Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Евангелие, глава тридцать третья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На суде Пилата; Варавва (Лк.23:1-5; Ин.18:31-40); Бичевание Иисуса. Терновый венец и багряница. "Распни Его".Пилат умыл руки и передал Иисуса на распятие (Ин.19:1-15; Мф.27:24; Ин.19:16); Симон Киринеянин (Лк.23:26-32); "Царь иудейский". Воины бросили жребий о хитоне. Иисус предал дух. Воин пронзил Ему рёбра. Иосиф и Никодим погребли тело Иисуса в новом гробу (Ин.19:17-42).

   На суде Пилата; Варавва (Лк.23:1-5; Ин.18:31-40); Бичевание Иисуса. Терновый венец и багряница. "Распни Его".Пилат умыл руки и передал Иисуса на распятие (Ин.19:1-15; Мф.27:24; Ин.19:16); Симон Киринеянин (Лк.23:26-32); "Царь иудейский". Воины бросили жребий о хитоне. Иисус предал дух. Воин пронзил Ему рёбра. Иосиф и Никодим погребли тело Иисуса в новом гробу (Ин.19:17-42).
  
  И к Понтию Пилату всем Советом
  приведен Иисус.
   И стали обвинять Его в наветах
  и в том, что вводит Он народ в искус,
  что не платить Он подать призывает,
  зовёт Себя самим Христом Царём,
  что всё сильней и глубже с каждым днём
  людей Своим ученьем развращает,
  что корень смуты в Нём.
  
   "Ты Иудейский Царь? - спросил сурово
  у Пленника Пилат.
  "Ты говоришь, - в ответ ему два слова
  промолвил Иисус, поднявши взгляд.
  "Не вижу я за Человеком этим
  какой-нибудь значительной вины, -
  сказал Пилат. Но тотчас все они
  Пилату возразили: "Он в наветах
  Свои проводит дни.
  
  И если бы для общества опасным
  злодеем Он не был,
  и не грозил нам будущим ужасным,
  синедрион Его б не приводил"!
  Пилат в ответ: "Тогда Его возьмите
  к себе на суд, решите всё о Нём,
  бесстрастно разобравшись, а потом
  по вашим же законам накажите
  одним своим судом".
  
  Ему в ответ сказали Иудеи:
  "Не вправе мы решать,
  поскольку по закону мы не смеем
  преступников казнить и распинать". 1
  Тогда Пилат вернулся под аркаду.
  Велел он Иисуса привести
  чтоб более подробно допросить,
  подальше от косых, недобрых взглядов
  судьбу Его решить.
  
  "Ты Иудейский Царь? - спросил он снова.
  Вопросом на вопрос,
  устало говоря за словом слово,
  ответил прокуратору Христос:
  "Ты от себя ли спрашиваешь это,
  иль знаешь обо Мне со слов людей"?
  Пилат сказал: "Я разве Иудей?
  Твои первосвященники задеты
  и Ты для них злодей!
  
  Что сделал Ты? Что совершил плохого"?
   "Плохого - ничего.
  А Царствие Моё есть Божье Слово,
  а не от мира бренного сего, -
  ответил Иисус, - Когда бы Царство
  Моё реально было в мире сём,
  то были б и служители при нём.
  Они сражались бы, чтоб Я напрасно
  здесь не был осуждён.
  
  Но Царство это вовсе не отсюда".
  "Ты, значит, всё же Царь"? -
  опять спросил Пилат - и Царство будет
  большим и сильным, как бывало встарь"?
  "Ты говоришь, - ему Христос ответил, -
  что Царь. И для того Я был рождён
  и в мир сей разноликий отряжён,
  чтоб истину свидетельствовать свету,
  чтоб правду ведал он.
  
  И каждый, кто за истину восстанет,
  кто слушает её,
  тот слышать голос Мой не перестанет,
  и слово благовестное Моё".
  "Но, что есть истина? - сказал надменно
  Пилат. 2 Потом устало продолжал:
  "За Ним вины я здесь не увидал".
  И выйдя к иудеям откровенно
  он им тогда сказал:
  
  "У вас обычай есть: на праздник Пасхи
  преступника простить.
  Вины Его сгущаете вы краски.
  Не лучше ли на волю отпустить
  Царя сего без царства и народа"? 3
  Священники вскричали: "Никогда!
  Врагом Он будет обществу всегда!
  
