Милютин Юрий Иванович : другие произведения.

Шаттлы - шумный старт и тихий финиш

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    За все свои 135 рейсов шаттлы доставили на орбиту 1600 тонн грузов - в среднем по 12 тонн за рейс. Солидная масса, но отнюдь не поражающая воображение. Российские модули МКС "Заря" и "Звезда" с массой в 20,3 т каждый 20 лет назад выведены на орбиту соответственно двумя нашими ракетами "Протон". Стоимость запуска одной такой ракеты составляет 70 млн. долларов, то есть в 20 раз дешевле, чем шаттла. Наши "Протоны" доставили бы те же 1600 т груза всего за 70 рейсов и сделали бы это в 40 раз дешевле (5 млрд. - "Протонами" против 200 млрд. - шаттлами).

  
  
  
   Илл.1. а) 12 апреля 1981 года. Стартует шаттл "Колумбия", б) Шаттл "Атлантис" с раскрытым грузовым отсеком на орбите. (Из Интернета)

 Ложь NASA о серой Луне добралась до глобусов
 Google: запрещает сомневаться в полётах на Луну
  
   Это провал, это стыд - то, что мы должны платить русским за такси на орбиту. Мы много лет знали, что так будет, но палец о палец не ударили, чтобы переломить ситуацию. Мы сами загнали себя в угол. Космические челноки были слишком ненадёжными и чрезмерно дорогими. 2011 г. Профессор Д. Логсдон, член комиссии НАСА по расследованию катастрофы шаттла "Колумбия" [1].
  
  
   "К сожалению, более семи лет мы вынуждены отправляться в космос автостопом. Мы вынуждены платить России за доставку американских астронавтов на МКС около $82 млн. за одно место".
      М. Пенс, вице-президент США. [2].
  
1. "Это провал, это стыд...", - говорят они сами

12 апреля 1981 года американцы запустили на околоземную орбиту первый многоразовый Space Shuttle (космический челнок, коротко - шаттл) [3]. Шаттл выходил на орбиту с помощью своих ракетных двигателей и огромных сбрасываемых пороховых ускорителей (илл.1). При возвращении он сначала частично гасил скорость с помощью своих двигателей, а затем, войдя в плотные слои атмосферы, планировал по длинной пологой траектории на специальную посадочную полосу. Всего было построено пять шаттлов: "Колумбия",  "Дискавери", "Атлантис", "Челленджер" и "Индевор". "Индевор" заменил "Челленджер", погибший в 1986 году.

Шаттлы находились в эксплуатации 30 лет [3]. Впечатляющий срок. Этот факт, а также то, что НАСА очень умело рекламировало достоинства шаттлов и скрывало их недостатки, долгие годы производил впечатление космического превосходства США. И сегодня так продолжают думать многие люди. Им ничего не сказал даже тот факт, что после закрытия в 2011 году программы "Space Shuttle" США течение 9 лет закупали места в российских "Союзах", потому что только так астронавты НАСА могли попасть на МКС.

  
  
  
  
   Илл.2. Слева направо [4]: профессор Д. Логсдон, член комиссии по расследованию причин катастрофы "Колумбии", в 1987 - 2008 г.г. - директор Института космической стратегии при Университете Дж. Вашингтона; директор НАСА в 2005 - 2009 г.г. М. Гриффин, вице - президент США М. Пенс, А. Москаленко, специалист РКК "Энерги", координатор российского сегмента МКС. В руках у него ключ для запуска кораблей "Союз", который в течение 9 лет открывал астронавтам НАСА путь на орбиту.
  
  
  
  
               Не думайте, что американцы поступали так просто в целях экономии денег. У них просто не было выбора. Об этом писал в 2011 году профессор Д. Логсдон (илл.2). Об этом говорил вице-президент США М. Пенс (илл.2), выступая 23 августа 2018 года в Центре по пилотируемым полётам НАСА. Их высказывания приведены в эпиграфе. Заметим, что в американской администрации именно вице-президент осуществляет административный надзор над НАСА.

Здесь мы добавим мнение директора НАСА в 2005 - 2009 г.г. М. Гриффина [1]: "Если отбросить высокопарные политические заявления, ясно, что американская программа пилотируемых космических полётов остановлена на неопределённое время".

Наконец, в мае 2020 года "неопределённое время" вроде бы закончилось, и на МКС отправился американский пилотируемый корабль Crew Dragon, который стартовал на ракете. Как он себя покажет? - "поживём - увидим". Шаттлы тоже вначале очень расхваливали. Поэтому автор и написал "вроде бы".

Почему же американцы закрыли шаттлы, даже не имея им замены, и предпочли 9 лет унижаться перед русскими? Для того, чтобы разобраться в этом, нам не потребуется специальных знаний в области ракетно-космической техники. Ракетные двигатели в разрезе мы изучать не будем. Нам хватит того, что публикуется в широкой печати. Потребуется также житейская логика и четыре арифметических действия.

