В данной пояснительной записке тема выпускной квалификационной работы посвящена разработке коллекции одежды для спортивного бального танца.
Пояснительная записка включает в себя следующие разделы:
1. Введение
2. Социально-экономический раздел
3. Научно-исследовательский раздел
4. Проектно-композиционный раздел
5. Технологический раздел
6. Экономический раздел
7. Заключение
Введение посвящено развитию и традициям спортивного бального танца, его взаимосвязи с модой.
Социально-экономический раздел включает в себя требования, которые влияют на выбор фасона платья на различных стадиях овладевания мастерством, а также традиции и историю изготовления платьев для спортивных бальных танцев в нашей стране и за рубежом.
Научно-исследовательский раздел рассматривает проблемы, влияющие на формирование коллекции, и включает в себя следующие аспекты: поиск кроя, влияние современных модных тенденций, исторические ориентиры, а также цветовое решение коллекции.
Проектно-композиционный раздел посвящен истории Испании, визуальной разработке коллекции на основе определенных психотипов.
Технологический раздел рассматривает описание и расчеты построения одной модели. Здесь рассчитываются проценты межлекальных выпадов, приводятся чертежи построения конструкции, а также лекала и таблицы технологической обработки.
Экономический раздел включает расчеты затрат на модели, их себестоимость и ожидаемую прибыльот их реализации.
В заключении приводятся выводы проведенной работы.
Введение
Сейчас спортивные танцы выделяют в отдельную категорию не из-за собственно танцев, а из-за способа их исполнения. Еще в начале ХХ века возникли ассоциации, а затем и федерации спортивных и бальных танцев. Первые международные чемпионаты по танцам состоялись в 1924 и 1925 годах в Лондоне, так как именно английские учителя систематизировали спортивные танцы. Сегодня на различных чемпионатах спортивные танцы исполняют в том виде, в котором они приняты федерациями. Обязательно исполнение амальгамаций - предписанных фигур, шаги и позы также четко регламентированы. Все движения должны идеально сочетаться с ритмом и характером музыки, которую, кстати сказать, танцоры впервые слышат, выйдя на конкурсе на паркет. И для того, чтобы добиться успеха, пара должна уметь импровизировать, соблюдая при этом все требования, предъявляемые к техническому исполнению - кроме техники судьи оценивают также артистизм и музыкальную интерпретацию. А если учесть, что одновременно на площадке танцует, как минимум, 6 пар, каждая из которых показывает свою интерпретацию танца, то становится понятным, что задача у партнеров - сложная. Зато для зрителей каждый конкурс или чемпионат - незабываемый праздник. Кажущаяся легкость исполнения программы на самом деле - результат большой работы, которая требует не только высокой техники, но и дисциплины - чтобы пара танцевала гармонично, необходимо взаимопонимание и умение каждого партнера сдерживать свою 'лишнюю' энергию. Костюмы, в которые одеты пары на соревнованиях, служат как бы визитной карточкой пары, подчеркивают ее неповторимую особенность, характер, стиль.
Соревнования по спортивным танцам обычно включают в себя две части: так называемый 'стандарт', куда входят медленный вальс, танго, венский вальс, слоу-фокс и квикстеп, и латиноамериканские танцы: румба, самба, ча-ча-ча, посадобль и джайв. Для 'стандартных' танцев платья дам должны быть всегда очень изысканы. Украшения - вышивка, блестки, перья, драпировки, подчеркивают изящество и создают впечатление грандиозного праздника, а заодно привлекают внимание судей именно к этой паре. Для кавалера обязателен фрак, который отличается от обычного и имеет специальный покрой. Обувь танцора - легкая, из черной кожи или лакированная. Обувь для дамы во время выступлений - туфли или босоножки на каблуке из кожи золотого цвета или шелковые, в тон платья. Для латиноамериканских танцев женский костюм должен быть ярким, с короткой и широкой юбкой, а костюм кавалера составляют рубашка и элегантные брюки, обувь имеет более высокий каблук . Костюмы для 'латины' - более открытые, смелые, создают атмосферу южного карнавала.