  Варавву отпусти ты на свободу
  от правого суда".
  Варавва был убийца и разбойник.
  Немало нагрешил.
  Он убивал легко и беззаботно
  и много преступлений совершил.
  Тогда Пилат, поддавшись местной силе,
  велел вести Христа и бить Его. 4
  И били, и одежду сняв с Него,
  в багряную накидку облачили
  избитого всего.
  
  И возложив на голову терновый
  венец, разящий плоть,
  плевали и клеймили едким словом
  солдаты римские. Безмолвен был Господь.
  Они кричали, перед Ним склоняясь:
  "Царь Иудейский! Радуйся, живи"!
  и били по щекам, а Он в крови
  смотрел на всё, уже не удивляясь,
  исполненный любви
  
  и жалости к неведающим людям,
  творящим тупо зло.
  И вновь Пилата к иудейским судьям
  решение простое привело:
  "Я выведу Его. Хочу, чтоб знали -
  не нахожу в Нём никакой вины.
  Ведь Он ни для людей, ни для страны
  не делает вреда, а нам едва ли
  слова Его важны".
  
  Вот Иисус в кровавой багрянице,
  с венцом на голове
  на возвышенье. Как в тумане лица.
  И прокуратор, верный сам себе,
  сказал, на Иисуса указавши:
  "Се человек! 5 Ничтожный человек.
  Нигде Ему не царствовать вовек.
  Пред вами повторить могу я дважды,
  что Он честнее всех"!
  
  Тогда первосвященники и стражи
  от места своего
  Пилату закричали в злобном раже:
  "Распни Его! Распни! Распни Его"! 6
  "Не вижу в Нём вины, - Пилат ответил, -
  Не нахожу в Нём злого ничего.
  Возьмите и распните вы Его,
  коль нет для вас грешней на целом свете
  иного никого".
  
  "О, нет! - ему сказали иудеи, -
  имеем мы закон.
  К таким закон не знает снисхожденья -
  Себя ведь Сыном Божьим сделал Он
  и должен умереть"! Услышав это,
  Пилат почуял безотчётный страх.
  (Он слышал о недавних чудесах).
  В преторию он снова для совета
  с печатью на устах
  
  велел ввести Христа. И стал он снова
  вопросы задавать.
  "Откуда Ты"? В ответ ему - ни слова.
  Не стал Господь Пилату отвечать.
  Пилат сказал: "Ты зря не отвечаешь.
  Ведь я имею власть Тебя казнить,
  а также власть имею отпустить.
  Быть может, Ты того не понимаешь,
  что жизненная нить
  
  Твоя дрожит в моих руках отныне"?
  Христос ему сказал:
  "То говорит в душе твоей гордыня.
  Когда бы свыше Бог тебе не дал,
  ты не имел бы власти надо Мною.
  А потому имеют больший грех,
  чем ты, Мои гонители из тех,
  кто здесь Меня поставил пред тобою
  и губит без помех".
  
  И стал Пилат искать какой-то выход,
  от смерти оградить.
  Но иудеи требуют, чтоб выдал,
  велел Его немедленно казнить.
  Сказал первосвященник: "Коль отпустишь,
  ты кесарю не друг. Всё дело в том,
  что всякий, кто назвал себя царём,
  кто только мысль о царствии допустит,
  стал кесарю врагом.
  
  И вновь Пилат сел на Лифостротоне. 7
  И страже приказал
  он Иисуса привести в короне.
  "Се Царь ваш, - иудеям он сказал.
  В ту пятницу пред Пасхою великой,
  в полуденный и жаркий час шестой, 8
  когда зенит сиял над головой,
  разрозненные, яростные крики
  взлетели над толпой:
  
  "Возьми Его, распни Его немедля"!
  "Хотите, чтоб распял
  я вашего Царя? - слегка помедлив,
  Пилат первосвященникам сказал.
  И строго иерархи отвечали:
  "Есть кесарь, и царя другого нет!
  Распни Его. Спаси народ от бед!
  Не то познаем горя и печали,
  каких не видел свет".
  
  И видит прокуратор: плохо дело.
  Сейчас бессилен он.
  Пред ним толпа бушует оголтело,
  а невиновный должен быть казнён.
  И взял воды и перед всем народом
  умыл он руки, а затем сказал:
  "Смотрите все. Хочу, чтоб каждый знал:
  я Праведнику дать хотел свободу,
  но я её не дал.
  
  И я хочу, чтоб видели вы ныне
  и помнили вовек:
  я в Праведника крови неповинен.
  Он- вами осуждённый Человек"!
  И на распятие Его он предал.
  И повели Христа. И в крестный путь
  пошёл Он. И с дороги не свернуть.
  Куда ведёт тот путь, никто не ведал,
  не мог и заглянуть.
  
