Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Евангелие, глава тридцать первая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Планы Иуды о предательстве; Последняя вечеря; хлеб и вино (Лк.22:1-20); Иисус умыл ноги ученикам; Предсказание Иисуса о предательстве; Иуда вышел; Новая заповедь: "да любите друг друга"; Предсказание об отречении Петра. (Ин.13:4-38)

  .
  Всё ближе славный праздник опресноков.
  Как Пасха он знаком. 1
  Священники, сидящие высоко,
  Всё думали и чаяли о том,
  как Иисуса тайно уничтожить:
  подальше от народа заманить
  и тайно безнаказно, погубить.
  И общество при том не растревожить,
  и впредь во славе жить.
  
  Сам сатана помог им в деле этом.
  Свой выход он нашёл:
  в Иуду он по дьявольским заветам
  легко и беспрепятственно вошёл. 2
  Иуда прозван был Искариотом.
  Двенадцатым апостолом он был.
  Все дни с другими братьями делил.
  Со всеми появлялся пред народом,
  но серебро любил.
  
  Вот к Каиафе во дворец Иуда
  пришёл под вечер сам.
  И рассказал им кто он и откуда,
  потом промолвил: "Вам Его отдам"!
  Первосвященник был весьма доволен.
  Предателю он деньги обещал.
  (Известно, что ему он их отдал).
  Иуда же в своей преступной роли
  лишь случая искал,
  
  когда один, в отрыве от народа,
  от города вдали
  пребудет Иисус, и на свободе
  тогда Его легко бы взять смогли.
  И наступил день Пасхи - опресноков,
  когда пасхальный агнец должен быть
  принесен в жертву и благодарить
  должны все Бога чисто и высоко,
  и дружно есть и пить.
  
  А Иисус Петра и Иоанна
  шлёт в Иерусалим,
  чтоб ужин подготовили. И Сам Он
  апостолам сказал, что делать им:
  "Когда войдёте в город, вам навстречу
  мужчина с кувшином воды пойдёт.
  За ним идите, вас он приведёт
  в тот дом, где мы пасхальный встретим вечер.
  Хозяин дома тот,
  
  кто нам в гостеприимстве не откажет.
  Ещё сочтёт за честь.
  Скажите, что прошу Я, пусть укажет
  ту комнату, где сможем мы поесть.
  И человек тот с радостью вас примет,
  и место наверху укажет вам,
  а комнату он подготовит сам.
  Пасхальный ужин силами своими
  вы приготовьте там".
  
  Пётр с Иоанном выполнили точно,
  что Он им говорил.
  И было, как сказал Он. Ближе к ночи
  пасхальный ужин приготовлен был.
  И час настал. Господь с учениками
  устроились за праздничным столом.
  С вином кувшины, пресный хлеб на нём,
  козлёнок в острых травах запеченный.
  Они в кругу своём.
  
  Им Иисус сказал тогда печально:
  "Я так желал, чтоб нас
  сплотила встреча за столом пасхальным,
  покуда не пришёл Мой смертный час.
  Ведь никогда Мне больше не придётся
  еды пасхальной на земле вкушать.
  Лишь в Царстве Божьем встретимся опять,
  когда к Отцу Посланник-Сын вернётся
  под Божью благодать".
  
  И полную вина Он принял чашу,
  но пить вино не стал.
  "Благодарю, Отец, за пищу нашу
  и за вино, - Он в небо прошептал.
  "Вы чашу эту славную примите.
  Играет в ней вино земли родной,
  и пейте, разделивши меж собой, -
  сказал Он, - и друг друга возлюбите
  любовью вы земной.
  
  А Мне уже не пить от винограда
  прекрасного плода,
  покуда Царства Божия отрада
  не расцветёт, не отойдёт беда.
  И взял Он хлеб. И помолившись Богу,
  Он хлеб тот преломил и всем роздал.
  и так своим апостолам сказал:
  "Сие Моё есть Тело, что не дрогнув,
  за всех за вас отдал. 3
  
  Вы ешьте хлеб и мирно вспоминайте
  Меня и дни Мои". 4
  Поздней взял чашу вновь, сказав им: "Знайте,
  Завет здесь Новый, он в Моей Крови,
  которая сполна за вас прольётся. 5
  Что час Его пришёл, Он твёрдо знал.
  И Он с любовью в сердце тихо встал,
  большой кувшин с водою из колодца,
  что в комнате стоял,
  
