правильно, критики не было, и бытовых вопросов в последствии не возникало.
Этот вечер ничем примечательным не запомнился. Николай принёс воду, листья смородины и бадана, и когда уже смеркалось, мы напившись чая, разошлись по палаткам. Ни на какие разговоры сил не оставалось.
Утро оказалось чуть более свежим, чем предполагалось, приятно бодрило.
Я рассказал Николаю о потерянном среди ночи ощущении реальности и о необычном опыте взаимодействия с существом из другого мира. Он выслушал очень внимательно, иногда задавая уточняющие вопросы, потом задумался, и сказал, что всё в порядке, нет повода для беспокойства, и сегодняшний день будет даже проще, чем он первоначально предполагал.
- И всё? Нет повода для беспокойства? И только то? - я был обескуражен такой его реакцией, вернее отсутствию какой-бы то ни было реакции. Не похвалил, не сказал ни слова поддержки и одобрения моего первого самостоятельного опыта, вместо этого выдал что-то о каком-то беспокойстве, для которого вроде бы и нет повода, но само произношение этой фразы уже приводит к появлению того самого беспокойства.
- Пока всё - отрезал он, и ушел в глубокую задумчивость, как делает обычно, готовя ответ на сложный вопрос. После довольно долгой паузы, он продолжил: - В принципе, есть вариант, что это вообще всё. Можно свернуть лагерь и возвращаться. Ты слишком нетерпелив, а я был не осторожен, открывая тебе новые границы сознания, не раскрывая все аспекты, возможные опасности. Ты решил, что путешествия в тонкие миры заменят тебе голливудские фильмы фэнтези и ты будешь шляться туда-сюда по мультивселенной просто ради развлечения? А что будешь делать, когда столкнёшься с силой, которая тебе неведома? Протянешь руку за сладким пирожком, а он вдруг окажется не на тарелке, а в раскалённой духовке? Станешь кушать пирожок, а в начинке твоя жареная рука. Повезёт ли тебе как сегодня? Сегодня тебе предложили совместную светимость, и ты повёлся, как телёнок, которого ведут заманивая вкусной травкой неизвестно куда, может быть и на забой. Хорошо, что в этот раз было не так. А что будешь делать, когда столкнёшься не с дружественной сущностью, и окажешься блюдом на завтрак? Сумеешь убежать или что, закроешь ладонями глаза и просто скажешь что тебя тут нет? Кстати хороший приём, представить, что ты в домике... но стоп! Всему своё время. Насчёт завтрака. Самое время.
Мы планировали не полноценный турпоход, а скорее пикник на удалёнке, и чтобы не отвлекаться на поиски и приготовление пищи, необходимый минимум принесли с собой в виде сухпайка. После завтрака, неуклюже и непривычно медленно начинался разговор. Я думал, что мы обсудим события сегодняшней ночи, однако Николай уверенно приближался к заранее запланированному покушению на мою картину мира.
- Так почему ты уверен, что мир, который окружает тебя, реален. Какие ваши доказательства? - неожиданно спросил он, не без доли присущего ему юмора, прервав весь предыдущий контекст.
- Потому что я его ощущаю. Помнишь, "объективная реальность, данная нам в ощущениях"
- Хороший заход, вот об этих твоих ощущениях мы и поговорим. Какие ощущения ты получаешь? Начнём с органов слуха. Слух позволяет тебе воспринимать звуковые колебания, поперечные волны в воздушной среде, от двадцати до двадцати тысяч колебаний в секунду. Допустим, ты слушаешь красивую музыку, записанную на плёнку, пластинку, диск... не важно. Музыка доставляет тебе удовольствие, ты отмечаешь её гармоничный и мелодичный состав. А если в какой-то миг эквалайзер на твоём гаджете отключит пропускание всех частот выше, скажем, нескольких сот колебаний в секунду. Что ты будешь слышать? Сохранится ли гармония воспринимаемой музыкальной картины? Музыка не изменилась, запись осталась прежней, а изменение свойств твоего звуковоспроизводящего аппарата изменила твоё восприятие настолько, что в лучшем случае ты почувствуешь какие-то ударные, да и то без перкуссии. А если каждому, абсолютно каждому новорождённому вставлять в голову такой эквалайзер при рождении, то по прошествии пары поколений, когда все люди будут слышать частоты не выше нескольких сотен герц, человечество уже не сможет всем своим сообществом воспринимать музыку. Что произойдёт тогда с объективной реальностью? Не услышишь музыку ты, не услышит никто другой. Объективная реальность изменится, музыкой люди будут считать ритмические композиции, и останутся лишь легенды о древних людях, умеющих воспринимать нечто неописуемое, ни с чем не сравнимое, да может быть некоторое время ещё археологи будут находить странные инструменты с неизвестным принципом действия.