Вальс
Прародителями вальса называют и австрийский народный танец лендлер, и провансальский танец вольта. Оба эти танца - парные и танцевались под музыку в размере ¾, и если в лендлере кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения. Во Франции вольт запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев религии и общества. (Это нетрудно себе представить - в начале ХVШ в., когда в моду входил чинный и галантный менуэт, то, что кавалер берет руку дамы, считалось невиданным нарушением приличий!) Но вольт, смешавшись с лендлером, завоевал популярность в Германии, Чехии, Австрии, получил новый характер - широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил новое имя - вальс (от немецкого слова walzen - кружиться). И никакие высочайшие указы и официальная критика, никакие запреты и непризнания не смогли остановить завораживающее кружение вальса по бальным и концертным залам, городским и сельским площадям. Тысячи песен звучат в ритме вальса, вальс звучит в опере, оперетте, в кино. Очень многие композиторы пишут концертные и симфонические вальсы, и вальс является одним из популярнейших танцев, но под этим названием скрывается самые разные варианты - венский вальс, французский вальс, английский вальс.
Медленный вальс
За свою 150-летнюю историю существования вальс не раз подвергался изменениям. Медленный вальс окончательно оформился в Англии, и, хотя его еще называют вальс-бостон, о действительном месте его рождения говорить трудно. Кто-то считает, что эта форма также родилась в Австрии, кто-то склонен полагать, что она имеет русские корни.
Одно можно утверждать без всякого сомнения - в Англии вальс признали и допустили ко двору позже, чем в других европейских странах. И хотя и в этой стране, где традиционная сдержанность является национальной чертой, вальс приобрел горячих поклонников, но и противники вальса вели себя тоже достаточно энергично и яростно. Узаконить этот танец смогло только вмешательство королевы Елизаветы. А после того как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса на день своей коронации - 28 июня 1838 года, вальс окончательно 'поселился' в дворцовых бальных залах. Правда, на придворных балах вальс танцевали медленнее, чем в Вене. Точно неизвестно, откуда пришла эта другая форма вальса, который исполнялся на два шага под музыку на три такта, но и она достигла большого успеха. Возможно, такой вариант танца было легче разучить, а возможно этот вариант явился компромиссом между горячими поклонниками нового танца и ярыми противниками вальса, считающими его непристойным танцем: в медленном вальсе партнеры держатся слегка разойдясь.
От классического венского этот вальс отличается и музыкой, и движениями, и сегодня считается самостоятельным танцем. В музыке вместо аккомпанемента на три доли 'бас-аккорд-аккорд' используется 'бас-аккорд-пауза', что позволяет прихотливо менять ритм мелодии. Изменяются и техника исполнения танца, положения в паре, движения партнеров. В медленном вальсе движения пары - скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины
Появление вальса относится к 70-м годам XVIII века. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце 'матеник' и его разновидности 'фурианте', исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце 'вольт' и, наконец, в австрийском 'линдлере', самом близком к вальсу из его предшественников. Родился и расцвел вальс в начале XIX века в Вене, а затем и во всем мире. В разных странах этот 'король' танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс-бостон и медленный вальс. Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса
Танго
Источником хореографии танго являются аргентинские и испанские народные танцы. В XIX веке танго широко распространяется по Южной Америке, а в начале ХХ века впервые появляется в Европе. Известный французский хореограф и композитор Камиль де Риналь, обработав танец в традициях французской бальной школы и упростив его, создал своеобразное танго, которое вскоре получило всеобщее признание, несмотря на запрет его Папой Римским как 'непристойного' танца. После первого успеха в 1909 году в Париже танго стремительно распространилось по всей Европе и пользовалось огромной популярностью в период 1910-1915 годов. Несколько вышедший из моды в 30-60-е годы, в настоящее время танец снова получил широкое признание. Для танго характерны решительность и четкость, внезапные остановки, неожиданные позы, изменения направлений.
Венский вальс
Знаменитый венский вальс тоже имеет свою историю. Хотя вальс имел огромный успех и производил настоящий фурор при многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было весьма осторожным - на балах в самой Вене вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими. Но остановить вальс было уже невозможно, и когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс - чарующий, волшебный, блестящий. Именно тогда вальс приобрел свою специфическую особенность - акцентированный ритм, который сделал этот танец более элегантным и более романтичным. Два замечательных композитора, живших в Вене - Иоганн Штраус-отец (1804 - 1849) и еще более знаменитый Иоганн Штраус-сын, написавший такие широко известные и популярные и сегодня шедевры как 'Голубой Дунай' и 'Сказки Венского леса', несомненно, способствовали становлению венского вальса, а также тому, что в ХIХ веке этот танец затмил собой все другие. Вальс, став официальным бальным танцем, как нельзя лучше гармонировал и с тогдашней модой: узкие в талии платья с роскошными пышными юбками с кринолином подчеркивали красоту движений дамы.
