Непал - горная страна в сердце Гималаев, один из последних причудливых осколков прошлого на Земле. Это страна, подарившая нашему миру Буддизм, причудливо изогнутые крыши древних храмов и презирающих страх и сомнения воинов Гуркха.
Климатические пояса и растительность меняются по мере продвижения на север страны, в высокогорные районы. В южной части Непала - тропический пояс. В Непале этот пояс называют Тераи, это низменность, примыкающая к Индии и входящая в северную часть бассейна реки Ганг. Раньше здесь были роскошные тропические леса, которые в наше время почти полностью сменили возделываемые поля. Внешние Тераи сменяются лесистыми предгорьями Чуриа, и внутренними Тераи. Следующий пояс - предгималайская горная гряда Махабхарат, которая отделяет от Тераи долины Катманду и Покхара - исторический и культурный центр Непала. Субтропический горный пояс покрыт широколиственными лесами, которые по мере продвижения к высокогорным районам сменяются сначала лиственными, а затем хвойными лесами. Выше лесного пояса располагаются зеленые альпийские луга, а с высоты 5200 м над уровнем моря начинается царство снега и льда. С севера Непал обступили высочайшие горы мира - Гималайский горный хребет, с несколькими вершинами - восьмитысячниками, среди которых самая высокая гора планеты - Эверест. Около половины территории Непала расположено на высоте более 3000 метров и, поэтому, Непал считается самой высокогорной страной мира.
Большая часть населения находится "внизу", в южной части страны, наиболее благоприятной для ведения сельского хозяйства. Непал - аграрная страна, основное занятие - земледелие и скотоводство, больше 80% населения - крестьяне, немногочисленные промышленные предприятия заняты, в основном, переработкой сельскохозяйственной продукции. К сожалению, климат страны далеко не идеален для земледелия, случаются и наводнения, губящие урожай, нередки также и засухи.
До середины прошлого века Непал был закрыт для туризма и его культура не испытывала натиска европейской цивилизации. При этом, культуры Индии, Тибета и Китая, сплетясь с местными обычаями и культурой, сделали Непал страной неповторимой, а закрытость его границ донесла своеобразие этой культуры до наших дней.
Непал расположен между Индией и Тибетом, и этот факт всегда являлся определяющим в его истории. По территории Непала, через перевалы, проходили важные торговые пути, Китай и Индия обменивались товарами, паломники путешествовали к святыням своих религий. Кроме того, в этой горной стране всегда находилось место для родов и племен, которые по каким-либо причинам покидали свои территории.
В VIII - VII веках до нашей эры в Непал пришли Кираты - народ, подчинивший немногочисленные местные племена и упоминавшийся в Махабхарате и Рамаяне. Согласно преданиям, они были первыми правителями долины Катманду, равнинной части Непала, всегда игравшей центральную роль в истории этой страны. Их потомки - народности Раи, Сунвары и Лимбу живут сейчас в восточной части Непала и Сиккиме.
Исконными жителями долины считается народность Невары - они живут в центральной части Непала и по сей день. Их язык отличен от хинди, непали и тибетского - основных, встречающихся в Непале, и имеет собственную письменность.
К первому тысячелетию до нашей эры относят первые упоминания о народе Кхаса, населявшем западный Непал, и, по легендам, пришедшем с Севера во втором тысячелетии до нашей эры. Древнеиндийские сказания описывают кхасов воинственным племенем, родственным ариям.
Кхасская народность в Непале окончательно сформировалась к XIII веку, и в это же время получила большое "пополнение" из Индии - группы браминов и кшатриев (Раджпутов) перемещались из Северной и Северо-Западной Индии в Непал, отступая в горы под натиском мусульманских завоевателей (Великих Моголов). Раджпуты - профессиональные воины древней Индии, словосочетание "раджа путра" на санскрите значит "сын раджи (царя)", вероятно, они являлись прямыми потомками ариев.
Бахуны (непальские брахманы - кастовая группа (варна) ученых, учителей, священников) и Чхетри (непальские кшатрии - кастовая группа (варна) воинов и правителей-администраторов)- зто доминирующие касты в современном Непале, они же и самая многочисленная группа, составляющая до 30% населения страны. Верхушка касты чхетри (кшатриев) - Тхакури (Гуркхи) и Рана - потомки раджпутов, пришедших в Непал из западной части Гималаев. В XI - XII веках часть из них приняла учение Гуру Горакхнатха и за этой кастовой группой закрепилось название Горкха (Гуркхи).
На территории Непала проживают народности, относящиеся к тибето-бирманским - Гурунги и Магары. Традиционными занятиями этих народностей является сельское хозяйство и военная служба (в наше время источник дополнительных доходов -- это зарплата и пенсии мужчин, которые уезжают служить за границу, в британскую или индийскую армию).
В высокогорной части Непала живут Тхакали, Таманги (Мурми), Шерпы - тибетские народности. Основное их занятие - скотоводство, земледелие, торговля. Кроме того, представители этих народностей с незапамятных времен работают проводниками в Гималаях и содержат гостиницы на горных дорогах.
Тхару - жители южной части Непала, Тераи. Их предки жили в деревнях, расположенных в джунглях, основные занятия - сельское хозяйство и торговля.
Перечисленные этносы самые многочисленные в Непале, но есть и множество других, только различных языков и диалектов на территории государства насчитывают более шестидесяти.
2. НЕПАЛ. ИСТОРИЯ.
В VII (предположительно) веке до нашей эры в границах нынешнего Непала, в Лумбини родился основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, его учение вскоре распространилось в Индии, Непале, Тибете, потеснив традиционный индуизм, привнесенный в Индию предположительно Ариями в середине второго тысячелетия до нашей эры.
Однако, уже в III - IV веках в Индии происходит реставрация индуизма. В Непал приходят личчхавы - древнеиндийские племена, вытесняющие буддистов - киратов на восток и заселяющие долину Катманду. Они возрождают индуизм и развивают торговлю с Индией и Китаем.
Постепенно на территории Непала образуются небольшие княжества, развиваются земледелие, ремесла, торговля.
Правление личчхавов закончилось в 602 г. н.э. Верховным правителем стал Амсувармана, основатель династии Тхакури. Свою дочь, принцессу Бхрикути, он в 633 г. отдал в жены королю Тибета Сонг Дзен Гомпо. Будучи последовательницей буддизма, она сумела склонить к этому учению своего мужа, став таким образом основоположницей буддизма в Тибете, где и по сей день почитается, как богиня .
В XIII веке начинается эпоха королевской династии Малла. Эта династия подчиняет всю долину Катманду и захватывает, таким образом, контроль над торговыми путями из Индии в Тибет и Китай. При Малла происходит дальнейшее укрепление позиций индуизма в стране, и Непал полностью переключается на жизнь в кастовой системе, строго регламентирующей все стороны этой жизни. За время правления династии Малла долина преображается. Происходит заметное развитие торговли и ремесел, архитектуры и искусства. Расцветают три основных города долины - Катманду, Патан и Бхактапур.
