Мискин Роман Валентинович : другие произведения.

Неистовые берсерки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья-исследование о варяжских воинах-оборотнях

  НЕИСТОВЫЕ БЕРСЕРКИ
  
  Впервые опубликовано на сайте buza.ru: май 2008 г.
  
  
  Издревле суровые волны Свияжского моря омывали холодные балтийские берега, неся с собою то ясные погожие дни, то дождливые ветреные ненастья, перераставшие в неутихающий шторм. Но еще страшнее морских бурь для прибрежных жителей был кошмар, который приносил с собою северный ветер из Скандинавии. И когда на пенистых гребнях волн показывались змееглавые ладьи и рогатые шлемы жестоких пришельцев, все население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, в панике и спешке бросалось в леса в надежде на спасение.
  
  Безжалостных рыжебородых чужаков на Руси называли варягами, в Европе - норманнами, сами же они именовали себя викингами. Размах опустошительных походов северных варваров поражает воображение и сейчас, спустя почти тысячу лет, - на востоке они проложили знаменитый путь " из варяг в греки", дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков были причастны к судьбам Киевской Руси и Византии. На западе викинги еще с VIII в. заселили Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега, а с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг до Средиземного моря, но также и вглубь европейских земель, разорив Лондон (787г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.). Норманны захватывали целые вотчины, не уступавшие иной раз по размерам владениям многих монархов - на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии - Сицилийское королевство, откуда они совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. В 865-879 гг. викинги отвоевали север Британии, в результате чего Альфреду Великому, королю Уэссекса, пришлось заключить с норманнами договор о так называемой "области датского права", или Денло (англ. Dan-law), куда вошли земли Восточной Англии, Мерсии и Нортумбрии. Держа в постоянном страхе население европейских городов, варяги удостоились чести быть упомянутыми даже в молитвах: "Боже, избавь нас от норманнов!". Но сколь велико было бы удивление современников, если бы они знали, что среди викингов были воины, о которых сами норманны говорили: "Боже, спаси нас от берсерков!".
  
  Берсерками в скандинавских сагах называли воинов особого рода, которые обычно открывали сражение и отличались неустрашимостью и отвагой. Характернейшей чертой их была одержимость в бою и в припадке бешенства один или два берсерка были способны разогнать вооруженный отряд в несколько десятков человек - безумие удесятеряло силы. Дойдя до состояния исступления, берсерк бросался в битву, разрывая на себе кольчугу и, побросав наземь оружие, крушил врагов порой лишь голыми руками, сея ужас и панику вокруг себя. Если в руках у него был щит, то он вгрызался в его край зубами, повергая врага в оцепенение.
  
  Снорри Стурлусон, автор знаменитой "Младшей Эдды", сборника древнеисландских мифических сказаний, связывает безумие берсерков с заклятиями верховного скандинавского божества Одина (Вотана), владыки чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество отправляются души эйнхериев - воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение богов. Своими чарами Один мог сделать так, что в бою недруги его воинства становились глухими и слепыми или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинка. "Сага об Инглингах" описывает берсерков так: "Они бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...".
  
  Связь берсерков с культом Одина находит и другие подтверждения. Корень имени Вотан происходит от слова wut, что означает "неистовство, исступление, одержимость" и как нельзя лучше характеризует верховного бога скандинавского пантеона. Согласно мифам Один, дабы познать волшебные таинства древних рун, совершил самозаклание - распял самого себя на священном ясене. Многие имена Вотана также указывают на подверженность безумию и ярости - Игг("страшный"), Херьян("воинствующий"), Хникар("сеятель раздоров"), Бельверк("злодей"). Под стать своему небесному владыке и прозвища берсерков, давших обет бесстрашия "властелину гнева" - таков, например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, т.е. Безумец.
  
  Некоторые аспекты культа Одина и мотивы одержимости берсерков подводят к мысли о шаманской практике, имевшей в своем арсенале не только всевозможные ритуальные действа, но и различные галлюциногенные препараты. Народы Крайнего Севера, такие как тунгусы, ламуты или камчадалы, вплоть до недавнего времени в практике камланий(гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, который шаманы слизывали с ладони и впадали в транс. Ближайшими соседями норманнов по Скандинавскому полуострову и поныне являются лапландцы(саами) - народ, в культурном плане близкий самоедским племенам. Вполне возможно, что практику использования препаратов из мухомора скандинавы переняли от лапландских шаманов, тем более, что в ряде исландских и норвежских саг обнаружены указания на то, что берсерки перед битвой дышали парами мухоморного отвара. И действительно, поведение берсерков в бою напоминает состояние опьянения наркотическим зельем: одурманенность, вспышки ярости, нечувствительность к боли и холоду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что "...викинги падают на землю от усталости, а не от ран." Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872г.,когда берсерки после победы повалились на берег и проспали более суток мертвым сном.
  