И сегодня венский вальс сохраняет традиции бальных танцев ХIХ века и исполняется по третьей позиции, во время исполнения корпус должен быть строго подтянут, вычурные изгибы и манерность не приветствуются. Красота венского вальса заключается в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах. Стремительное кружение венского вальса требует от пары полного взаимопонимания. Движения в венском вальсе должны выполняться плавно и с изяществом, несмотря на стремительность кружения.
Естественно, в самой Вене отношение к венскому вальсу особое. В городском саду Вены все желающие танцуют этот вальс летними вечерами под звуки оркестра, располагающегося на небольшой эстраде у бронзового памятника Иоганну Штраусу. И на традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец.
'Флекер' - одна из фигур конкурсного венского вальса. Это очень старинная фигура. Она берет свое начало от старинных примитивных альпийских народных танцев Австрии и Германии. В течение многих сотен лет пары танцевали эти танцы под три счета, вращаясь на месте и держа друг друга на близком расстоянии. Когда в конце XVIII и в начале XIX столетий эти танцы переместились в города и вместо деревенских дворов и таверн стали исполняться в больших танцевальных залах Вены, их просторные полированные полы способствовали переходу от деревенского подпрыгивания и топтания к плавному скольжению, к увеличению темпа музыки примерно до 60-70 тактов в минуту. (В настоящее время нормой считается 60 тактов в минуту.) Музыка танца страстно приподнята и элегантна, танец красив и за его исполнением очень приятно наблюдать. Создателями чарующих мелодий вальса были также другие великие композиторы, среди которых Шуберт, Шопен, Берлиоз, Чайковский, Сибелиус, Вебер, Равель.
Медленный фокстрот
Фокстрот появился в Европе в начале ХХ века и наибольшим успехом пользовался в 20-е годы. Распространению и популярности фокстрота способствовали талантливые американские танцоры Верион и Айрин Кастл. В последующие годы появилось несколько разновидностей фокстрота, но широкую известность получили медленный фокстрот (слоу-фокс) и быстрый фокстрот (квикстеп). Медленный фокстрот - это длинные линии, непрерывное, плавное поступательное движение, сдержанная сила и полет. Этот танец считается трудным, так как требует хорошего равновесия и постоянного контроля за каждым движением. Чтобы исполнять его грациозно, партнеру и особенно партнерше нужна длительная тренировка. Медленный фокстрот требует большого пространства, и на небольшой и заполненной парами площадке от него следует отказаться.
Быстрый фокстрот
Квикстеп - это легкий, живой, жизнерадостный танец, "напичканный" прыжками, подскоками с поворотами вправо, влево, назад с виражами вправо и влево. Очевидно, возможны разные уровни интерпретации квикстепа: искрометный танец молодости, утонченное благородство зрелого исполнителя и более сдержанная, отобранная хореография танцоров старшего возраста. Английский по происхождению квикстеп заменил старый фокстрот, который был популярен в 30-е годы и представлял прекрасный образец быстрого танца. Если термин "фокстрот" образный и в буквальном переводе означает "шаг лисицы", то термин "квикстеп" более точный, то есть "быстрый шаг". Действительно, речь идет о танце, который в соответствии с его живым ритмом требует от исполнителя легкости, подвижности. Богатый вариациями, квикстеп принято считать "малой грамматикой" стандартных танцев.
Самба
Этот танец бразильского происхождения пользовался большой популярностью в своем упрощенном варианте - две равномерные доли. Однако настоящие танцоры предпочитают его типичный ритм - неравномерный и прерывистый.
Ча-ча-ча
Танец ча-ча-ча, образованный от румбы и мамбо, благодаря своей простоте и оригинальности быстро стал популярным. Этот танец сравнительно молод. На соревнованиях его стали исполнять позже остальных латиноамериканских танцев. С момента появления ча-ча-ча подвергался различным модификациям, которые позволяют танцевать его несколькими способами. Его можно исполнять как в паре, так и на расстоянии друг от друга.
