Мирошниченко Никита Поликарпович : другие произведения.

Титушиная Государственность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Украина вошла в историю, как классический пример общества, неспособного на протяжении нескольких веков создать свою государственность. При том, что несколько раз такие попытки совершались. И временами они даже достигали определенных результатов. Но всякий раз случалось нечто и, выстроенное до определенных размеров и форм, здание государственности рассыпалось в пух и прах, возвращая население несчастной страны в первобытное состояние общественной дикости. История государственности Руси (а Украина - ее органическая часть) насчитывает около 1000 лет. И, как всякая история, это не магистраль правильной жизни цивилизованной державы. Вроде Рима времен поздней республики или ранней империи. Где общественно-политическое движение корректируется мудрыми и опытными регулировщиками. Которые неподкупны. По крайней мере, иногда. Это сперва петляющая в дебрях анархии едва заметная неопытному глазу прерывистая тропка, местами проходящая по болотистым топям властного беспредела. Она может и вовсе оборваться и сгинуть в пучине племенных распрей или в чащобе животного безлюдья. Как это не раз случалось в жизни разных племен и народов, чьи имена нам чаще неизвестны, чем упомянуты - в качестве негативного примера - на страницах исторических документов - в скобках или в придаточных предложениях - на задворках и на "полях" саг и песен о народах-героях, сумевших превратить свою убогую политическую тропку сперва в наезженную гужевую колею, затем в ухабистую, но утоптанную грунтовку, и наконец - в систему современных коммуникаций с комфортабельными асфальтовыми магистралями, поездами, пароходами, сетями авиасообщений, разветвленной инфраструктурой мостов, переправ, портов и вокзалов со складами, справочными, парикмахерскими, кафе и прочими сервисами. Свою государственность Русь построила сравнительно быстро. В общей сложности у нее на это ушло всего тысячелетие - 10 веков. Примерно 40-50 поколений человеческих судеб разделяет нас сегодняшних и наших предков, живших во времена Рюрика, Вещего Олега и летописных полуславян-полуварягов. Это не так долго, как, например, у китайцев, чья государственность насчитывает 5-6 тысяч лет. Или у индусов, где государственность так стара, что о ней успевали по нескольку раз забыть и вспомнить. Чтобы опять забыть.

  ТИТУШИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
  (историко-публицистический джаз)
  
  Часть 1.
  "Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
  "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
  Приходите княжить и владеть нами""
  ("Повесть временных лет")
  
  1. РЕТРОСПЕКТИВА (В КАЧЕСТВЕ ПРЕДИСЛОВИЯ).
  
  Украина вошла в историю, как классический пример общества, неспособного на протяжении нескольких веков создать свою государственность. При том, что несколько раз такие попытки совершались. И временами они даже достигали определенных результатов. Но всякий раз случалось нечто и, выстроенное до определенных размеров и форм, здание государственности рассыпалось в пух и прах, возвращая население несчастной страны в первобытное состояние общественной дикости.
  
  История государственности Руси (а Украина - ее органическая часть) насчитывает около 1000 лет. И, как всякая история, это не магистраль правильной жизни цивилизованной державы. Вроде Рима времен поздней республики или ранней империи. Где общественно-политическое движение корректируется мудрыми и опытными регулировщиками. Которые неподкупны. По крайней мере, иногда. Это сперва петляющая в дебрях анархии едва заметная неопытному глазу прерывистая тропка, местами проходящая по болотистым топям властного беспредела. Она может и вовсе оборваться и сгинуть в пучине племенных распрей или в чащобе животного безлюдья. Как это не раз случалось в жизни разных племен и народов, чьи имена нам чаще неизвестны, чем упомянуты - в качестве негативного примера - на страницах исторических документов - в скобках или в придаточных предложениях - на задворках и на "полях" саг и песен о народах-героях, сумевших превратить свою убогую политическую тропку сперва в наезженную гужевую колею, затем в ухабистую, но утоптанную грунтовку, и наконец - в систему современных коммуникаций с комфортабельными асфальтовыми магистралями, поездами, пароходами, сетями авиасообщений, разветвленной инфраструктурой мостов, переправ, портов и вокзалов со складами, справочными, парикмахерскими, кафе и прочими сервисами.
  
  Свою государственность Русь построила сравнительно быстро. В общей сложности у нее на это ушло всего тысячелетие - 10 веков. Примерно 40-50 поколений человеческих судеб разделяет нас сегодняшних и наших предков, живших во времена Рюрика, Вещего Олега и летописных полуславян-полуварягов. Это не так долго, как, например, у китайцев, чья государственность насчитывает 5-6 тысяч лет. Или у индусов, где государственность так стара, что о ней успевали по нескольку раз забыть и вспомнить. Чтобы опять забыть.
  
  Успехи в строительстве государственности не закрепляются навечно. Даже если позитивный политический опыт запечатлен на скрижалях неубиваемых информационных носителей - в камне, глиняных табличках, на бересте, на папирусе, на бумаге, и даже в загадочной цифири электронных гаджетов.
  
  Как показывает история, человечество еще не научилось защищать сокровища цивилизации от самого себя. Люди способны в одночасье безжалостно развалить и развеять по ветру все созданное трудами и заботами предков. Так дважды за сотню лет - на заре и на закате кровавого ХХ века - тысячелетнее здание русской государственности наследники великих зодчих чуть было не разрушили до основания в итоге безумного политического харакири. И мне до сих пор не ясно: прекращено ли самоубийство?
  
  
  
  
  
  2. СТИХИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
  
  Недюжинного юмора запас
  использовав на замыслы лихие,
  Бог вылепил Вселенную и нас
  из хаоса, абсурда и стихии.
  (И. Губерман)
  Опыт государственного строительства накапливался стихийно. И перенимался - от народа к народу - в ходе завоеваний одного другим, когда завоеванный учился выстраивать политическую власть у завоевателя. Как скифы, сарматы или тавры - у греков Северного Причерноморья. Как германцы, бриты или галлы - у римлян. Или готы, гунны и славяне - у Византии, Хазарии или варягов, которые, в свою очередь - у Рима - через посредников. Успешные ученики в итоге били учителей и, освободившись от ига чужой государственности, строили собственную. Чтобы, сперва, поработив своих смердов, после охолопить безгосударственных соседей: кочевников задонских и заволжских степей, лесных промысловиков, скотоводов Прикамья, Урала и Сибири, до тех пор свободных от политического греха организованного насилия бюрократии над своим народом.
  