  принёс и умывальницу наполнил.
  Затем Свой плащ Он снял
  и на хитон одним движеньем вольным
  льняное полотенце повязал.
  И стал ученикам любимым ноги
  Он мыть и полотенцем отирать.
  И вот к Петру подходит, чтоб начать.
  Но Пётр Симон сказал Ему в тревоге:
  "Не должен омывать
  
  Ты ноги мне, о Господи, помилуй"!
  "Не понимаешь ты, -
  ответил Иисус, - но с новой силой
  поймёшь потом, набравшись высоты.
  "О, нет! Ты никогда их не омоешь! -
  воскликнул Пётр. "Тогда, апостол Мой,
  ты места рядом не займёшь со Мной, -
  сказал Господь. "Навеки я с Тобою!
  Всего меня омой! -
  
  ответил Пётр: и голову и руки"! 6
  А Иисус сказал:
  "Омытому не быть со Мной в разлуке,
  и весь ты чист, лишь ноги Я назвал.
  И вы чисты, - сказал Он возлежащим, -
  но знаю, что не все из вас чисты".
  Он знал, кто средь пасхальной суеты
  предаст Его. Предатель настоящий
  дошёл уж до черты.
  
  Умыв им ноги, Он оделся снова,
  возлёг опять к столу.
  И обратился с мудрым тихим словом
  к ученикам, внимающим Ему:
  "Вы говорите Мне "Господь", "Учитель".
  Вы правы, ибо так оно и есть.
  Но поняли ли вы, зачем вам честь
  Я оказал тут, ноги вам омывши?
  Должны вы впредь учесть,
  
  что если Я - Господь омыл вам ноги,
  тогда и вы должны
  охотно мыть уставшие с дороги
  друг другу ноги, дружбою сильны. 7
  Я дал пример вам, чтобы вы такое,
  как Я сегодня совершил для вас,
  и для других свершали всякий раз.
  Но истинно скажу вам и иное:
  слуга смиренный наш -
  
  он своего хозяина не выше!
  Посланник никогда
  Пославшего по делу не превысит.
  Запомните вы это навсегда.
  И всё, что Я сказал вам, сознавая,
  начните это в жизни применять:
  любить друг друга, ближних уважать,
  и обретёте счастье исполняя
  и Божью благодать.
  
  Не обо всех вас говорю: Я знаю
  всех тех, кого избрал.
  Но буду жить, всемерно выполняя,
  всё, что пророк в Писании сказал:
  "Кто ел со Мною вместе хлеб насущный,
  тот вскоре обратится на Меня" 8
  Покуда не закрылась западня,
  Я говорю: потом поймёте - Сущий,
  живущий с вами - Я. 9
  
  Кто посланного Мною принимает, -
  вам говорю любя,
  тот и Меня зовёт и понимает.
  А кто душой приветствует Меня,
  Пославшего Меня он тоже любит
  и принимает зов Его святой
  бессмертной, нестареющей душой.
  Её в житейском море не погубит
  он в суете мирской, -
  
  сказал так Иисус, потом добавил:
  "Настал урочный час -
  изменник на века себя ославил.
  Предатель здесь. Ведь он - один из вас".
  Ученики встревожились безумно,
  не ведая о ком Он говорил.
  А Иоанн у Господа просил,
  чтоб Он поведал правду словом верным,
  её не утаил.
  
  И он спросил, склонившись к Иисусу:
  "Равви, скажи кто он"?
  Господь сказал: "Кому сие по вкусу,
  тот будет пред тобой изобличён".
  И с этими словами хлеб насущный
  Он в миску с мясом резко обмакнул
  и тот кусок Иуде протянул.
  Тот взял его, и дьявол вездесущий
  тотчас в него нырнул.
  
  А Иисус сказал: "Так сделай это,
  что хочешь совершить".
  Тех слов никто не понял, не отметил.
  Подумали, что Он послал купить
  для праздника еды, иль подаянье
  раздать на праздник нищим и больным.
  Ведь был Иуда казначеем им,
  и мог быть послан в город с пожеланьем
  Учителем Самим.
  
  Иуда взял кусок и тут же вышел.
  На землю пала ночь. 10
  Притихли все. Задумались. Не слышат,
  как стук шагов относит ветер прочь.
  "Сын Человеческий прославлен ныне,
  и Бог восславлен ныне будет в Нём, -
  промолвил Иисус, - весенним днём
  прославит Бог Его в Себе, и выше
  сей славы не дано. 11
  
  Недолго Мне, возлюбленные дети,
  осталось с вами быть.
  Вы будете искать Меня по свету,
  но вслед за Мной не сможете ходить.
  Как Я сказал однажды иудеям:
  "Туда, где Я, вам не дано пройти".
  И вам туда покуда нет пути.
  И о разлуке скорой сожалея, 12
  Я вас хочу просить:
  
  друг друга возлюбите, словно братья,
  как Я вас всех люблю.
  Вам заповедь новейшую отдать Я
  хочу сейчас у жизни на краю. 13
  И все учеников Моих узнают
  по их неугасающей любви
  друг к другу, что кипит у них в крови,
  по той любви, что жизнь определяет
  апостолов Моих".
  
