- Я родился в спиралевидной галактике Млечный Путь, на внутреннем крае созвездия Ориона. Звезда Солнце - жёлтый карлик, расположенный в восьми с половиной килопарсека от центра галактики, третья планета - Земля, континент Евразия, часть света Европа, страна Беларусь, Гомельская область, город Светлогорск. Меня зовут Лёша Палец, я ходил сначала в седьмую школу, а потом в одиннадцатую - для самых отсталых. Но я хочу рассказать вам сейчас о другом. Итак, устраивайся поудобнее, наш дорогой зритель, мы начинаем нашу историю!
Палец выдохнул и рассмеялся, он стоял в подъезде, на фоне входа в свою квартиру. За его спиной была, обитая чёрным кожзаменителем, дверь с алюминиевыми цифрами "44".
- Ну что, по-моему, неплохо получилось?! - жизнерадостно заметил белобрысый Юра, снимая с плеча огромную, как чёрный саркофаг, видеокамеру формата SVHS.
Поставив ногу на ступеньку и расположив на колене камеру, Юра долго регулировал маленький операторский визир, чтобы найти удобный угол для просмотра, и в конце концов нажал кнопку воспроизведение. Палец, Колобок и Jesus окружили оператора, комментируя только что записанный материал. В крошечном экране чёрно-белого визира мелькали фигурки и лица.
"Классные всё же они", - подумал Андрей, глядя на ребят. Он отключил две старые настольные лампы, которые освещали съёмочную площадку, вместо профессиональных световых приборов и начал складывать серебристый экран для отражения света.
Окончив второй курс, Андрей приехал в Светлогорск на летние каникулы. В этом городе жили его родители и школьные друзья. Тут он начал снимать свой первый короткометражный фильм о ребятах игравших панк-рок в группе "Хлам".
В то время лидером группы был, похожий на светловолосого хоббита, носивший всевозможные феньки и пацифики Саша Колобок. Он играл практически на всех музыкальных инструментах, а в "Хламе" на соло-гитаре и губной гармошке. Ещё Колобок обладал чувством ответственности, что было критически важно для лидера.
Лысый, худой, угловатый и высокий Лёша Палец был на несколько лет старше Андрея, играл на басу и работал на ЦКК - целлюлозно-картонном комбинате.
Немного картавивший Jesus работал в автобусном парке и играл на ритм-гитаре. Он получил свою кличку за очевидное внешнее сходство с Иисусом.
Ещё была смешная полненькая девушка Катя, она училась на заочном в филармонии и преподавала в музыкальной школе. Катя играла на флейте строго по нотной партитуре.
- Ты что, совсем не можешь импровизировать? - упрекал её Колобок.
- Могу, но не вижу в этом особого смысла! - безапелляционно отвечала Катя.
На ударниках играл самый взрослый участник группы Сергей. Ему было под сорок, он мало разговаривал и сосредоточенно исполнял свои партии на ударной установке. Он был работягой с завода и, после ухода жены, один растил девятилетнюю дочку.
Режиссёром короткометражного проекта был Андрей, а оператором-постановщиком весёлый белобрысый парень Юра. Он работал в горисполкоме и имел доступ к огромной телевизионной камере SVHS, предназначенной для записи совещаний городской администрации. Вот и вся продакшен команда.
Для всех участников съёмок, это был первый проект и, естественно, ребята делали массу ошибок, но не унывали и поддерживали друг друга.
- На сегодня смена окончена. Всем спасибо, - рассмеялся Андрей, собрав нехитрую осветительную аппаратуру.
- Кайф! - радостно прокомментировали ребята, оторвавшись от камеры.
- Напоминаю, завтра утром снимаем сцену, как потерялся Лёша Палец. По сценарию: Лёша перестал приходить на репетиции, Колобок ищет его и находит под наркотой.
- Андрей, у меня есть уточняющий вопрос. А можно реально обдолбаться?! Так сказать, для правды жизни?! - заинтересованно спросил Палец.