  Государственность с ее законами и стройной организацией общества, позволявшей концентрировать и управлять ресурсами - человеческими и вещными, была той общественной силой в форме армии военных и аппарата штатских чиновников, организованных в стройную вертикаль иерархического соподчинения, собиравшую рассеянные векторы разных персональных воль в один непобедимый фокус верховной воли, концентрировавший в себе всю энергию населения некоторой территории. И куда бы не направлялся этот могучий луч совокупного властного произвола, он рассеивал, подавлял и растворял в себе слабые искорки персональных судеб безгосударственных народов, подчиняя и порабощая их одного за другим. Пока не встречался с могуществом иного источника государственности. И тогда - опять стихийно - в противоборстве формировались периметры и радиусы властного произвола, и обозначающие их пределы государственные границы.
  И лишь много позже - по мере накопления опыта управления и повиновения - появляется возможность его обобщения и систематизации. И тогда в стихию человеческой политической истории приходит разум, облекающий ее сперва в ритуалы устойчивых символических процедур, а позднее - в слова, оседающие и хранящиеся сперва в фольклорной эпической бесписьменной памяти. А гораздо позже - на страницах письменных источников: летописей - хроник - сводов законов и, наконец, обобщающих политический опыт философских трактатов. И даже учебников, когда в эпоху демократии политика из монополии аристократов становится достоянием полуграмотного плебса.
  
  3. У ИСТОКОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
  
  Стихий - четыре: воду, воздух,
  огонь и землю чтили греки,
  но оказалась самой грозной
  стихия крови в человеке.
  (И. Губерман)
  Существует иллюзия в форме сказки о существовании давным-давно - "ще за царя Панька, колы земля була тонка" - "золотого века" первобытной демократии. Якобы изначально все люди были равны между собой и от очень большого ума договорились друг с другом о разделе - пропорциональном, гармоничном и справедливом - управленческих функций: законотворчества -исполнения законов - суда. С чего, собственно, и начинается архаическая история первоначальной государственности. А с нею и всякая политическая история.
  
  На самом же деле политическая история или история отношений власти куда массивнее и древнее истории государственности. Последняя лишь исторический момент - эпизод, причем самый поздний, в гигантском пространстве эволюции отношений произвола, насилия и подчинения -
  
  СЕМЬЯ - СТАДО - РОД - ПЛЕМЯ - СОЮЗ ПЛЕМЕН - ГОСУДАРСТВО,
  
  а также более сложных и частных исторических форм и этапов согласования всегда разных и трагически противоречивых персональных воль, потребностей и интересов человекообразных существ.
  
  У истоков любой государственности, так или иначе, всегда оказываются БАНДИТЫ - люди, которые с помощью угрозы вооруженного насилия отбирают и присваивают ресурсы, созданные другими людьми и принадлежащие другим людям по праву трудового происхождения. Поэтому любые зародыши государственности украшены позором паразитизма. И лишь постепенно - в процессе эволюции общественных отношений - отношения власти и подчинения наполняются позитивным содержанием и смыслом.
  
  В сумеречные времена т.н. "неолитической революции", когда изощренность технологий обработки камня позволила родовым общинам устойчиво получать и накапливать излишки в результате кропотливой производственно-хозяйственной деятельности, в жизни людей появляется новый феномен: СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. А с ним пауза - освобождение от нескончаемой трудовой повинности, возложенной на человека Матерью-Природой. Временное освобождение! Накопив про запас некоторый минимум ресурсов, необходимых для выживания, люди - каждый по-своему - распоряжались своим свободным временем, используя его для исполнения дел, не связанных со спасением от голодной смерти. И тогда ассортимент векторов трудовой активности пополнялся новыми видами деятельности. И, в том числе, войной - ратным трудом. Так охота на зверей стала превращаться в охоту на себе подобных. И на их имущество.
  
  Соблазн грабительского присвоения чужого коренился в недрах инстинкта экономии энергии. Невзирая на сопутствующий риск получить сокрушительный отпор, такой соблазн подогревался небывалой эффективностью "милитаристической экономики". В ходе неожиданного и потому успешного набега на поселок соседей можно было фантастически разбогатеть, овладев - за несколько часов рискованного военного похода с последующим боем - имуществом, создаваемым и накапливаемым побежденными за многие годы усердного и потного труда.
  
  Пришедший на смену каменному век металлов - с новыми технологиями изготовления орудий и оружия - умножил эффективность производительного труда. И военного! Войны стали еще разрушительнее, а победы - впечатляющими и соблазнительными. И ратный труд - из эпизодического и случайного - стал для тех, кто им мастерски овладел и усовершенствовал, основным и главным источником доходов. И существования. А война из презренного случайного криминала стала профессией - уважаемой и почетной. Которая не только кормила не хуже прочих, но открывала путь к УСКОРЕННОМУ ОБОГАЩЕНИЮ. С небывалой скоростью и в невиданных масштабах!
  
  Так возникла ЭКОНОМИКА МИЛИТАРИЗМА, способная уничтожить все мирное хозяйство раз и навсегда. А с ним и человечество, как биологический вид. Если бы, сочинив смертельный яд милитаризма, человеческий мозг не придумал следом и противоядие - ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. С ее помощью стихия губительной агрессии была обуздана, упорядочена и поставлена на службу тем, кто умел изобретать, изготавливать и употреблять яды - дозированно и с пользой. И яд войны в том числе.
  
  С тех пор манипулирование угрозой смерти стало источником пользы для людей. А угроза наказания смертью за нарушения Закона - альфой и омегой любой государственности. И этот парадокс - вечная загадка человеческой КУЛЬТУРЫ.
  
  Кстати, неспособность объяснять такие парадоксы породила скептическое недоверие к человеческому разуму и, тем самым, толкнуло воображение человека выйти за его (разума) естественные пределы - в область фантазии. Чтобы сочинить там, без ущерба для здравого смысла, без которого в обыденной прагматической жизни никак нельзя, красивую сказочку про некую сверхъестественную и загадочную сущность, способную - необъяснимо - чудить помимо и вместо человека, но для его же пользы. Позже такую сущность поэты назвали Богом.
  
  4. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  
  Сущность государственности в ограничении, обуздании и управлении агрессией, потенциально губительной для всего человеческого вида. В природе не существует иного вида животных, способных к самоуничтожению в результате взаимной агрессии, кроме "ГОМО САПИЕНС". Все прочие виды животных связаны друг с другом всеобщим законом ПИЩЕВОЙ ЦЕПОЧКИ, где один вид является продуктом поедания для другого вида. Тот другой, в свою очередь, для третьего вида. Третий - для четвертого... И так - по кругу: бесконечному и неизменно "справедливому". Потому что вовсе без пищи животные не живут: йогов среди них нет. И, если листьев и травы на всех не хватает, приходится пожирать друг дружку. А кого же еще? Но нигде больше в целом животном мире ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ВИДА не едят и не убивают друг друга ДЛЯ ПРОКОРМЛЕНИЯ. Такое случается только среди людей. И не случайно.
  