Если нет возражений, то этот мысленный эксперимент поставим на полочку с фактами в качестве первого экспоната.
Теперь посмотри на красоту вокруг. Красиво? Чувствуешь гармонию?
- Конечно - не мог я не согласиться - Не просто красиво, волшебно. Спасибо тебе за этот поход, в любом случае я уже удовлетворён созерцанием этой природной жемчужины.
- Не распаляйся... на, вот, посмотри вокруг через этот красный светофильтр, я его специально прихватил с собой. Уверен, ты не будешь оспаривать, что ограничив спектр поступаемой зрительной информации, мы очень сильно ограничим наше видение мира. И сейчас я говорю не об утрачиваемой красоте с переходом на монохромную картину мира, а об утрате содержательного наполнения, о потере части информации, которую наши сенсоры считывают с окружающего пространства. Вот например, посмотри на этот текст - он поднёс мне к глазам обрывок бумаги, на котором ничего не было написано.
- Нет тут никакого текста
- Вот это я и имею ввиду. А теперь убери светофильтр.
Я снял очки с красными стёклами. Перед глазами маячила бумажка с жирным смайликом, который был нарисован красным маркером.
- Сможешь ли ты доказать людям, которые с рождения имели этот красный светофильтр в глазах, что здесь есть надпись? В объективной реальности людей, с рождения воспринимающих только красную часть спектра, не будет этой надписи, и никак ты их переубедить не сможешь. Важно лишь, чтобы такие 'красновидящие' люди были повсеместно, и шаблон их восприятия мира формировался с детства, не искажаясь возражениями людей видящих полный спектр. Окружающий мир объективно станет другим, в оттенках от черного до красного. Скорее всего очень скоро само понятие "красный" перестанет существовать, останется только понятие "яркость", а многие предметы исчезнут из описания мира, а значит и из объективной реальности.
- Неожиданный момент, я считал цвета радуги одной из основ нашего физического мира, я помню, как много внимания этому уделял великий Ньютон.
- Увы, наше разделение белого света на цвета радуги, это самая настоящая общепринятая условность. Радуга, вернее описание цветов видимого света при преломлении - это самый настоящий шаблон, сформулированный, облеченный в системные словесные выражения сэром Исааком Ньютоном. На самом деле, в природе нет никаких цветов в строгом смысле физического понятия. Есть излучение или отражение энергии, колеблющейся с разными частотами. Например, сетчатка глаза человека принимая электромагнитное излучение частотой 560 миллиардов колебаний в секунду выдаёт в нервный канал, идущий к мозгу, специфический сигнал, что-то вроде морзянки. Электрический сигнал, синапсическую морзянку, комбинацию единичек и ноликов, не более. И всё на этом, зрительная функция закончена, отработана. Далее мозг принимает этот сигнал и запоминает объекты, соответствующие появлению именно этой морзянки. С самого детства всё окружение человека навязывает его мозгу шаблон, в соответствии с которым получив именно этот сигнал, он должен рисовать в своём воображении цвет, который все называют "зелёный".
Потому, что в мозгу существует шаблон восприятия, в соответствии с которым объекты, излучающие колебания частотой 560 терагерц надо называть 'зелёными'.
Если бы все, абсолютно все, в один миг, стали называть его по другому, например 'розовым', то через два-три поколения, в объективной реальности само по себе понятие 'зелёный' не существовало бы, а трава и листва деревьев могли бы быть волшебного розового цвета.