В XVI веке на западе в горной части страны начинает образовываться конфедерация небольших княжеств. Семейство Хан (Khan) приходит к власти в княжествах Бхиркот (между Покхарой и Палпой) и Каски (в современной долине Покхары). На службе у них состояли воины магары. Младший сын князя Каски обосновался восточнее в Ламджунге. Гурунги признали себя его вассалами, и он принял новый титул -- Шах. Во второй половине XVI века один из его младших сыновей, Драбья Шах, продвинулся еще дальше на восток, завоевал территорию княжества Горкха и подчинил себе вождей гхале (одного из кланов гурунгов). С тех пор гурунги, как и магары, упоминаются в исторических хрониках, как солдаты династии Шах.
В середине XVIII века правитель маленького княжества Горкха (теперь город Горкха официально называется Притвинараян) Притви Нараян Шах начинает войну против правителей династии Малла. В долине Катманду, которую он стремится захватить, расположены богатые княжества, через долину проходят торговые пути из Индии в Тибет.
Отряды Гуркхской конфедерации невелики и вооружены, в основном, копьями, луками, мечами и кхукури (кукри). Войска династии Малла в долине вооружены ружьями и имеют даже несколько пушек, но презрение к смерти, воля к победе и боевое искусство горцев побеждают.
В 1763 году горцы занимают крепость Макаванпур, разбивают превосходящие силы противника, и захватывают около 500 пехотных ружей и две легких пушки.
Не помогли хозяевам долины даже 2400 британских солдат, присланных Британской Ост-Индской Компанией по просьбе правящей династии (Ост-Индская Компания к тому времени контролировала уже практически всю территорию Индии). Солдаты отряда под командой капитана Кинлока вначале были изрядно потрепаны малярией, затем часть солдат дезертировала. В результате боев 1767 года в долине Катманду этот отряд был разбит, а его вооружение частично досталось войскам Гуркхской конфедерации
В 1769 году Притви Нараян Шах захватывает Катманду и объявляет его столицей своего королевства. В союзе с военными отрядами народностей Магаров и Гурунгов он захватывает одно небольшое княжество за другим и объединяет земли Непала в королевство почти в теперешних его границах. Притви Нараян Шах становится первым королем Непала династии Шах и правит до 1775 года.
В Индии к тому времени уже давно хозяйничает Британская Ост-Индская Компания. При поддержке армии, где свинцом, а где золотом, британцы завоевывают практически весь Индостан и начинают продвижение на восток, в Бенгалию, вдоль Гималайского хребта. Серьезное сопротивление британские войска встречают не часто, иногда, как в битве при Плесси, в 1757 году, хватает нескольких артиллерийских залпов, чтобы обратить индийские отряды в бегство. После победы при Буксаре (1764) компания получает право на правление Бенгалией, Бихаром и Ориссой и продолжает движение на восток Англо-майсурские войны 1766--1799 и англо-маратхские войны 1772--1818 сделали Компанию доминирующей силой к югу от реки Сатледж. Британцы управляют как внешней, так и внутренней торговлей Бенгалии и за первые 15 лет фактического владения страной вывозят в Британию ценностей на сумму в 1 миллиард фунтов стерлингов - гигантские, по тем временам, деньги.
Тем временем в Непале, после смерти Притви Нараян Шаха в 1775 году его наследники пытаются расширить границы королевства Непал. В 1788 году начинается первая война Непала с северным соседом - Тибетом. Отношения между государствами испортились ещё в середине столетия. Династия Малла имела право чеканить тибетские серебряные монеты, для упрощения процесса торговли. Так вот, с определенного момента, тибетцы стали возмущаться низким содержанием серебра в этих монетах. Проще говоря, обвинили непальцев в надувательстве, а после образования королевства Непал предъявили Притви Нараян Шаху претензии, с требованием обменять монеты с низким содержанием серебра на полноценные. Король Непала не спешил выполнять эти требования, а затем безвременно скончался, так и не разрешив эту проблему. Вскоре после этого отношения между двумя государствами ухудшились ещё сильнее, так как Непал дал убежище бежавшему из Тибета опальному ламе с последователями. И последней каплей стал конфликт из-за низкого качества большой партии соли, которую тибетцы поставили в Непал.
Летом 1788 года непальские войска пересекли границу и захватили несколько тибетских крепостей. Глава Тибетцев далай-лама был застигнут врасплох. В качестве ответных действий он пытается организовать партизанскую войну в тылу непальцев, а также просит о военной помощи императора Китая и Британскую Ост-Индскую Компанию. Но помощи он не получил и 2 июня 1789 года после долгих переговоров в Керунге был заключен договор, по которому Тибет обязан был выплачивать ежегодную дань Непалу в размере 50 000 серебряных монет. Дань за первый год была выплачена, но уже в следующем году Тибетцы платить дань отказались и непальские войска захватили и разграбили тибетский город Диргаша (Dirgacha), после чего вернулись в Непал. Тибетцы вновь отправили жалобу китайскому императору и, на этот раз, им не отказали. 8 марта 1792 года китайская армия подошла к столице Тибета Лхасе, соединилась с подготовленными к этому времени тибетскими войсками и двинулись на Непал. Основные силы непальцев в это время были заняты внутри страны, регулярные войска штурмовали несколько еще неприсоединенных княжеств на западе страны и подавляли восстания в трех провинциях. Поэтому часть подразделений была снята с этих направлений и отправлена навстречу тибетско-китайской армии. Остаток весны, лето и начало осени прошло в боях. Непальцы оказывали ожесточенное сопротивление, но были выбиты с территории Тибета. Последнее сражение состоялось 5 октября 1792 года, после него был подписан мирный договор в Бетравоти и вторая Непало - Тибетская война была окончена.
Но молодое королевство Непал продолжало попытки расширить свою территорию. Границы его расширялись на запад, присоединив провинции Кумаон и Гархвал, на восток, поглотив Сикким, под свой контроль непальцы начали брать пограничные территории Северной Индии (границы Непала в этой части были тогда не определены).
Британская Ост-Индская Компания к тому моменту уже прочно закрепилась в Бенгалии, и могла теперь приняться за наведение порядка на территориях, которые считала своими. Непал, конечно, не мог быть готов к войне с Британской Империей. Непальские вооруженные силы в то время состояли из 14 000 солдат и командиров. На их вооружении стояло около 4000 единиц ручного огнестрельного оружия (ружья и пистолеты) и несколько легких пушек. Пушки эти были разработаны и использовались в Европе в первой половине XVII века, и к началу XIX, естественно, устарели аж на два века. Центральная часть их стволов была изготовлена из меди, туго оплетенной веревкой из конопляного волокна, а поверх оплетки обтянута кожей. Вся конструкция была дополнительно укреплена железными обжимными кольцами. Выстрелить такая пушка без ремонта могла, в среднем, не более 10 раз. Впрочем, было у этой конструкции одно важное для горной страны достоинство - пушка весила в несколько раз меньше обычной, и её можно было втащить на горную кручу на руках.
Англичане не воспринимали непальцев, как серьезную опасность для себя, привыкнув к легким победам над индийцами. Непальцы, в свою очередь, вспоминали о том, как "попробовали на зуб" большой британский отряд в 1767, и не подавились. Они хорошо знали свою территорию и имели большой опыт боевых действий в горах. Конечно, часть непальской военной верхушки трезво оценивала силы молодого королевства и считала, что задирать британцев неразумно. Но всегда и везде среди знати найдутся люди, которые считают свою сиюминутную выгоду более важной, чем обоснованные опасения профессионалов.
