Шедевром древней философии явилась классификация наук представленная Аристотелем (А.М. Гаджиев. Учение о душе, Аристотель. Ташкент (ЦОиПр "САТЧИТАНАНДА") 2000 г. 84с.; http://www.Almagadjiev.narod.ru/). По порядку духовных ценностей, он представил науки следующим образом:
1. Теоретические науки постигаемые через разум человека, который в свою очередь связан с Высшим Разумом Бога. Это науки: прежде всего - теология, затем - философия, космология, биология, психология, метафизика, физика, математика, астрология, оптика, механика и учение о гармонии.
2. Практические науки постигаемые через рассудочное мышление человека. Это науки: прежде всего - этика, которая является основой науки изучающей абсолютную экономику; собственно экономика, которая, как показал Карл Маркс, разделяется на абсолютную и относительную - политическую экономику; и, в конце концов политические науки, для которых базой становится политическая экономика.
3. Творческие науки к которым относятся: поэзия, литература, искусство, ремесло и другие виды творчества.
В процессе же зарождения материалистических наук, которые перестали основопологаться на связь человека, в своем научном творчестве, с Высшим Разумом Бога, их критерием "доказуемости", несмотря на вполне существенную погрешность используемых приборов, стал практический опыт. Человеческая же разумная и рассудочная деятельность в них была подчинена, тем самым, якобы потому "объективному", безрассудочному опыту основополагающемуся на измерительные "мертвые" приборы. Это как раз стало подстать зарождению, в те времена, не интеллектуального - механического труда: мануфактуры, фабрик и заводов. Тем самым интеллектуальные способности человеческого ума были низведены материализмом, смешав всю классификацию Аристотеля, до мира "неживой природы".