  Христу навстречу с поля шёл крестьянин.
  Ему на плечи крест,
  взвалили, чтоб Симон Киринеянин -
  (крестьянина так звали все окрест),
  пронёс под раскалённым небосводом
  на место Лобное тот крест большой.
  Он нёс его, страдая всей душой.
  И шло за ними множество народа
  гудящею толпой.
  
  И женщины скорбели и рыдали.
  И обратившись к ним,
  промолвил Иисус: "В своей печали
  не плачьте вы над жребием Моим,
  но плачьте о себе и ваших детях:
  в сей город дни ужасные придут,
  и скажут все, когда они грядут:
  "Блаженны неродившие на свете -
  их дети не умрут.
  
  К горам с холмами станут обращаться
  и станут их просить
  обрушиться, лавинами сорваться,
  чтоб от мучений тягостных укрыть.
  Ведь если в эти дни творят такое,
  когда живёте в мире, что вас ждёт,
  когда в сей город бедствие придёт?
  Когда для вас настанет время злое
  муки принесёт"?
  
  И вот Голгофа. Там Его распяли,
  Он смотрит с высоты.
  По центру крест Его они вкопали,
  а по бокам разбойников кресты.
  Пилат велел табличку по-еврейски,
  по-гречески и римски написать.
  И люди стали на кресте читать,
  что это Иисус, Царь Иудейский.
  Тогда ему пенять
  
  пришли первосвященники из храма:
  "Что Царь Он - не пиши!
  Пиши: "Он говорил, что Царь". Тогда мы
  такую надпись примем от души".
  Пилат первосвященникам ответил.
  И так он им задумчиво сказал:
  "Что здесь я написал - то написал!
  Иного тут Царя я не приметил
  и верно указал".
  
  Когда Христа солдаты распинали,
  то начали делить
  Его одежды, что с Него сорвали,
  не зная, как с хитоном поступить.
  Хитон у Иисуса цельнотканый -
  его ни распороть, ни разорвать.
  Тогда решили жребием узнать,
  кому хитон достанется желанный.
  И начали метать.
  
  Так сказано в Писании: "Разденут,
  потом между собой
  Мою одежду ревностно разделят
  по жребию недрогнувшей рукой".
  А на Голгофе не одни мужчины -
  четыре женщины здесь у Его креста:
  Мария - мать с сестрою были там,
  Клеопова Мария, Магдалина,
  любившие Христа.
  
  Вот Иисус, вознесенный высоко.
  Свою Он видит Мать,
  любимый ученик неподалёку...
  Им напоследок Он успел сказать:
  "О, Женщина! Вот сын Твой"! И добавил:
  "Вот Мать твоя, - ученику в глаза.
  И с той поры в свой дом Её тот взял.
  До самой смерти он Её оставил
  с почётом у себя. 9
  
  И понял Иисус: конец страданьям.
  Окончен путь земной.
  Тогда во исполнение Писанья,
  Он прошептал, качнувши головой:
  "Пить. Жажда мучит". Римляне неспешно
  макнули губку в уксус, что был там,
  и поднесли её к Его устам,
  иссопа 10 ветвь, воткнув в неё небрежно.
  И снова по местам.
  
  Лишь только уксус губ Его коснулся,
  "Свершилось, - прошептал.
  И голову склонивши, содрогнулся
  и предал дух. Свершенья час настал.
  В тот день первосвященники Пилата
  просили трех казнённых схоронить.
  Чтоб смерть ускорить - ноги перебить:
  "Их на субботу оставлять не надо,
  нельзя им дольше жить". 11
  
  И перебили голени солдаты
  разбойникам двоим.
  И увидали: Иисус распятый
  уже скончался - тих и недвижим.
  И голени Ему не перебили.
  Но римский воин в рвении своём
  пронзил Христа меж рёбрами копьём.
  И кровь с водою тотчас проступили
  вослед за остриём.
  
  И видевший свидетельствует. Верно
  свидетельство его.
  И говорит он, чтобы вы всемерно
  уверовали в истинность сего.
  Не зря слова Писания гласили:
  "И да не сокрушится кость Его". 12
  И вот ещё: "Воззрите на Того,
  Которого копьём своим пронзили". 13
  И всё про Одного.
  
