Эта статья, как можно догадаться по ее заглавию, - продолжение статьи "Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?" Изначально она задумывалась мною гораздо более длинной. Однако статьи Вадима Нифонтова "Православное гетто и взыскующая толпа" и, в особенности, Владимира Голышева "Религиозная революция: как одолеть "Кремлевского Мамая"" чрезвычайно облегчили мою задачу, позволив мне быть гораздо более лаконичным.
Я полагаю, что мы с Голышевым и Нифонтовым сходимся в ряде тезисов.
Первое. Российская государство и его государствообразующий народ - русский - находятся в одном из самых глубочайших кризисов за всю свою историю.
Второе. Выход из этого кризиса мог бы быть сильно облегчен, если бы у нашего народа была общенациональная солидарность по важнейшим вопросам жизни, если бы у нашего народа было бы осознание своих важнейших интересов и совместная деятельность по их реализации.
Третье. Наш общенациональный кризис чрезвычайно усугубляется практически полным отсутствием всего перечисленного во втором тезисе.
Четвертое. В ходе предшествующей российской истории и, в особенности, во времена общенациональных кризисов, силой, обеспечивавшей общенациональную солидарность, осознание и консолидацию интересов и совместную деятельность по их реализации, всегда была наша Церковь.
Пятое. Сегодня наша Церковь во многом сама затронута общероссийским кризисом. В частности, это выражается в попытке части верующих и клириков отгородиться от своей страны и народа, замкнувшись в стенах искусственно выстроенного обрядоверческого и требоисполнительского гетто.
Шестое. Тем не менее, несмотря на пятое утверждение, Церковь остается одной из последних надежд нашего народа на прорыв, на выход из кризиса, на возрождение России.
Седьмое. Будучи одновременно русскими националистами, сторонниками социальной справедливости и верными сынами Церкви, православными мирянами, мы полагаем, что внутри церковной ограды достаточно здоровых сил, чтобы осознать и реализовать поставленную задачу.
Восьмое. Начальными шагами для этого должны послужить чрезвычайно сильное по сравнению с положением на сегодняшний день расширение и экспансия во все сферы нашего общества социальной инфраструктуры нашей Церкви с одновременной модернизацией этой инфраструктуры.
Девятое. Будучи идейными противниками "церковных реформ" и осознанными консерваторами и традиционалистами в сфере догмата, канона и обряда, мы считаем, тем не менее, совершенно необходимой такую модернизацию социальной инфраструктуры церковной жизни. Это не обновленчество и не "протестантизм восточного обряда". Это случающаяся не первый раз в нашей национальной и церковной истории необходимость достойного ответа на вызовы современной ситуации. Такой ответ вполне укладывается в традиционные для нашей Церкви принципы церковной икономии и политики.
Десятое. Для реализации такой программы необходимо реальное покаяние, изменение ума, выражающееся в отказе от ревности не по разуму, от навязших в зубах зилотско-акривистких штампов.
Как реализовать эти начальные шаги, прекрасно написано в статье Голышева. Полностью присоединяясь к его предложениям, хочу добавить некоторое количество своих.
Считаю необходимым в самую первую очередь заняться построением социальных структур, роль которых заключается в устранении разрыва между декларируемыми принципами жизни православного христианина в миру и существующей практикой.
Я имею в виду следующее. Важнейшими проблемами реальной практической жизни православных христиан в сегодняшнем обществе являются чрезвычайная трудность соблюдения добрачного целомудрия и чрезвычайная трудность реализации многодетных семей. Другой важнейшей проблемой или лучше сказать, язвой, от которой страдает весь наш народ, является, с христианской точки зрения, массовая распространенность абортов. Этой болезни вряд ли в значительной степени подвержены воцерковленные христиане, но среди крещенного большинства нашего народа эта беда весьма распространена.
Полагаю, что весьма назревшей, если даже не перезревшей, является необходимость создания православных брачных агентств и семейных детских домов. Если мы не хотим, чтобы наши женщины делали аборты, мы должны иметь возможность предложить каждой женщине, желающей избавиться от ребенка, не ригористические проповеди, а реальную возможность отказаться от смертного греха, родив ребенка и отдав его на воспитание Церкви. Уверен, что очень многие воцерковленные семьи, в особенности священнические, с большой радостью возьмут таких детей на воспитание.
Стоило бы подумать и о православных финансовых институтах, действующих по модели пенсионных фондов, задачей которых была бы не выплата пенсий, а выплата пособий на детей.
Борьба с засильем агрессивных мафиозно-клановых диаспор могла бы быть чрезвычайно облегчена созданием с благословения епархиального архииерея региональных православных предпринимательских гильдий.
Борьба трудящихся за социальную справедливость в условиях антитрудового законодательства и чрезвычайной слабости существующих профсоюзов, могла бы быть подкреплена созданием православных профсоюзов по образцу католических профсоюзов 20-30-х годов.
Чем продолжать тягостную борьбу с Минобразом, не проще ли нам, братья и сестры, создать систему православных школ, в конечном счете, даже православных школьных округов, сделав эти школы элитными по качеству образования и, тем самым, чрезвычайно привлекательными не только для нас самих.
Давно пора развить далее существующую плодотворную практику православных сестер милосердия, создав систему православных больниц, домов престарелых и домов призрения, равно как и систему сестринских и врачебных братств. Думаю, вполне возможно и создание института православных социальных работников.
В городах возможны православные кондоминиумы и МЖК, строящиеся параллельно со строительством новых храмов.
Наконец, совершенно не бессмысленным является вопрос о православных силовых структурах в виде казачьих частей, охранных агентств и аналитических центров.
Все вышеперечисленное не повредит, а, наоборот, поспособствует укреплению прихода, который сегодня по причинам, указанным в предыдущей статье, вряд ли может оказаться на сегодняшний день базовой структурой православного и национального возрождения.
Не хлебом единым жив человек, но без решения задачи сбережения народа, без ответа на вопрос, как нам накормить наш народ, дать ему чувство безопасности и чувство собственного достоинства, мы никогда не сможем решить чисто религиозные задачи.