Аннотация: Валаам в третий раз благословляет Израиля; его видения.
Скалистою грядою над пустыней
раскинулся Фегор.
Отсюда Валаам под небом синим
увидел весь открывшийся простор.
И там, внизу, насколько видно глазу,
стоит Израиль в множестве своём.
И Божий Дух увидел он на нём
И стало Валааму ясно сразу:
"Он Господом ведом"!
И произнёс он притчу для Валака
и бывших с ним князей:
"С небес Господь мне посылает знаки,
виденья и слова для всех людей:
шатры Израиля, его народа
прекрасны, как долины при реке,
роскошны, как сады невдалеке
от чистых рек больших и полноводных -
оазис на песке.
Из вёдр его вода бурля прольётся,
и семя у него
великою волною разольётся1,
и царствие возвысится его.
Он из Египта выведен однажды -
из рабства Бог уйти ему помог.
Молниеносен, как единорог,
врагов своих разит народ отважный.
Он в рабстве выжить смог.
И вот возлёг он, словно лев и львица.
Поднимет кто его?
Его благословит - благословится,
кто проклянёт - проклятье на него"!
Валак разгневан притчей Валаама:
"Врага благословляешь в третий раз!
Не смог проклясть ни раньше, ни сейчас!
Беги же от бесчестия и срама -
прошёл твой звёздный час"!
Но Валаам Валаку так ответил:
"Я говорил послам,
что не посмею ни за что на свете
по произволу ни добра, ни зла
желать без повеления Господня.
Что Бог велит - то стану говорить.
И то скажу, что станет Он вершить.
Всю правду здесь узнаешь ты сегодня,
с ней будешь жить"!
И вот Валаку и царям союзным
он притчу рассказал.
Она легла на души мёртвым грузом.
Слова её Господь для них послал:
"Я Валаам - провидец, сын Веоров,
кто Божье слово слышит в тишине,
виденья Божьи видящий во сне.
Я Божью правду зрю открытым взором2,
что Бог поведал мне.
Его я вижу, но в дали туманной.
Иакова звезда
восходит над землёю Богом данной,
и жезл Израиля - знак мощи и суда3.
Под корень он разит князей Моава
и сокрушает Сифовых сынов,
как грозный лев, свободный от оков.
Едома и Сеира гаснет слава.
Они в тисках врагов.
Но вновь свою Израиль явит силу,
и будет враг разбит.
Пришедший от Иакова в могилу
захватчиков сведёт и завершит
разгром всего, что враг не уничтожил".
Вот Амалика4 видит Валаам,
и говорит: "Ты не увидишь сам,
но царство, что ты создал и умножил -
всё предано мечам".
И Валаам сказал царю Кенеев5:
"Пусть в скалах ты живёшь,
никто в гнездо твоё прийти не смеет,
но ты к Ассуру6 в рабство попадёшь.
О, горе, горе всем, кто уцелеет,
когда Господь такое наведёт!
Но от Киттима7 вновь беда придёт:
их корабли сомнут, не пожалеют
оставшийся народ.
Они смирят Ассура и Евера,
но гибель ждёт и их.
Их варвары погубят8. Кровь и сера
вскипят на землях сердцу дорогих"!
И Валаам пошёл своей дорогой,
но не судьба ему прийти домой,
и путь он от меча закончил свой9.
Ах, лучше б он Израиля не трогал
С крутой его судьбой!
*********************************
Примечания:
1.Символом богатства и плодородия является вода, как непременное условие обильного и мощного роста и развития;
2.1 Имеется в виду дар пророческого ясновидения Валаама;
3.В ближайшие времена имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей полноте, пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Это пророчество Церковь положила паремийным чтением на празднике Рождества Христова;
4.Амаликитяне - древнее ханаанское племя, кочевавшее между Егтптом и Палестиной;
5.Кенеи - древнее ханаанское племя, обитавшее в горах. Часть Кенеян через отчима Моисея Иофора, сблизилась с евреями и поселилась в Палестине. Другие Кенеяне сблизились с Амаликитянами и Мадианетянами;
6.Имеется в виду порабощение Израильтян, а вместе с ними и Кенеян, Ассирийцами;
7.Киттим - на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежье Средиземного моря. Это Македония, Греция, Италия. По уверению раввинов, Киттим (Хиттим) и Македония - одно и тоже. Таким образом, начало порабощения Ассура (собирательное имя азиатских монархий) Киттимом можно усматривать в завоевательных походах Александра Македонского. Впоследствие греческая гегемония на Востоке сменилась римской;
8.Римская власть в свой черёд пала под ударами варварских народов;
9.Валааму не суждено было возвратиться в Месопотамию, на родину. Его постигла смерть от меча евреев, как Божественное возмездие за коварный совет, об ассимиляции еврейского народа, данный им Валаку (Числа гл.25).