- В смысле? - не понял Андрей.
- Ну, реально вмазаться? - выяснял Лёша.
Андрей стоял, не зная, что ответить.
- Так, всё, Палец, не буксуй! - вмешался Колобок.
- Да нет, я же давно бросил, просто интересно, - пояснил Палец.
- Завтра нужна будет Катя с флейтой, - продолжил Андрей.
- Я позвоню ей в общагу, напомню, - пообещал Колобок.
- Я сделаю крылья для Кати, будем снимать сцену галлюцинации Пальца, - продолжал Андрей. - Ещё нужна будет машина, но я думаю, для короткой сцены "Поездка в больницу", замутим авто прямо на месте. Скажем, что мы с телевидения и человеку реально плохо.
Все одобрительно закивали, предвкушая завтрашний день.
- Встречаемся у Торгового Центра, в девять утра. Нужны будут Саня, Палец, Катя - пусть флейту не забудет и, естественно, оператор. За сим всё! Погнали! - резюмировал Андрей.
Шумно и басовито обсуждая новый альбом Ника Кейва, ребята спустились по ступенькам подъезда, каждый нёс в руках что-нибудь, из нехитрого съёмочного оборудования фильма.
Было около одиннадцати вечера, когда Андрей вернулся домой. Он поздоровался с родителями и, взяв в прихожей телефонный аппарат, протянул в свою комнату длинный провод. Андрей закрыл дверь и набрал номер Марии, которая была сейчас в Минске.
- Привет!
- Привет... - рассеянно ответила Мария.
- Устала?
- А ты как думаешь? Конечно, устала, я терпеть не могу рынок, эти овощи и фрукты. За что мне всё это!? - пожаловалась она.
- Сочувствую и жалею тебя, - печально ответил Андрей.
- Что толку от твоей жалости? - грустно ответила Мария.
- Успокойся, пожалуйста. Я же не виноват, что ты решила учиться на платном отделении.
- А что мне ещё оставалось делать?
- Всегда есть варианты: можно ещё подготовиться и поступать на следующий год на бюджет, - предложил Андрей.
- На следующий год, нет уж спасибо. Я учиться хочу, - грустно ответила Мария.
- Значит, это твой выбор... - устало сказал он.
- Да... - через паузу, подтвердила она. - Когда ты уже приедешь, Андрей?
- Мне нужно ещё дней десять, чтобы всё отснять, - Андрей задумался. - В конце следующей недели приеду.
- В конце следующей недели - это как до Луна пешком. Я устала, Андрей, я совсем одна. Приезжай хоть на эти выходные?! Я работаю, но хоть ночью увидимся.
- В эти я не могу. В субботу снимаю финальную сцену "Концерт", тут как раз мероприятие в центральном парке запланировано, ребята будут выступать, - Андрей сделал паузу. - Надо потерпеть, совсем чуть-чуть осталось.
- Хорошо тебе, по концертам ходишь, - упрекнула его Мария.
- Послушай, это тоже работа, эти съёмки важны для меня, - ответил он.
- Да я знаю... Прости меня, это я от усталости.
- Я тебя люблю...
- Я тебя!
- Целую, держись там, всё получится.
- Да, целую, пока...
- Пока...
Андрей услышал короткие гудки, Мария положила трубку. Тяжёлый осадок остался после этого разговора. Каждый из них шёл своим путём, предназначенным только его судьбе, и не мог принести жертву ради совместной жизни. Андрей отчётливо понял, что будущее начинает разъединять их. Как железнодорожные пути, переключённые стрелкой, постепенно расходятся, удаляясь всё дальше и дальше, пока не растворятся за линией горизонта. Так и их судьбы уже начали движение в стороны друг от друга.
Он сидел с телефонной трубкой в руке, тупо уставившись в дверь комнаты, в которой вырос. И ещё Андрей знал, что Мария чувствует то же самое.
