Аннотация: Странно но факт: среди проведенных журналом самиздат конкурсов "Желудь на сосне" не значится.
Почему - в принципе понятно.
При чем тут психоанализ, спросят себя некоторые, и будут отчасти правы.
К сожалению, психоанализ и имя великого Фрейда успели за столетие обрасти домыслами, интерпретациями, практиками, последователями и проч.
Это все пустая порода эпохи. Следовать надо себе, а не Фрейду, и не только в науке, а во всяком роде занятий.
Так, если вы интерпретируете сны, то, позволю себе процитировать весьма умного человека, вам надо
"истолковывать сновидения чисто ассоциативным порядком, основываясь на знаниях о психической жизни людей различной душевной организации и просто на житейском опыте" (конец цитаты).
Сказано - сделано, и вот вы подходите к сновидениям с позиций опыта и психической жизни. И что же выясняется? Наряду с полезным, ожидаемым эффектом, еще выясняется много удивительного.
Например, в сновидениях разных, очень разных и совершенно незнакомых людей вдруг появляются до боли, до мистики одинаковые вещи. Оказывается, что если люди видят во сне чье-то лицо, то это лицо похоже не на одного кого-то, а сразу на двоих, а то и больше. Что людям с завидным постоянством снятся дороги, мосты, полеты, горы с просеками, а также, часто и открытая местность, в неизведанной тоске. Что девочкам (шучу, на самом деле молодым тетенькам :) снятся мышки, а мальчикам - почему-то утерянные зубы. Что девочки любят видеть во сне драгоценности, которые им потом подарят, а мальчики - аналогичным образом катаются ма машинках и мотоциклах. Что и те, и другие ходят во сне по лабиринтам или анфиладам некоего дома, а потом вдруг заходят в этом в доме в подвал или на чердак. Что все возрасты покорны неясному бормотанию, возникающему в самый неподходящий момент. И так далее, и так далее.
У вас возникает законное трезвое желание что-то сделать со всем этим разнообразием. Что же? Ответ очевиден - систематизировать! Так вы и попадаете в мир бесчисленных и настолько же бессмысленных сонников, и начав с весьма, о! с весьма рационалистического "подхода", вы беспомощно булькаете в море махровой мистики и, мильпардон, малодушной мнемоники.
Не расстраивайтесь, не вы первые. Так всегда бывает с людьми, которые решили следовать себе и только себе. Главное - не сходить с раз намеченного пути. Канаву - засыплем, болото - осушим. Предметы, лица, движения и прочие содержательные вещи - да, действительно систематизируем, и творчески обобщим, но только не сразу.
А что будет сразу - это будет теория. Разумная и рациональная теория, маленькая материалистическая модель сновидения, немного структурированная, немного надуманная, немного даже драматизированная - словом, совершенно отвлеченная от практики и жизни. Как и все теории, которые, как известно, стоят одна другой.
Начнется наша теория, как обычно, с наблюдений. (Было бы наивно пытаться обосновать ее в этой маленькой заметочке, но кое-что все-таки скажем.) Так вот, каковы непредвзятые наблюдения? Они просты. Они состоят в том, что "психическая жизнь" людей полноценно видна не только в сновидениях. Она не менее ярко проявляется и во время бодрствования, думаю, с этим никто не будет спорить. А также, очевидно, в мифах, сказках, вообще, в народной поэзии, и вообще - в поэзии, в искусствах, науках, ремеслах, бизнесе, инженерии, образовании, воспитании... Стоп, не многовато ли будет наблюдений?
Ответ простой: не многовато. Какая сторона людской деятельности нам знакомее, оттуда и будем черпать сведения о психической жизни. Какие сведения? Да самые разнообразные! лишь бы мы могли найти нечно общее между достоверно известными нам проявлениями этой самой, "психической", в бодрственном состоянии - и в сновидении.
Скажем, вы немного знаете мифологию. И вас попросили разгадать значение такого сновидения: некто дарит яблоко. Боже мой, зачем, почему он именно дарит именно яблоко?! И тут - оп-па! вы вдруг вспоминаете, что яблоко дарил змей-искуситель, и вам становится легче. Вы уже понимаете, что на правильном пути. Воодушевленные, вы берете с полочки "Сказку о мертвой царевне..." и дело сделано, вы уже как дважды два четыре понимаете, что яблоко приносит смерть, а дарить его - желать смерти. А змеево яблоко - это тоже смерть, только в общечеловеческом масштабе. Смерть как результат грехопадения.