В 1813 году англичане начали подготовку к войне. Они успокоили и предупредили о своих намерениях Китай, заключили временные перемирия с сикхами и маратхами и начали с запада и востока подтягивать войска к границам с Непалом. Первое боевое столкновение произошло в январе 1814 года. Британцы попытались занять несколько укрепленных позиций непальцев, непальцы ответили огнем и контратаковали. Потери британцев составили около 300 солдат, оборонявшиеся непальцы потеряли 70. Это было началом войны. Англичане отступили и начали подготовку к большой военной кампании.
Первое большое сражение состоялось осенью 1814 г. За день до официального объявления войны британские подразделения попытались захватить форт Налапани в западной части страны. Командовал операцией лично один из главных британских военачальников генерал Гиллеспи. Форт защищал небольшой город, население которого перед приходом британцев ушло в горы. Командир непальских бойцов с отрядом из 600 человек (часть из них была из числа горожан, покинувших город) занял форт и приготовился к обороне. Британский генерал решил атаковать крепость с трех сторон, и возглавил атаку одного из отрядов. Он был убит в первые же минуты штурма метким выстрелом непальского стрелка. Атака захлебнулась. Следующие штурмы откатывались, натыкаясь на заграждения из заостренных бамбуковых кольев и меткий огонь обороняющихся. В первый день потери британцев составили около пятисот человек убитыми и раненными. На следующий день подошло подкрепление, артиллерия начала разрушать стены крепости, отряд саперов был отправлен на высоты над крепостью, чтобы нарушить её водоснабжение. Целый месяц продержались защитники крепости, и когда стены были разрушены почти до основания, и в крепости не осталось ни капли воды, отказавшиеся сдаться 70 непальских воинов во главе со своим командиром Бал Бахадуром Тапа, обнажили кукри и с боем прорвались сквозь строй атакующих. Они отступили к крепости Ятхак, где к ним присоединились триста свежих бойцов. Здесь они разбились на два отряда и заняли позиции с двух сторон дороги, идущей по ущелью. Когда на дороге появились британские войска, сражавшиеся с ними в Налапани - это были индийские сипаи и английские гренадеры, они попали под перекрестный огонь непальцев. И снова для англичан повторился первый день штурма Налапани. Когда дым и пыль рассеялись, дорога была усеяна мертвыми и ранеными британцами. Выхватив свои кора и кукри, непальцы ринулись из своих укрытий и погнали врага вниз по склону. Отступающие гренадеры наткнулись на свои подкрепления - индийских сипаев, ждущих сигнала к атаке, и те бросились в бегство вместе с ними. Охваченные паникой отступающие британские войска откатились к подножию горы. Другой британский отряд смог обойти непальцев и закрепиться на господствующей высоте. Они продержались там целый день, но, так и не получив подкреплений и каких либо указаний, покинули позицию и отступили.
Английский миссионер, преподобный Вуд, так описывает боевую выучку непальцев в своей книге "Путешествие в Индии и Непале" изданной в 19 веке:
"Смелые, как львы, гибкие и быстрые, как обезьяны, и злые, как тигры, маленькие, жилистые мужчины неслись прыжками в атаку, двигаясь так быстро, и сохраняя такую дистанцию друг от друга, что мушкеты были бесполезны против них. Когда они приблизились к солдатам, они вдруг присели к земле, нырнули под штыками, ударили вверх своими кукри, разрубая тела с одного удара, а затем, после того, как сделали все зло, что было в их власти, отступили также быстро, как пришли. Пока наши люди поняли этот способ нападения, многие из них погибли от рук немногочисленных противников, некоторые понесли урон от своего оружия. Противники резали или рубили их ножами, острыми, как бритвы, и зачастую выскакивали невредимыми из частокола штыков. Они могли проскользнуть под брюхом лошади офицера, распоров его одним ударом кривого ножа, и ударить с другой стороны в ногу офицера, пока он и его лошадь падали".
Генерал Мартинделл, заменивший погибшего генерала Гиллеспи, в течение полутора месяцев после этих сражений не решался на какие-либо активные действия.
Но в последующие месяцы лучшая оснащенность и численное превосходство британских войск переломили ход боев в западной части Непала. К концу апреля 1815 года они захватили несколько ключевых крепостей, но непальские войска продолжали сопротивляться и удерживали несколько фортов. Подкрепления, пробивавшиеся к непальцам, часто бывали атакованы и не доходили до фортов. Англичане иногда привлекали к боям с непальцами нерегулярные силы местных индийских племен. Один из непальских отрядов, 200 бойцов под командованием генерала Ранджит Сингх Тапа, следовавший на помощь защитникам Ятхака был окружен отрядом из 2 000 индийских партизан под командованием молодого английского лейтенанта Юнга. Непальцы, по обыкновению, решили не сдаваться, и, выхватив кукри, атаковали отряд и рассеяли его. После этого боя индийцы очень неохотно принимали участие в партизанском движении.
Генерал Очтерлони, сменивший Мартинделла, с большой осторожностью готовил очередной штурм крепости Малаон. Крепость с трех сторон прикрыта отвесными стенами горы, штурм её был возможен только в лоб, с юга. При этом весь склон простреливался из крепости. К британцам из Дели пришло большое подкрепление - 10 000 солдат и тяжелые орудия. Кроме того, британцы смогли отрезать пути снабжения крепости продовольствием и за прошедшее время довольно точно изучили укрепленные позиции вне крепости, которые препятствовали лобовому штурму форта. Эти позиции были подвергнуты длительному артиллерийскому обстрелу, оставшиеся в живых непальцы отступили в крепость. Британцы, закрепившись на очередной выгодной позиции на склоне горы, не стремились штурмовать следующую, а строили дорогу, по которой могли подтянуть артиллерию на новую точку. Втянув пушки в гору, они методично обрабатывали тяжелой артиллерией склон, занимали следующую позицию, строили дорогу для пушек и так поднимались всё выше и выше. Наконец, после серии таких спланированных атак, британцы занимают ключевую позицию на склоне горы, с этой позиции простреливался главный форт. После того, как британские саперы расчистили дорогу и втащили на эту позицию пушки, из крепости Малаон выдвинулся небольшой отряд непальцев, возглавляемый начальником гарнизона форта, командиром Бхакти Тапа.
Непальцы с боем занимают высоту, мясорубка страшная. Командир Бхакти Тапа тяжело ранен в живот. Согласно легенде, Бхакти Тапа заправил во время боя вылезающие из разрубленного живота внутренности обратно, обмотал туловище сорванным с головы тюрбаном и продолжил рукопашную схватку, уложив, в общей сложности, около двух десятков противников. Именно этот момент, видимо, изобразил художник того времени.
С одной существенной ошибкой, впрочем. Командиру Бхакти Тапа было 73 года, и выглядел он примерно так:
Англичане были в ярости и, силами большого отряда, отбили высоту. Большая часть непальского отряда погибла, остальные были тяжело ранены. Впечатленные мужеством непальских воинов, англичане позволили забрать их тела в крепость. Через две недели после смерти командира Бхакти Тапа, оставшийся в почти разрушенном форте с 200 израненными солдатами, без продовольствия и боеприпасов, генерал Амар Сингх Тапа подписал капитуляцию.