Мария
- Это самый прекрасный чай, собранный в условиях недостатка кислорода, высоко в горах, - рассказывал Андрей, держа в руках красивую жестяную банку. - Все чаи делятся на три типа: крупнолистовой, собранный с обычных плантаций, среднелистовой с предгорий, и мелколистовой, растущий высоко в горах - каждый листочек такого чая бережно собирают руками. Этот чай после ферментации несёт особый чистый аромат и вкус. Он особенно полезен для здоровья, но и цена его несколько выше, чем у обычного чая.
Андрей стоял у стойки для клиентов в прачечной, перед ним были расставлены разные банки с чаями. Сегодня он был особенно в ударе, сам поражаясь своей энергетике и убедительности. Десять женщин разных возрастов в голубых чистых халатах - сотрудницы прачечной, заворожено, как загипнотизированные, наблюдали за Андреем. Некоторые даже открыли рты - он вещал уже двенадцатую минуту.
- И сколько этот стоит? - спросила солидная, пятидесятилетняя женщина, она была заведующей.
- О, это эксклюзивный японский чай - называется "Белый лотос", - продолжал Андрей. - Внутри банки смотанные ниткой шарики и когда вы будете его заваривать, чайные листы будут открываться, подобно цветам лотоса. Стоит этот эксклюзив всего тридцать долларов, что на пятнадцать долларов дешевле, чем на рынке.
- Беру! - выдохнула заведующая, решившись на дорогую для неё покупку.
- А мне, пожалуйста, вот этот - с цветочками василька, который вкусно пахнет, - сказала девушка, держащая в руках чёрную банку и давая понюхать чай подругам.
Большая часть женщин уже держали в руках стильные жестяные коробки и банки с чаем. Как гласило одно из правил продаж: нужно обязательно дать товар клиенту в руки, чтобы он уже ощутил его своей собственностью.
- А почему это у вас дешевле, чем на рынке? - с сомнением спросила самая пожилая из сотрудниц прачечной - седая и строгая женщина в очках с толстыми стёклами.
Это был последний оплот обороны денежных знаков, содержащихся в кошельках этих женщин и в то же время роковая ошибка защитницы.
- Всё просто, - очень серьёзно и проникновенно ответил Андрей. - На рынке хозяину торговой точки необходимо платить за аренду торгового места и за доставку товара, а ещё зарплату продавцу и налоги. Мы же зарабатываем всего пять процентов от себестоимости, мы можем себе это позволить за счёт большого товарооборота и отсутствия арендной платы.
И тут началось безумие...
- Дайте мне вот этот, китайский, для похудения! - прервала Андрея, полная женщина. - И ещё один такой же! Я подруге возьму!
- А мне Riesling с шоколадным вкусом!
- Мне найдите, как Тамара Григорьевна брала, я мужу на юбилей подарю!
Женщины, громко перебивая друг друга, тянули со всех сторон деньги и разбирали коробки с чаями. Андрей еле успевал считать деньги и ориентироваться в банках и коробках, отдавая возбуждённым покупательницам именно их покупки.
После пяти минут неудержимой истерии, наступила гробовая тишина. Дамы расходились с видом победительниц, бережно унося свои трофеи в красивых банках.
- А есть ещё зелёный чай с ромашкой? - робко спросила молоденькая девушка, самая младшая из всех.
Андрей устало собрал со стойки пять оставшихся банок - он заглянул в свою огромную и уже пустую сумку.
- К сожалению нет, девушка, - ответил он. - Возьмите китайский зелёный чай "Порох", он один из лучших. Я сам его беру! - по привычке соврал Андрей.
- Нет спасибо, это не совсем то, что я хотела, - робко ответила она.
Андрей посмотрел ей в глаза и понял, что этой молоденькой девушке не нужен чай и спросила она, только чтобы не отрываться от коллектива и не терять уважение старших коллег.
- Я к вам через месяц зайду, обязательно возьму чай с ромашкой для вас, - ласково пообещал он.
- Спасибо, - благодарно улыбнулась девушка.
