Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга пророка Даниила, глава вторая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Забытый сон Навуходоносора; Молитва к Богу, открывающему тайны; Хвалебная песнь Даниила; Даниил прославляет Бога перед царем; Открытие и истолкование сна Навуходоносора; Четыре царства на земле; Вечное царство Божие; Навуходоносор прославляет Бога и возвышает Даниила.

  
  Навуходоносор три года правит.
  Он видит сны, унесшие покой.
  Волнение в крови, и сердце давит
  тревога ледяной своей рукой.
  Царь повелел созвать всех чародеев,
  всех тайноведцев царства своего,
  чтоб рассказали всё про сны его.
  Гадателей призвал он и Халдеев.
  И вот они предстали перед ним -
  могучим повелителем своим.
  
  И царь сказал: "Мне снился сон тревожный.
  Я должен знать, что значит этот сон"!
  На то по-Арамейски, осторожно
  Халдеи отвечали в унисон:
  "О, Царь! Живи во веки! Но скажи нам,
  рабам своим, что видел ты во сне?
  Что снилось государю при луне?
  И смысла необъятные глубины
  поймём мы из рассказа твоего
  и объясним значение его"!
  
  Но царь Халдеям отвечал сурово:
  "Я сон забыл, тревога лишь во мне.
  Когда проснулся, отступило слово,
  а сон укрылся в тайной глубине.
  Но вы должны открыть мне сновиденье
  и смысл его, избавив от тоски.
  Вы будете изрублены в куски,
  когда мой сон и всё его значенье
  мне честно не откроете тотчас.
  И если нет, то смерть постигнет вас! 1
  
  Но, если же вы сон мой воскресите
  и скажете значение его,
  тогда в награду - всё, что захотите
  и почесть в Вавилоне, сверх того.
  Итак, теперь ответьте, что мне снилось,
  и, что обозначает странный сон,
  которым путь во мраке озарён?
  Какое откровенье мне явилось"?
  Волхвы воздели руки к небесам:
  "Великий царь! Свой сон поведай сам"!
  
  Да скажет царь рабам о сновиденье
  и лишь тогда мы сможем объяснить
  его разгадку, силу и значенье.
  Не зная сути, как о ней судить"?
  Воскликнул царь: "О, хитрые Халдеи!
  Хотите время выиграть - хоть час!
  Вы поняли, что я на этот раз
  свой сон тревожный вспомнить не сумею.
  Гадатели, провидцы, ваша рать
  мечтает только время переждать!
  
  И вы, не зная, что же мне приснилось,
  не сможете мой сон истолковать.
  Но только зря надеетесь на милость:
  велю вас на куски четвертовать!
  О, нет и нет! Вы без моей подсказки
  узнайте всё, что видел я во сне.
  И лишь тогда поверю я вполне,
  что ваше слово - правда, а не сказки.
  И доверять смогу тому, что мне
  поведаете вы об этом сне"!
  
  Халдеи отвечали: "О, великий!
  Не сыщешь человека на земле,
  который смог бы в бдениях и книгах
  твой сон узнать, таящийся во мгле"!
  Не потому ли, ни один властитель
  не требовал такого никогда
  от тайновидца, что готов всегда
  растолковать, что видел повелитель?
  Такое дело, что доверил нам,
  одним подвластно неземным богам"!
  
  Навуходоносор взъярился очень.
  Всех живших в Вавилоне мудрецов
  он приказал убить кромешной ночью,
  сравнять с землёй жилища их отцов.
  Тогда же разыскали Даниила,
  схватили и товарищей его.
  Убить готовы всех до одного -
  отправить вместе в раннюю могилу.
  Командовал погромом Ариох.
  Ему лишь царь доверить дело мог.
  
  И Даниил узнал у Ариоха
  причину повеления царя.
  И понял Даниил, что дело плохо.
  Но верил: будет новая заря.
  И упросил Навуходоносора,
  чтоб времени ему немного дал,
  и царский сон раскрыть он обещал.
  К товарищам своим вернулся вскоре,
  и им сказал: "Молитесь, чтоб помог
  нам милостью своей Небесный Бог!
  
  Чтоб нам открыл мучительную тайну,
  что так царя тревожит и гнетёт.
  Ведь сон ему приснился не случайно.
  В нём сказано, что царство это ждёт".
  И тайна сна была тогда открыта.
  Её в виденье принял Даниил.
  И Бога он в тот час благословил.
  И радостью душа была омыта!
  И он сказал; "Благословенно будь
  Господне имя - сила, мудрость, суть!
  
  Он изменяет времена и лета,
  крушит царей и ставит на престол,
  даёт и ясность, и потоки света
  тем, кто к Нему за знанием пришёл.
  Он открывает тайные глубины,
  Он знает всё, что мрак в себе таит,
  а яркий свет Он Сам в Себе хранит.
  О, Бог отцов моих! Я славлю ныне
  и величаю, веря и любя,
  мне мудрость даровавшего - Тебя!
  
  Ты дал мне то, о чём тебя молили.
  Мне дело царское открыл и разъяснил.
  Желаю, чтоб убийства не свершили,
  и Ариох к царю сопроводил"
  Сам Ариох немедля Даниила
  к царю привёл и так ему сказал:
  "Вот Иудей из пленников. Он в силах
  открыть царю тот сон, как царь желал".
  И с трона царь глядел на Валтасара
  (Так назван был в неволе Даниил),
  потом, без веры, у него спросил:
  "Ты обладаешь прорицанья даром?
  Расскажешь всё, что видел я во сне,
  его значенье растолкуешь мне"?
  
  И скромно Даниил царю ответил:
  "Той тайны, о которой молвит царь,
  никто из мудрецов, что есть на свете
  не разгадал бы ни сейчас, ни встарь.
  Но Бог на небесах все тайны знает.
  Навуходоносору Он открыл
  сей сон, что царь увидел и забыл.
  Сон дней последних тайны открывает.
  О будущем ты думал перед сном.
  И всё увидел в сновиденье том.
  
  А мне была открыта тайна эта
  не потому, что я мудрее всех,
  а чтобы мог, как в сумраке луч света,
  я осветить тебе грядущий век.
  Во сне ты видел чудище большое.
  То был блестящий, страшный истукан,
  кипящий гневом, грозный, как вулкан.
  Огромный, он стоял перед тобою.
  Несокрушимой силою своей
  превосходил он царства всех людей.
  
  Сияет голова у истукана
  Из золота она сотворена.
  И взор его пылает непрестанно.
  Вся мощь его на мир устремлена. 2
  Из серебра и грудь его, и руки
  сверкают в жарких солнечных лучах.
  На все народы он наводит страх,
  суля разруху, плен, позор и муки.
  Из меди чрево, бёдра у него,
  под Божьим небом лишь у одного.3
  
  И голени из твёрдого железа
  с трудом несут его огромный стан,
  а ноги не выдерживают веса -
  металл с горшёчной глиной пополам.4
  Ты очень долго видел истукана.
  Но камень от горы сорвался вдруг
  и сам собой, без чьих-то мощных рук,
  ударил прямо в ноги великана.
  Разбиты были ноги на глазах:
  железо с глиной превратились в прах.
  
  И рухнул истукан, и стал крушиться.
  Железо, глина, медь и серебро,
  и золото всё сыплется, дробится:
  где голова, где руки, где бедро?
  И вскоре новоявленное чудо
  постиг неумолимо полный крах.
  Остался на земле один лишь прах,
  и ветер разогнал его повсюду.
  Так на гумне вослед за молотьбой,
  уносит плевел ветер полевой.
  
  А камень, погубивший истукана,
  расширился и сделался горой.
  Его в лучах ты видишь утром ранним -
  весь Божий мир наполнил он собой.
  Таков твой сон. Теперь царю мы скажем
  великое значение его
  и, что важнее более всего
  откроем в предсказанье и покажем.
  Грядущее дал Бог узнать царю.
  И вот Его словами говорю:
  
  Ты царь! Ты царь царей! И Бог Небесный
  тебе и власть, и силу даровал.
  Он славой наградил тебя чудесной,
  и царства под крыло твоё отдал.
  Все люди на Земле, и зверь, и птица
  тебе подвластны волею Его.
  И нет на свете выше никого,
  кто мог бы славою с тобой сравниться!
  И память о тебе в веках жива.
  Ты это - золотая голова!
  
  Но ты уйдёшь. Потом придут другие.
  Серебряное - ниже, чем твоё.
  И третье царство - медное. Такие
  владычествовать будут над Землёй.
  Четвёртое же царство будет крепко.
  Ведь из железа дух его и плоть.
  Позволит царству этому Господь
  другие разбивать, дробить, как щепки.
  Проявит суть железную оно.
  Немало будет им сокрушено.
  
  Вот ноги из железа с красной глиной -
  то царство разделённое грядёт.
  В нём крепости железной - половина,
  а глина только хрупкость придаёт.
  И смесь железа с глиной означает,
  что будет создаваться из людей,
  различных жизнью прошлою своей,
  когда один другому не внимает.
  И как железо с глиной не свести,
  так царство от крушенья не спасти.
  
  Во дни тех царств воздвигнет Бог Небесный
  то царство, что вовек не сокрушить.
  Всех победив, другой народ чудесный
  в том вечном царстве мирно будет жить.
  Ты видел сам, что тот могучий камень,
  железо, глину, серебро, и медь,
  и золото сумевший одолеть,
  отторгнут от горы был не руками! 5
  Великий Бог тем сном царю дал знать,
  чего в годах грядущих ожидать!
  И верен этот сон и толкованье.
  Мы выполнили царское желанье"!
  
