Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Моисей (Библия в стихах глава первая) и предисловие автора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга Бытие завершается счастливым воссоединением всего семейства Иакова-Израиля в Египте, на плодородной Гесемской земле под покровительством сына Иакова Иосифа, бывшего в те времена первым вельможей Египта. События этой главы - первой главы книги Моисей происходят по прошествии 400 лет пребывания евреев в Египте. Сменились фараоны, евреи, по обету Божьему, выросли в большой народ и стали опасны, с точки зрения фараона, для его власти...


  От автора
   Книга 'Моисей (Библия в стихах)' включает в себя часть Пятикнижия Моисеева,
  повествующую о жизни и смерти великого еврейского пророка Моисея, о его беззаветном
  служении Господу Богу и своему народу. В неё вошли события, описанные самим
  пророком в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Недавно нами была издана
  первая книга Пятикнижия - 'Бытие (Библия в стихах)'. Предлагаемая вниманию
  читателей книга Моисей, завершает Пятикнижие.
   Вторая книга Пятикнижия называется Исход, т.к. описывает именно исход сынов
  Израилевых из Египта. Учёные считают, что книга эта написана не в одно время, а
  писалась по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная
  же редакция книги приходится на конец сорокалетнего странствования по пустыне - на
  время пребывания евреев на равнинах Моавитских, у Иордана.
   Период, охватываемый этой книгой - от начала порабощения евреев фараоном, 'не
  знавшим Иосифа', до первого месяца второго года после выхода народа еврейского из
  Египта в пустыню, т.е. свыше 400 лет. Её содержание излагает историю народа
  Израильского от той минуты, когда евреи под давлением ненавистной власти фараона
  начинают чувствовать взаимную солидарность, всё теснее сближаются общей опасностью
  и именем Иеговы, чудесами, сопровождавшими исход из страны порабощения, до
  дарования закона на Синае, до получения полной национальной жизни, сосредоточенной
  около главного святилища - скинии.
   Третья книга Пятикнижия - Левит в предании иудейском названа соответственно
  содержанию 'Torat-kohanim' - 'Закон священников', или 'Torat-gorbanot' - 'Закон
  жертв'. Славяно-русское название, как и греческое и латинское - 'Левит',
  показывает, что содержание книги составляют в основном описания отправлений
  ветхозаветного культа, относящиеся к обязанностям священников Левиина колена -
  Левитам: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, праздники, теократические
  подати и т.п. Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание и
  почти совершенно лишена повествовательно-исторического элемента. Главная идея
  книги, (выраженная особо ярко в главе 24, ст. 11,12) состоит в образовании из
  Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном
  общении с Иеговой.
  Христианские теологи считают, что помимо непосредственной задачи - освящения членов
  народа Божия во всех отправлениях религиозной и бытовой жизни, законы книги Левит
  по преимуществу явились 'тенью и образом грядущих благ новозаветных'.
   Естественно, в поэтическом переложении, не фигурируют впрямую все законы и
  постановления. О них лишь упоминается со ссылками на соответствующие места
  Священного Писания.
   Четвёртая книга Пятикнижия Моисеева - Числа. На языке раввинов она носит
  название 'Сефер миспарим' - 'Книга исчислений', по характерному содержанию её
  некоторых отделов. По той же причине в греческой, латинской и русской Библии книга
  называется 'Числа'. Эта книга повествует о путешествии евреев по пустыням от гор
  Синая до моавитских равнин, т.е. до юго-восточной окраины земли обетованной. Кроме
  повествования о странствованиях евреев и указания некоторых богодарованных при этом
  избранному народу законов, в книгу включены подробные данные по исчислению народа,
  левитов, первенцев, станов передвижения. Эти данные любознательный читатель найдёт
  в сносках-пояснениях к каждой главе предлагаемой книги со ссылками на
  соответствующие места и главы Библии.
   Пятая книга Пятикнижия - Второзаконие. В еврейском тексте пятая книга Моисея
  называется 'Дебарим' - соответственно начальным словам книги - 'Сии слова'.