- Хорошего вам дня и до свидания, - Андрей устало вышел из прачечной. В уме он подсчитывал, сколько заработал сегодня и от этого казался особенно серьёзным.
На улице было душно, солнце стояло в зените и нещадно обливало землю своим жаром.
То, что сейчас произошло, было работой Андрея, которую он очень хотел бросить и даже бросил. Но иногда всё ещё выходил подработать агентом по продаже коллекционного чая в компании "Tea trading", хоть от этой деятельности его и тошнило.
Вернувшись в Минск после съёмок короткометражки, Андрей застал Марию измученной от напряжения, пережитого во время безрезультатной попытки раздобыть необходимую сумму для оплаты первого семестра в Институте культуры. Андрею стало жалко её, и он решил помочь деньгами, которых у него тоже сейчас не было.
Несколько лет назад, один из лучших друзей по художественному училищу показал Андрею простое по своей сути дело, которым занимался сам. И это дело называлось "Чай".
Ребята так и говорили:
- Пойдёшь сегодня на чай работать?
Всё что нужно было сделать, это взять в офисе под реализацию нужные сорта и марки чая, пойти в город и втюхать их втридорога по всевозможным заведениям. Это деятельность с самого начала стала отлично получаться у Андрея.
Но так как нормальный заработок в этой сфере был немыслим без спонтанной накрутки цены, за счёт верной оценки платёжеспособности клиента, Андрей вскоре оставил это занятие, так как считал его нечестным. Но время от времени, в случаях острой нужды в деньгах, он прибегал к этой лазейке в системе окружающего его материального мира.
Когда он снова зашёл в офис "Tea trading", управляющий менеджер встретил его с нескрываемой радостью:
- О-о! Наш лучший агент вернулся!?
- Я ненадолго, мне нужно триста с копейками, сделаю, и уж не поминайте лихом, - сообщил Андрей.
- А что? Там, где триста, там и пятьсот, и тысяча! - хитро улыбнулся менеджер.
Андрей по привычке рассмеялся в ответ.
И вот в конце августа, две тысячи второго, Андрей ездил на такси по городу с большой чёрной сумкой, посещая свои самые "прикормленные" и надёжные места, где он рассчитывал сбыть чай подороже.
Выйдя из прачечной, он решил, что на сегодня достаточно, было два часа дня и нестерпимо жарко, а сумка была уже почти пуста. Прикинув в уме заработанные за сегодня деньги, он понял, что уже набрал необходимую сумму.
- Как, я не понимаю, как?! - спрашивала его Мария, когда они сидели на балконе её квартиры, отдыхая в вечерней прохладе. - Я не понимаю, как за три дня в этой стране можно заработать такие деньги!?
- Я и сам не понимаю, - устало ответил он.
Глаза Марии сияли, Андрей наслаждался её видом, испытывая подъём и радость, что всё закончилось и завтра не надо выходить на нелюбимую работу и обманывать людей, из каких бы то ни было благородных побуждений...
Море
- Эта собака - всё в моей жизни! Как можно, маленькое, беззащитное существо лишить самого дорогого, что есть в его жизни?! - Андрей был эмоционален и убедителен. Как творец, он понимал, какого дурака он сейчас играет, но, чтобы было смешно, необходимо было оставаться предельно серьёзным. - Я решительно требую ответственности по всей строгости закона!
Он услышал за спиной одобрительный смех зрителей и этот смех давал ему новую энергию, помогая найти новые и необычные пристройки. Он стоял в зале суда за трибуной с надписью "Истец", перед ним сидела судья Елена Сергеева. Андрей периодически рассматривал её ноги в вязаных носках и смешных белых тапочках. Эти тапочки торчали из-под стола и никак не соответствовали серьёзному виду женщины в чёрной мантии судьи, они словно сообщали всем присутствующим, что всё происходящее цирк и постановка.
- Как можно?! - истерично переспросила не свежая, но ещё молодая блондинка в красном платье. - Этот кобель, эта немецкая овчарка постоянно насиловала мою несчастную Джуди, мою маленькую девочку, мою белую болоночку! Я была просто вынуждена кастрировать его!