  Еще одним ключом к разгадке феномена берсерков является мотив оборотничества - ведь само слово berserkr (от др.-исл. bersi - медведь, serk - сорочка, рубашка) и переводится либо как "медвежья шкура", либо как "воплотившийся в медведя". Образ медведя настолько почитаем в индоевропейской мифологии, что даже само его имя, считавшееся сакральным, никогда не произносилось вслух и заменялось табуизированными иносказаниями типа "медведь"(т.е. ведающий, знающий вкус меда) у славян, или "бурый"(нем.bar , англ. bear ) у германцев. В датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня. Исторические же берсерки действительно для устрашения противника носили медвежьи шкуры, повадками и рыком уподобляясь этому зверю.
  
  Рука об руку с понятием берсерка стоит в летописях и слово ulfhedhinn , т.е. "волчья шкура", воин-волк. Скандинавские источники утверждают, что berserkir и ulfhedhnar действовали как по одному, так и небольшими группами. Историки подчеркивали их неуязвимость, свирепость, отсутствие моральных норм поведения и пристрастие к оргиям. Фактически берсерки, сближаясь с немецкими вервольфами, приводят нас вновь к образу Одина, властителя "дикой охоты" оборотней в полнолуние. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом - таков, например, Беовульф(др.-англ. "медведеволк"), герой одноименного английского эпоса, имевшего, впрочем, позитивную характеристику. Однако, подобно берсеркам, он также бросался в бой без доспехов и разил чудовищ лишь голыми руками. А в "Песне о Харбарде" из "Старшей Эдды " есть такие примечательные строки:
  
   "Тор [сказал]:
   "Я жен берсерков... разил,
   они извели
   волшбою народ."
   Харбард [сказал]:
   "Вот дело позорное -
   жен истреблять."
   Тор [сказал]:
   "То были волчицы,
   а вовсе не жены..."
  
  Интересен намек на то, что жены берсерков также были оборотнями и владели колдовскими чарами. В скандинавских верованиях до сих пор представляют ведьм в образе ночных наездниц на волках, которых называли варгами (др.- исл. vargr "волк-изгой ").
  
  Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели, в конце концов, к полному переосмыслению образов берсерка и викинга. Уже с XIв. эти слова сближаются по смыслу и приобретают только негативный оттенок, причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические черты. В " Саге о Ватнсдале" рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну берсеркам. Описание их дано вполне в традиционном духе - они творят насилие и произвол, гневливость их не знает границ, они лают и рычат, вгрызаясь в край своего щита, ходят по раскаленным углям босыми ногами. По совету новоприбывшего епископа одержимых злыми духами отпугивают огнем и забивают насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что "...железо не уязвляет берсерков." В других же текстах отмечалось, что окрещенный берсерк также навсегда утрачивал способность перевоплощаться.
  
  Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием - они врывались в поселения, убивали местных жителей, делали дороги недоступными для путников. И право древней Скандинавии поставило кровожадных безумцев вне закона, вменив в обязанность каждому гражданину убивать берсерков.
  
  Никому неизвестно, где и когда погиб последний берсерк, а вместе с ним ушла безвозвратно и седая языческая древность. О былой славе викингов ныне напоминают разве что героические саги да замшелые рунические камни, рассеянные по склонам холмов. Но кто знает, что скрывается в загадочной нордической душе - быть может, в ее недоступных глубинах все еще тлеют воинственные угли предков, способные вновь превратить добродушных и медлительных скандинавов во властителей гнева, в неистовых берсерков.
  
  
  
  
  Примечания:1) Свияжское ( устар.) - Балтийское море;
   2) норманн - букв. "человек севера";
  3) викинг - букв. "изгой";
  4) Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия - англосаксонские королевства периода Семицарствия;
  5) вервольф - букв. "человек-волк", т.е. оборотень.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"