Фарбер Максим : другие произведения.

Валентинов. Око Силы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...древние храмы, летающие всадники-призраки... Легендарный 33-й полк Бессмертных красных героев, полный ходячих трупов (Не хочу такого «бессмертия!») Эта невероятная смесь из правды, полуправды, высказанной втихаря, и откровенного шутовства, была воспринята читателями в начале 90-х... скажем так, с изрядными сомнениями. Но у меня она — в любимых.

  
  
  Cover art by: [WomboDream]
  
  Первая трилогия. 20-е
  
  Об этой книге можно говорить долго. Но я скажу сразу самое главное: Валентинов не был бы Валентиновым, если б то и дело не провоцировал читателя. Страшные опасности и ужасные приключения, древние храмы, летающие всадники-призраки... Легендарный 33-й полк Бессмертных красных героев, полный ходячих трупов (Не хочу такого «бессмертия!» Однако потом, уже в 4-й трилогии, Валентинов откажется от этой идеи, заявив — устами Семена Тулака — что никакого такого полка нет, а это все просто испорченный телефон. Кто-то где-то что-то переврал... Но ведь Степа же ВИДЕЛ! Вот и кому прикажете после этого верить? Своим глазам, или простой житейской логике?)
  
  Битва в заброшенной церкви с... Вием (да-да-да, с самим Вием, хоть его в этой книги и зовут по-другому!) Красная рожа Венцлава во все небо, и страшный хриплый голос, поминающий всуе Бааль-Зебуба (ну правда, этот эпизод Валентинов потом убрал. А жаль — юмор-то шикарный! Иногда и красные командиры, как видно, не брезгуют помощью секретного войска, состоящего... из мух.
  
  Короче, Гаррисон Форд завидует — и нервно курит в сторонке. Слово «лубок» тут подходит больше всего. Эта невероятная смесь из правды, полуправды, высказанной втихаря, и откровенного шутовства, была воспринята читателями в начале 90-х... скажем так, с изрядными сомнениями. Кто только не пинал бедного А. В. за «плохих» краснопузых«! Читатель у нас за долгие годы настолько привык к обратному (красные — хорошие, «потому что народ», белые — плохие, «потому что гнилая телихенция»)... Попробуй автор хоть чуточку отступить от «совковых» правил и канонов изображения той братоубийственной войны — ему этого не простят :(((
  
  Вот поэтому некоторые вещи, кои А. В., видимо, боялся писать открытым текстом, он тихонько, как бы «вскользь», проговаривает посредством ну очень нетонких намеков: «что-то задержало Арцеулова. Он еще раз посмотрел на уютно устроившегося в кресле толстяка — и заметил то, на что не обратил внимания вначале. На левой щеке англичанина белел шрам, вместо двух пальцев правой руки, мизинца и безымянного, торчали короткие обрубки, а на зеленом кителе сверкал скромный знак военного ордена. И капитан, с бесцеремонностью фронтовика указав на искалеченную кисть, затем на орден, спросил — «где?»
  
  Лицо толстяка изменилось, как-то сразу помолодев, стало суровым и жестким. Он произнес одно слово: «Кабул» — и капитан вспомнил стихи Киплинга о городе Кабуле на реке Кабул, в которой тонет британский эскадрон, а уцелевшие выхватывают сабли и мчатся в горящий мятежом город...»
  
  (Ясно же, что тут речь о советско-афганской войне, а не о британской).
  
  Словом, вся эта запутанная мешанина, в которой сам черт ногу сломит (и АБСОЛЮТНО непонятно, когда автор издевается, а когда — серьезен), образует самую удивительную книгу из тех, что были в отечественной фантастике начала 90-х. Да,«Око Силы» можно не любить за то, что-де «замах на рубль — удар на копейку» (хотя 4-я трилогия, кажется, таки все расставила по своим местам), но всё равно это очень интересное и нестандартное произведение.
  
  Вторая трилогия. 30-е
  
  Жаль, что Валентинов не написал о войне, ограничившись только бледным намёком на немецких шпионов в Крыму... «Владыка из черной тени», стоящий за спиной у фюрера, уже появлялся в других его романах, напр., "Ории" (верней, там слегка обозначалось его присутствие); но вспомните — в «Ангеле Спартака» героиня тоже встречает Не-Людей, одетых в фашистскую форму. Столкновение Темного Мессии с Агасфером... ну, мы все помним, какая кровавая мясорубка произошла в нашей реальности. (Волкову, кстати, от этого только польза: будет где брать «сырье» для 33-го полка).
  
  На сцене постепенно появляются и другие игроки, кроме семьи Косухиных: некто Флавий, он же Седой — старый большевик, искренне преданный тому, за что в 18-м году боролись, и именно поэтому — ненавидящий усатого Вождя.
  
  (С другой стороны, если так вспомнить... были, были — со второй трилогии аж по четвертую — намеки, что Усатый в Кремле _не_ есть настоящий Иосиф Виссарионович. Странный «товарищ Чижиков», появляющийся на страницах 4-й книги; не менее странный — и, по-моему, слегка больной на голову — «Сапожник» из 8-го романа...
  
  Кто же из них истинный Сталин? — спросите вы. Ответ может быть только один: как сказал тот же Флавий, все поддельные.
  
  Глючно? Да. Но — не менее глючно, чем вообще вся наша история. И в реальности, и тем более — по Валентинову).
  