"А, партнёрша молодец, держит жанр, смешно у нее получается", - подумал про себя Андрей. Блондинка стояла справа от него за трибуной с надписью "Ответчик".
Зал суда был декорирован красивым светлым деревом, на своих постах стояли милиционеры, в чистой и аккуратной форме, за Андреем находилась зрительская трибуна, наполненная до отказа различными типажами массовки. Со всех сторон Андрея окружали телевизионные камеры, они стояли на штативах, летали на кранах и даже перемещались на металлических тросах, ловя в объективы всё происходящее.
Андрей сделал круглые глаза:
- Барон никогда не покусился бы на эту старую болонку! Дипломант пяти собачьих конкурсов, медалист, породистый пёс - всего четырёх лет от роду. И теперь он лишён своего мужского достоинства этой жестокой и беспринципной женщиной! Как у тебя рука поднялась на беззащитное существо?!
- Поднялась, а если будешь много говорить, то и на тебя поднимется! - безапелляционно повысила голос блондинка.
Волна смеха снова прокаталась по зрительской трибуне.
- Госпожа судья, вы слышали!? Это же прямая угроза жизни и достоинству! Не представляю, как оставаться в одной квартире с этой страшной женщиной! Ее зря я замок вставил в двери своей комнаты! - с презрением и горечью констатировал Андрей.
- Ага, водишь всяких шалав, кобель несчастный! - выкрикнула в ответ блондинка.
Судья громко постучала деревянным молотком по специальной деревянной подставке.
- Суд требует сохранения порядка! - громко призвала Елена Сергеева.
- Так это месть?! - пафосно обратился к блондинке Андрей. - Попытка отыграться на беззащитном существе!?
- Нет никакой мести, - взяла себя в руки ответчица. - Это попытка сохранить жизнь и достоинство другому беззащитному существу, моей маленькой Джуди!
- Да ей одиннадцать лет уже, у неё кобелей было больше, чем звёзд на небе! - гневно вытаращил глаза Андрей.
Зал заливался от смеха, оценивая перепалку бывших супругов. Судья тоже еле заметно улыбнулась на последнее заявление Андрея. Этого текста в сценарии не было, но импровизация удалась. "Партнёрша "колется", значит всё нормально идёт, надо держать волну", - промелькнуло у него в голове.
Как бывает в секунды актёрского вдохновения, он увидел всё происходящее откуда-то сверху, со стороны, как будто его внутреннее "я" отделилось от собственного существа.
- Скорей бы уже разъехаться, - обратился Андрей к блондинке. - Два месяца, как развелись, а я уже боюсь тебя!
- И правильно делаешь! - зло подтвердила партнёрша.
- Достаточно, суду понятна суть дела, - опять постучала молотком судья. - Суд, рассмотрев иск от гражданина Тимощенко Сергея Геннадьевича: о причинении членовредительства его немецкой овчарке по кличке Барон, признаёт иск правомерным. И обязывает бывшую супругу Сергея Геннадьевича, гражданку Рапорт Елену Андреевну, выплатить денежную компенсацию в размере пятидесяти базовых величин. Решение суда обжалованию не подлежит и вступает в силу с первого июля две тысячи девятого года.
Судья смешно скрестила ноги в белых тапочках, которые никогда не попадали в кадр, а Андрей, победно улыбаясь, посмотрел на блондинку.
- Есть справедливость на свете! - сквозь слёзы тупого умиления выдохнул он.
Зал снова покатился от смеха. "Осторожно, главное сейчас не переигрывать", - отметил про себя Андрей.
- Хорошо отработал, - одобрительно сообщила пожилая женщина - шоураннер, она курировала актёрскую группу для телевизионного шоу "Зал суда с Еленой Сергеевой". - Гонорар получишь в триста первом кабинете.