  Так получилось потому, что когда-то давным-давно - еще на этапе человеческой предыстории (несколько миллионов лет назад) - непосредственный ПРЕДОК ЧЕЛОВЕКА, внешне еще очень похожий на обезьяну, совершенно нечаянно вдруг стал НЕПРАВИЛЬНЫМ ЖИВОТНЫМ, обогатив свою изначально силосную диету МЯСОМ. За нарушение "кашрута" и смену пищевого профиля он был наказан перерегистрацией: его вычеркнули из ведомства "травоядных" и записали по ведомству "хищников". Это невинное канцелярское событие имело непредсказуемо трагические последствия.
  
  Безобидный статус существа травоядного не предполагал наличия у наших предков каких-либо серьезных инструментов обороны (они же и нападения). Мощные челюсти, убийственно острые клыки, когти или рога, могучие мышцы, свирепый нрав, длинные выносливые конечности... весь этот стандартный арсенал хищника был им просто не нужен. Для спасения - в гуще листвы на высоких и гибких ветвях деревьев в чаще джунглей - от пищевой агрессии непосредственных "друзей-соседей" по "пищевой цепочке" из семейства кошачьих или рептилий, им было достаточно цепких лап, гибких суставов и позвоночника, эластичных выносливых мышц, обеспечивающих ЦЕПКУЮ ХВАТКУ и АКРОБАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ТЕЛА В ПОЛЕТЕ. Плюс СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ с ветки на ветку.
  
  ЛОВКОСТЬ, ЦЕПКОСТЬ И СКОРОСТЬ, а также ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВЗРЫВНОЙ СТАРТ и мгновенная СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ-СМЕКАЛКА были гарантами их выживания в этом лучшем из миров.
  
  Подобный арсенал делал их безопасными друг для друга в ситуациях внутривидового соперничества за ограниченные ресурсы в рамках локальной экологической ниши. Потасовки, возникавшие в стае приматов при дележе разнообразных вкусняшек, в соперничестве за соблазнительную самочку были скандально шумными, но не кровопролитными, а значит и неопасными. Поспорили - покричали - подрались - разбежались, унося с собой следы тумаков, не смертельные царапины и память - об обиде поражения или радости победы. Никакого криминала и членовредительства. Все живы! Ну, может, самую чуточку не здоровы. Кто-нибудь. Но залижется...
  
  По Законам Природы антагонизм звеньев "пищевой цепочки" предполагает солидарность и кооперацию ВНУТРИ ее звеньев. Тут, как и у людей: фронтовые победы невозможны без сплоченного дружного тыла. И в основе монолитности "тыла" - ИНСТИНКТ ТОРМОЖЕНИЯ АГРЕССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЮ "СВОЕГО" ВИДА, выстроенный на рефлекторном фундаменте стихийно выработанных ритуалов: "прошу прощения" (!) и великодушного "помилования" соперника, сдавшегося на милость победителя.
  
  Из всех высших животных инстинкты торможения агрессии наиболее сильны у хищников. Там, где потенциально агрессия может иметь самые трагические последствия в виду летальной вооруженности участников конфликта. У забавных же обезьянок такие "тормоза" тоже присутствуют, но они не столь развиты - за ненадобностью. И потому не так сильно влияют на их поведение, как у кровожадных монстров.
  
  Однако, со сменой "прописки" - с древесной на земную - у наших предков изменилась и диета: с растительной на мясную (белковую). Это, в свою очередь, потянуло перемены в анатомии, в физиологии и в психике. Я - про развитие скелета под влиянием локомоции на задних конечностях, про смену конфигурации родовых путей самок, про прямую осанку, про эволюцию мозга и, конечно же, про манеры, обогатившиеся кровожадной свирепостью, подлостью и коварством. Словом, всем тем, что отличает безобидную обезьянку от опасного хищника.
  
  Но в чем же опасность этого нового в природе существа? Неужели мясная диета так нарастила мышцы, заострила и увеличила когти и клыки, добавила массы телу, что не страшны ему теперь стали ни пещерные медведи, ни саблезубые тигры, ни ядовитые змеи?
  
  И это тоже, хотя не потому и не до такой степени. Но главное произошло с мозгом, ставшим "УМНЕЕ". В смысле ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЕЕ. Это значит, что недостатки мощности ЕСТЕСТВЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, унаследованных от предков: клыков-челюстей-когтей-рогов-мышц-массы тела - дополнились и компенсировались мощью ИНСТРУМЕНТОВ КУЛЬТУРНЫХ, выдуманных изобретательным мозгом.
  
  Так возникла новая, неведомая доселе ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, которая, с тех самых пор, отличает Мир Природы от Мира Человеческой Культуры. Хотя, на первых порах, такая культура исчерпывалась сперва только изумительно картинными образами воображения или, как их еще иначе называют современные питекантропы из Академии Наук: "гештальтами", "эйдосами"... Потому что и тогда, как и сейчас, слова появляются позже того, что они обозначают. Ведь то, что когда-нибудь будет обозначено "умным" словом, сперва нужно придумать и сотворить руками простого работяги. А слова - уже гораздо позже - выдумывают разные ученые, у которых и мозги, и руки только на это и годятся.
  
  С тех самых пор, когда возникла реальность виртуальная - субъективная и капризно автономная от всей прочей суеты животной жизни - и начинается кавардак, чреватый риском уничтожения не только всей этой т.н. "культуры", но и самой природы. И причина кавардака до безобразия незамысловата: безобидная слабая и ловкая кривляка - не то человекообразная обезьянка, но то обезьяноподобный человечек - вооружились изобретенными ими же инструментами, делающими их многократно могущественнее всех самых "крутых" хищников на планете! С тех пор они обуздывали и побеждали, подчиняя своей воле не только конкурентов за ресурсы из смежных пищевых цепочек, но и силы природы: огонь, воду... и, в конце концов, энергию атома...
  
  И пока это фантастическое могущество было адресовано вовне собственного биологического вида, вид рос, процветал и занимал одну экологическую нишу за другой. Но использование культурного арсенала средств выживания - от огня и топора вплоть до искусства манипуляции истиной (ложь, PR, пропаганда...) против собратьев по виду делало внутривидовую агрессию роковой и убийственно неотвратимой. Не имея достаточно развитых естественных - инстинктивных - тормозов и ограничителей агрессии, человекообразные превратились в главную угрозу собственному существованию.
  