Румба
Современный танец Румба довольно сильно стандартизирован, но это не означает, что Румба всегда был строгим и категоричным танцем. Само слово румба - это название целого класса танцев, в который входят Афро-Кубан, Сон, Сон-Монтуно, Данзон, Гваджира, Мамбо, Конга и многие другие. Существует два источника танцев: первый - Испания, а второй - Африка. Наибольшее развитие они получили на Кубе, хотя исполнялись и на других островах и в Латинской Америке. Румба появился в 16 в., когда в Америку стали завозить черных рабов. Танец напоминал походку петуха и был близок чилийскому национальному танцу Квэка. В своей первоначальной форме он шокировал европейцев, но в течение последующих лет он претерпел изменения и стал более изысканным и утонченным. Румба - это душа латиноамериканской музыки и танца, его ритм позволяет танцорше показать свою грациозность и женственность, а танцору - помочь ей в этом. Румба в том виде, в котором его исполняют в большинстве стран, - это оригинальный ритмичный танец, который можно выучить без особого труда.
Пасодобль
Этот танец - стилизация основных фигур, исполняемых торреро на арене. Каждая из них имеет свое название: переступание с ноги на ногу (сюр пляс), вероника, уклонение (экар), плащ, ронда, перекрестный поворот и т.д. Характер пасодобля требует детализации коротких и резких, но четко очертанных движений корпуса. Ему не свойственны половинчатость и расслабленность.
Джайв
Джайв пришел в Европу из США во время второй мировой войны и оказал большое влияние на то, как исполнялись танцы в Англии. В атмосфере живи сегодняшним днем и не заботься о том, что будет завтра танцы стали исполняться в очень беззаботном стиле. Этому танцу свойственны атлетические линии, рискованные подъемы и прыжки. В таком виде он был непригодным и даже опасным для танцевальных залов и, как следствие, был запрещен. Долгое время его исполняли только на соревнованиях. Танец прошел несколько ступеней развития и стал известен под многими именами: Линди, Вест Коуст Свинг, Американский Свинг, Рок-н-ролл. Учителя танцев долго трудились над джайвом, так что в конце концов он приобрел приличную форму, в которой его могли исполнять на различных танцевальных площадках. Рок-н-ролл имеет в своей основе те же основные фигуры, но этот танец менее энергичный и напряженный. Джайв хорош тем, что его можно исполнять в небольшом заполненном помещении.
Социально-экономический раздел
Несмотря на все внешнее многообразие костюмов для бально-спортивных танцев, существуют достаточно жесткие ограничения в их пошиве. Так, верхняя часть плечевого пояса партнерш должна быть либо облегающей либо обнаженной - судьи строго оценивают их осанку. Юбка для латины может быть сколько угодно короткой, при условии что в неподвижном состоянии она прикрывает верхнюю часть бедер.
Платья для латины и стандарта украшаются камнями и стразами, решаются в контрастной цветовой гамме - для того чтобы выделить пару. Сделать это возможно, только привлекая внимание к партнерше - у партнера все разнообразие заключается в рубашке, которую можно сделать в тон платью напарницы, а можно оставить черной, как и брюки. Мужские брюки - стандартного кроя, в них никаких изменений не производится. Спина рубашки партнера всегда остается свободной для накалывания номера пары.
У детей все ещё сложнее. Закрытым должен быть практически весь торс, никаких обнаженных рук, горловина вырезана не ниже трех сантиметров от яремной выемки, юбка одной, установленной длины, никакой отделки камнями, никакой игры цветом - однотонные ткани.
Проектно-композиционный раздел
Испанское искусство богато и разнообразно. Этим оно обязано своей многовековой истории, полной завоеваний другими народами и их последующего ассимилирования. До сих пор от прежнего, исконного населения Аппенинского полуострова остались только баски, живущие ныне в горах, где их не так просто завоевать. Остальные жители Испании представляют собой смесь римской, арабской, берберской и баскской кровей. Конечно, такое многообразие народов на одной земле не могло не сказаться на менталитете, образе жизни, языке и культуре. До сих пор испанский язык больше похож на латынь, чем любой романской группы. Большая часть построек сделана в арабском стиле - конечно, они отличаются от восточных аналогов, но некоторое сходство все же имеет место быть.
Специфичны резные узоры на жилых зданиях и мечетях, позднее переделанных в католические церкви, в Кордове, Гранаде, Сарагосе и прочих провинциях, дольше всего пробывших под арабским игом. Именно из этого периода испанского искусства черпал вдохновение самый знаменитый архитектор эпохи модерна Гауди. Цветочные орнаменты его зданий поразительно напоминают те старинные узоры на парапетах, в оконных проемах и галереях мечетей.