2. Экономическая неэффективность шаттлов

Наш взгляд на оценку эффективности (точнее, неэффективности) шаттлов поможет сформулировать представленный выше А. Москаленко (илл.2) [5]. Его высказывания ниже выделены тёмным фоном.
  
   "Шаттлы по сравнению с "Союзами" - космические корабли другого поколения... Всё это правда. Но не вся. Сравним: 135 пусков шаттла стоили 192 млрд долларов - то есть 1,4 млрд в среднем на запуск. Запуск "Союза" в среднем - 50 млн. Почувствуйте разницу!" [5].
  
   Шаттл может доставить до 7 человек. Но на МКС по расписанию смены вахт не требуется доставлять более 3-х человек. А при доставке шаттлом 3-х человек получается, что доставка одного человека на МКС обходится в 1,4 млрд. долл./3 ? 500 млн. долл.

"Союз" тоже может доставить на МКС 3-х человек. Википедия даёт близкую цифру (70 млн.) по стоимости запуска "Союза" [6]. Тогда, считая, что запуск "Союза" стоит 50 - 70 млн [5, 6], получаем для себестоимости "союзовского" билета на МКС примерно 15-20 млн (50 млн - 70 млн /3).  Это (в среднем) в 30 раз дешевле, чем на шаттле. Но, себестоимость - это для "своих". Нельзя же богатых американцев обижать такими низкими ценами. Вот "Роскосмос" и берёт с них по 82 млн. за билет. И всё равно это примерно в 6 раз дешевле (500 млн/82 млн), чем при доставке людей шаттлами.
  
   "Да, шаттлы привозили крупные конструкции и блоки американского сегмента при строительстве МКС. Но это были разовые работы. И их можно было выполнить на порядок дешевле одноразовыми ракетоносителями, что успешно делала Россия" [5].
  
   С 1998 г по 2011 г. шаттлы доставили на МКС девять модулей для американского сегмента [7]. Отдельные американские модули (далеко не все!) по поперечным габаритам лишь на 10-15% крупнее, чем наши модули "Заря" и "Звезда", которые являются базовыми модулями МКС. А по массе все американские модули проигрывают нашим главным модулям.

За все свои 135 рейсов шаттлы доставили на орбиту 1600 тонн грузов - в среднем по 12 тонн за рейс. Солидная масса, но отнюдь не поражающая воображение. Российские модули МКС "Заря" и "Звезда" с массой в 20,3 т каждый 20 лет назад выведены на орбиту соответственно двумя нашими ракетами "Протон". Стоимость запуска одной такой ракеты составляет 70 млн. долларов [8], то есть в 20 раз дешевле, чем шаттла. Наши "Протоны" доставили бы те же 1600 т груза всего за 70 рейсов и сделали бы это в 40 раз дешевле (5 млрд. - "Протонами" [8] против 200 млрд. - шаттлами).

В заключение, А. Москаленко делает такой вывод:
  
   Вывод: НАСА затратила на создание американского сегмента в десять раз больше, чем Россия на свой, что говорит о вопиющей экономической неэффективности шаттлов для строительства и обслуживания орбитальных станций. Почему их использовали? Просто у США не было других космических кораблей. А "Союз" с "Прогрессом" идеально "заточены" под обслуживание орбитальных станций [5].
  
               Шаттлы были очень дороги по сравнению с комплексами "ракета + корабль", хотя по большей части они решали те же практические задачи. И чтобы они себя окупали, они должны были летать достаточно часто.

            Ещё на стадии одобрения программы шаттлов экономическая экспертиза, выполненная по заказу НАСА, установила "что система "Спейс шаттл" может быть рентабельной при условии не менее 30 полётов в год [3]".

            Умножаем 30 полётов в год на 30 лет (1981 - 2011) и получаем, что для достижения рентабельности за это время шаттлы должны были совершить не менее 900 полётов. Но они совершили всего 135 полётов, то есть, в 7 раз меньше. Оказалось, что подготовка каждого шаттла к повторному полёту отнимала гораздо больше времени и средств, чем предполагалось. Но это ещё не всё!

3. 14 смертей - это слишком!

            В 1986 году на глазах у тысяч зрителей вскоре после старта взорвался "Челенджер" [9]. Погибли 7 астронавтов. Только через 5 лет на замену "Челенджеру" был построен шаттл "Индевор". Настолько дорогим и сложным было строительство каждого шаттла.

Шаттл "Колумбия" сгорел после входа в плотные слои атмосферы во время возвращения [10]. Жители многих штатов наблюдали, как горящие обломки шаттла чертят свой траурный след в голубом небе. Погибли ещё 7 астронавтов. Всего же в двух катастрофах шаттлов погибли 14 астронавтов (илл.3).