  Совместно с этим, на языке раввинов она называется: 'Мишне-гаттфа' (Повторение
  закона) - по содержанию и 'Сефер токахот' (Книга обличений) - по этой же причине.
   Господствующим содержанием книги Второзаконие является воспроизведение
  исторического и законодательного элемента, изложенного в предыдущих книгах. Цель
  воспроизведения - возобновление в памяти молодого еврейского поколения
  поучительных моментов Божественного промышления об избранном народе и данных ему
  законов. Ту же поучительную цель имеют обличительно-увещевательные речи пророка,
  помещённые в заключение Второзакония. В общем, книга Второзаконие представляет
  собой подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого
  вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.
   Моим главным помощником в работе над книгой стал трёхтомник 'Толковая Библия',
  выпущенный в Петербурге в 1904-1914 гг. под редакцией профессора богословия
  Александра Павловича Лопухина. (Второе изд. Института перевода Библии. Стокгольм.
  1987 г.). Это собрание комментариев на все книги Св. Писания. Поэтому каждая строка
  книги Бытие осмысливалась мной в соответствии с современными научными
  представлениями, прежде чем занять своё место в стихах. И многие библейские события
  изложены в свете этих толкований либо непосредственно в стихах, либо освещены в
  сносках под каждой главой.
   Собственно толкования Св. Писания в 'Толковой Библии' сделаны на базе
  кропотливого изучения первоисточников, все канонические книги которого, за
  исключением некоторых были написаны на еврейском языке (весь Ветхий завет). Кроме
  того, авторы работали со всеми авторитетнейшими переводами Библии - греческим (LXX)
  и латинским (Вульгата), славянским переводом, начиная с первоучителей славян -
  братьев Кирилла и Мефодия. И, естественно, с толкованиями авторитетных еврейских
  талмудистов и раввинов.
   Многие учёные считают бесспорным фактом написание всех книг Пятикнижия
  Моисеем. Прежде всего потому, что Моисей по признанию самых закоренелых скептиков
  мог написать Пятикнижие, ибо обладал обширным, незаурядным умом и высокой
  образованностью; следовательно, и независимо от вдохновения, он вполне способен был
  сохранить и передать то самое законодательство - Тору, посредником которого он был.
  Другим веским аргументом подлинности Пятикнижия, как сообщает 'Толковая библия',
  является всеобщая традиция, которая непрерывно, в течение многих веков, начиная с
  книги Иисуса Навина, проходя через все остальные книги, утверждает, что писателем
  Пятикнижия был пророк Моисей. Сюда же должно быть присоединено свидетельство
  самаританского Пятикнижия и древних египетских памятников.
   Наконец, ясные следы подлинности Пятикнижие сохраняет внутри самого себя. И в
  отношении идей, и в отношении стиля на всех страницах Пятикнижия лежит печать
  Моисея: единство плана, гармония частей, величавая простота стиля, наличие
  множества архаизмов, прекрасное знание древнего Египта - всё это свидетельствует в
  пользу принадлежности Пятикнижия перу Моисея.
  Кроме всего, древнейшие сказания ассиро-вавилонских семитов, известные под именем
  'халдейского генезиса', дают богатый и поучительный материал для сравнения с
  повествованиями библейского генезиса.
   Пятикнижие Моисеево является древнейшей летописью мира и человечества. Эта
  книга имеет важнейшее значение в вопросах религии всех монотеистических
  вероисповеданий: иудейского, христианского и мусульманского, в вопросах истории и
  морали.
   Желая приблизить эту замечательную книгу к современнику, автор сделал всё
  возможное, чтобы передать её слова современным поэтическим языком, не отступая от
  библейского текста, не давая себе увлечься красивыми описаниями драматических
  моментов или пейзажей.
   В книге использованы гравюры на дереве из иллюстраций к Библии известного
  художника 19-го века Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.
   Хочется надеяться, что эта книга будет способствовать более глубокому изучению
  Библии и упрочению дружеских взаимоотношений между людьми различных конфессий во
  имя мира на земле.
  Леонид Михелев
  
Глава первая
   Сыновья Иакова в Египте; кончина Иосифа;
   Тяжёлое рабство сынов Израилевых; Фараон
   и повивальные бабки.
  