15 мая 1815 года непальцы оставили крепости в западной части страны.
На востоке страны, в недавно присоединенном Сиккиме, боевые действия происходили значительно менее бурно, но и без того небольшие вооруженные силы Непала были измотаны бесконечными боями и на этом направлении.
Британский генерал Очтерлони был единственным из английских военачальников, добившихся каких-то успехов в этой кампании. Он и был назначен оперативным командующим вторым этапом кампании.
Осенью 1815 года, после нескольких крупных сражений, британские войска находились уже в опасной близости от Долины Катманду. 4 марта 1816 года в Сугаули был подписан договор, по которому Непал потерял недавно занятые им территории на западе и востоке.
Граница на юге страны, как и раньше, была не определена. Джунгли, труднопроходимые и почти не заселенные в то время, не представляли тогда большого интереса ни для одной из сторон. В то же время, Непалом были потеряны плодородные и обжитые земли на юге (часть Тераи). Они перешли под юрисдикцию Британии, но Британская Ост-Индская Компания должна была выплачивать за них ежегодную компенсацию - 200 000 рупий в год. Такая неожиданная щедрость может поначалу удивить, но дальнейшие пункты договора всё объясняют.
Британцы были очень впечатлены мужеством непальских воинов. Они занимались завоеванием этого региона для своей империи уже второе столетие, и первый раз столкнулись с настолько серьезным противником. Потери в этой войне они понесли большие, но основная часть войск, занятых в этой войне, состояла из индийских сипаев. Сипаи не были каким-то племенем, или народностью. Это были просто индийцы, которых нанимали на службу в военные подразделения Британской Ост-Индской Компании. Было и несколько "чисто британских" полков, но их было недостаточно для серьезной войны с серьезным противником. Непальские воины были бы, конечно, очень нужным и высокоэффективным союзником в регионе, не только для завоевания новых территорий, но и для контроля уже покоренных народов. Нужно было только расположить непальцев к себе и заинтересовать их знать. И англичане добиваются этого. Одной из важнейших частей Сугаульского договора становится пункт, согласно которому англичане могли набирать в Непале солдат для Британских Гуркхских полков.
Англичане уже знали, что против них в этой войне сражались Кхасы, Магары и Гурунги, руководимые Чхетри и Горкха. Изучив историю объединения королевства Непал, они выяснили также, что единственной силой, реально оказывавшей военное сопротивление Горкхской конфедерации, были племена Лимбу и Раи из восточного Непала. Подчинение их территории в конечном счете было представлено в юридических документах не как завоевание, а как согласие лимбу признать свою вассальную зависимость. Несмотря на территориальную раздробленность, лимбу всегда умели договориться, когда дело касалось интересов всего племени и их вожди выступали совместно, когда надо было противостоять решениям центрального правительства.
Именно из перечисленных народностей, первоначально, и формировались Гуркхские полки. В дальнейшем, в Гуркхские полки стали принимать мужчин и из других народностей, населяющих Непал. Теперь же всех непальцев, служащих в Британской Армии, называют Гуркхи или Гурки, независимо от их этнической принадлежности, служащих в Непальской и Индийской армии называют Горки.
3. ОРУЖИЕ НЕПАЛЬЦЕВ XVIII - XIX ВВ.
Об истории дальнейших союзных отношений Непала и Великобритании мы поговорим позже, а сейчас рассмотрим подробнее вооружение гуркхов того времени.
Чем были вооружены непальцы в то время, что, кроме силы духа и выучки, они смогли противопоставить британским войскам, численно превосходящим их, прекрасно по тем временам вооруженным, хорошо обученным и имеющим большой военный опыт? Непальцы использовали огнестрельное оружие, но, как мы помним, его у них было немного. Непальские воины оказались прекрасными лучниками, и это стоило британцам многих жизней, ведь повсеместное внедрение огнестрельного оружия сделало использование щитов и стальных доспехов в европейских армиях того времени нецелесообразным, и у англичан их, естественно, не было. Кроме того, опытный лучник успевал сделать несколько выстрелов, пока британский солдат заряжал свой мушкет. Главной же частью военного искусства непальцев были рукопашные схватки, их холодное оружие и умение его применять было смертоносным.
Сверху - вниз. 1,2 - рам дао (ram dao), тяжелые двуручные мечи. 3,4 - кора (kora, khora). 5,6 - кукри (kukri, khukuri).
Для непальского холодного оружия характерен так называемый обратный изгиб клинка. "Обратным" он является по отношению к более привычному нам изгибу сабли и шашки, у которых клинок изогнут вверх. В отличие от них, у непальских и некоторых индийских мечей (например, у sousson pata и некоторых khanda) клинок выгнут вниз - имеет серповидную, или близкую к ней форму, с заточкой по внутреннему краю. Дальняя от рукояти часть клинка расширяется так, что центр масс смещен к острию. Такая форма позволяет многократно уменьшить усилия при нанесении рубящих ударов.
Мечи рам дао имеют "родственников" в Индии, это мечи катти (katti), впрочем, рам дао в Восточном Непале тоже нередко называют "катти".
Где и когда впервые появились ножи с серповидным клинком определить, наверное, невозможно . В любом случае, их родословную не трудно проследить до Бронзового века (начало этого периода - 1-я половина 4 тыс. до н.э.), во многих захоронениях Европы и Азии находят эти характерные "кривые" ножи.
Можно, наверное, предположить, что "изогнутые ножи" являются естественной, эргономичной формой инструмента, и эта модель сохранялась, или вновь изобреталась многими народами на протяжении всей истории человечества. Если говорить о Древней Истории, то серповидный, или изогнутый в месте соединения клинка и рукояти, нож и меч встречались повсеместно на территории Европы и Азии. Мессопотамия, Египет, Греция, Иберия, Дакия, Галлия - воины этих древних государств использовали и ножи, и большие мечи с серповидными клинками.
В древних государствах Индии эти клинки тоже использовались, ниже одно из изображений воинов в храме Чандрагупта, царя древнеиндийского государства Магадха, основателя династии Маурьев (317--180 до н. э.).
Есть много теорий происхождения непальских клинков, одна из них ставит в родоначальники хопеш (khopesh), клинок, появившийся, предположительно в Месопотамии в конце третьего тысячелетия до н. э., и развившийся в Ассирии и Египте вот в такую форму:
Такой клинок мог, разумеется, стать родоначальником многих типов длинноклинкового оружия. Древнегреческий копис принято считать производным от хопеша, но при желании в хопеше можно увидеть и черты будущих сабель и ятаганов.
Кописы древних греков, предположительно, появились в их арсенале в VI - V веках до н.э., широкого распространения не получили, зато очень понравились древним иберийцам (совр. Испания), и использовались ими довольно долго. Историки того времени называли это оружие "испанским мечом", в наше время принято название "фалката" (falcata).
Другая теория происхождения непальского холодного оружия подходит к проблеме проще, она предполагает родоначальником серповидных клинков бытовые, сельскохозяйственные инструменты - серпы и ножи. Серп применялся для уборки зерновых культур везде, где их выращивали, т. е. по всему миру, это один из самых древних сельскохозяйственных инструментов. Как это нередко бывало у небогатых крестьян, сельскохозяйственный инструмент мог иметь двойное назначение - бытовое и боевое, под него могла быть разработана техника боевого применения, он мог совершенствоваться именно в военном направлении и, в конце концов, превратиться в грозное оружие.