  Дописьменные архивы человеческой истории сохранили множество убедительных следов уничтожительной взаимной агрессии человеческих сообществ друг против друга. Беда, что мы оказываемся скандально слепы и нелюбознательны в их исследовании и расшифровке. Но внимательно придирчивое исследование дописьменной истории убедительно свидетельствует о существовании в прошлом таких катаклизмов, которые неоднократно ставили все живое на нашей планете на грань тотального уничтожения. По вине не в меру поумневшей обезьяны. Так и не научившейся сдерживать собственную агрессию.
  
  В конце концов, через многие ошибки, стихийные эксперименты и сопровождающие их невообразимо гигантские потери человечество выработало КОМПЕНСАТОРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ВНУТРИВИДОВУЮ АГРЕССИЮ - ГОСУДАРСТВО. Следы первых - "экспериментальных" - подобий государственности возникли примерно 5-4 тыс. лет тому назад. С тех пор человечество настойчиво учится правильно использовать этот культурный механизм. Во благо, а не во вред.
  
  5. ДИАЛЕКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
  
  Помимо функции военно-политической - ограничения внутривидовой агрессии в социуме - у государства есть и другие функции, связанные, к примеру, с организацией общественных работ (хозяйственная кооперация и разделение труда), с перераспределением общественного богатства в пользу пострадавших от стихийных бедствий и социальных катаклизмов (социальная взаимопомощь)... В учебниках основ государства и права можно насчитать их десятки. Однако наипервейшим и наиглавнейшим было и остается подавление внутривидовой агрессии - жесткое, силовое, бескомпромиссное и универсальное. Разумеется, желательно, чтобы подавление было умным - адекватным мере угрозы. Но в таком деле лучше "перегнуть палку", чем недогнуть. И либеральные оправдания типа: "онижедети" тут не работают. Потому что для правильного государства нет ни детей, ни взрослых, когда речь идет о нарушении общественного порядка. Тут для всех нарушителей Закон один - неумолимый и бескомпромиссный. Как говорится, "суров закон, но закон". Поэтому можно спорить каким образом было бы лучше (гуманнее!) угомонить распоясавшихся студентов на площади Тяньаньмэнь (Китай, 1989) - танками, саперными лопатками или резиновыми дубинками(?). Но, что угомонить было необходимо, обсуждению не подлежит. И это так же однозначно, как то, что сомневаться в этом могут лишь враги государства, вознамерившиеся его изнутри ослабить и разрушить. А еще идиоты (в клиническом смысле слова). Или недоучки, не понимающие азов гражданско-политической грамоты. Вроде тех, кто в 2013-2014 гг делал своей стране "майдан". Какая гражданская война из этого получилась, весь мир уже знает. Но, что остановить все это можно и нужно было в самом зародыше - любой ценой, хотя бы и как в Китае, закатывая бунтовщиков танками в асфальт, ясно по-прежнему далеко не всем. Даже на Украине. Поэтому ей и дальше предстоит брать кровавые уроки историко-политического ликбеза. А иначе такие "болезни" не лечатся. К сожалению. Если иммунитет к ним не заложен с детства семьей и системой просвещения - на уроках истории, обществоведения, основ государства и права. И если государство оказалось в руках вороватых дилетантов и кровавых идиотов, как Украина после 1991 года, оно обречено на дидактику войны со всеми присущими ей кровопусканиями и территориальными резекциями - Крыма, Донбасса и т.д. А как иначе, если не работает ни одна из охраняющих государственность структур - ни полиция, ни внутренние войска, ни система просвещения. Если паралич государственного организма - всеобщий, системный и сокрушительный. Вплоть до паразитического вырождения коррумпированного общества.
  
  Для экстренной защиты общества от разнообразных проявлений внутривидовой агрессии - из внутренних и из внешних источников - необходима СИЛА. Сила СТРАХА НАКАЗАНИЯ. И это основной закон и обычай общественной жизни, без которого самое существование общества невозможно.
  
  Силу страха наказания способна компенсировать сила УМА, понимающего неотвратимую неизбежность насилия, в случае нарушения Закона. Cила ума опирается еще на одну силу - силу ПАМЯТИ, запечатлевшей УЖАС НАКАЗАНИЯ за нарушение Закона. Поэтому казни в здоровом государстве совершаются публично - в назидание: чтобы помнили и боялись. Такая вот социальная педагогика.
  
  А еще сила ума опирается на СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, где детишек сызмальства учат и, в том числе, на наглядных примерах, что бывает с обществом, если в нем кто-то нарушает Закон. И что бывает с нарушителями Закона. Поэтому если не непосредственное участие школьников в публичных казнях, то хотя бы возможность их наблюдать с помощью современных средств коммуникации приветствуется и необходимо в здоровом государстве. Чтобы воспитать УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНУ. Которое всегда, кто бы и что бы там ни говорили, основано на СТРАХЕ и на УБЕЖДЕННОСТИ В НЕОТВРАТИМОСТИ НАКАЗАНИЯ.
  
  Итак, ПОРЯДОК в обществе или, иными словами, ЗАКОННОСТЬ устанавливается и поддерживается не каким-то чудесным образом - сама собой, но исключительно СИЛОЙ. Которой не бывает без ВОЛИ к установлению порядка - инстинктивной или разумной - в зависимости от исторического уровня развития общества. Воля непременно предполагает НАСИЛИЕ во имя порядка или, иными словами, ТОРМОЖЕНИЕ АГРЕССИИ, осуществляемое либо извне - со стороны специальных репрессивных учреждений, которые и есть зародыш и основа государства, либо изнутри самой личности, имеющей предшествующий опыт социализации (воспитания), в ходе которого она усвоила правило: сохранять и беречь законность и порядок в обществе, как главную святыню и условие его существования.
  
  А теперь - диалектика.
  
  Как это ни парадоксально, источником законности и порядка в обществе на государственной стадии его развития выступает та общественная сила, которая на догосударственной стадии развития была источником анархии и беспорядка. Эта сила сперва разрушила и похоронила старый - догосударственный порядок отношений родовой общины. А затем на его руинах воссоздала новый порядок - общины соседской, территориальной, превратившись из разрушителя в созидателя. Именно такова историческая роль носителей военной профессии, которая выделяется и обосабливается в ходе общественного разделения труда вследствие развития техники и технологий на стадии перехода общественного производства от потребляющего хозяйства, основанного на каменной технике, к производящему хозяйству, опирающемуся на переработку металлов. Именно военные, которые неизменно сперва становятся разбойниками, рушат старый - кровнородственный порядок общественного устройства, чтобы затем - на его пепелище - воссоздать новый - территориальный порядок общественных связей, находящий свое высшее воплощение в государственности.
  
