Аннотация: Технологический материализм это уточненный истмат.
Мысли вслух. Конкретизация истмата.
На мой взгляд, исторический материализм - из общепринятых концепций социальной философии наиболее научно обоснован. Но его основные понятия имеют очень общие определения и не предусматривают возможность выявления их принадлежности к конкретной формации, что исключает возможность прогнозировать развитие общества.
Мы знаем, что общество не рождается вдруг. Мы можем отследить зарождения феодализма при рабстве и зарождение капитализма при феодализме. Кто может определить, выделить и по каким параметрам, к какому способу производства что относится. Кто может доказательно утверждать, что вот это "ростки" способа производства будущей формации.
Мы в отличие от Маркса имеем возможность провести анализ массива информации регрессивной фазы капитализма. Нам известны особенности и требования современных технологий. Социология и менеджмент также не стояли на месте.
Технологический материализм можно считать доработанным и уточненным продолжением истмата.
Вместо производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) - конкретный вид производителя.
Вместо производственных отношений (обуславливающих распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства (классовую структуру общества)) - конкретные социально-экономические нормы договор обуславливающий привлечение производителя и право обуславливающее стратификацию общества.
Вместо надстройки (совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений) - конкретный социальный регулятор, с конкретной общественной ценностью.
Первый из основных тезисов истмата (предельная основа общества -- материальное производство, оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание) полностью сохраняется.
Второй тезис (исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил) изменен.
В технологическом материализме второй тезис такой: смена общественного строя это внедрение социального регулятора и набора управленческих решений во имя нового преобладающего вида производителя.
Такая конкретизация предоставляет возможность:
- определить по единым параметрам, к какому общественному строю относится любая технологическая система;
- выделить "ростки" следующей общественной формации;
- прогнозировать основные особенности эффективной (соответственно следующей) системы общественных отношений.