Заблудившись на телестудии, он вышел в город через большие ворота для транспорта. На улице было нестерпимо душно, асфальт плавился от июньского жара и ветер метал над ним серую пыль.
- Алло, Дима? Привет! - сказал Андрей в трубку мобильного телефона.
- Привет, это Вася! - раздался смеющийся голос в ответ. - Дима тут отошёл ненадолго.
- Что делаете?
- Заседаем понемногу, Дима с Настей расстался, разводиться хочет. Вот, на море думаем завтра ехать, возник такой внезапный план, - ответил неунывающий Вася. - А ты как?
- А я в поисках, не обременённых обязательствами джентльменов, чтобы скрасить за дружеской пирушкой этот пыльный московский вечер.
- О, сударь, мне кажется, вы позвонили как раз по адресу! Мы у Димы на Бабушкинской, - кряхтя и посмеиваясь, сообщил Василий. - Это Андрей звонит, - добавил он мимо трубки.
- Что ж, беру пролётку!
- До скорой встречи, сударь!
- Взять чего-нибудь с собой? - уточнил Андрей.
- У нас тут всё неплохо, пиршественные столы ломятся от яств и напитков. Ждём вас, сударь!
- Мчусь!
Вася громко рассмеялся и положил трубку.
Дима Коноплёв, которому сейчас звонил Андрей, работал пиарщиком. Последние полгода он развивал рекламную коммуникацию бренда пивных ресторанов "Толстяк", где ему даже выделили служебный автомобиль с водителем. Как-то в конце весны он пригласил Андрея режиссировать фотосессию для рекламы сети. Лицом бренда выступал Александр Семенюк, наверное, самый полный и добродушный актёр России.
Съёмочной группе пришлось долго дожидаться актёра на площадке, видимо, потому что Семенюк на днях получил звание заслуженного артиста России. После нескольких часов бесплодного ожидания и ста безуспешных попыток дозвониться актёру было решено сворачиваться, так как фотосессия объективно не состоялась.
Дима, Андрей и водитель Коля - их общий друг, решили ехать на шашлыки на берег канала имени Москвы, который находился неподалёку. Как только друзья расположились на берегу, раздался звонок Семенюка, который многозначительно сказал одно-единственное слово: "Мчусь!". Все вернулись на съёмочную площадку и ещё полтора часа ждали актёра, который приехал измученный празднествами по случаю присвоения ему почётного звания.
После этого случая, выражение "Мчусь" вызывало в компании неизменный всплеск добродушного смеха.
- Так она милицию вызвала, понимаете?! - рассказывал Дима. - Менты пришли... Акт составлять не стали, и ушли... Только плечами пожали!
Друзья сидели на кухне в квартире Димы. За открытым окном уже стемнело, и дул приятный прохладный воздух.
Дима сидел на подоконнике и курил. Он был крепким парнем среднего роста с тёмными вьющимися волосами и сломанным когда-то носом. Его отец был украинец, а мать армянка, в итоге получилась взрывоопасная смесь - Дмитрий Коноплёв.
Наполненный массой идей, с оригинальным и нестандартным мышлением, он постоянно проверял на прочность этот мир и себя в нём. До сего времени и мир, и Дима продолжали стоять, созерцая друг друга в абсолютной несокрушимости. Помимо этого, безумного и рыцарского занятия, Дима работал в сфере пиара, писал отличные песни и был хедлайнером рок-группы "Выходной день".
Вася сидел в кресле и задумчиво наигрывая что-то на гитаре. Он был двоюродным братом Димы, но по характеру спокойнее. У него были светлые, как солома, волосы и он почти всегда улыбался.
- Слушай Андрей, а поехали с нами в Крым? - предложил он.
- Точно, поехали! - обрадовался идее Дима. - Завтра утром возьмём билеты на поезд и после обеда отчалим.
- Ну, не знаю, - неуверенно ответил Андрей. Он покосился на здоровенную британскую голубую кошку, которая вошла в кухню, и спрятал под стол оцарапанную ею руку. Кошка прошла мимо Андрея с видом полноправной хозяйки.