Гауди успел построить очень много красивейших зданий, но самое известное его творение - это, конечно, Собор Святого Семейства в Барселоне. На любой сувенирной продукции этого города можно обнаружить фотографию какой-либо стороны этого уникального здания. Оно строилось до самой смерти мастера - он даже жил внутри собора. И до сих пор оно стоит все в лесах. На ближайшее время испанские власти завершение этой грандиозной постройки не планируют. Оно уже успело стать символом Барселоны - даже в таком, недоработанном виде. Собор открыт для экскурсий и считается одним из самых больших в Европе.
Старинная испанская архитектура разительно отличается от современной. Старая часть в любом городе Испании представляет собой заковыристое переплетение узких улиц, переулков и тупиков. При рассмотрении сверху они тоже создают некий замысловатый абстрактный узор. Хоть фасады зданий и разнообразны, однако строятся они вплотную - между домами вообще не делают промежутков, поэтому одна такая полоса может вмещать в себя от пяти до пятнадцати домов. Новые районы отличаются геометрией планировки, сохраняя специфическую манеру слитной постройки.
Традиции узоров развиты во всех областях испанского искусства, в том числе в моде. Известный модельер Пертегас (или Пертегаз, в разных источниках публикуется несколько вариантов транскрипции) также использует в качестве орнамента традиционные испанские узоры, сформированные многими поколениями.
Эти узоры в основном состоят из линий и завитков, нередко основаны на растительном мотиве.
Период пребывания под арабами оказал немалое влияние на испанскую архитектуру. Даже в 19 веке здания модернистов напоминают о том периоде.
Испанская мода, конечно, менялась с течением времени, но некоторые пункты остались неизменными со времен реконкисты.
Прежде всего, это относится к склонности испанцев надевать один костюм поверх другого. Ещё во времена Возрождения они любили надевать темное, скромное платье, с разрезами на рукавах или брючинах у мужчин, чтобы снизу проглядывала ткань другого цвета или фактуры.
Современные испанцы любят быть в центре внимания, и очень любят модно выглядеть. Поэтому они склонны сочетать несочетаемое, а также увлекаться аксессуарами.
Сезон весна-лето 2005-2006 гг. характеризуется обилием оранжевого и зеленого. А черный был и остается самым используемым в этой стране. Да и в любой другой.
Мотивациями выбора этих цветов для моей коллекции послужила не только их актуальность, но и глубинный исторический смысл.
Черный установился как доминирующий во времена господства Святейшей Инквизиции, когда склонность к роскоши и демонстрации богатства считалась грехом. Поэтому все, вне зависимости от сословий, одевались в черное, а платья знати отличалась от простолюдинов только качеством и стоимостью ткани.
Зеленый постоянно упоминается в испанской поэзии. Один из самых используемых цветов. Считается цветом надежды. Вместо того, чтобы сказать, что глаза у девушки зеленые, испанец скажет, что они цвета надежды, и все его поймут.
У Федерико Гарсиа Лорки, к примеру, в стихах часто фигурирует зеленая луна. Должна признать, перед дождем это соответствует истине - луна приобретает в этих широтах зеленоватый оттенок.
Оранжевый, в различных оттенках, постоянно присутствует в испанских пейзажах. Это субтропическая страна, так что половину ее территории занимают полупустыни, а окружающая среда окрашена в песочно-бежевые цвета. На улицах и за городом растет много мандариновых деревьев, круглый год урашенных плодами, так что зелено-оранжевая гамма как нельзя более привычна испанскому взору.
Технологический раздел
1. Описание внешнего вида модели, выполненной в материале.
Купальник женский из трикотажа. Линия талии опущена. Застежка сбоку на молнию. Рукава втачные облегающие до запястья, со вставками. Вырез квадратный.
Притачная юбка из шифона, из восьми клиньев с разрезами. Нижняя притачная юбка из шифона, из восьми клиньев. Отделка камнями и стразами.
Рекомендуется для женщин первой полнотной группы ростом от 165 см.
2. Обоснование выбора и характеристика материала.
Для коллекции использованы ткани, традиционные для изготовления костюмов для бально-спортивных танцев.