География распространения серповидных ножей очень широка, многие народы по сей день используют их в хозяйственных целях. Если же возвратиться к тому историческому периоду, который мы сейчас рассматриваем (вторая половина второго тысячелетия нашей эры), то достаточно взглянуть на рисунки того времени, чтобы понять, насколько такие клинки были популярны. Азия, Ближний восток, Африка - серповидные ножи, тесаки и мечи использовались повсеместно, правда их конструкция не достигла такого совершенства, как у непальских кукри. Даже на Руси такие клинки существовали и использовались, вот, например, несколько отрывков из книги "Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ" Висковатов А. В., 1841-1862 гг.
"Вещи, входившiя въ составъ Русскаго вооруженiя, еще и доныне сохраняются въ разныхъ местахъ Россiи, въ казенныхъ и частныхъ кабинетахъ, монастыряхъ, музеумахъ и арсеналахъ. Наибольшее ихъ количество находится въ Московской Оружейной Палате, древнейшемъ, единственномъ учрежденiи, существующемъ со времени Iоанна Грознаго.
...........
Ножи - разделялись на Поясные, Подсайдашные и Засапожные. Поясные были короткiе, съ двумя лезвiями, и зацеплялись за поясъ крюкомъ, приделаннымъ къ устью ноженъ, съ нижней стороны. Подсайдашные были длиннее и шире поясныхъ, съ однимъ только лезвiемъ, къ концу несколько выгнутымъ; они привешивались къ поясу съ левой стороны, около того места, где виселъ налучъ отъ лука или саадака, и оттого получили свое названiе Засапожные ножи, или просто засапожники -- втыкались за голенище праваго сапога и имели кривой клинокъ, который у ножей назывался не полосою, а шлякомъ. Поясные ножи темляка не имели; у подсайдашныхъ онъ продевался въ набалдашникъ черена, а у засапожныхъ прикреплялся къ ножнамъ (Рис. N 64). Кинжалъ - былъ длинный, трехъ-гранный, закривленный клинокъ или шлякъ, котораго задняя (вогнутая) сторона называлась тыльемъ, а боковыя--голоменями. Рукоять кинжала состояла изъ черена и небольшаго набалдашника, съ кольцемъ или скобкою, для темляка. Вкладывался кинжалъ въ ножны по самый темлякъ; а привешивался къ поясу, съ левой стороны, поцепками, состоявшими изъ шнура или ремня, концами прикрепленнаго къ верхнимъ обоймицамъ ноженъ (Рис. N 64).
..........
Саадакъ или Сагодакъ--оружiе конныхъ, было названiе лука, съ его принадлежностями."
И иллюстрация, рисунок 64 сборника:
А вот иллюстрация из книги "Оружiе" П. фон Винклера, первое издание в 1894 г. Глава 16, Русское оружие.
Холодное оружие с обратным изгибом клинка и серповидной заточкой по вогнутой грани, как мы видим, не является и никогда не являлось чем-то экзотичным и исключительным. Просто, как это часто бывает, некоторые факты истории становятся малозначимыми для современников историков, и тогда эти факты или события попросту забываются, или становятся интересными только узкому кругу специалистов в данной области знаний.
Непальские воины использовали, конечно, и другое, хорошо знакомое нам по книгам и фильмам, оружие - луки (dhanu), сабли и тальвары, обоюдоострые мечи - все то оружие, что имели в своем арсенале мигрировавшие в Непал кшатрии-раджпуты. Но основным оружием рядовых непальских воинов того времени оставались кора и кукри. Тяжелые мечи носили на широкой перевязи через плечо, у левого бедра, кукри носили заткнутыми за пояс.
Помимо боевого применения, оружие гуркхов служило и служит по сей день еще и ритуальным целям. Государственная религия Непала - Индуизм, а точнее, одно из основных направлений индуизма - Шиваизм. Индуизм - одна из древнейших мировых религий, которая уходит своими корнями в ведическую цивилизацию ариев. Один из самых значительных индуистских праздников, Дурга Пуджа, празднуется осенью, после сбора урожая. Посвящен этот праздник богине-воительнице Дурге, победительнице демонов. Легенда о её рождении и первом подвиге тесно связана с праздником. Когда-то, на заре времени, демон Махишасура затеял войну с богами. Демон был настолько силен, что покорил все три мира и изгнал богов с небес на Землю. Разгневанные и униженные боги отправились к Шиве и попросили о помощи. Шива знал секрет непобедимого Махишасура, демон был уязвим и победить его могла только прекрасная богиня. В ярости Шива изверг ослепительный луч света, и такие же лучи вырвались из тел других богов и полубогов. Слившись воедино, лучи образовали сверкающую сферу, из которой родилась прекрасная сияющая Дурга, и от её крика задрожали миры. Услышав этот крик, Махишасура отправил к Дурге несметные полчища демонов, которые она рассеяла и уничтожила. Тогда Махишасура сам ринулся в битву и, после долгой и яростной сечи, был повержен. Богиня вначале отсекла голову буйволу, в которого на время сражения превратился демон, а потом убила и самого развоплотившегося Махишасура.
Дурга, Божественная Мать, одно из воплощений Парвати, супруги Шивы, в индуистском пантеоне богов олицетворяет собой борьбу с Хаосом, она защитница богов и мировой гармонии. Сражаясь со злом, Дурга не просто уничтожает его, а стремится подтолкнуть его в светлую сторону, вернуть из хаоса в гармонию мира. Кроме того, богиня олицетворяет собой объединенную силу богов, ведь каждый из них участвовал в её рождении, и главные боги сделали для неё оружие и доспехи, копии их собственных.
В память о великой битве Дурги с Махишасуром, на празднике Дурга Пуджа в честь богини забивают буйволов. Забивают буйвола, отсекая ему голову, причем отсечь голову одним ударом - хорошее предзнаменование. Для этой цели используют рам дао, кора и большие кукри. Принесение этой жертвы богине не просто символическое действо, это ещё и своеобразная духовная практика. Удар церемониального меча помогает человеку избавиться от демонов, затаившихся в нем самом. После удара, как в том легендарном бою Дурги и Махишасура, наружу выходят лень, злость, глупость, невежество, жадность, зависть, болезни, и человек, осознавший и увидевший свои грехи и пороки, может победить их.
Ритуальные орудия в то время украшались гравировкой, затейливыми орнаментами, религиозной символикой, в отличие от малоукрашенного оружия, предназначенного для боя. Сам обычай забоя скота в праздник Дурга Пуджа, помимо своей духовной и религиозной составляющей, имел, видимо, и более прозаические корни - тренировка воинов и заготовка мяса после окончания сбора урожая.