  
  
  
  
   Илл.3.  Четырнадцать астронавтов погибли в катастрофах "Челленджера" (а) и "Колумбии" (б) [9, 10]
https://cdn-images-1.medium.com/max/2000/1*HsKkFMtcS0hCtxm4VLiNvA.jpeg взрыв Челленджера
https://live.staticflickr.com/7409/16308613307_0a5b5754b3_h.jpg
https://pbs.twimg.com/profile_banners/853949718136856579/1511881910/1500x500 горит Колумбия
https://a.d-cd.net/e1d8a01s-960.jpg

  
Совершенно иначе обстояли дела у "Союзов". Увы, за первые 4 года своей эксплуатации "Союзы" тоже потерпели две катастрофы (1967 г. и 1971 г.), в которых погибли 4 человека. Но за последующие 50 лет "Союзы" ни разу не погубили экипаж, хотя число кораблей "Союз", побывавших на орбите, уже приближается к полутора сотням.  (По русской привычке в этом месте полагается трижды сплюнуть).

Гибель "Челленджера" на 6-м году эксплуатации шаттлов можно было бы списать на "детские болезни роста", свойственные новой технике. Однако "Колумбия" сгорела на 22-м году эксплуатации шаттлов. "Детство" шаттлов опасно затянулось. Их недостатки оказались принципиально неустранимыми, и то, что сторонним наблюдателям долго казалось блестящей перспективой, оказалось дорогой в глухой тупик.

Замену "Колумбии" уже не строили. Видимо уже тогда, в 2003 году в США возник серьёзный скепсис в отношении шаттлов.

Но НАСА всё тянуло и тянуло время, чтобы отсрочить признание неизбежного провала ставки на шаттлы.

Они "сами загнали себя в угол!"

            В заключение прочитаем ещё раз высказывание профессора Д. Логсдона:

            "Это провал, это стыд - то, что мы должны платить русским за такси на орбиту. Мы много лет знали, что так будет, но палец о палец не ударили, чтобы переломить ситуацию. Мы сами загнали себя в угол. Космические челноки были слишком ненадёжными и чрезмерно дорогими" [1]. А профессор "знал предмет" не понаслышке. Не зря же его назначили членом комиссии по расследованию причин катастрофы "Колумбии". Так что они сами говорят и о тупике, и о ненадёжности, и о дороговизне шаттлов.

            В общем, после весьма шумного старта в 1981 году программа "Space Shuttle" (космический челнок) от полёта к полёту шла к своему бесславному финишу и пришла к нему в 2011 году.

            И очень показательно то, что в мае 2020 года на МКС стартовал не шаттл, а традиционный комплекс "ракета + корабль".

Благодарности

Автор выражает глубокую признательность В. Буджичу, А. Булатову, А. Бурганову, Л. Коновалову, Д. Кропотову, А. Кудрявцу, В. Насеннику, Ю. Соломонову, А. Фальковскому и А. Харченкову за помощь в работе над этой статьёй.

Ссылки:

1. Америка осмысляет окончание программы "Space Shuttle". 28 Июля 2011
http://www.bazaluk.com/news/america-comprehends-the-end-of-space-shuttle-program.html  скоп. 5.09.2018

2. Пенс уверен, что США вскоре не будут нужны услуги РФ по доставке астронавтов на МКС. ТАСС.23.08.2018
https://news.rambler.ru/usa/40635238-pens-uveren-chto-ssha-vskore-ne-budut-nuzhny-uslugi-rf-po-dostavke-astronavtov-na-mks/

3. Спейс шаттл.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Спейс_шаттл "РАЗДЕЛ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ"

4. Портреты:
http://govinfo.library.unt.edu/caib/images/photos/people/board_members/view/JohnLogsdon.jpg
https://ru.citaty.net/media/authors/20248_michael-douglas-griffin.jpeg
https://news.rambler.ru/usa/40635238-pens-uveren-chto-ssha-vskore-ne-budut-nuzhny-uslugi-rf-po-dostavke-astronavtov-na-mks/
https://photo-vlad.livejournal.com/106388.html?thread=10948756#t10948756

5. А. Москаленко. https://photo-vlad.livejournal.com/106388.html?thread=10948756#t10948756

6. Стоимость ракеты "Союз", включая пуск - 70 млн. долларов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Р-7_(семейство_ракет-носителей).
https://cosmos.d3.ru/kalkuliatsiia-tseny-na-kosmicheskii-korabl-soiuz-1288593/?sorting=rating КК Союз примерно 1 млн. долларов

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Американский_сегмент_МКС  и
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1703756/pub_5f92a30606ce5139ee0d9672_5f92aa051cb04c636bde71f1/scale_1200

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Протон_(ракета-носитель)

9. Катастрофа шаттла "Челленджер"   

10. Катастрофа шаттла "Колумбия".   
   Доктор физико-математических наук Попов А.И., декабрь 2020
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"