  Исторически государственность возникает так: в некотором локусе, где проживают разные догосударственные народы, в силу разных причин один из них начинает опережать соседей в своем экономико-хозяйственном развитии. Это выражается, в том числе и в том, что, благодаря успехам хозяйственной деятельности, у него образуется некоторое количество излишков продуктов труда, которые не употребляются немедленно и откладываются про запас. Существование излишков, в свою очередь, порождает соблазны их нетрудового отчуждения методами обмана (воровство, вымогательство...) и открытого насилия (грабеж). Эти соблазны воплощаются в новый вид социальной практики - войну, обладающую двумя векторами: внутренний - защита своего и наружный - отчуждение чужого. Война, по мере накопления специфического опыта, в свою очередь, постепенно становится профессией - сперва массовой и всеобщей (ополчение), а впоследствии герметической и эксклюзивной - доступной ограниченному кругу лиц, передающих ее секреты по наследству.
  
  Еще позже военная функция обогащается административной в силу того, что в те времена военные предприятия:
  
  1) с одной стороны, не имеют равных по экономической эффективности (в течение очень ограниченного времени военного набега в случае победы можно овладеть результатами титанического труда целых поколений мирных тружеников, воплощенном в запасах и прочем имуществе побежденных),
  
  2) а, с другой, нуждаются в тщательном планировании, подготовке, концентрации и мобилизации всех ресурсов агрессивного социума ради планируемого результата. Навыки такого планирования используются впоследствии в организации общественных работ и в кооперации мирной повседневной жизнедеятельности земляков.
  
  Народы древности, первыми овладевшие и в совершенстве освоившие военную функцию, получают конкурентное преимущество по сравнению с соседями. А те, в свою очередь, надолго становятся объектом агрессии и источником грабительского обогащения культурно продвинутых соседей.
  
  Однако со временем агрессия и очевидные успехи ее субъектов в порабощении и эксплуатации побежденных заражают вирусом государственности соседей. Потерпевшие учатся у завоевателей и угнетателей культуре войны и государственной реорганизации общественного уклада. И вирус государственности поражает новые народы.
  
  Более 1000 лет назад наши далекие предки в полной мере испытали на себе всю эту арифметику государственного строительства по формуле: "из грязи - в князи".
  
  В I половине I тысячелетия новой эры - в эпоху Великого Переселения Народов - лесные дикари, обитавшие на равнинах между Карпатами и Уралом и от Белого моря до Черного, подверглись нашествиям чужеземцев, сдвинутых с мест своего происхождения и постоянного обитания соблазнами ускоренного военного обогащения и процессами формирования ранней государственности. Ее вездесущий и неистребимый вирус проник в варварские деревни славян, угров и финнов из недр античной рабовладельческой цивилизации Греции и Рима.
  
  В VI-VII вв - славяне из потерпевших постепенно превратились в агрессоров и познакомили своих обидчиков, цивилизаторов и всех прочих соседей с ужасами своего мстительного гнева и первобытной страсти к легкому и коварному обогащению с помощью "огня и меча".
  
  В IX-Х веках, впитав и переварив нашествие викингов-скандинавов, ранняя славянская государственность молниеносно (по историческим меркам 100-200 лет это мгновение) расправилась с соседней государственностью хазаров. А следом стала наносить сокрушительные удары по Византии.
  
  В X-XII веках сформировались два автономных полюса ранней восточнославянской государственности - каждый со своим неповторимым хозяйственно-экономическим обликом: северная - торговая - Новгородско-Псковская Русь и Русь южная - военная - Киевская. Первая стала органической частью сытной и богатой Ганзейской Европы. Вторая - воительницей и "партнером" свирепых и коварных степняков (аланов-торков-печенегов-половцев) и гниющей в комфорте роскоши и в предательской подлости Византии.
  
  В XIII-XIV вв в истории русской государственности свершилось таинство так называемого монголо-татарского нашествия, мягко перешедшего впоследствии в хроническое "иго", которое на самом деле было спецоперацией власти или, как стало модно говаривать нынче - "гибридной войной" эпохи русской античности.
  
  "Монгольское иго" - гнусное перевирание холопствующей перед властью исторической "наукой" подлинных исторических фактов, когда письменные источники в угоду царям и попам специально редактировались - вымарыванием-дописыванием-переписыванием-исправлением, а то и вовсе полным уничтожением текстов. На основе системных искажений и подтасовок исторических фактов, воспринятых некритически и субъективно, рисовались учебники, монографические "исследования", распространявшие казенную ложь. Так постепенно неправда о нашем историческом прошлом из мелкой подлости стала эпохальной ложью, заслонившей правду.
  
  А правда - конспективно - такова:
  
  1). В раннем средневековье - на заре Русского феодализма - пространство т.н. "Древней Руси" постепенно покрывается городами. Города возникают как военно-административные центры - крепости с постоянными гарнизонами, складами, мастерскими, рыночными торжищами, судилищами, храмами, школами...
  
  2). Эти очаги культуры ранней государственности через пару веков обросли торгово-ремесленными посадами и превратились в торгово-промышленные агломерации. Гарнизоны (княжеские рыцарские дружины), растворившись в населении посадов, стали меньшинством и утратили первоначальное политическое значение и абсолютную власть. Подорванные междоусобицами военные попали в экономическую, а позже и в административную зависимость от плутократов из посадских верхов. Изменился политический облик древнерусских городов. Хозяевами там перестали быть князья и бояре. Власть перетекла в руки городских общин и их лидеров - капиталистых промышленников, торгашей и финансовой аристократии пополам с разбогатевшими на торговле верой попами. Князей с их дружинами горожане стали нанимать на службу. Или решительно выгонять из города, если, превышая полномочия, военные пытались участвовать в политической жизни в качестве самостоятельных субъектов.
  
