Аннотация: Педагогический опыт работы с родителями
Тема статьи
"Из опыта работы с родителями".
Начать статью хочется с замечательных слов Поля Брэгга:
"За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;
лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг;
книги, но не ум; украшение, но не красоту;
роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение".
А уж хороших детей, точно, ни за какие деньги не купишь. Их можно вырастить таковыми и сделать это мы можем только все вместе: учителя, родители, общественность, классные руководители.
Учить легче, чем воспитывать. Особенно если вспомнить круг обязанностей классного руководителя:
--
работа со школьной документацией;
--
диагностика;
--
организация жизнедеятельности;
--
взаимодействие с учителями - предметниками;
--
сотрудничество с семьей;
--
самообразование.
Но, обучая, мы воспитываем. А специфика работы учителя начальных классов такова, что все мы являемся еще и классными руководителями. И у каждого сложилась своя система работы, как с учащимися, так и с родителями.
И, возможно, многие со мною согласятся, что успешность обучения, формирование ключевых компетенций зависит от сплоченности детского коллектива, от того, насколько комфортно чувствует себя каждый ученик в своем классном коллективе, с каким настроением он идет в школу.
А основа сплоченности детского коллектива, как и коллектива родителей, закладывается в начальной школе, а именно в первом классе.
Поэтому одной из главных задач (для меня как классного руководителя) является формирование сплоченности детского коллектива. И это очень не просто, так как каждый новый набор не похож на предыдущий, и нельзя автоматически переносить уже найденные формы работы на новый коллектив.
Что делать?
Как быть?
Одному классному руководителю это не по силам. Нужны помощники. И эти помощники - родители наших учеников. Но чтобы они стали помощниками и оставались ими на протяжении многих лет, нужно уметь работать с ними, находить общий язык, ладить.
Какая же система работы сложилась у меня, и на каких принципах она построена.
Вначале о принципах.
--
Взаимодействие с родителями строю на том, что не поучаю, а советую, размышляю вместе с ними, договариваюсь о совместных действиях. При общении с ними часто использую фразы: "А Вы как думаете? Хотелось бы услышать Ваше мнение".
--
Общаюсь только тактично.
--
Постоянно стараюсь показать, что родители - мои помощники (что на самом деле так и есть), и я не смогу обойтись без их помощи и поддержки. Если не родители, то кто же?
--
Имея не совсем удачный опыт первого родительского собрания и правильно сделав выводы, на родительских собраниях говорю только позитивное, негативное - в индивидуальной работе, наедине.
Формы работы с родителями:
--
родительские собрания;
--
нетрадиционные родительские собрания;
--
консультации;
--
индивидуальные беседы;
--
телефонограммы;
--
привлечение родителей к внеклассной и внешкольной деятельности и пр.
Одной из важных и традиционных форм работы классного руководителя являются классные родительские собрания. Они сближают учителя и родителя, помогают найти оптимальные пути в воспитании ребенка.
Первая встреча может многое предопределить, поэтому я ее тщательно готовлю, продумываю все ее этапы.
Обычно она проходит в начале июня.
Кратко рассказываю о себе. Знакомлю с программой, по которой будут обучаться дети. Говорю о достоинствах данной программы, показываю комплект учебников для детей. И сразу ставлю вопрос о покупке учебников.
Конечно же, каждый родитель сможет это сделать самостоятельно, но потом возникают проблемы такого плана:
--
разные издательства, года изданий, отсюда несовпадение учебников, а именно содержание материала, номера упражнений и страниц.
--
Ребенок не может ориентироваться, он расстраивается, отсюда срывается учебный процесс.
Вывод:
Лучше купить учебники вместе во избежание указанных проблем. Да и материальных затрат будет меньше.
Первый толчок к сплочению коллектива родителей.
Кто это сделает? Я? Родители?
Я, конечно, могу. Но давайте умножим количество экземпляров на количество детей. Сколько экземпляров получится? И все это нужно закупить, привезти, рассортировать, хранить, а потом выдать каждому ученику.
Да и сбор денег... Сумма очень большая, учительская зарплата невысокая. Если что случится, восполнить нелегко.
Вывод второй:
Без помощников нельзя.
Наблюдаю за активностью родителей. Делаю выводы.
Второй толчок: выделение из родительского коллектива инициативной группы.
Многолетний опыт подсказывает, что именно эти родители впоследствии и являются родительским активом, и входят в родительский комитет класса.
Провожу небольшое анкетирование родителей (с целью знакомства с семьей новых учащихся, с их интересами, увлечениями).
Традиционно это:
--
ФИО родителей.
--
Телефоны родителей, бабушек, знакомых, если возникает необходимость связаться с ними.
--
Образование родителей.
--
Увлечения семьи, ребенка.
--
Особенности ребенка (на что учителю обратить особое внимание).
--
Занятость ребенка вне школы.
Говорю о режиме работы школы, напоминаю о режиме дня, готовности детей к школе. Говорю, что есть 10-15 минут, чтобы ответить на их вопросы. Договариваюсь о встрече с инициативной группой.
Вот оно начало...
Сентябрь. 1 класс. В течение первых двух недель провожу пятиминутки для родителей (по организации).
Конец второй недели. Второе родительское собрание. Организационное, на котором происходит выбор родительского актива, знакомство с функциями, распределение обязанностей выбранным родительским комитетом класса, закладываются традиции класса.
ПОМОЩНИКИ ЕСТЬ!
Второе родительское собрание важно не только в плане выбора родительского актива, но и другом - ведение документации по работе с родителями.
Объявляю, что все родительские собрания и родительские комитеты веду с протоколами и объясняю почему.
Добавляю о способах донесения информации и решений до всего родительского коллектива.
II этап работы.
Начинаю активно включать родителей во внеклассную, внешкольную работу:
Вначале это поздравление именинников, праздники для них, чаепития; потом выходы в кино; экскурсии; посещение музеев; выезды в театры города Иркутска; выходы на природу, на каток; посещение бассейна; спортивные праздники; поездки на Байкал и прочее.
Общее дело сближает родителей.
III этап работы. (Обычно со второго класса).
Нестандартные родительские собрания.
Каким образом?
Из двух частей:
--
официальная часть;
--
неофициальная.
Когда?
Чаще всего в конце учебного года. Собрание - праздник. Присутствуют все учащиеся класса, их родители и родственники. Итоги года у детей, вручение грамот детям, похвала в их адрес. Кто помогал классу? Конечно же, родители. Слова благодарности родителям. Вручение грамот родителям. Спектакль для родителей, в котором участвуют практически все учащиеся класса.
Вручение подарков родителями, которые приготовили дети.
Совместное чаепитие.
На такое собрание идут с удовольствием.
Параллельно с этой работой провожу консультации для родителей по предметам, индивидуальные беседы.
Повышенное внимание уделяю родителям тех учащихся, у которых не проявляется больших способностей к учению, даже при примерном прилежании и старании. Если у этих детей выявляются способности к внеурочной деятельности, обращаю внимание родителей на это и прошу, чтобы они постарались данные способности развить.
Чувствуя внимание, доброжелательность, родители постепенно начинают заходить в школу, охотно беседуют об учебе и поведении ребенка.
И в заключение. Сложившаяся система отношений позволяет мне добиться главного - сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей.
Все самое запоминающееся, яркое мы стараемся запечатлеть на фотографиях. По окончании начальной школы их дарим детям.
Сухомлинский писал: "Человечность, сердечность, чуткость против зла приобретаются лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты".
Родители, дети, учителя объединились в школе, руководимые общим интересом.
Хочется верить, что зернышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы.