Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга пророка Даниила, глава третья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Золотой истукан и печь, раскаленная огнем; Принудительное идолопоклонство; Обвинение и испытание трех мужей Иудейских; Приговор и приведение его в исполнение; Молитва Авденаго; Чудесное избавление; четвертый муж - Ангел; Навуходоносор прославляет Бога.

  
  Навуходоносор царит над миром.
  Дотла разрушен Иерусалим.1
  И в честь побед, для славы на Деире
  огромный истукан поставлен им.2
  На шестьдесят локтей вознёсся в небо,
  на шесть локтей раздался в ширину,
  сияньем затмевает он луну
  и в даль глядит торжественно и слепо -
  языческий тот идол золотой,
  вознесенный над целою страной...3
  
  И царь послал гонцов во все пределы
  собрать сатрапов, судей, воевод,
  всем областным правителям велел он
  с вельможами отправиться в поход,
  и быть ко дню открытия святыни
  в Деире, где поставлен истукан,
  и перед ним разбить свой лёгкий стан.
  Наутро, всем, избавясь от гордыни,
  к кумиру подойти и ждать приказ.
  Глашатай доведёт его в тот час.
  
  Настало утро. Тихо и прохладно.
  Лишь истукан под солнцем засиял,
  когда глашатай громко и понятно
  слова приказа царского сказал:
  "Народы, племена, все царства люди,
  как только разнесётся трубный звук,
  свирель, цевница, гусли вступят в круг,
  симфония и цитра с ними будут,
  падите, преклонитесь перед ним,
  пред истуканом царским золотым.
  
  Кто почесть истукану не окажет,
  то лучше б и не жил на свете он.
  В печь огненную связанным он ляжет
  тотчас в ней будет заживо сожжён.
  И вот труба пронзительно запела,
  свирель, цевница, гусли вместе с ней...
  И море очарованных людей
  пред идолом склонилось и осело.
  Лицом к земле увидела заря
  рабов покорных грозного царя.
  
  Но вот к царю посланцы из Халдеев.
  идут с доносом, злобы не тая.
  Они пришли сказать, что Иудеи
  пренебрегают волею царя:
  "О, царь! Живи во веки! Повеленье
  ты дал, чтоб каждый, услыхав сигнал,
  пред истуканом, поклонившись, пал
  с благоговеньем, страхом и смиреньем.
  Кто ритуалом смеет пренебречь,
  тот будет брошен в огненную печь.
  
  Но есть мужи, которым дал ты блага,
  поставил над делами всей страны:
  Седрах, Мисах и с ними Авденаго.
  Они приказам царским не верны.
  Они, о, царь, богам твоим не служат,
  и презираем ими истукан,
  который нам для поклоненья дан.
  И царский им кумир совсем не нужен.
  Все наши боги - звук для них пустой,
  для них, что камень идол золотой"!
  
  Навуходоносор разгневан очень.
  Виновников велел он привести.
  Немедля Иудеев видеть хочет
  и выявить их тайные пути.
  Их привели, и вопросил владыка:
  "Зачем нарушен вами мой указ?
  Не с умыслом ли вы, в который раз,
  богам не послужили многоликим,
  А истукану - дерзости предел,
  не поклонились так, как повелел?
  
  Но всё немедля может проясниться:
  как только вы услышите трубу,
  свирель и цитру, гусли и цевницу
  свою решите сами вы судьбу -
  падите, поклонитесь истукану,
  которого народам сделал царь.
  Я дал вам власть. Адвенго не бунтарь,
  Седрах с Месахом силой, мною данной,
  достойно правят все пятнадцать лет,
  и лучше их начальников здесь нет.
  
  Но если вы не склонитесь смиренно
  пред истуканом царским золотым,
  то в печь, в огня гудящую геенну,
  вас бросят в назидание другим.
  Какой же Бог избавит вас от смерти?
  Спасёт ли чудо от руки моей
  в печи горящих заживо людей?
  Лишь пепел в ней останется, поверьте!
  Уж лучше вам одуматься теперь,
  пока удача не закрыла дверь".
  