- А чего тут думать? - убеждал Дима. - Деньги у меня есть, я недавно з.п. получил, вот ноутбук ещё завтра скинем, - он показал на свой большой чёрный ноутбук, который стоял на кухонной столешнице. - О деньгах не парься!
Предложение друзей было заманчивым. Андрей уже три года, как не видел моря и ему очень хотелось поехать. К тому же он чувствовал усталость от Москвы, жизнь погрузилась в какую-то рутину, не обещая ничего нового и действительно интересного.
- Хорошо, поехали! - взвесив всё, ответил Андрей.
- Вот это другое дело! - одобрил его решение Вася.
- Приятно иметь с вами дело, сударь! - улыбнулся Дима.
- Тогда я тоже свой ноут скину, - решил Андрей.
- Да не парься! За поход! - предложил тост Дима.
- Во славу похода! - поддержал Вася.
Британская кошка внимательно наблюдала за Андреем из угла кухни.
Университет кино
Андрей вошёл в здание университета, он поздоровался с пожилой доброжелательной вахтёршей, которая дежурила в первый день его приезда в Москву, она улыбнулась ему в ответ.
"Наверное, вахтёрша - большая любительница кино и видит в студентах будущих великих кинематографистов... Это заметно по её преувеличенному вниманию к студентам. Или может, она бывшая актриса!?" - подумал Андрей.
Поднявшись на второй этаж, он прошёл мимо двери мастерской, в которой учился. И направился в конец коридора, к деканату режиссёрского факультета.
Он постучался и заглянул в кабинет.
- Здравствуйте, можно войти?
Декан факультета - Артём Степанович Шашкин прогуливался по кабинету и поглядывал в окно.
- Да, входи, - картинно закатив глаза вверх и изображая усталость, ответил он.
- Я справку привёз, хочу подать заявление на предоставление мне академического отпуска, - сообщил Андрей, он достал документ из внутреннего кармана пуховика.
Шашкин удивился, он совсем не понимал, о чём идёт речь. Ему было около пятидесяти, однако выглядел он молодцевато и его подтянутую фигуру всегда облекал хороший костюм. Артём Степанович носил дорогие очки и укладывал гелем седую шевелюру, модно постриженных волос, это придавало ему определённый лоск. От него приятно пахло мужскими духами, и он любил с маслянистой улыбкой ухаживать за абитуриентками. Самое смешное, что к режиссуре декан имел весьма косвенное отношение, закончив когда-то Университет кино, он быстро ушёл на административную работу в магистратуру и к пятидесяти, верно разыграв партию в жизнь, стал руководителем факультета.
От взаимодействия с деканом всегда возникало ощущение, что главная его задача мешать студентам нормально развиваться в профессии, словно его специально отправила в университет какая-то злая и нечистая сила. Андрей вспомнил случай, который красноречиво характеризовал декана:
- А я запрещаю снимать в выходные в здании университета! - читал нотацию Шашкин.
- Послушайте, я вас очень прошу разрешить студенту Макарову снимать в выходные! - спокойно повторил Антон Аркадьевич Попов.
- Это нарушение постановления, принятого в связи с правилами пожарной безопасности в январе две тысячи четвёртого года! Они же световые приборы зажгут! - сопротивлялся Шашкин.
- Никогда в этом университете не было подобных запретов! - возмутился Антон Аркадьевич. - Студенты всегда проводили съёмки в выходные, в том числе и я. А я в этом университете с семидесятого года, между прочим!
- Антон, ну что я могу поделать, постановление есть постановление... - с вкрадчивым сожалением улыбнулся Шашкин.
Стоя в коридоре у деканата, Андрей слушал этот разговор и ему было мучительно стыдно за всё происходящее. Шашкин словно разыгрывал дрянную пьесу с жестоким финалом на подмостках какого-нибудь районного самодеятельного клуба - так плохо он играл. "Неужели Антон Аркадьевич не видит?" - думал Андрей. "И что это за мир такой, в котором надо постоянно притворяться?!"