  3). В XIII веке князья сумели объединиться против плутократической аристократии городских общин и в союзе со степняками - половцами, монголами и прочими кочующими военными паразитами - создать объединенное войско. В ходе нескольких сокрушительных военных экспедиций в 30-е и 40-е годы XIII века эта банда покончила с городской цивилизацией древней Руси. Крупнейшие центры городской раннебуржуазной культуры (кроме северных Новгорода и Пскова) были сожжены и разрушены до основания. Власть на Руси всегда была безжалостна к конкурентам. Даже вопреки здравому смыслу - в ущерб себе. Для агрессивных военных идиотов, воцарившихся с тех пор на Руси, власть всегда (и по сей день) понималась исключительно, как неограниченное деспотическое право на тотальное насилие, направленное на собственное население и вовне. И ради такой власти они, не задумываясь, жертвовали человеческими жизнями, материальными богатствами, деньгами, культурой... Их примитивный рептильный мозг был органически неспособен преодолеть парадигму рефлекторного "мышления" в категориях вооруженного насилия, подлости, предательства и униженного холуйства перед начальством.
  
  С тех пор произошел культурный перелом. Русь свернула с магистрали европейского раннебуржуазного развития - на "свой" путь: феодального рабства, экономической воинственной отсталости, опоэтизированных, по заказу светской власти, православными попами и светскими "академическими" историками, сочинившими миф о нашествии т.н. "монголо-татар".
  
  Так преступная измена военных паразитов превратилась в их "подвиг борьбы с чужеземным нашествием". После чего было покончено с зародышами гражданского самоуправления и установилась многовековая деспотия милитаристического полицейского государства, непоколебленная до сих пор. А подлость, ложь, предательство и насилие стали основными отличительными признаками русской власти. И причинами сокрушительных стихийных бунтов населения - диких, справедливых и разрушительных.
  
  Но постепенно, недобросовестные мотивации теряют прежний смысл. Накопление лживых аналогий убивает доверие к официальной исторической науке, изнасилованной и оскопленной державой. Историки из поэтов и вдохновенных провокаторов вырождаются в убогих доносчиков и косноязыких начетчиков. Их холопство перед властью становится очевидным и презираемым. Доверие и интерес населения к истории собственной страны умирает, перерождаясь в безразличие и скепсис. И постепенно, из под напластований многовековой лжи, обнажаются фрагменты правды о подлинных события прошлого. И происходит реставрация Истины.
  
  В XV-XVII веках на Руси после "монголо-татарского" погрома наступает эпоха Возрождения городской торгово-ремесловой цивилизации. Этнически неоднородные банды кочующих по русскому пепелищу милитаристов постепенно поляризовались и, наконец, из среды вечных гиперагрессивных конкистадоров выделилась особая прослойка упырей, которые, насосавшись крови, стали тяготеть к мирному хозяйственному процветанию. Не в силу подхваченного где-то в разоренных монастырских библиотеках вируса гуманизма, а исключительно благодаря проснувшемуся здравому смыслу, шепнувшего на ушко, что невозможно вечно только грабить. Полезно периодически давать работягам обрастать жирком. Чтобы потом суп из них был понаваристее.
  
  С этого момента феодальная элита начинает учиться хозяйничать: извлекать мирный доход и пользу из своего завоеванного имущества. Ее мышление обогащается экономическими инстинктами и понятиями. А ее государственность - опытом регламентации прежде безудержного террора. И на "Святой" Руси замаячил призрак законности и порядка.
  
  Но ненадолго. Слишком живучими оказались драконы войны, затаившиеся в дремучих мозгах чудо-богатырей. И как только в среде политической элиты усиливается вечный спор милитаристов за верховные полномочия, а в междуцарствиях оживает неизбежный междоусобный передел власти, драконы вырываются на свободу и в облике свирепых и трусливых опричников жгут и крушат зародыши мирного процветания вместе с возрожденными городами. Так во 2-й половине XVI века во всей красе обнажается и закладывается на века губительная диалектика государственной архитектуры Руси. Когда клинический психопат на престоле - Иван Васильевич IV - одной рукой строит послушную "вертикаль" абсолютной монополии верховной власти, а другой рукой жжет и рушит ее экономические основания в лице торгово-промышленных посадов и вольного земледелия.
  
  В начале XVII века история расплатилась с царствующими безумцами и их наследниками. Русская государственность прекратила свое существование. Монархия, стремившаяся к абсолютизму, рухнула и страна утонула в анархии. С севера, запада и юга на свободные от государственности территории хлынули волны новых "монголов". Это отрезвило недорезанный Грозным Параноиком политический класс, и он нашел в себе силы мобилизоваться и самоорганизоваться. В результате государственность возрождается из праха, интервенты изгнаны, а из обломков недостроенного абсолютизма и зыбкого призрака догосударственной общинной демократии конструируется политический фантом сословно-представительной монархии с царем и с "парламентом" ("Земским Собором").
  
  Подобные политические "качели" - ненадежный фундамент порядка на гигантских разоренных войнами и террором редко заселённых просторах Руси. Где порядка не было вот уже более ста лет. И где население истосковалось по покою и стабильности. И желало их любой ценой! И покой, и стабильность приходят на Русь в образе царя Алексея Михайловича. А их ценою стала победа абсолютной монархии в качестве модели дальнейшего государственного строительства. И похороны выкидыша парламентаризма, проросшего из первобытной демократии артельно-общинного самоуправления. Которое так и не укоренилось в населении, свыкшемся с рабством.
  
  В начале XVIII века государь Петр I (Алексеевич) вырастил из шаткой арифметики Московского Царства алгебру монолита Российской империи, просуществовавшей 300 лет.
  
  В начале ХХ века политические авантюристы - недоучки и недоумки - начитавшись европейских сказок про упразднение государства коммунизмом, попробовали в очередной раз разрушить русскую государственность, вернув страну на 1000 лет вспять. Но вовремя опомнились. И в рекордные сроки реанимировали империю, изуродовав ее привычный парадный фасад демократическим дизайном с выборами без выбора и с императором без порфиры и скипетра.
  
  6. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ПЛЕБСА.
  
  К ХХ веку на Руси накопилось достаточно информации о закономерностях возникновения и развития феномена государственности, как таковой. И, тем более, государственности русской. Хотя учебников по основам государства и права еще не существовало. Они появятся позже - во 2-й половине ХХ века - уже в Советском Союзе, когда иссяк людоедский кураж революционной психиатрии, и власть смягчилась, впав в старческий маразм. Их напишут советские "ученые", которым апология марксизма-ленинизма (а иного они не знали) не помешает разглядеть в тумане господствующего идеологического бреда общие контуры реальных политических процессов. А другие проникнут сюда из-за "железного занавеса", за которым советские вожди прятали население своей страны от правды о жизни за рубежом. Чтобы от сопоставления собственного ничтожества с зарубежными чудесами быта и гражданских свобод у подданных не возникало опасных для власти выводов. И соблазнов изменить такую жизнь. Убедительная и правдоподобная "критика буржуазной науки" в ходе беспрестанной "идеологической борьбы", в форме которой оболванивалось население, требовало - для убедительности - знания и выборочного цитирования критикуемых первоисточников. Хотя бы "верными партии" "бойцами идеологического фронта". Последние и стали - вольно или невольно - проводниками "буржуазной" истины в заповедник "научного" коммунистического идиотизма. Где ее - истины - чистые ручейки источили запруды бюрократических запретов на информацию. И тогда в конце ХХ века плотина патриархальной коммунальной иллюзии рухнула в одночасье, лишив население привычных идейных ориентиров и стандартов мышления.
  