  И отвечали трое Иудеев:
  "Нам нечего сказать царю в ответ.
  Наш Бог спасти от смерти нас сумеет,
  как много раз спасал от разных бед.
  Но, если в этот раз того не будет,
  то знай, о, царь, служить твоим богам
  по нашей вере невозможно нам.
  Мы знаем, что наш Бог нас не забудет.
  И кланяться не станем посему
  мы золотому чуду твоему"!
  
  Царь Вавилонский ярости исполнен,
  и гнев перекосил его лицо.
  Он печь велел разжечь и ровно в полдень
  связать и бросить в пламя наглецов.
  Печь раскалить в семь раз сильней, чем прежде.
  И самых сильных воинов своих
  направил он мужей связать троих,
  лишив их на спасение надежды.
  И в праздничных одеждах трёх друзей
  связали, чтобы сжечь их поскорей.
  
  И перед устьем печи раскалённой,
  а в ней пылали и дрова и нефть,
  три палача - убийцы изощрённых,
  нашли свою мучительную смерть.
  Они в огонь бросали Иудеев,
  но печь по приказанию царя,
  раскалена, пылала, как заря,
  и пламя охватило, не жалея,
  старательных питателей своих,
  оставив только головни от них.
  
  Седрах, Мисах и друг их Авденаго
  упали, крепко связанные, в печь.
  До лютой смерти им теперь полшага.
  Ничто друзей не сможет уберечь.
  И Авденаго стал молится Богу.
  Среди огня он громко возгласил:
  "Благословен Ты Боже, дай нам сил
  найти в огне спасения дорогу.
  Ты не лишай нас милости Твоей
  во имя всех возлюбленных людей:
  
  во имя Авраама, Исаака,
  Израиля - святого Твоего.
  Не предавай Ты нас во имя знака
  священного Завета Своего.
  Ты говорил, что их умножишь семя,
  как звёзд на небе, как песок морской.
  Избавь от смерти силой неземной.
  Ведь Божьей славы наступает время.
  Пусть все познают - Ты единый Бог
  Лишь Ты один явить нам чудо смог"!
  
  А между тем, печь пуще раскаляли -
  смолу и нефть, и паклю и дрова
  царёвы слуги щедро добавляли,
  крича проклятий мерзкие слова.
  Локтей на сорок девять взвился пламень
  над печью. И ярился, и сжигал
  Халдеев перед устьем доставал,
  что в гибели своей виновны сами.
  И тут, чтоб жизнь безгрешную сберечь,
  Господень Ангел опустился в печь.
  
  И пламя жаркое он выбросил наружу,
  в печи навёл прохладный ветерок.
  И сделал так, чтоб стало там не хуже,
  чем утром на скрещении дорог.
  Тогда все трое радостно воспели
  благословенье Богу и хвалу,
  и милость Божью славили в пылу -
  любовью к Богу их сердца горели.
  И этот, обращённый к Богу хор,
  услышал царь Навуходоносор.
  
  Царь изумился, встал, сказал вельможам:
  "В огонь мужей мы бросили троих,
  но там, в печи, в какой-то миг, похоже,
  четвёртый появился среди них!
  Они ведь были связаны в одеждах,
  теперь они свободно ходят там
  и гимны распевают - слышу сам,
  живые, невредимые, как прежде.
  А тот, что с ними виден через дым,
  ведь он по виду славный Божий сын"!
  
  Царь подошёл к печи, лицом белея:
  "Всевышнего рабы, ко мне, сюда! -
  по именам позвал он Иудеев, -
  Ваш Бог сильнее моего суда!"
  Седрах, Мисах и верный Авденаго
  тогда спокойно вышли из огня,
  предстали пред царём при свете дня.
  И окружили их, дрожа от страха,
  сатрапы и советники царя.
  Смотрели, ничего не говоря.
  