  Тогда Иосиф из Аримафеи
  (Он ученик Христа,
  но тайный. Опасался иудеев).
  просил Пилата, чтобы снять с креста.
  тот разрешил бы Иисуса Тело.
  Пилат позволил, и Иосиф снял.
  Пришёл и Никодим. 14 С собой он взял
  алоэ с миррой. И ещё для дела
  льняную ткань достал.
  
  Пелёнами льняными по закону
  был Иисус одет.
  И в аромате знойном благовоний
  покинул Он Его предавший свет.
  Был от Голгофы сад неподалёку.
  И новая гробница в нём была.
  Она Христово тело приняла.
  Оставлен Он во тьме её глубокой
  один вдали от зла.
  
  Примечания:
  
   1. Настойчивость, какую проявили иудеи в отношении к своему требованию, чтобы именно Пилат постановил приговор о Христе, а с другой стороны слабость, какую показал далее Пилат в отношении к иудеям, должны были послужить к осуществлению предсказания Христа о роде Своей смерти (Ин 7:32 и сл.). Если бы Пилат решительно отказался судить Христа, настоял бы на своем первом решении, то раздраженные иудеи и сами бы казнили Христа, но уже просто побили бы Его камнями как богохульника с их точки зрения, и через это не исполнилось бы пророчество Христа о том, что Его вознесут от земли - конечно, прежде всего на крест. Только с осуждением Христа на римском суде Ему предстояло распятие на кресте;
   2. "Что есть истина?", т. е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст-мечтатель? - рассудил Пилат), - вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию;
   3. Ведь у иудеев есть обычай просить ежегодно отпускать на свободу, ради праздника Пасхи, одного из осужденных римскою властью преступников. Пилат теперь согласен помиловать Иисуса, которого он здесь иронически называет царем иудейским;
   4. Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, каким Пилат думал удовлетворить злобу иудейских иерархов, которую питали ко Христу;
   5. Слова: "се, человек!" могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царскою властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу;
   6. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но первосвященники и их служители стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа;
   7. Место, на котором было поставлено судейское кресло Пилата, говорит евангелист, называлось по-гречески Лифостротон (собственно - мозаичный пол), - так называли его говорившие по-гречески жители Иерусалима, - а по-еврейски Гаввафа (по одному толкованию возвышение, по другому блюдо);
   8. т. е. двенадцатый. Точнее будет перевести: около двенадцати;
   9. Почему Христос называет Свою Мать просто женщиною? С одной стороны, Он этим показывает, что отныне Он принадлежит всем людям, что естественные узы, связывавшие Его доселе с Пресвятою Матерью, теперь разрешаются, а с другой стороны, Он выражает Ей Свое сострадание именно как осиротевшей женщине.
  Иоанн тогда взял Пресвятую Деву с собою, чтобы отвести Ее в дом отца своего в Капернаум - таково, конечно, было тогда его намерение. Но это намерение не осуществилось, и Иоанн с Пресвятою Девою остался в Иерусалиме до самой Ее смерти, после того как, по воскресении Христа, недели три провел в Галилее, куда ушел по повелению Самого Христа (ср. Мф 26:32);
   10. Иссоп - Иссоп обыкновенный (Hyssopus officinalis L.) - полукустарник высотой 70-80 см и диаметром ствола 60-70 см семейства Яснотковые (Lamiaceae). Достаточно самого поверхностного знакомства с практически любыми толкованиями как христианских богословов, так и иудейских раби чтобы понять, что во времена, когда апостол Иоанн писал свое Евангелие, слово "иссоп" использовалось не только в своем прямом значении, т.е. для обозначения конкретного растения, но и как символ, связанный с очищением и жертвоприношением. Причем, прежде всего, с очищением кровью и с кровавыми жертвоприношениями. Одно упоминание этого растения, особенно в контексте всех остальных описываемых событий казни Христа, должно было вызвать у читателя соответствующие ассоциации.
   11. Здесь евангелист рисует четвертую и последнюю картину. Представители Синедриона просили у прокуратора, чтобы к наступавшей субботе были убраны тела распятых, так как и закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на дереве, не оставалось там на ночь, но было предаваемо земле в самый день казни (Втор 21:22 и сл.). Иудеям тем более хотелось исполнить этот закон, что наступал вместе с субботою и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников (им перебивали голени);
   12. Исход 12:42; Числа 9:12; Псалом 33:21.
   13. Захария 12:10;
   14. Сообщая здесь о снятии со креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (см. Мф 27:57-60; Мк 15:42-46; Лк 23:50-53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа. Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно состав из мирровой смолы и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Ца
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"