Тогда авторитета Попова хватило, чтобы переубедить декана и Андрею разрешили снимать в выходные. Правда, подобных препятствий во времена его учёбы в университете кино существовало великое множество, и каждое из-них декан подчёркивал с самодовольной улыбкой.
Сейчас, глядя, как Шашкин закатил глаза, Андрей внутренне приготовился к следующему акту лицемерной пьесы, которую попытается разыграть декан.
- Предъявите ваш медицинский документ, - подчёркнуто официально обратился к нему Артём Степанович.
- Вот, - Андрей положил на стол справку.
- Так-с-с, - задумчиво прошипел Шашкин, взяв бланк в руки. - Это не та форма документа!
- Мне сказали, нужна форма 95У, - смутился Андрей.
- Это не та форма, я не знаю, где вы взяли эту справку! - победоносно подтвердил Шашкин.
- На здесь же написано - форма 95У... - не понимал Андрей.
Шашкин подошёл к большому стеклянному шкафу и извлёк из толстой папки медицинский бланк:
- Вот так должна выглядеть справка, формы 95У! - сказал он и положил её на стол.
Бланк был большего формата и действительно отличался от того, что принёс Андрей.
- Это, наверное, российская вариант, а мне выдавали справку на родине, в Беларуси. Формы могут отличаться в разных странах, - предположил Андрей. - На моём бланке тоже написано 95У.
- Ваш бланк устаревший, - протестовал Шашкин. - Я решительно не знаю, где вы взяли эту справку.
"Справка, справка, заладил, как попугай", - подумал Андрей.
- Послушайте, дайте мне необходимую форму, я отправлю её факсом в Беларусь и мне пришлют переоформленную справку, - предложил Андрей.
- Ничего я вам давать не буду, - строго ответил Шашкин.
- Знаете что?! - у Андрея лопнуло терпение. - Мне Игнат Самсонович сказал уходить в академический отпуск, я привёз справку, чтобы всё официально оформить. Дайте мне нужную форму, и я принесу необходимый документ.
- Вы что мне предлагаете!? - раздражённо и в то же время победоносно удивился Шашкин.
- Хорошо, ладно, спасибо... - ответил расстроенный Андрей и вышел из кабинета.
С Шашкиным всё произошло, как обычно, на другой финал рассчитывать было сложно.
Андрей спустился к пожарному выходу из института и закурил. Он посмотрел на унылые серые тучи, низко прижавшиеся к земле над декабрьским городом. Настоящая зима так и не наступала - в воздухе повисла бесконечная поздняя осень.
Андрей встал за угол здания, чтобы холодный ветер не задувал в трубку мобильного телефона и нажал кнопку вызова.
- Алло, Игнат Самсонович, здравствуйте, это Макаров Андрей. Вы можете говорить?
- Да, говори Андрей, я тебя узнал, - ответил спокойный уверенный голос Касимова.
- Я только, что был у Артёма Степановича Шашкина, привёз справку, помните, мы с вами обсуждали, справку для предоставления академического отпуска, - начал, волнуясь и сбивчиво, объяснять Андрей.
- Так, хорошо и что?
- Артём Степанович, говорит, что справка не той формы, но мне выдавали её в Беларуси и там только такие.
- Насколько я помню, 95У нужна? - уточнил Касимов.
- Я такую и привёз, но в разных странах формы документа отличаются.
- Я понял, - всё также спокойно ответил Игнат Самсонович, - завтра я буду в университете и загляну к Артёму. Решим твой вопрос, не волнуйся.
- Всего хорошего, - Игнат Самсонович повесил трубку.
Андрей был уверен в мастере, уж он то мог решить любой вопрос в университете.
Андрею хотелось прыгать от радости, он верил, что скоро всё решится самым счастливым и верным для него образом. С сентября Андрей сможет продолжить своё обучение в новой для него мастерской Хомченко, он воспринимал эту возможность как бесценный шанс.