4. НЕПАЛ. ТРАДИЦИОННЫЙ КУКРИ
Кукри, или хукури (европейцы пишут kukri, непальцы - khukuri), несомненно, являются самым известным типом непальского холодного оружия. Старых кукри сохранилось немного, они, в основном, принадлежали известным историческим личностям и имеют схожую конструкцию, отличаясь размерами и геометрией клинка. Кукри в 17 - 18 веках пользовались, в основном, крестьяне и солдаты. Хорошая сталь была дорога, изделия из нее имели большую ценность и у небогатых непальцев, видимо, не было обычая хранить старые клинки. Если кукри сильно изнашивался или ломался (а это рано или поздно случается с любым боевым оружием и инструментом), его отдавали в перековку. Ниже фото клинка, принадлежавшего Притхви Нараян Шаху - первому королю Непала династии Шах (XVIII век). Насколько старым является сам клинок, не определено, но в нем прослеживаются многие черты, характерные для старого восточного оружия.
Одним из близких "родственников" кукри можно считать ятаган, первые известные нам образцы этого оружия относятся к XV веку.
Вполне вероятно, что кукри и ятаган имели некое общее оружие - прототип. Непальский кукри - оружие пешего воина, высокоэффективное и достаточно простое в изготовлении, видимо эти качества и были основой выбора этого типа оружия для вооружения солдат Гуркхской конфедерации в XVII - XVIII веках.
Условно, можно выделить два основных типа кукри конца 18 - начала 19 века. Оба типа характеризуются достаточно плавной дугой рукоять-обух клинка, не имея выраженного горбика-угла на обухе. Первый тип, с узким клинком, называется hanshee (арка, серп), нередко имел удлиненные рукоять и клинок.
Второй тип называется budhume (большой живот), он более массивный, с широким клинком. Общая длина обычно была равна 17 - 19 дюймам (430 - 480 мм), толщина обуха у рукояти 8 - 10 мм.
Именно budhume стал к середине 19 века основной моделью военных кукри. Эти кукри нередко использовались военнослужащими до второй мировой войны, пока не были вытеснены клинками фабричного производства.
Изготавливались также (в небольших количествах) боевые кукри большого размера, они могли иметь клинки типа hanshee или budhume, рукояти традиционного типа, кора или тальварные.
Оружие с клинком обратной кривизны и серповидной или S-образной режущей кромкой оптимизировано для нанесения очень мощных рубящих ударов. Этому способствует угол, под которым режущая кромка клинка приходит к цели, и баланс, смещенный ближе к острию клинка. Обладая большой массой и скоростью, клинок с силой врезается в цель. Физика удара такого клинка отличается от удара сабли. Режущая кромка приходит в движение одновременно вся целиком, подняв клинок вверх, мы запасаем потенциальную энергию по всей её длине. При падении клинка происходит преобразование потенциальной энергии в кинетическую по всей длине одновременно. Поэтому в каждой точке резание происходит в первую очередь за счет местной энергии, запасенной в элементе ножа, находящемся над данной точкой. Следовательно, здесь нет потребности в транспортировке энергии в направлении вдоль режущей кромки (как в сабельном ударе), и нет ограничений, вытекающих из конечной скорости распространения энергии. Эта же схема нанесения удара применена в таких высокоэффективных механизмах для рубки, как гильотина и гильотинные ножницы для раскройки металлических листов.
Все кукри изготавливались вручную представителями касты кузнецов - ками. Как и полагается в кастовой системе, профессия кузнеца была семейной и искусство ковки, обработки металлов передавалось от отца к сыну на протяжении веков. Работать в кузнице ребенок начинал с 5 - 6 лет, в его обязанности входила уборка кузницы, доставка угля и воды, в этом же возрасте начиналось обучение азам ремесла. К 12 - 14 годам он становился полноценным подмастерьем и помогал отцу и деду, способным подмастерьям уже доверяли изготовление простейших строительных и сельскохозяйственных инструментов.
Мастером ками кузнец, как правило, становился к 40 годам, к этому времени он в совершенстве овладевал кузнечными, слесарными, а иногда и некоторыми ювелирными навыками, и мог обучать собственных учеников. Большая часть кузнечных и слесарных инструментов, заточные круги, наждачная лента, изготавливались здесь же, в мастерской. Большие мастерские и известные мастера могли позволить себе, при необходимости, более сложное импортное оборудование и качественные стали. Мастера выполняли самые ответственные заказы, такие, как изготовление оружия, сложных инструментов и простых механизмов.
В Непале изготавливается большое количество моделей кукри, различающихся размерами, весом и геометрией клинка. Это связано как с различным назначеним конкретных моделей, так и с традиционными техниками различных кузнечных школ. Кроме того, при индивидуальных заказах, учитывались пожелания заказчика по длине рукояти и клинка. Называли модели по местности, в которой изготовлен кукри (Bhojpure, Darjeeling, Ang Khola, Chainpuri, Chitlangi, Dhankuta) или по ассоциативным признакам (budhume - толстопузый, hanshee - арка, sirupati - лист травы, banspati - лист бамбука).
В Непале есть железорудные месторождения, но хорошая сталь не производилась в промышленных количествах. Для военных кукри часто использовалась импортная сталь, в основном, из Индии и Бенгала. Но хорошая сталь это только полдела, важно еще и умение работать с конкретным сортом стали, нужно знать, как проводится её термообработка - закалка и отпуск. У каждого сорта стали свой режим термообработки, выдерживать который нужно очень точно. В современных ножевых мастерских термообработку стальных изделий производят в электрических муфельных печах с электронным управлением, точно до секунды и до градуса соблюдая рекомендации производителя стали. В кустарных мастерских температуру раскаленного металла определяли по его цвету, скорость охлаждения и нагрева подбирали опытным путем. Естественно, мастера предпочитали работать с хорошо знакомыми им сортами сталей. В 20 веке, например, мастера ками предпочитали делать кукри из старых железнодорожных рельсов и рессор, так как досконально изучили технологию обработки сортов стали, из которых эти изделия производят.
Клинки кукри, начиная с 19 века, имеют фигурный вырез возле рукояти, называемый чо (cho) или коуди. Изначально этот вырез был, по всей вероятности, чойлом - полукруглой выборкой металла клинка, отделяющей заточенную часть лезвия от рикассо (см. кукри Притви Нараян Шаха). Затем он видоизменился в более сложную форму с зубцом посередине выемки. Существует большое количество версий, объясняющих полезность этого элемента, но, к сожалению, большинство из них малоубедительны. Среди них такие: это приспособление для захвата клинка противника; элемент, препятствующий стеканию крови на рукоять; вырез повышает стойкость клинка на излом; это замок, фиксирующий клинок в ножнах, и т. д. Самым простым и, вероятно, логичным объяснением является следующее - форма коуди позволяет определить в каком регионе, и в какой мастерской был сделан кукри. Возможно, это было своего рода подписью и гарантийным обязательством мастера.
На самых простых кукри, рядовых, вырезался простой коуди, возможно, они были изготовлены подмастерьями, которые не имели еще своего значка. Впоследствии, с появлением кукри фабричного производства и кукри сувенирных, для туристов, вырез этот продолжал традиционно изготавливаться на клинке, но стал схематично простым и больше не нес смысловой нагрузки. Именно в это время, возможно, появились сложные объяснения его практической полезности или, наоборот, версии, увязывающие его присутствие на клинке с религиозными представлениями непальцев.
Деревянная, реже костяная, рукоять кукри насаживалась через стальной больстер на хвостовик клинка, обмазанный горячим клеем из смеси органической смолы (шеллака) и тонких древесных опилок. Такой способ крепления рукояти считался наиболее удобным для ремонта кукри, срок службы рукояти составлял, в среднем, 3 - 5 лет, клинок, конечно, служил гораздо дольше. Разбитую или расшатанную рукоять кукри снимали, нагрев ручку (шеллак размягчается при температуре около 100С) и насаживали новую.