  Словом, 2-я трилогия вся полна такими вот «кукишами» в сторону читателя. И это замечательно, т.к. заставляет нас самих думать, где автор издевается, а где — вполне серьезен.
  ...Путешествие Ники по потустороннему миру; странный, насквозь вымерший город, где единственные, кто видит ггероиню — старый священник и птицы-«психопомпы»... Вы что, действительно думаете — ув. автор так представляет себе ад?.. Нет, конечно. Это лишь _один_ из возможных вариантов ада. Точно так же, как в «Нам здесь жить» был _один_ из возможных вариантов Бога (ну, вы помните: в старой штормовке, с исчерканным листком на коленях, меняет историю штрихом карандаша...)
  
  Смешать в один гремучий коктейль тех, кого — по всем стандартам религии — надо было бы считать бесами; и объявить, что либо все они — истинные Боги, либо наоборот (я уже цитировал выше, что говорит по этому поводу любимый герой Валентинова)... На это нужна недюжинная смелость.
  
  Уж молчу про вызов, который А. В. бросает — ни больше, ни меньше — великой тени Булгакова. Оказывается, в «Мастере и Маргарите» нам не все рассказали до конца. На самом деле было чуть иначе...
  
  Одним словом, мало не покажется. Смачная, «вкусная», по-своему красивая эклектика. Которая не воспринимается как таковая при первом прочтении — но все же это эклектика.
  
  С другой стороны, оно и хорошо. Во 2-й трилогии время\пространство начинают закручиваться в безумную спираль, и читатель волей-неволей вынужден обмозговывать сюжет. Чем больше думаешь, кстати, тем больше понимаешь: нет, и в 1-м цикле (про Арцеулова и Косухина) отнюдь не все было так просто...
  
  Третья трилогия. 90-е
  
  Как уже сказано и не раз, «Око Силы» обычно не любят — даже те, кто неравнодушен к творчеству А. В. в целом. Писалось в разное время, с разными идеями\настроением, так что эпопея ну о-очень неоднородна. И по стилю, и вообще... Но у меня она — в любимых. Я еще помню, какое было время — лихие 90-е. И прекрасно понимаю Валентинова, которого так достала наша с вами прОклятая реальность (а другой-то — нет. И не будет), что он уже не мог молчать. Хочешь не хочешь, а приходится — в такое-то время — выплеснуть все наболевшее на страницы романа, чтобы не копить в себе.
  
  Потом, видимо, А. В. сам же испугался, чтО у него понаписалось: решил «снизить градус» неполиткорректного стеба. (А то, что это был сперва именно неполиткорректный стеб, я не сомневаюсь. И Варфоломею Кириллычу от автора досталось — «Здрав ли твой сосуд скудельный, что черепушкой ты величал?» И княж Семен, появляющийся в Институте Тернема (пасхалка, на всем известный фильм Гайдая?) И «Ростислав Говоруха» — видимо, намек на режиссера с похожей фамилией, который в 90-е зачем-то ударился в политику вместо того, чтобы снимать кино... Алия — никакая не "варда" и не "ярытница", а вполне себе реальная певица, «прошумевшая» в связи с убийством вы-помните-кого.) Про «графа» Звездилина, а также его скандальную карьеру — вообще молчу.
  
  Слишком много недоброй, едкой иронии в «Преступивших». Слишком мало ее в завершающих частях трилогии: все стало таак серьезно, напыщенно, надуто...
  
  Любовь автора к придуманной им дхарской культуре сыграла злую шутку: вместо неуклюжих, глуповатых, но по-своему несчастных «чурок», «йети» (ну, вы помните — в 7й книге автор не скупился на ехидные клички) появляются пафосные и суровые древние воины, уместные больше в какой-н. эпик-фэнтези («Возвращение Черного Меча»; ой-йо...) Ревнителем традиций, не умерших (за столько-то веков) оказывается... простой завхоз. В реальной жизни — Вар-гэгхэн просто спился бы, да и все тут.
  
  Потом этот серьезный тон, выбранный автором в последних книгах (номинально, впрочем, как раз ПЕРВЫХ!) распространится и на «сталинскую» трилогию, и на «косухинскую». А жаль. Пародия, издевка и сарказм были мне как-то ближе... Через них более доходчиво можно было выразить главные мысли эпопеи. Ну, например, Всеслав Волков: он же не тем плох, что упырь, а тем, что подобные ему моральные уроды из «расстрельного» 37-го года (а также их потомки и преемники) — до сих пор еще не перевелись. Кора стала яртом, но страшно не это; страшно, что неопытная девушка в столице и сейчас может попасть в руки таких же вот отморозков. «Вирус Воронина» или обычные наркотики — какая к черту разница?
  
  Потом — уже в далеком прошлом, в 20-е годы (да-да, УЖЕ в прошлом — это не описка!) Ким Петрович Лунин расскажет своим друзьям из Техгруппы, что ЭТА история *обрывающаяся в конце 9-го романа на полуслове* не могла кончиться хорошо. А если вспомнить «Нам здесь жить», место действия которого, странный и весьма жуткий Город, явно в одной вселенной с «Оком«... Ох, не того писателя прозвали Горьким! Что тут ещё сказать.
   Но. Такие книги, даром что плохо идут при первом прочтении, потом ПОД НАСТРОЕНИЕ читаются отлично. Особенно если Вам надо не «эскапистской» литературы, а совсем наоборот. 8-)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"