  И усмотрели то, что над телами
  мужей в печи огонь бессилен был,
  не охватил их жгучими крылами,
  одежды их ничуть не опалил.
  Их волосы свежи и ароматны,
  патиш-хитоны, корбланы чисты. 4
  И, словно им добавил красоты
  чудесный подвиг их невероятный.
  И грозный царь всем повторил тогда:
  "Их Бог сильнее моего суда!
  
  Благословен вовек Бог Иудейский!
  Он Ангела направил своего
  и спас от смерти трёх мужей Еврейских,
  что уповали только на Него.
  Не выполнили царское веленье
  и предали огню свои тела.
  И цель у них заветная была:
  не совершать иным богам служенье,
  а чтить во всей вселенной лишь Его,
  единственного Бога своего!
  
  И мой приказ для всякого народа,
  для племени любого, что живёт,
  в огромном царстве, языка и рода:
  кто мерзость и хулу произнесёт
  на Бога Адвенаго и Седраха,
  который их с Мисахом от огня,
  спасал, когда ослушались меня,
  надеясь на Него, не зная страха,
  да будет на куски разрублен он,
  а дом его разрушен и сожжён.
  
  Ведь нет на небесах другого Бога,
  который мог бы так спасать людей,
  доверивших Ему свои тревоги,
  и всею жизнью преданных своей"! 5
  И царь возвысил трёх мужей Еврейских:
  вернул им саны, что в былые дни
  в империи царя несли они,
  Начальниками родов Иудейских
  Навуходоносор назначил их -
  сановников доверенных своих.
  
  И обратился царь ко всем народам
  и языкам, живущим на земле:
  "Да расцветёт вам мир под небосводом!
  Сегодня возвестить угодно мне,
  о том, какие надо мной знаменья
  и чудеса, свершил Всевышний Бог.
  Своим величьем всех он превозмог
  Он Царь царей! Вечны Его владенья.
  Он не погубит преданный народ.
  Владычество Его из рода в род"!
  **********************************
  
  Примечания:
  1.сооружение Навуходоносором статуи падает на 18-й год его правления, - год окончательного разрушения Иерусалима.
  2.Завоевание доставившей немало хлопот Иудеи представило достаточный повод отблагодарить богов, помощников в войне, особым в честь их торжеством. Его форма - установка статуи и поклонение ей вполне соответствует духу того времени. Местом установки статуи служила долина Деир или Дурб, это название она носит и до настоящего времени.
  3.Согласно еврейскому названию поставленной Навуходоносором статуи "целем" , она представляла человеческую фигуру. Она имеет здесь вид человеческого бюста, стоящего на высокой колонне. Но кого изображала статуя - самого ли Навуходоносора, как думают Иоанн Златоуст, блаж. Иероним, Симеон Метафраст и некоторые из новейших экзегетов, или же какого-нибудь бога, сказать трудно. Её примерные размеры: высота 30м, ширина 3 м.
  4.по-арамейски: "бесарбалейгон патишейгон векорбелатегон". Сарбалин - нижняя плотно прилегающая в телу одежда, вроде нашей длинной рубашки; патиш-хитон, туника, носимая поверх рубашки, и корблан - одежда, носимая сверх двух нижних, в роде плаща. Употребление ассиро-вавилонянами подобных одежд подтверждается свидетельством Геродота. По его словам, они носили длинную, спускающуюся тунику, сверху другую шерстяную, а на ней небольшой белый плащ.
  5.Во второй раз Навуходоносор убеждается в величии Бога еврейского и второй раз исповедует Его силу. Но эта исповедь не идет далее признания Его превосходства над другими богами, не содержит веры в Иегову, как единого истинного Бога. Поэтому в своем указе Навуходоносор не требует от подданных веры только в Иегову, а грозит им в случаях хулы на Него смертью, т. е. назначает то самое наказание, которое полагается по вавилонским законам за богохульство.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"