  Навуходоносор поднялся с трона,
  глубокий Даниилу дал поклон:
  "Ты самый мудрый в царстве и законно
  здесь будешь главным, - так промолвил он.
  Велел всемерно славить Даниила
  и воскурить священный фимиам,
  внести дары, сложить к его ногам,
  гадателей простить, отправить с миром.
  И так сказал Навуходоносор,
  закончив свой короткий приговор:
  
  "Ваш Бог есть Бог Богов, царей Владыка!
  Он открывает тайны всех времён!
  Ты смог поведать тайну о великом,
  и, значит, что с тобой сегодня Он"! 6
  Возвысил Даниила царь над всеми.
  Всю область Вавилонскую отдал,
  чтоб Даниил судил здесь и решал -
  немалое, безрадостное бремя.
  Был мягким человеком Даниил,
  и власть свою он сразу невзлюбил.
  
  Ещё его поставил царь великий
  Главою Вавилонских мудрецов.
  Почётный это титул от владыки -
  среди Халдеев первое лицо! 7
  Но Даниил просил царя смиренно
  отдать дела большой его страны
  друзьям своим, что так ему верны
  и будут править мудро и бессменно.
  И царь его желанье утвердил,
  и при дворе оставлен Даниил.
  ********************************
  Примечания:
  1.Предъявленное мудрецам требование рассказать содержание забытого сна не представляло, по мнению Навуходоносора, чего-нибудь невозможного. Приписывая себе уменье открывать при содействии богов тайное и сокровенное, они, очевидно, могли узнать теми или другими путями и виденное им сновидение. И потому Навуходоносор считал себя в праве, назначая мудрецам в случае неисполнения ими своего требования обычное у вавилонян наказание, - рассечение на куски (Иез 16:40; 23:47).
  2. Как первая в преемственном ряду всемирных империй, вавилонская монархия изображается под видом головы; как отличавшаяся, особенно при Навуходоносоре, величием и блеском, она - золотая голова.
  3. Символический образ непосредственно следующего за вавилонским государством - две серебряных руки, сходящиеся в одной груди, указывает одновременно и на его двухсоставность, и единство. Такова была мидо-персидская империя, единая и нераздельная, при двух входящих в ее состав народностях. История мидо-персидского царства не отличалась свойственным вавилонской монархии величием и блеском, почему оно и называется "низшим ее". Третье в преемственном ряду царство, уступает двум первым по внешнему блеску (медное туловище истукана). Подобным характером отличалось царство греческое. Его основатель - Александр Македонский прошел до пределов земли, господствовал над областями, народами и властителями, заставил землю умолкнуть пред собою.
  4. Четвертое царство представлено под образом железных голеней и частью железных, частью глиняных ног истукана. По словам пророка Даниила, это значит, что, обладая всесокрушающею силою, оно будет так же хрупко, как глина. Более оснований понимать под ним римскую монархию: ей принадлежат качества четвертого царства Даниила. Своей всесокрушающей на первых порах силой, всемирными опустошительными завоеваниями она превзошла все предшествовавшие государства. Но первоначально единое неразрывно целое и потому твердое, как железо, римское царство перешло затем в период хрупкости, самораспадения, начавшееся с момента покорения разных народов. Вошедшие в его состав разнообразные народности не сплачивались воедино, и тем больше расширялись пределы государства, тем более входило в него элементов глиняных, содействовавших не упрочению власти, а ее ослаблению путем постоянных возмущений и многочисленных междоусобных войн. "Обращая в римских граждан галлов и египтян, африканцев и гуннов, испанцев и сирийцев, как могли императоры ожидать, - говорит блаж. Августин, - что такого рода разноплеменная толпа будет верна интересам Рима, который их преследовал?"
  5. На время существования четвертой монархии (камень ударил в ноги истукана) приходится появление нового царства, представленного под образом камня. Божественное по происхождению ("Бог небесный воздвигнет царство"), вечное ("во веки не разрушится"), само по себе неразрушимое, по отношению к земным царствам всесокрушающее, оно постепенно превратится в царство вселенское ("камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю". Все эти признаки указывают на царство мессианское, основанное Богом небесным, явившееся в дни римского царства, сокрушившее своею высшею духовно-нравственною силою грубую силу языческого мира и наполнившее собою всю землю.
  6. В лице Даниила, открывшего и объяснившего сон, Навуходоносор признал не обыкновенного мудреца, изучившего халдейскую мудрость, а человека одаренного высшим божественным ведением . Подобный взгляд он высказал тем, что воздал пророку божеские почести, на что указывает и еврейский глагол "сагад" = поклонился и воскурение пред ним фимиама. По мнению блаж. Иеронима и Иосифа Флавия, Навуходоносор поклонился в лице Даниила обитающему в нем Богу, которого он признал высшим из всех богов.
  7. Звание "главы вавилонских мудрецов" было для Даниила, кажется, только почетным титулом, но не сообщало ему прав действительной настоящей власти. По крайней мере из дальнейшей истории видно, что он стоит в стороне от халдеев: последние неоднократно являются во дворец по зову царя, но между ними нет пророка. Номинальная принадлежность Даниила к касте халдеев вполне естественна, так как она была строго замкнутою и не допускала в свою среду иностранцев; мало того, по свидетельству Диодора, звание халдея переходило от отца к сыну.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"