(Конечно, если вы сильно атеист, то вам, возможно, захочется еще как-то иначе проинтерпретировать такое яркое проявление психической жизни, как дарение яблока. Ну что ж, дело ваше. Это всего лишь пример.)
Далее, подключим житейский опыт и общую психологию. Часто ли вам приходится выбирать? При поступлении на работу? В институт? При женитьбе? При переезде "на пмж"? Кто-то скажет, каждый день, каждую минуту приходится выбирать. Кто-то скажет - вообще никогда, сторонники детерминизма и предопределения всего и вся неведомым мраком первопричин. Древний грек сказал бы, не люди, а боги выбирают. Словом, вариантов - множество. Результат один: все осознают, что то-то могло быть так-то и так-то, и, возможно, так-то, а стало - вот так, и никак иначе.
А... в сновидении мы оснознаем альтернативы, или не осознаем? Если сновидение - лишь одно из проявлений целостной психической жизни (какого-то человека, допустим), то приходится считать, что да, осознаем. Или, скажем мягче: если и не осознаем, то рассматриваем. Допускаем в поле внимания.
А сновидение занимается ничем иным, как отражением борьбы этих самых противоречивых альтернатив, или, точнее говоря, мотивов, поскольку "психическая жизнь" так или иначе в каждом-то из них заинтересована. Одни мотивы - сильнее, ярче, другие - затушеваннее, всплывают лишь на краю сознания. Но и те, и другие, как-то себя проявляют. И мы это (проявление) хорошо видим и чувствуем.
(Спросят, что за чепуха? только ли "отражением борьбы мотивов" занимается сновидение? Ответ простой: нет, конечно, не только. Можно смело считать, что сновидение занимается скажем, и таким занятием, как художественное творчество, и именно поэтому мы говорим об этом Конкурсе сновидений. Но это отнюдь не дает основания отбрасывать "борьбу мотивов" :)
Наконец, о методе. Какова была бы наша научная теория без научного метода? О, здесь место для особенно ожесточенных споров. Слышали ли вы когда нибудь о "сгущении", "смещении", "инверсии", применительно к проявлениям "психической жизни" (не только к сновидению)? Как вы понимаете "перенос" и "контрперенос"? Где находится "бессознательное" и почему оно такое неспецифическое? И когда, в конце концов, происходит положительное разрешение "эдипова комплекса"?
Если вы не понимаете слов, взятых в кавычки в предыдущем абзаце, не желаете их никогда слышать, или вам почему-либо эти слова неприятны, то забудьте о них. Хватит с вас мифологии и "борьбы мотивов". Только хочу напомнить о том, что как бы вы ни ругали "метод", вы никак не затронете основы, на которой он зиждится. Чтобы стронуть и опрокинуть основу, вам пришлось бы ополчиться на психологию, как таковую, т.е. на все те же универсальные и непротиворечивые связи проявлений "психической жизни", которые пронизывают все, что связано с нашей деятельностью, в т.ч. и сновидческой. Что ж, и такая точка зрения тоже имеет право на существование. Но если она не ваша - не ругайте психоанализ, не тратьте время. Ругайте его метод.
Само собою разумеется, что вам его, пресловутый метод психоанализа, для этого придется несколько проштудировать, даже, возможно, попытаться применить. Иначе, как вы будете выглядеть, ругая то, чего в глаза не видели. Но повторяю, ругайте метод, а не слово. Это будет для всех лучше: и для вас, и конечно, для психоанализа.
Ну и напоследок, о "символах". Как только и кто только не высказывается на эту тему. Как-то мне сказали, желая меня, по-видимому, уязвить: вам, вероятно, часто снятся овалы. Да если бы они мне, или вам, или кому угодно снились хоть каждый день (ночь?), то это ровно ничего не значило бы. Равно как и мышки, зубки, машинки и яблоки. Всякие предметы имеют значение лишь в той мере, в которой они связаны с предметным миром системой предметных отношений. Говоря несколько по-матери(алистически), то, хотя я очень не люблю материализм, но от этой метафоры нельзя отказаться: предметы предстают перед нами в движении.
Найдите это движение, найдите и определите систему, или если хотите, закономерность предметных и субъектных отношений - и вы разгадаете сон.
А если вам начинают "втирать" про какие-то таинственные "символы бессознательного", "черных и белых волшебников", про фантастический "анимус", которого никто никогда не видел и не увидит, про "предостережения" и "ступени восхождения" - бегите от них, как от самых настоящих шарлатанов. Можете смело быть уверены: когда так говорят, то в лушем случае хотят от вас денег.