   Вошли в Египет в давние те годы
   Рувим и Симеон,
   Иуда, Левий со своим народом,
   с родными Иссахар и Завулон,
   Вениамин, Дан, Неффалим с Асиром
   и Гад - вот все одиннадцать сынов
   с Израилем обретших хлеб и кров
   в Египте, где служил Иосиф мирно -
   на всё для них готов.
  
   Всего же душ из рода патриарха
   с ним семьдесят пришло.
   Иосиф там их принял, как номархов!
   И время их в Египте потекло.
   О, время, время! Отошёл Иосиф,
   ушли и братья - весь их древний род.
   Но как окреп Израилев народ!
   Как множится, мужает, плодоносит
   за годом каждый год!
  
   Сыны Израиля наполнили Египет.
   А новый фараон
   в них лишь рабов своих покорных видит:
   Иосифа не знал, не ведал он.
   Он говорил: "Смотрите, как их много!
   Их больше и они сильнее нас.
   И если враг придёт в недобрый час,
   они пойдут с врагом, его дорогой.
   За ними глаз да глаз!
  
   Ведь в их лице Египет потеряет
   народ рабов своих.
   Из вас, - сказал он слугам, - каждый знает,
   какая польза нам идёт от них.
   Перехитрим Израилево семя!
   До нитки их семейства разорим,
   работой непосильной изнурим.
   Пусть города нам строит это племя.
   Тогда и поглядим".
  
   Под палками надсмотрщиков жестоких
   построены тогда
   Пифом и Раамсес. И в те же сроки
   возведены другие города.1
   Но чем сильней Египтом изнурялся
   Израиля устойчивый народ,
   чем более страдал он от невзгод,
   тем более он духом укреплялся
   и рос из года в год.
  
   Тогда придумал снова царь коварный,
   как подавить народ,
   и старых, мудрых бабок повивальных
   он спешно во дворец к себе зовёт.
   И вот велит им наблюдать при родах:
   когда родится у Еврейки сын -
   убить, чтоб не остался ни один.
   А дочерей - тех оставлять в народе
   работать до седин.
  
   Но Фуа с Шифрой - имена тех бабок,2
   так делать не могли.
   Не нарушали Божеский порядок
   и оставляли всех, кто родились.
   И честных женщин царь призвал к ответу:
   "Что с вами должен сделать я сейчас!?
   Ведь смерть сынов я возложил на вас,
   а результата ваших действий нету!
   Нарушен мой приказ"!
  
   И бабки повивальные сказали:
   "Не гневайся на нас.
   Ведь мы б, наш господин, не оплошали
   усердно выполняя твой приказ.
   Но женщины Еврейские здоровы -
   они ведь жён Египетских сильней.
   Они рожают сами. И быстрей,
   чем мы придём, они уже готовы.
   Им Бог даёт детей".
  
   За это дело бабкам повивальным
   Господь добро творил.
   А род Израилев многострадальный
   мужал и набирался новых сил.
   И фараон Египта обратился
   к Египтянам в пределах всей земли:
   "Египтяне, вы видеть все могли,
   как в Гесеме Евреи расплодились,
   с тех пор, как к нам пришли.
  
   Не сокрушить их тяжкою работой,
   измором не унять.
   Они опасны. Главная забота -
   плодиться им в Египте не давать.
   Повелеваю: всех сынов Еврейских
   бросайте в реку, как придут на свет.
   Лишь так себя избавим мы от бед
   и всяких неприятностей житейских
   вперёд на много лет"!
   ********************************
  
   Примечания:
   1 Города для хранения провианта и оружия построены:
   Пифом - на берегу канала в Красное море: Раамсес -
   на восток от Пелузийского рукава Нила в земле Гесемской.
   Упоминается в писаниях и третий город, построенный евреями
   в Нижнем Египте - Он, носивший священное имя Пе-ра - дом солнца, откуда
   греческое - Гелиополис;
   2 Повивальные бабки - предположительно египтянки. Шифра - "плодоносная" (египт.),
   Фуа - "рождающая дитя" (египт.);
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"