Фарбер Максим : другие произведения.

Каменный гость

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пушкинский Дон Гуан -- самый невозможный Дон Гуан из всех возможных (простите за глупый каламбур). Mрачноватый, но по-своему благородный идальго, к-рому нельзя ни сочувствовать однозначно, ни считать 100% негодяем -- это ведь тот самый байронический (анти-)герой, от к-рого, как считалось, Пушкин отрекся уже после "Цыган"...

  I
  
  Cover art by [WomboDream]
  
  Легенда о Дон-Жуане столько раз варьировалась в мировой литературе, что, наверно, уже никто и не помнит первоисточник (средневековую балладу и пьесу Тирсо де Молины). Обычно эта история начинается как бы «с середины» (кто такой Дон-Жуан, почему он стал соблазнителем? Что означает имя его слуги — Leporello? Когда и как был убит Командор? Приходился ли он Донне Анне отцом — или все-таки мужем?.. Кто смотрел (хотя бы) оперу Моцарта, тот знает ответ на все эти вопросы; но факт тот, что большинство драматургов — например, Пушкин, А. К. Толстой, Леся Украинка — просто-напросто оставляли живописные подробности «за кадром», начиная с главного. То есть — с конфликта между Жуаном и его каменной «Немезидой»).
  
  Мольер тоже не остался в стороне. Для него самое важное — то, что Жуан безбожник («Я верю, Сганарель, что дважды два — четыре, а дважды четыре — восемь»). Всю ту желчь, весь яд, что накопился у Мольера в адрес Церкви, он изливает со сцены устами главгероя (вернее, злодея — а впрочем, как посмотреть!) Ну, а история о совращении доньи Эльвиры, ее бегстве из отчего дома и неудачном браке с Жуаном (плюс непременное убийство Командора!) присутствует в тексте постольку, поскольку — должен же кто-то в конце явиться и покарать богохульника. В фильме Жака Вебера, правда, Эльвира играет куда более значительную роль: во-первых, там видно, что Жуан к ней до сих пор небезразличен, даже после разрыва отношений, хотя, как оказалось, у него чисто эгоистический интерес, чтоб не сказать — гедонистический. А во-вторых, она появляется, чтобы в финале глубже тронуть нас судьбой никому не нужного Сганареля. «- Ах, мое жалованье, мое жалованье! Смерть Дон-Жуана всем на руку. Разгневанное Небо,попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи- все, все довольны. Не повезло только мне. Мое жалованье, мое жалованье!»
  
  В советское время Дон-Жуана, как легко можно догадаться, трактовали совершенно по-разному — в одном и том же предисловии, например, к БВЛовскому томику могли уживаться прямо противоположные истолкования:«благородный» борец против Церкви и религии — но в то же время и пресыщенный дворянин, свято уверенный, что ему все можно, истинный хищник, который — «мы не можем ждать милостей от Природы, взять их у нее — наша задача!..» Опять же, нетрудно догадаться, что именно вторая трактовка больше подходит мольеровскому персонажу; Жан-Батист и не мог вывести на сцену положительного персонажа, поскольку тот ругал Небо. (Нет, ну, может быть, он и хотел сделать Дон-Жуана положительным, но — по канонам тогдашней драматургии — не мог). Это вам не мрачный, но по-своему благородный, идальго из пьесы Пушкина, который «наказан любовью». Такого штампованного, однопланового и прямолинейного злодея на самом деле еще поискать надо. Но вот именно эта прямолинейность характера оказалась гениальной придумкой Мольера, благодаря которой «Жуан» живет в веках.
  
  Возвращаясь к фильму Вебера, хочется также сказать, что именно там прозвучала очень важная нотка, которой в первоисточнике, кажется, не было: «Поживем так еще лет десять — двадцать, а там и о душе подумаем» — сказано без иронии. У Жуана нет настроения и сил заботиться о душе; он слишком ленив, можно даже сказать, «разжирел» (в т.ч. и не в прямом смысле!) По сути, он зря живет, «разбазаривает» свой век на всякие мелкие пустяки. Вот поэтому за ним и является в итоге Командор (а если бы его не было, то нашелся бы кто-нибудь другой).
  
  Как позднее напишет Шарль Бодлер —
  
  »...опершись на меч, безмолвствовал герой
  И, никого вокруг не удостоив взглядом,
  Смотрел, как темный след терялся за кормой».
  
  ***
  
  Так понял Дон-Жуана великий драматург-классицист. Тем интереснее, что последний русский романтик, предтеча реализма -- Пушкин -- полностью отошёл от этой трактовки, подав нам образ Дона весьма близко к традиции, которой потом придерживались декаденты.
  Посмотрим же, что сделал он.
  
  II
  
  
  Пушкинский Дон Гуан -- самый невозможный Дон Гуан из всех возможных (простите за глупый каламбур). Во-первых, он убивает мужа, а не отца своей будущей возлюбленной, как было в канонической испанской легенде (и да, сцену обольщения вдовы у гроба ее супруга Пушкин придумал не сам -- он позаимствовал это у Мюссе, а Мюссе у Шекспира. Что не отменяет трагической абсурдности сюжета...) А во-вторых, мрачноватый, но по-своему благородный идальго, к-рому нельзя ни сочувствовать однозначно ("Бессовестный, развратный и безбожный"), ни считать 100% негодяем (все-таки способен на истинную любовь) -- это ведь тот самый байронический (анти-)герой, от к-рого, как считалось, Пушкин отрекся уже после "Цыган".
   Ну и в-третьих, "Спартак никогда не был в Риме" -- т.е., простите, Гуан в Мадрите. Он севильянец; а изысканной куртизанке Лауре самое место в Италии XIV в., никак не в Испании XVII. (Недвижим теплый воздух, ночь лимоном и лавром пахнет).
   Хотя... Мадрит -- это ведь такая же надреалистическая условность (аберрация?), как Париж у Дюма (улица Старой Голубятни -- а была ли такая?.. Но, блин, голова кругом и дух захватывает от всех этих "не наших" названий...) Мадрит -- это то, чего не было, но должно было быть. Некоторый "идеальный мир с остановленным временем", где всегда правит Филипп Второй (а не Педро Жестокий, при к-ром жил реальный Хуан Тенорьо). Поэтому Мадрит, а не Мадрид (и поэтому Лозинский оставил это "т" в своем переводе из Аларкона -- ему нужен был сферический образ Испании в вакууме).
  Таким образом, э т о т Дон Гуан совершенно не вписывается ни в какие рамки. Ни в мольеровские, ни в толстовские (даром что Толстой во многом опирался на пьесу А. С.) Ни в рамки классического сюжета... Как был вещью в себе, так и остался.
  9 баллов за креатив и наплевательство на канон.
  7 -- за все остальное. Итого в среднем восьмерка. (И да, я не считаю А. С. забронзовелым святым --- думаю, я вправе ему "хор" вместо "отл" поставить ;-) )
  
  Resume: давайте читать хорошие книги!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"