И такая история происходит с любым другим цветом радуги. Видимые образы мы воспринимаем сетчаткой глаза, которая реагирует на колебания от четырёхсот до восьмисот терагерц, и отправляет в мозг сигналы, в которых каждая конкретная частота принятого излучения соответствует своей конкретной морзянке в нервном канале. Уже в мозгу сигналы сравниваются с шаблоном, и лишь после этого сравнения каждому принятому излучению присваивается понятие "цвет такой-то". Вот уже второй факт можно положить а полочку: первый о том, что мы слышим то, что ожидаем услышать, и второй - мы видим лишь то, что ожидаем увидеть, и к объективной реальности это почти не имеет никакого отношения.
Кстати, тебе сейчас не холодно?
- Да нет же, вон наоборот, солнце уже припекать начало.
- Значит помимо упомянутых колебаний звука и света, ты ощущаешь всем своим телом колебания инфракрасные, а это уже от ста пятидесяти миллиардов до четырехсот триллионов герц, то есть колебаний в секунду. А знаешь, даже восприятие температуры в большой степени не объективно и тоже подчиняется шаблону. В литературе описан случай, как в одном из рефрижераторных судов торгового флота случайно закрыли в реф-контейнере одного матроса. Тот контейнер был уже почти полностью разгружен в одном из промежуточных портов, там оставалось достаточно продуктов, но все они были не скоропортящиеся, и холодильник этого контейнера отключили. Через двадцать дней контейнер открыли и обнаружили там матроса, умершего не от жажды и голода, продуктов там было достаточно, а от переохлаждения. Он не просто переохладился, он окоченел, хотя температура там была очень комфортная, чуть ниже двадцати градусов. Шаблон матроса утвердил факт, что будучи закрытым внутри холодильника, он обязательно замерзнет, и его объективная реальность была настолько холодной, что он получил обморожение при комнатной температуре... Или вот ещё, если захочешь, дам тебе почитать фото-распечатку одного спиритического дореволюционного журнала. Там описано одно интересное упражнение. Обучающийся кладёт на руку монету и в процессе медитации представляет, что она нагревается. Особо чувствительные люди получали не только покраснения, но и даже ожоги. Их картина мира предполагает управление температурой материальных объектов, и вряд ли их устроила бы термодинамика из наших современных учебников физики.
Пусть это будет третий запротоколированный факт, поставим его на полочку...
Вот так, разобравшись досконально с каждым нашим ощущением, мы поймём, что реальность, данная нам в ощущениях, не является объективной, вся наша картина мира - продукт шаблонов, и на самом деле всё не так, как нам кажется. Наши сенсорные органы работают достаточно четко, к ним нет претензий, а вот сервер, который обрабатывает сигналы этих сенсоров, изрядно нашпигован троянами и сетевыми червями, если говорить компьютерными аналогиями...
Если мы ещё накидаем подобных фактов, то наша полочка с фактами не выдержит, рухнет, и нас самих придавит своими обломками. Николай сдобрил своё повествование улыбкой:
- Это была разминка, однако скоро полдень... сейчас попьём чайку, слегка перекусим и продолжим. Кстати, поговорим мы о времени. Постараюсь не грузить тебя эйнштейновскими измышлениями про временные парадоксы и околосветовые скорости. Нам не понадобятся мысленные эксперименты. Не надо ничего выдумывать, мы и так движемся с огромной скоростью относительно наблюдателя из какой-нибудь соседней галактики, и поэтому мы сами можем быть теми самыми условными человечками, которых Эйнштейн мысленно гонял туда-сюда по вселенной...
Николай с длинной улыбкой пошел вниз за водой, похоже он считал последнее высказывание удачной шуткой, и она нравилась ему самому, а я остался сидеть в прострации, переваривая услышанное.
Пока я допивал чай с новым, незнакомым мне, но приятным терпким ароматом, Николай предложил мне составить короткую мотивационную речь, объясняющую мой интерес к посещению тонких миров. Как будто я нахожусь перед комиссией, в компетенции которой давать или не давать мне туда пропуск.