  Однако естественным процессам самоубийства и Советской власти, и ее идеологии предшествовали 74 года психиатрически кровавой агрессии, направленной и против населения своей страны, и против соседних стран и народов. Руководствуясь наукообразным бредом об отмирании государства при коммунизме и о победе "мировой революции", как высшей цели Советской власти и главной ценности всего "прогрессивного человечества", авангардом которого, безусловно, был советский народ, фанатики коммунистической идеи с 1917 по 1920 годы уничтожали - за "буржуазность" - имперскую (по форме) русскую государственность. Со всеми ее атрибутами: аппаратом компетентных и вышколенных чиновников, законами, полицией, финансами, налогами, таможнями, политическими партиями, пропагандистским аппаратом огосударствленной церкви. А затем, спохватившись и осознав, что вместе с помещичье-буржуйской империей убивают главный источник своего могущества - государственность, лихорадочно и второпях - под предлогом строительства "государства диктатуры пролетариата" - они принялись спасать и собирать недобитые осколки имперского государственного механизма, реставрируя его стройное здание, несколько изменив фасад и таблички с названиями ведомств. И стали учиться у недобитых "буржуев" искусству бюрократического произвола.
  
  Созданное большевиками советское "государство" внешне было очень похоже на государство. Но оно не способно было работать, как полноценное государство. И хотя репрессивные функции им исполнялись идеально. А еще оно великолепно воевало. И побеждало - любой ценой. Но репрессии это далеко еще не все, для чего государство предназначено. А цена победы - даже в Великой войне за независимость Отечества - не может быть "любой". Потому что если цена победы - гибель лучших - элиты нации, то при отсутствии в "государстве" источников их ("лучших") воспроизводства, дни его сочтены. Поэтому СССР погиб сам - непобежденный извне, но источенный изнутри чиновным паразитизмом, всеобщим воровством, профессиональной недобросовестностью и гражданским ничтожеством населения. "Диктатура пролетариата", где плебеи - кухарки, дворники и слесари - вхолостую рулят гигантским аппаратом принуждения, не понимая правил "руления" и не зная направления движения, обречена. Изначально! Страх, безусловное, мощное орудие управления. Но одного только страха и даже ужаса недостаточно для успеха государственного строительства. Как оказалось. Помимо страха нужны совесть и честь, которые есть в аристократах и нет и не может быть в плебеях. В силу их социально-экономической природы.
  
  Большевики довольно точно воспроизвели государственную машину Российской империи. Даже в деталях. Им удалось привлечь к управлению некоторое количество "тех еще" специалистов. Но главная причина крушения Советского государства - неспособность создать собственную политическую элиту - профессионалов и фанатов "чистой" не коррумпированной государственности.
  
  В СССР никогда не было своего "дворянства" - аристократов - людей чести. Как явления статистического. В принципе где-то такие "экземпляры" существовали, бесполезно прозябая в дремучих углах дикой страны, но их было ничтожно мало. Тех, которые не путали "службу" (по зову совести) с "услугами" (по зову кармана) и с "услужением" (карьеры ради). И конечная причина такого фиаско - единственная: нищие не бывают благородными. И совестливыми. Потому что экономической основой и благородства, и чести русской дворянской аристократии были крепостной труд и сословные привилегии, обеспечивающие уважение, неприкосновенность и автономию личности от произвола государства. И еще потому, что нормальный человек - не обладающий дворянскими привилегиями и не фанатик идеи - всегда имеет семью. И если ему нечем ее кормить, он будет воровать и злоупотреблять. И в том числе служебным положением. И тогда коррупция неминуема. Потому что ее конечная причина - зависимость государственного служащего от доступности для него достаточных для его биологического и социального воспроизводства ресурсов. И если государство не обеспечивает своих слуг такими источниками, дни его сочтены. Потому что фанатизм не годится в качестве строительного материала государства. Фанатики - это больные люди. Больные психически. И если из них строить власть, она изначально будет больной. Как Советская власть в 20-е годы. Пока Сталин не сменил фанатиков коммунизма прагматиками карьеризма. И если бы не его собственная трагическая психопатия, быть бы Советскому Союзу Китаем. Но не судьба!
  
  Однако советские чиновные карьеристы - люди (по убогим советским меркам) хотя и достаточно обеспеченные ("достаточно", чтобы дорожить своим местом и не рисковать его потерять, злоупотребляя служебным положением), тоже не смогли наладить правильную работу своего государства. По причине профессиональной непригодности - отсутствия необходимого административного опыта и специальных знаний. Тому виной была нелепая кадровая политика, расставлявшая исполнителей по принципу личной верности, но не деловой пригодности. Сытые обеспеченные бюрократы, исполняющие не законы и рабочие инструкции, а капризную волю начальства - ненадежные "винтики" государственной "машины". А в советском "государстве" законы всегда были декорацией произвола начальства, жившего по "понятиям", как уголовники - вне законов, сочиненных для подданных.
  
  Когда идиот представляется Наполеоном соседям по палате или врачам, это не ложь. Это - болезнь. Ведь сам он верит в то, что он действительно император Франции.
  
  Когда человек сочиняет заведомо неисполнимый закон, он или дурак, не подозревающий утопичности своего предприятия, или лжец, полагающий перехитрить соотечественников, для которых писались такие "законы". Ведь "шила в мешке не утаишь"! И если начальство, живет вне закона, то рано или поздно законы научатся игнорировать все члены общества.
  
  Вопрос: если законодатели с маниакальным упорством продолжают сочинять заведомо неисполнимые законы, кто они: дураки или идиоты?
  
  И кто из них - дураки или идиоты - управляли Советским государством?
  
  И чьим было это государство - дураков или идиотов?
  
  7. ДИКТАТУРА УРОК.
  
  "В наследство от Византии нам досталось Православие, но
  не досталось ни иудейской схоластики,
  ни греческой философии, ни римского права"
  (Андрей Кончаловский)
  
  Всякое государство начинается с банды.
  