  И Пётр Его спросил: "Скажи, Учитель,
  куда Ты держишь путь"?
  Ответил Иисус: "В Мою обитель
  и ты пойдёшь потом, когда-нибудь,
  но не сейчас". Пётр вопрошает снова:
  "Но, Господи, желаю всей душой
  Я следовать немедля за Тобой.
  Ведь душу за Тебя отдать готов я.
  Возьми меня с собой"!
  
  Тогда Господь с улыбкою печальной
  те повторил слова:
  "Ты душу за Меня отдашь? Похвально!
  Но, правда, к сожаленью такова:
  не пропоёт ещё петух рассветный
  во тьме непробудившегося дня,
  как трижды отречешься от Меня,
  и ждать начнёшь измученный и бледный,
  за то себя кляня.
  **************************************
  
  Примечания:
  
   1. Праздник опресноков, называемый Пасхою. Ев. Лука отожествляет оба названия, потому что, в самом деле, опресноки - пресный хлеб, полагалось вкушать уже в день Пасхи;
   2. Трудно сказать, что здесь разумеет евангелист: действительное ли вхождение сатаны, или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом входить (εἰσέρχεσθαι) обозначается у Луки вхождение бесов в тела (8:30,32 и сл.; 11:26), а за второе - то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаною (ср. Ин 13:27);
   3. т. е. которое отдается для того, чтобы могло совершиться ваше искупление. Так как Господь здесь употребляет причастие настоящего времени (διδόμενον - "предается" - правильнее: "предаваемое"), то из этого можно заключать, что Евхаристия, совершенная Христом, имела жертвенный характер, что уже тут, на вечери, совершалась великая и таинственная жертва предания Самого Себя Христом на смерть;
  Евхаристия - (греч. благодарение) - таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона
   4. В этих словах находится указание на то, что Евхаристия в каждом отдельном случае ее совершения есть действительная жертва Христова, приносимая за всех людей;
   5. Новый Завет, т. е. противоположный Ветхому, Моисееву, завет благодати и прощения, которые приобретены для людей через смерть Христа;
   6. Петр понимает важность омовения, которое предлагает Христос, и, чтобы быть вполне уверенным в получении "места рядом со Христом", просит Христа омыть ему не только ноги, но и голову, как наиболее важную часть тела. Господь отвечает Петру, что тот не нуждается во всецелом очищении, подобно тому, как искупавшийся в реке человек не имеет нужды, выйдя на берег, обливать себя водою: ему нужно сполоснуть только ноги, к которым пристала грязь, пока человек дошел до того места, где положил свою одежду. В крещении покаяния и в постоянном обращении со Христом ученики Христа уже очистились, насколько это было возможно до ниспослания Духа Святого, но тем не менее "хождение" среди рода развращенного и грешного (Мф 17:17) не могло не оставить на ногах учеников некоторых грязных пятен, которые Господь и предлагает им смыть Его благодатью или любовью;
   7. Это поведение, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос;
   8. т. е., притворяясь моим другом, хотел погубить меня. Пусть же апостолы знают, что предательство не застигло Христа неожиданно!;
   9. Господь говорит о Себе, как о всеведущем Иегове;
  10. Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее;
  11. Называя Себя здесь Сыном человеческим, Господь хочет дать понять Своим ученикам, что в страданиях Своих Он является представителем человечества перед Божественным Правосудием и что, следовательно, благодаря Его подвигу, прославляется и все человечество;
  12. Иоанн Златоуст говорит, что Христос предупреждает их об этой разлуке с тою целью, чтобы эта разлука не поразила их своею неожиданностью и чтобы нечаянно наступившие бедствия не смутили их;
  13. Как разлучавшийся с своими детьми отец, Христос преподает ученикам Свои последние наставления. Прежде всего, Он дает им главную заповедь, которую они обязаны соблюдать, - это заповедь о взаимной любви. При этом заповедь о любви Христос называет новою не потому, чтобы раньше Он не учил их любить друг друга, а потому, что говорит здесь, как Царь, основывающей Свое Царство. Его новое Царство основано и на новых началах - именно прежде всего на любви, которая отныне в Царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого Царства;
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"