Кукри, конечно, были разными по качеству, а значит, и по стоимости. Естественно, на простой крестьянский кукри кузнец не тратил много времени и сил, кукри искусного и известного воина мог иметь качественный клинок из хорошей стали, а для кукри богатого и знатного непальца могла быть изготовлена роскошная отделка ножен и рукояти. Украшенные, парадные, подарочные кукри называются косимора (kothimora). Клинки простых, рядовых кукри, как правило не украшались совсем, более дорогие изредка украшались простым орнаментом из прерывистых линий, точек. Клинки парадных могли иметь более сложный орнамент, гравировку. Армейские кукри, хранившиеся в арсеналах, подписывались по обуху клинка на непали, эта маркировка могла указывать подразделение, в котором проходит службу владелец, и регистрационный номер клинка.
Кукри, в те времена, был обязательной деталью снаряжения (и частью национального костюма) взрослого мужчины - непальца большинства этнических групп.
Часто можно услышать предположение, что кукри заменяет непальцам топор, так как живут они в джунглях и вокруг одни лианы. Непал, на самом деле, всегда был лесной страной, и дерево активно использовалось в хозяйстве. Естественно, и топоры, и пилы для строительных, плотницких работ, масштабной заготовки древесины в хозяйственном наборе непальцев присутствовали всегда. А кукри был не только, и не столько оружием, сколько многофункциональным инструментом. Это инструмент воина, путешественника, крестьянина, охотника. Его хозяйственные задачи - силовые работы, для которых топор избыточен - обустройство лагеря, переправы, временного ночлега, расчистка лесистых участков под поле и огород, заготовка дров для костра, разделка туш. Ну, а там, где была нужна точная, тонкая работа, использовались дополнительные инструменты. В набор вспомогательных ножей, располагавшийся на основных ножнах, входило от одного до десятка мелких ножей. В большинстве случаев их было два - небольшой "чистый" нож карда (karda), для приготовления еды, строгания, тонкого и точного резания, и небольшой примитивный напильник чакмак (chakmak) - полоска высокоуглеродистой стали с ручкой, грубо обработанная и шероховатая, её применяли для заточки кукри, малого ножа и как часть огнива (кресало), для разведения огня. Сам кремень и трут тоже могли находиться в кармашке на ножнах. Иногда к комплекту прикладывались шило и специализированные ножи.
Жесткие ножны для кукри изготавливались из дерева и обтягивались тонкой кожей, мягкие делались из толстой кожи. При ношении с традиционной национальной одеждой кукри носили заткнутым за широкий пояс. С появлением регулярной армии и военной формы, у ножен появился подвес из двух кожаных петель для ношения оружия на поясном ремне. Кукри при этом носился на правом бедре, на левом - винтовочный штык в ножнах.
5. НЕПАЛ. ИСТОРИЯ, ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Вскоре после подписания Сугаульского договора британцы начали контрактное формирование гуркхских подразделений, и уже в 1817 году они приняли участие в Третьей англо-маратхской войне (1817 - 1818), в результате которой Британская Ост-Индская компания получила полный контроль над большей частью Индии. Маратхская империя была раздроблена на княжества, которые позднее были присоединены к Британской Индии. В 1846 и 1848 гг гуркхские подразделения приняли участие в первой и второй англо-сикхских войнах.
Тем временем в Непале, который сохранил свою независимость, произошел дворцовый переворот. В 1846 году молодой придворный Джанг Бахадур Кунвар со своими братьями устроил в королевском дворце Кот настоящую бойню, вырезав практически всю верхушку непальской знати. Захватив власть, Джанг Бахадур Кунвар принимает титул Рана, и образовывает династию наследственных премьер-министров, которые в дальнейшем и управляют королевством, в то время, как короли династии Шах становятся фигурой символической, парадной и отстранены от управления государством. Династия Рана настроена пробритански, и, с молчаливого согласия англичан, начинаются 100 лет правления этой династии.
Джанг Бахадур Рана, стремясь добиться популярности среди высших каст Непала, начинает третью войну с Тибетом. Договор в Бетравоти, согласно которому Непал являлся проигравшей стороной и потерял часть территорий, непальская знать считала унизительным и Рана начал подготовку армии к войне. В Тибет отправляется требование о возврате утраченных территорий и возмещении ущерба в размере 10 млн серебряных рупий. Тибет отвечает отказом и в марте 1855 года начинается третья непало-тибетская война. Боевые действия продолжались до января 1856 года, обе стороны понесли значительные потери, но тибетцы так и не смогли выдавить войска Непала из своей страны и подписали в Катманду новый договор, удовлетворивший непальцев.
В 1857 году Индию охватило восстание, вошедшее в историю, как Восстание сипаев. Началось восстание с волнений среди сипаев - индийских солдат. Их, в некоторых провинциях, поддержали крестьяне, и, в скором времени, большая часть страны уже воевала с англичанами. Восставших поддерживали и знатные индийцы, в том числе и Великий Могол Бахадур-шах.II. Восставшие не щадили своих противников, британцы, и военные, и гражданские, уничтожались вместе с семьями Британцев поддержали сикхи и пуштуны из Северо - Западной Индии, гуркхские полки. Кроме того, британцы обратились за помощью к Непалу и премьер-министр Джанг Бахадур Рана лично принял участие в подавлении восстания, возглавив 17000 солдат Непальской Королевской армии. После успешного участия в подавлении индийского восстания контрактные гуркхские полки стали полноправной частью Британской индийской армии. а 18 ноября 1860 года было заключено соглашение между правительствами Британии и Непала, по которому Непалу были возвращены равнинные районы, потерянные им по Сугаульскому договору 1816 года.
Во второй половине XIX века местные вооруженные формирования Британской Ост-Индской компании значительно пополнились европейскими подразделениями, был сформирован полноценный британский офицерский корпус и на основе всех этих подразделений была сформирована Британская Индийская армия, служившая уже не Компании, а Британской Короне. Это была профессиональная, хорошо обученная и боеспособная армия, всецело преданная Британии. Её основным предназначением было поддержание мира в регионе, фактически это были силы быстрого реагирования, которые должны были в случае серьезного вооруженного конфликта быстро и эффективно подавить его, или растянуть во времени, чтобы дать возможность добраться до места событий основным силам Британии. Летом 1858 года британский парламент принял закон о ликвидации Ост-Индской компании и о переходе управления Индией к Британской короне.
Естественно, восстание сипаев внесло существенные изменения в структуры индийской армии. Если раньше командный состав армейских подразделений набирался из высшей касты брахманов провинций Центральной и Восточной Индии, то теперь их сменили британские офицеры. Для рядовых был введен длительный срок службы - 21 год. Основную поддержку во время мятежа британцы получили от гуркхов, сикхов, мусульман Пенджаба и Белуджистана и пуштунов с Северо-Западной границы Индии. Эти народы, в основном, и составили костяк новой армии.
С 1857 года до начала Первой мировой войны гуркхские полки в составе Британских войск несли службу в Бирме, Афганистане, на Северо-Восточной и Северо-Западной границах Индии, Мальте, Кипре, Малайе, участвовали в военных операциях в Китае и Тибете.