Это было неожиданно. Он большой мастер менять нить разговора, словно дикий зверь, который запутывает следы, усложняя работу охотника. Отшутиться не получилось, пришлось начать выстраивать какую-то логику... А как её построить, если я даже себе не мог объяснить причину такого интереса?
Первые мои наивные тезисы он безжалостно отбросил, оставив меня в полной растерянности. Я что-то мямлил, говорил, говорил... и вдруг заметил, что я фразу уже произнёс, уже готовлю продолжение смысловой конструкции, а рот ещё только заканчивает произносить слова этой фразы. Похоже неожиданно резкое умственное напряжение привело к подвисанию главного процессора в моей голове, наверное мозг начинал перегреваться. Представилось, будто моя голова - большая пещера, я сам маленький где-то в глубине этой пещеры, и эхо, отраженное от входа в эту пещеру, доносит с задержкой всё, что я произношу. Паузы между словами становились больше, язык заплетался. Разговаривать в условиях, когда тебя перекрывает сильно задержанное эхо собственного голоса очень не комфортно. Мне хватило сил лишь извиниться за проявление слабости и я позволил себе задремать прямо тут, откинувшись назад, на траву, показавшуюся ковром с плотным высоким мягким ворсом.
Спал я недолго, и проснулся от мерного разговора Николая.
- Зачем разговаривать со спящим собеседником? - окончательно сбрасывая дремоту, спросил я его.
- Я не разговаривал с тобой, мне надо было проверить одну идею, и я её проговаривал, чтобы послушать как она звучит, если её оформить в слова. Полезный навык для взаимодействия с другими людьми. Судя по тому, как ты забуксовал, пытаясь сформулировать свою презентацию, тебе тоже иногда стоит это практиковать. Это не упрёк, не строй защиту, не нужно от меня отбиваться, я не противник. Это просто идея и полезный совет.
- Да я не собираюсь защищаться, мне просто как-то неудобно оказалось отрубиться прямо во время разговора.
- Все нормально, лучше опиши, что ты чувствовал перед тем как уснуть.
Я рассказал, что свалила меня растерянность, вызванная задержкой между мысленным и реальным телесным проговариванием сложных фраз.
- Отлично. То, что требовалось доказать.
- Ты что имеешь ввиду?
- Я имею ввиду, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Некоторые вещи можно безрезультатно объяснять до бесконечности, и всего-лишь одна демонстрация избавляет от говорильни.
- Не понял, ты о чем? Я же не смог ничего продемонстрировать, даже нормально артикулировать и то не смог. Плюс эта дурацкая задержка произношения.
- Ты не показывал, ты наблюдал.
- ?
- Ты наблюдал факт неодинаковой скорости течения времени внутри тебя и снаружи. Твоё время ускорилось, сознание разогналось под влиянием нескольких факторов. Это и резкая смена темы, и лихорадочный поиск выхода из смыслового тупика, в котором ты оказался, и особенные травы в этом чае, помогающие разогнать твою психику на низком, физическом уровне. В результате, твоё внутреннее время побежало немного быстрее времени внешнего мира, к которому принадлежит твоё тело. Этим и объясняется, что ты уже произносил новую фразу, а тело твоё еще только заканчивало произносить предыдущую. Ну и что скажешь насчёт реальности ощущений?
- Я это чувствовал реально, осязал физически. Скажу больше, что-то подобное я иногда ощущал в студенчестве, когда на сессии приходилось по нескольку суток не спать, вызубривая не очень понятные темы, пропущенные в течение семестра.
- Ну так что, как там поживает объективная реальность данная нам в ощущениях? Время может считаться стабильной характеристикой пространства, или оно тоже продукт оценки каждым субъектом индивидуально, ну или по сговору коллективно?
- Во всяком случае, я не буду сейчас рьяно утверждать обратное.
- Ну и хорошо, ещё один факт на полочке. Однако не будем становиться коллекционерами нетрадиционного мировоззрения, попробуем расположить наши сенсорные органы в одну линию в порядке возрастания частоты колебаний воспринимаемой энергии.