Михеев Михаил Александрович : другие произведения.

Размышлизмы о мультипликации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Просто мои мысли, ничего более.

  Некоторое время назад пришел мне на ум вопрос. Россия всю жизнь шла своим путем, в том числе и в кинематографе, включая мультипликацию. И ведь вроде бы делали многое, шедевры рождались, но тут грянула перестройка, и к нам хлынул вал импортной продукции, не всегда качественной, но куда более разнообразной.
  Почему легко сдался отечественный кинематограф, де-факто ушедший в подполье лет на десять, в принципе понятно. Деньги и отсутствие умения работать по мировым стандартам. Слишком долго варились в собственном соку - и переварились. Но вот почему мгновенно и на куда больший срок загнулась отечественная мультипликация?
  Сейчас те, кто следит за ней (а это все, у кого есть дети), видят: отечественных мультфильмов на экране все больше. Мирового уровня, как уже хрестоматийная Маша с медведем, или рассчитанные на внутренний рынок (богатыри рулят), и куча вариаций, выстреливших и не очень. Главное, они есть, индустрия развивается. Так почему же они так легко сдали позиции, хотя раньше были признаны во всем мире, и даже Папа Римский считал, что для детей лучшего нет?
  И вот что получилось после размышлений. Де-факто советская мультипликация фактически умерла еще до перестройки, либо, как вариант, находилась в близком к этому состоянии. Как так? Ведь были реально прорывные мультфильмы вроде "Острова сокровищ", великолепный "Врунгель", "Тайна третьей планеты", "Айболит", в конце концов. Да, были, и вроде даже в немалом количестве. Но! И тут наступает самое интересное.
  Полнометражные шедевры каждый день крутить не будешь. Те, кто постарше, наверняка помнят, что вообще мультфильмы показывали не каждый день, а в основном в выходные и только в определенное время. А значит, рулят короткометражки. Сериального типа или нет, здесь не столь важно. Их и снимали. Вот только незадача - условно такие мультфильмы можно было поделить на три группы.
  1-я - действительно интересные и динамичные мультфильмы. "Ну, погоди", "Леопольд", "Казаки"... К слову, эти сериалы позже имели продолжения, но, как показала практика, выродились моментально. Ну, разумеется, не они одни - "Простоквашино", кстати, с удачным продолжением, "Возращение блудного попугая" и т.д. Несколько десятков наименований можно найти, как чисто развлекательных, так и патриотической направленности ("Легенда о старом маяке", к примеру). Да много их было. Вот только снимали их, преимущественно, в 50-70-е годы. И еще один момент. Если сериальные имели сравнительно малую длину отдельно взятой серии, то остальные чаще всего длились подольше. 20-30 минут не редкость. А это уже не вписывалось в выделяемое эфирное время. Разумеется, это лишь одна и не самая важная причина, но тем не менее.
  2-я - Сделанные для галочки. Плановая экономика - она такая плановая... В общем, положено за год выпустить полсотни мультфильмов - вперед и с песней! В результате их после первого же просмотра или забывали, или просто не хотели больше смотреть. "Комаров", скучнейшая вещь, опять же что-то сюрреалистическое, вроде "Музыкальной шкатулки", или там всевозможная кукольная хрень... Как признавался один из их создателей (фамилию не помню, но интервью видел в детстве), "Смотреть я больше люблю рисованные мультфильмы, а снимать кукольные". Дальше он расписывал, почему, но даже ребенку было понятно - их проще делать.
  3-я - самовыражение за государственный счет. Помните, был термин "Кино не для всех"? Очень любили наши режиссеры на выделенные деньги снять эпическую хрень. И добро бы это было просто неудачное кино, однако же рождались фильмы вроде "Сталкера", которые называли гениальными. Вот только я, человек простой, не могу понять, что в этом не пойми чем особенного, кроме гнетущей атмосферы. Но в кино это были, скорее, единичные эпизоды, а вот в мультипликации все становилось несколько своеобразнее. "Ежика в тумане" помните? Просто как самый яркий пример. Его ведь тоже называли гениальным, кучу призов собрал. Тех что не столь знамениты, чуть больше, чем до хрена. Вот только для кого они предназначались?
  Целевая аудитория мультипликации во всем мире дети. Нет, мультфильмы могут быть интересны взрослым, сам некоторые пересматриваю с удовольствием, но все же дети - основной потребитель данной продукции. А у нас об этом забыли. Когда основные ресурсы идут на 2-ю и 3-ю группы, основная начинает стремительно хиреть. Плюс делающие 2-ю теряют квалификацию (не художники, они-то как раз были хороши, а те, от кого зависит основной успех - сценаристы и режиссеры). И это логично - зачем развиваться, если и так платят? А остановка в развитии первый шаг к деградации. А те, кто самовыражаются, на коммерческий успех могут рассчитывать очень редко. Без государства, которое их содержит, они никто. Что бы там не думали о собственной значимости. И это характерно для всех творческих людей с завышенным самомнением - режиссеров, скульпторов, художников, писателей. Неважно. Главное, что снимать реально интересные мультфильмы могли единицы, их продукции на страну не хватало, и когда с запада пошли их мультсериалы, не блестящие, но добротно и профессионально снятые, динамичные, с четко рассчитанным воздействием на целевую аудиторию, сопротивляться им оказалось некому. Потребовалось больше десяти лет, чтобы появилась хоть какая-то альтернатива и двадцать с лишним для того, чтоб она стала весомой.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"