Модерау Михаил Юрьевич : другие произведения.

Вид работника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новый преобладающий вид работника - новый общественный строй.


   Вид производителя.
   Вид производителя - это виды работников обобщенных по идентичности факторов, обуславливающих повышение их производительности труда.
   Питер Друкер (автор теории о глобальном рынке и концепции "информационного работника", все ведущие мировые концерны с середины 40-х годов XX века живут "по Друкеру") в пятой главе своей работы "Задачи менеджмента в XXI веке" выделил две группы: работников физического труда и работников умственного труда, систематизировав их по требования, выполнения которых обязательно для повышения производительности труда. До этого никто не пытался классифицировать виды производителей.
   Для повышения производительности труда (независимо от специальности) был разработан единый метод (метод Тейлора). Его использование обеспечивало положительные результаты и долгое время считалось, что он применим для любых видов работ. Теперь мы знаем, что метод был рассчитан на работников физического труда, которые во время его разработки были преобладающим видом работника. Благодаря его использованию (с дополнением Деминга по анализу контроля качества) в период с 1900 по 2000 год производительность работников физического труда выросла в 50 раз.
   Но с совершенствованием технологий, преобладающим видом производителя стал работник умственного труда, ограниченность применения метода Тейлора стало очевидным. Границы ограниченности применения метода Тейлора определил Друкер, так сформировавший шесть факторов определяющих производительность работника-интеллектуала:
   1. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: "В чем заключается производственное задание?"
   2. Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость.
   3. Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений.
   4. Производительность работника умственного труда не измеряется количеством или объемом - во всяком случае, это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение.
   5. Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой - постоянно учить.
   6. Наконец, для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на "издержки", а скорее как на "капитал", и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям.
   Эти факторы почти полностью противоположны факторам, обуславливающим повышение производительности работника физического труда.
   Разница между работниками физического труда и работниками умственного труда в современных экономических теориях также ярко отражена.
   Основным активом любой коммерческой структуры, с производящей группой, состоящей из работников физического труда, было производственное оборудование. Основным активом любой структуры, с производящей группой, состоящей из работников умственного труда стали ее работники. Экономическая теория относит физический труд к затратам. Труд работника умственного труда рассматривается как капитал. Затраты необходимо минимизировать, а капитал увеличивать. В тоже время сам работник умственного труда не является капиталом, его нельзя купить или продать.
   Производительность работника физического труда определяется количеством произведённого, соответствующего (не ниже установленного минимума) качества. Производительность работника умственного труда, в первую очередь, определяется качеством. Оценивают труд учителя, например, не по количеству учеников посещающих его занятия, а по успехам учеников. Качество зачастую и есть конечный продукт работника умственного труда. Проблема в том, что качество плохо поддается измерению, оно определяется чаще на основании суждений, а не четких показателей.
   Долгое время главенствовала трудовая теория стоимости. Но различные формулы нормы прибавочной стоимости (Маркс Капитал. т. 1 гл. 16) не подходят для работников умственного труда. Рост суммарной стоимости продуктов труда, изготовленных работниками умственного труда, выдвинул на первую позицию теорию предельной полезности, где ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Творчество это важная составляющая труда работника умственного труда. Рассчитать прибавочную стоимость производимую учителем, врачом, инженером, ученым, руководителем невозможно, также как и стоимость интеллектуальной собственности.
   Современный менеджмент и экономические теории изучали особенности только двух видов производителей (физического и умственного труда). Комплекс факторов определяющих производительность для других видов работников (раб, крестьянин, воитель, скотовод) не прорабатывался, в связи с отсутствием экономической необходимости. Можно утверждать, что комплекс для каждого из них индивидуален, так как становление любого из них преобладающим видом производителя вызывало становление соответствующей системы общественных отношений.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"