В Первой мировой войне приняло участие более 200 тысяч непальских воинов, их потери составили около 20 тысяч бойцов. 33 гуркхских батальона сражались в составе британской армии во Франции, Турции, Палестине, Месопотамии, Персии.
Kaathar hunnu bhanda marnu ramro.
Лучше умереть, чем быть трусом.
Эту фразу, ставшую девизом гуркхов, приписывают национальному герою Непала Бхакти Тапа, погибшему при защите форта Малаон. Гуркхи всегда следовали своему девизу, и заслужили на Востоке репутацию бесстрашных и чрезвычайно опасных противников. Бывший начальник генерального штаба Индийской армии, фельдмаршал Мэнекшоу (Sam Manekshaw) сказал однажды: "Если человек говорит, что он не боится смерти, он либо лжец, либо гуркх". И это не было лестью или преувеличением.
После окончания Первой Мировой войны гуркхские полки вернулись для продолжения службы в Индию. Основной задачей этих подразделений стала охрана Северо-Западных горных границ Британской Индии, которая тогда включала территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, Бутана и Мьянмы (ранее -- Бирмы) и оперативное реагирование на различные региональные вооруженные конфликты (преимущественно в Вазиристане), которых в этом регионе всегда было немало. Для решения этих задач привлекались не только гуркхские полки Британской Индийской армии, но и силы Непальской Королевской армии, по двустороннему соглашению об оказании военной помощи.
Промежуток времени между Первой и Второй Мировыми войнами британцы использовали для реорганизации своих армий, изменения должны были коснуться как технического оснащения, перевооружения, так и военной доктрины. Формировались не только новые подразделения, но и новые рода войск. Гуркхи служили в пограничных подразделениях, военной полиции, из непальских солдат были сформированы горные стрелковые батальоны и воздушно-десантные полки.
Во Второй Мировой войне участвовало более 250 тысяч непальских солдат. Гуркхи воевали с немцами и итальянцами в Сирии, Северной Африке, Италии, Греции и против японцев в джунглях Бирмы. За храбрость 2734 непальца получили ордена и медали, на фронтах погибло более 32000 непальских военнослужащих.
Из книги Д. Рольфа "Кровавая дорога в Тунис" о сражениях в Северной Африке в 1942-43 годах:
"При свете молодого месяца ночью 5 апреля Такер отправил вперед тяжело навьюченных солдат 7-й бригады. Он пошли в наступление сквозь клубящийся у земли легкий туман. 1-й батальон 2-го короля Эдуарда VII собственного полка гуркских стрелков легко просочился сквозь вражеские позиции на скалистых холмах. Обнажив свои ужасные ножи кукри, эти прекрасные горные вояки обрушились на заспанных итальянцев. Некоторая суматоха поднялась на подходах к Джебель-Зуаи, когда огневой вал накрыл штаб 7-й бригады, ранив бригадного генерала Ловетта и нарушив связь с головными частями. Однако темп наступления не снизился. Под командованием субадара Лалбахадура Тапа два взвода гурков пробрались по засыпанному обломками камней ущелью между двумя сильными укреплениями и оказались на высотах, господствующих над всем массивом Фатнасса.
2-й батальон 36-го полка "Пистойя" попытался остановить гурков, ведя огонь из минометов и пулеметов, но субадар Тапа захватывал одно пулеметное гнездо за другим. Гурки поднялись на гребень, чтобы атаковать позиции, блокирующие тропу. После того как двое итальянцев пали под ударами ножей, остальные с воплями бежали. Субадар Тапа после боя был представлен к награждению Военным Крестом, однако Монтгомери изменил документы и представил его к Кресту Виктории, который и получил отважный субадар.
Путь был свободен, и незадолго до рассвета вперед двинулась 5-я бригада Бейтмена, во главе которой шли жилистые горцы 9-го батальона гурков. Они проникли на 3000 ярдов вглубь оборонительной позиции Фатнассы, штурмуя один гребень за другим. Они взяли в плен более 2000 итальянцев. Единственная остановка была сделана, чтобы пропустить 4-й батальон 6-го стрелкового полка раджпутов. Солдаты подполковника Скотта повернули вправо, выходя в тыл немцам, стоящим против 50-й дивизии".
После окончания войны, в 1947 году, Индия получила независимость. По трехстороннеему соглашению между Великобританией , Индией и Непалом гуркхские полки Британской Индийской армии были разделены следующим образом: 6 полков оставались нести службу в Индийской арми, а 4 полка отправлялись в Великобританию. В основных положениях этого договора был подчеркнут национальный, религиозный, культурный статус непальских военнослужащих, оговорены основные условия их службы и особо подчеркнуто условие полноценной интеграции военнослужащих гуркхов в армии Британии и Индии, чтобы ни при каких обстоятельствах они не считались наемниками.
Британская Индия была разделена на Индию и Пакистан. Вскоре после этого конфликты на религиозной почве между индусской и мусульманской общинами вспыхнули во многих местах, в связи с этим премьер-министр Индии Джавахарлал Неру просил Непал об оказании помощи. Помощь была оказана, в наведении порядка принимали участие подразделения Индийской и Непальской Королевской армии.
В настоящее время непальские гуркхи несут службу в армиях Непала, Индии и Великобритании, в полиции Сингапура (армейские ветераны), в Султанате Бруней (армейские ветераны). Большое число ветеранов и их семей живут в Гонконге и работают в частных службах безопасности. Кроме того, бывшие и действительные военнослужащие гуркхи работают в качестве инструкторов во многих армиях мира.
6. КУКРИ ХХ ВЕКА.
Совершенствование огнестрельного оружия в 19 веке постепенно снижало роль длинноклинкового холодного оружия в ведении боевых действий. Во второй половине века появляются магазинные, казнозарядные, нарезные винтовки, это скорострельное и дальнобойное оружие, в конце века изобретен пулемет, развивается скорострельность и дальнобойность артиллерии. Если раньше стрелковое оружие только подготавливало, а затем поддерживало основной удар - штыковую атаку пехоты или сабельную кавалерии, то к концу 19 века до 90 % потерь личного состава армейских подразделений приходилось на огнестрельные - осколочные ранения. Тактика ведения боя постепенно менялась, клинки укорачивались, им теперь отводилась роль вспомогательного оружия. Однако, как и раньше, одной из задач атакующих подразделений во время боя являлось преодоление дистанции огня с последующим переходом в рукопашный бой.
В конструкцию армейских кукри, находившихся на вооружении гуркхов в Британской Индийской армии, к началу XX века начали вноситься некоторые изменения. Клинки стали короче и менее массивными, кроме того, изменения коснулись конструкции рукояти. Напомню, традиционная непальская схема крепления клинка в рукояти - так называемый всадной монтаж. Узкая пластина-стержень (хвостовик), сформированный в задней части клинка, через стальную проставку - больстер, всаживался в деревянную рукоять, на горячий клей, на 2/3 длины рукояти. Клей лаха (или лак, в индийском варианте) изготавливался из природного смолистого вещества, известного нам как шеллак, с добавлениями тонких древесных опилок или кирпичной пыли. Последняя треть рукояти старых кукри, как правило, имела выраженный загиб.