Шифон - тонкая полупрозрачная ткань, легкая и летящая. Использована для создания воздушного силуэта, придания юбке пышности и ощущения струящейся ткани.
Сетка
Очень важны в изготовлении купальников клеевые материалы. Они придают желаемую устойчивость ткани в местах срезов, предотвращая ее осыпание, а также придают форму некоторым деталям - как, например, поясам.
Характеристика тканей, используемых в данной коллекции, представлена в таблице.
Характеристика материала
? Назва-ние ткани Арти-кул Страна - произ-водитель Ши-ри-на, см. Цена Вид волок-на по утку Вид перепле-тения Поверх-ност-ная плот-ность ткани Обра-зец
1 Трикотаж
2 Шифон
3 Сетка
4 Клеевая
5
3. Характеристика методов конструирования и разработка конструкции.
Основной задачей конструирования одежды является получение из плоской ткани и других материалов, используемых при проектировании одежды, пространственной формы изделия, и решение обратной задачи - построение разверток деталей одежды, заданной эскизом и образцом модели.
В условиях промышленного производства к конструкции изделия предъявляются следующие требования: внешний вид модели, изготовленной по чертежам конструкции, должен строго соответствовать эскизу. Изделие должно иметь хорошую посадку на фигуре человека, конструкция должна быть технологичной, то есть нетрудоемкой в изготовлении, при этом обеспечивая минимальную себестоимость изделия.
В настоящее время при разработке конструкции моделей одежды применяют в основном две системы конструирования: муляжную - для решения сложных конструктивных форм и отдельных элементов модели, и расчетно - графическую в различных вариантах.
По муляжной системе конструкцию получают путем накалывания ткани или бумаги на фигуру человека или манекен, затем ткань или бумагу раскладывают на плоскости и оформляют контуры деталей изделия. Именно так делается большая часть юбок для латины.
Расчетно-графическая система конструирования одежды представлена рядом вариантов и характеризуется тем, что по заданным эскизам на основе размерных признаков фигуры и соответствующих прибавок строят чертежи изделия. При этом существует значительное число различных способов построения чертежей. Существующие способы конструирования одежды отличаются друг от друга главным образом структурой расчетных формул и способами графических построений. На практике построение чертежа конструкции подразделяют на два вида - для плечевых и поясных изделий.
При разработке конструкции необходимо учитывать следующие факторы: Назначение, эстетические, технологические и эксплуатационные свойства. При конструировании выделяют построение базисной сетки по так называемым формулам первого вида.
Базисная сетка состоит из ряда вертикальных и горизонтальных линий, расстояние между которыми определяется с использованием соответствующего каждому участку детали размерного признака и прибавки.
Графические приемы, а также формулы второго и третьего видов являются результатом исследований группы конструкторов при непосредственном участии автора.
ЦОТШП на базе ЦНИИШП разработала 'единый метод' конструирования одежды. Данный метод назван расчетно-аналитическим. Согласно ему строят геометрические развертки сглаженного контура фигуры человека с соответствующими прибавками на свободное облегание и декоративное оформление по натуральным обмерам фигуры. Расчетные формулы являются формулами первого вида. Получение формы изделия обеспечивается конструктивными средствами, что снижает трудоемкость обработки.
Данная коллекция разработана по расчетно-графической системе (по методу доцента МГТУ им. А.Н. Косыгина Янчевской Е.А.) с применением элементов муляжного метода.
4. Изготовление лекал
Лекала по своему назначению подразделяются на лекала-оригиналы, рабочие и вспомогательные. Перед изготовлением лекал проводят проверку сопряженности всех срезов в изделии. Каждую деталь конструкции копируют на бумагу, прибавляя по контуру припуски на швы, подгибку, усадку и уработку деталей.
Лекала строят на все детали из основного материала, включая мелкие.
На каждом лекале указывают: направление нити основы и допускаемые отклонения от нее (см. таблицу), контрольные знаки, а также указываются полнота, рост и размер изделия, наименование детали. На одном крупном лекале производится перечень всех лекал, входящих в комплект для данного изделия.
Лекала на прокладки и вспомогательные лекала разрабатывают отдельно на основе контуров лекал основных деталей с учетом необходимых изменений.
Допускаемые отклонения от долевого направления нити основы, не влияющие на качество швейных изделий, применяют для экономичного использования материалов за счет сокращения межлекальных отходов в раскладках.