  Бандами были ватаги скандинавских разбойников, смешавшихся в дебрях восточноевропейских лесов с ватагами славянской, финно-угорской, ирано-тюркской кочевой шпаны. Равноапостольные князья и бояре Древней Руси - все эти Рюрики, Ягеллоны, Гедеминовичи, Ольжичи... на самом деле заурядные уркаганы, рыцари средневекового гоп-стопа. Они щедро делились "откатами" с доходов от своего кровавого мастерства с попами - мастерами изощренной и бесстыдной лжи. Дружная бригада наемных фантазеров по имени "церковь", спекулируя доверчивостью простодушных холопов и смердов, не только добела отмыла от невинной крови репутации и останки палачей, распутников и насильников, провокаторов и клятвопреступников. Она освятила их грехи, превратив в героев. В святых! В христострадальцев! Растворив грань между правдой и ложью. И увенчав православным крестом могилу справедливости и нравственности в политическом заповеднике Восточной Европы.
  
  Из той же уголовной преступности была построена власть Романовых, которая в XVII - XIX веках доросла до ранга всемирных разбойников, соперничающих с сертифицированными Римской церковью ОПГ Каролингов, Бурбонов, Валуа, Тюдоров, Габсбургов,‎ Гогенцоллернов,‎ Плантагенетов‎, Ольденбургов...
  
  И не было ничего противоестественного в том, что ранняя Советская власть также изначально была властью обыкновенных бандитов и лжецов. С единственной разницей: оправдание своим претензиям на господство - над Русью и над всем миром - большевики черпали не в еврейских сказках про Христа, а в модных сказках других евреев - Маркса, Бланк-Ульянова, Бронштейна-Троцкого... про "царство Божие" на земле по имени "коммунизм".
  
  За 74 года уголовная природа и сущность Советской власти не изменилась. Но эволюционировала. Палачей и душегубов на троне сменили шнифера и фармазоны. А как иначе, если расстреливать, вешать, резать на ремни и спускать шкуру живьем, в конце концов, устают - и руки, и души? Ведь это руки и души, если и не вполне человеков, то, по крайней мере, человекообразных.
  
  На Руси мало что изменилось, когда после патологических упырей Ульянова и Джугашвили корону Русского Паханата, в конце концов, унаследовали Ельцин и Путин. А баронами украинского сегмента кремлевского общака стали аферисты и фармазоны Кравчук, Кучма и Ющенко. Вот только с Януковичем случилась незадача: не ту "масть" ему назначили почтенные "люди". Его имели за духовитого "жигана", а на деле Витек оказался ссученной дешевкой, попутавшей в нужный момент кому "давать" - Москве или Вашингтону. К таким "на зоне" даже "шестой номер" не "лепится".
  
  После Януковича уголовная масть народных вождей "спустилась" ниже плинтуса. Страна по обе стороны фронта гражданской войны (40 миллионов человек!) достались на разграбление "титушкам" - уличным сявкам, бомжам, наркоманам и прочей голимой босоте, ничтожество которой не скрыть ни орденами, ни балаклавами, ни танками, ни волынами с оптикой. И даже награбленное на войне "бабло" нисколько не добавляет им "уважухи". Даже в уголовной среде. Где все-таки существуют какие-то понятия о воровской чести и долге, согласно которым "авторитет", добровольно передающий монополию на насилие уличной шпане, коронуется "петухом" и не иначе.
  
  В ходе политической эволюции власть на Руси за каких-то 100 лет "опустилась" с уровня полуграмотных фанатиков коммунизма и свирепых дикарей, злодействовавших во имя Великой Мечты о мировой гегемонии, до уровня мародерствующих шакалов. Которые попытались установить "диктатуру" уличной шпаны. Но вместо нее получили похабный бардак. В котором - одна за другой - летят с плеч их тупые головы, не способные ни грамотно воровать, ни убивать, ни даже врать правдоподобно. Потому что в ложь - ни про "незалежную Украину", ни про "Новороссию" - не верит уже никто. Даже сами лжецы.
  
  Всякое государство начиналось с банды.
  
  Но в ходе естественного отбора банды эволюционируют в дружины военных профессионалов - товарищей по оружию. Которые, как "мушкетеры": "один - за всех и все - за одного". Позже банды становятся бригадами администраторов, умеющих не только регламентировать собственную агрессию и жадность, но и обеспечивать социальное равновесие и стабильность общества, давая ему возможность развиваться. К обоюдной пользе - своей и подданных. Которые из рабов и смердов вырастают, в конце концов, в соотечественников и сограждан. И там, где все это действительно происходит, у плебеев не возникает соблазна переменить власть, чтобы самим порулить страной. Потому что даже самым тупым и неграмотным слишком очевидно сколь хлопотна политическая работа, сколь рискованна и неблагодарна. Потому что для ее исполнения нужны такие качества и способности, такие знания и умения, такой опыт и кураж, с которыми не рождаются. Даже если Всевышний поцеловал в темечко.
  
  Быть аристократом, политической элитой - это не привилегия. И не выигрыш в лотерею Судьбы. Это проклятие и тяжкий труд, где непрестанно приходится доказывать свое - такое естественное и человеческое - право на ошибку. И, вместе с тем, стараться, чтобы число этих ошибок не превысило некую, одному Богу ведомую, неизмеримую человечьими мерками и несоизмеримую конкурентно - критическую массу погрешностей, за которые расплачиваются даже не валютой своей жизни. Платят репутацией! А, значит, капиталом ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И БЛАГОРОДСТВА. Он наследуется от предков, копящих его веками. И может быть - в мгновение ока - стать прахом. Из-за единственного проступка неосторожного, безумного, неблагодарного и неопытного потомка.
  
  Надеюсь, не меня одного, обитающего в руинах грандиозной социалистической утопии, беспокоит: как реанимировать отечественную государственность, без которой нет, и не может быть правильной цивилизованной общественной жизни?
  
  Ответ очевиден: нужно откуда-то брать и приводить к власти политическую элиту.
  
  Но где ее взять? И как?
  
  Брать в аренду, как Саакашвили или Бородая? Уже брали. Спасибо, больше не стало.
  
  Выращивать самим? Но для этого, как показывает история, нужны века и тысячелетия.
  
  А, собственно, куда нам теперь торопиться? Ведь мы уже достигли дна социальной анархии, где тысячу лет назад суетились наши предки, стенавшие:
  "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами"...
  
  Кто сегодня откликнется на такой зов?
  
  Никита Мирошниченко.
  Донецк.
  03.11.2016
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"