Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Есфирь (Библия в стихах) Глава шестая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Царь находит, что ничего ещё не сделано человеку, спасшему его жизнь; он спрашивает Амана о подходящей для такого человека награде; Аман решил, что царь, конечно, имеет в виду его, и посоветовал исключительные почести; Царь повелел оказать эти почести Мардохею.

  
  
  И ночью Господь сна лишил Артаксеркса.1
  И слугам своим не позволил он спать,
  а памятных записей книгу читать.
  Покоя не ведало царское сердце.
  Ему прочитали, что чудом спасён
  недавно от смерти мучительной он.
  Донёс Мардохей на Гавафу и Фару -
  двух евнухов царских - преступную пару.
  Они замышляли царя отравить,
  и лютою смертью его погубить.
  "Какая же почесть дана Мардохею? -
  спросил государь. И от страха бледнея,
  ответили слуги: "Пусть царь нас простит,
  поступок его за делами забыт".
  
  Разгневался царь, растревожился ночью:
  "Негоже царю забывать верных слуг!
  Негоже не помнить царю их заслуг"!
  И почесть воздать Мардохею он хочет.
  Закончилась ночь. И ни свет, ни заря,
  Аман уж во внешнем дворе у царя.
  И чёрное сердце полно предвкушенья
  и радости подлой от близости мщенья.
  А царь вопросил: "Кто стоит во дворе"?
  Сказали: "Аман подошёл на заре".
  И царь пригласил царедворца Амана.
  Совет пожелал получить утром рано.
  И задал вопрос, как верней поступать
  с лицом, кому хочет он почесть воздать.
  
  Подумал Аман: "Да кому же другому
  царь почесть решил оказать в добрый час?
  Ведь он обо мне и подумал сейчас!
  И надо же ныне случиться такому"!
  И начал Аман, лишь себя и любя,
  Награду царя примерять на себя:
  "Пускай человеку тому, дела прежде,
  парадные царские вручат одежды.
  Затем, пусть коня приведут для него
  из царских конюшен, красавца того,
  который царя носит гордо и чинно,
  и радует статью и гривою длинной.
  И пусть человеку тому, наконец,
  на голову царский возложат венец.
  
  Пусть царский наряд и коня вороного
  тому отдадут из почтенных князей,
  кто ближе к царю и верней и знатней.
  И пусть облечёт он, по царскому слову,
  того человека в роскошный наряд,
  что золотом светит и радует взгляд.
  И пусть на коня его лично усадит
  и стремя придержит, почтения ради.
  Пусть в царском венце и на царском коне
  он едет на площадь с царём наравне.
  Вельможа коня под уздцы поведёт,
  и громкое слово услышит народ:
  
  "Так делает царь человеку такому,
  которого почестью он отличил,
  который за дело её заслужил.
  Почёт и признанье от царского дома"!
  И царь согласился. Ликует Аман,
  в душе от почёта грядущего пьян.
  А царь говорит: "Ты возьми одеянье,
  коня, как сказал, и моё приказанье
  иди выполняй по задумке твоей:
  у нас при воротах сидит Мардохей,
  ему, что сказал, то и сделаешь срочно.
  И выполни всё, как предложено, точно".
  И взял одеянье Аман и коня,
  облёк Иудея, судьбину кляня.
  
  И вывел на площадь его городскую,
  и громко, как велено, там возглашал
  слова, что царю для себя подсказал,
  в душе ненавидя, злобясь и тоскуя.2
  Но кончился праздник, и вновь Мардохей
  сидит у ворот. Он на службе своей.
  Аман же подался дорогой недальней
  в свой дом оскорблённый, больной и печальный.
  Он голову платом печали покрыл.
  Душевные раны он гневом травил.
  Зереши - жене рассказал, как всё было
  как счастье мелькнуло и тут же уплыло.
  Зерешь собрала мудрецов и друзей.
  И поняли все - вознесён Мардохей.
  
  И так, поразмыслив, Аману сказали:
  "когда ненавистный твой враг Мардохей,
  по роду и племени есть Иудей,
  тогда ты его пересилишь едва ли.
  Ему ты обязан паденьем своим.
  Теперь ты наверно падёшь перед ним".3
  Они обо многом ещё говорили
  и, с горя, немало и ели и пили.
  Вечерняя в небе зарделась заря.
  Пришли за Аманом гонцы от царя
  напомнить ему о сегодняшнем пире.
  Ведь был приглашён он к царице Есфири.
  И снова надеждою полнится мир.
  К царице Аман поспешает на пир.
  
  *******************
  
  Примечания:
  
  1. Более точный перевод (без упоминания имени Божия): "в ту ночь сон бежал от царя"...;
  2. Едва ли можно придумать более жгучее уязвление гордости и самолюбия, какое представляло приказание царя Аману относительно Мардохея. Человек, которого сам царь вознес на такую высоту, что называл его "вторым" по себе, "отцом" и т. п. и отличил такими почестями, как поклонение ниц подданных перед ним, - должен был исполнить роль слуги в триумфе своего заклятого врага, которому он даже приготовил уже и виселицу. Помимо объяснения этой неожиданно-непостижимой подмены ролей устроением Промысла Божьего, каравшего здесь вышедшую из берегов гордость и самомнение Амана, мы можем допустить здесь и то предположение, что царский любимец уже начал сильно падать в глазах царя к этому времени;
  3. Необычайная судьба, какую иудеи переживали со времен Кира Персидского, вызывала между другими народами то зависть и неприязнь, пользовавшиеся всякими случаями к проявлению, то - с другой стороны - безотчетно мистическую боязнь, как перед какой-то особой загадочно живучей силой, охраняемой еще другой высшей неодолимой силой (Божества).
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"