Спецификация деталей
? п/п Детали Количество
Лекал Деталей кроя
1 Перед 1 2
2 Спинка 1 2
3 Рукав 1 2
4 Клин юбки 1 16
5 Нижняя отрезная часть купальника (перед) 1 2
6 Нижняя отрезная часть купальника (спинка) 1 2
5. Раскладка лекал
Процесс раскладки лекал является основным в рациональном использовании ткани. Его сущность заключается в определении наиболее экономичного расположения комплекта лекал одного или нескольких размеров и длин изделия. Критерием экономичности раскладки лекал служит величина межлекальных выпадов в процентах. Она зависит от многих факторов: от квалификации раскладчика, вида раскладки, формы и размера деталей, сочетания размеров и роста изделия и расположения лекал в раскладке, ширины ткани и др.
Раскладки бывают однокомплектные и многокомплектные в зависимости от количества комплектов лекал в раскладке.
Могут применяться для раскроя ткани 'лицом вниз' и 'лицом к лицу'.
Раскладка купальника данной модели - одиночная. Клиньев юбок - многослойная 'лицом вниз'
Для определения экономичности раскладки лекал необходимо измерить площадь лекал и процент межлекальных выпадов. Экономичность раскладок оченивается по относительной величине межлекальных выпадов, определяемой по формуле:
B = Sp-Sл . 100%
Sp
где В - процент межлекальных выпадов, %
Sp - площадь раскладки лекал, см2
Sл - сумма площадей лекал изделия, см2
6. Методы соединения деталей одежды
Специфика кроеной одежды такова, что объемную фигуру можно получить только путем соединения деталей кроя в единое целое. При современном состоянии процесса изготовления швейных изделий существует многообразие методов соединения деталей, обработки различных узлов и деталей одежды, а конструкция и элементы технологической обработки становятся основными приемами художественных решений.
При изготовлении швейных изделий применяют различные виды соединения деталей: ниточное, клеевое, сварное, заклепочное, литьевое.
Ниточное соединение, применяемое в данной работе, делится на ручное и машинное. Ниточные соединения, выполняемые на различных швейных машинах, занимают наибольший удельный вес в производстве швейных изделий, так как обеспечивают большую прочность, эластичность соединения, красивый внешний вид шва при сравнительной простоте процесса соединения. Ниточные соединения образуются швейными нитками, переплетающимися внутри или снаружи скрепляемых материалов. Прочность соединения таким образом определяется свойствами сшиваемых материалов, швейных ниток и технологическим режимом образования ниточных переплетений на швейных машинах.
Ниточный шов представляет собой место соединения двух и более слоев материала одной или несколькими строчками. Ниточные швы применяют для соединения и обработки краев деталей, а также для отделки изделий. Их конструкция определяется требованиями эксплуатации одежды. В зависимости от конструкции и назначения ниточные швы делятся на соединительные, краевые и отделочные. В таблице представлены швы, используемые в изделии.
Режимы обработки изделия
? Мате-риал Вид и шири-на шва Схе-ма шва Вид строч-ки Коли-чест-во стеж-ков в 1 см Вид ниток по воло-кну Номера
ниток игл
1 Шифон оверлок
2 Трико-таж Стачной вразу-тюжку
3 Трико-таж Оверлок
Технологическая последовательность изготовления изделия
? Наименование узла Наименование работ Оборудование Схема сборки
1
Экономический раздел
Создание любой коллекции невозможно без расчета ее экономической выгодности, так как заранее необходимо думать о будущей реализации моделей.
Экономичность должна быть достигнута не в ущерб эстетическим качествам моделей, и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к одежде.
Прежде всего рассмотрим некоторые экономические термины, которые используются в этом разделе.
Поскольку почти все блага редкие, то есть не существуют в природе в готовом виде и в нужном для удовлетворения наших потребностей количестве, общество должно постоянно заниматься их производством.
Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника.
Результат производства называется продуктом. Ради изготовления продукта, собственно. И затевается производство. Однако и каждому производителю, и всему обществу в целом далеко не все равно, каких затрат оно стоит. Выбирается тот способ, при котором отношение продукта к затратам фактора производства будет наибольшим.
Производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени.
Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Предприниматель - человек, который на свои и заемные средства и под свой страх и риск создает фирму, чтобы. Соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.
Прибыль - повышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.
Чистая прибыль - часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти.