Недавно был день рождения Каневского. Того, что из "Следствие ведут знатоки" и кучи других фильмов, ныне автора популярной программы и источника вдохновения для кучи мемов. И в честь этого крутили старый фильм, в котором у него маленькая, но запоминающаяся роль. "Д"Артаньян и три мушкетера", думаю, смотрели все.
Но фокус в том, что самый сильный момент в этом фильме, на мой непритязательный вкус, я почувствовал только в этот раз. И он совершенно не связан с кучей известных актеров и фехтовальных сцен. Самое начало фильма. Отец отправляет сына в Париж, дает ему напутствие. И уходит. А ведь он отлично знает, что видит сына в последний раз. Он уже стар, а сын или останется в Париже, или его убьют, что вероятней. Все! Комедийный фильм с совершенно недетскими смыслами в первые секунды.
Но ведь это не единственный пример. Можно вспомнить классику жанра - "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Замок горит, враги на стенах, а в ворота уже готовы ворваться. И к воротам идет оруженосец с несколькими солдатами, чтобы остановить врага - такой у него приказ. Он понимает, что не справится. Он видит, как бежит его командир. У него есть время попытаться скрыться. Но он идет выполнять приказ, зная, что умрет.
Фильм про оборону Смоленска, не вспомню сейчас название. Ополченцы. Пожилой уже мужик заходит, ему выдают "Дегтярь" с одним диском... Он выходит, смотрит на свой город, крестится на церковь. Он понимает, что видит это в последний раз.
Или "Пятнадцатилетний капитан", старая, еще черно-белая версия. В книге был персонаж - энтомолог не от мира сего. Чисто комедийный, чтобы разбавить общую картинку. В фильме, в принципе, тоже. Но! Момент обороны в хижине. Он берет оружие и спрашивает, где его место в строю, отлично зная, что его убьют...
Американцы снимали и снимают очень хорошие фильмы. С отличными спецэффектами. Интересными сюжетами, великолепными сценами. Но вот так, одним взглядом, жестом, максимум одной фразой показать суть когда эпизода, а когда и всего сюжета, они не умели никогда.