Михеев Дмитрий Тимофеевич : другие произведения.

Дыханье зверя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И всё-таки, как это удивительно, что человек так мало знает о самом себе, как много непостижимых тайн заключено в нас самих. И сколько ещё мрачных тёмных секретов скрывает человеческое существо от самого себя!


   Дыхание Зверя
   "... И нет никого и ничего, что могло бы помешать пробуждению зверя. Воспитание и образование, друзья, родные и любимые - никто и ничто не поможет, когда придут День и Час. Срок этот непредсказуем, человек всегда висит на волоске, балансирует на грани. Ибо мы - хищники, и многовековые попытки превратиться в травоядных так и не вытравили из нас зверя.
   Зверь спит - пока. Но кто может сказать, насколько чутко он спит?"

"Секретные материалы". Файл N107 "Лёд"

   Вы считаете себя интеллигентным и гуманным человеком? Дикость чужда вам? Может быть, вы ответили "да", но это всего лишь ваше мнение, а то, что на самом деле имеет место - это совсем другая история.
   Нынче часто говорят - "нормальный человек", но что это значит? Какого человека можно считать нормальным? Между прочим, это не такой уж простой вопрос, как может показаться вначале. Нормальный, норма, нормальное поведение, норма, норма ... Кто видел хоть раз всё это на практике? Кто встречал хоть раз абсолютно Нормального человека? Человека, в котором нет ничего необычного или странного, одним словом, ненормального. Я и не говорю, что таких не бывает совсем, возможно, вы даже знаете такого. Если знаете, то уверяю вас, это очень большая редкость, очень большая! Я бы даже сказал, что такие люди настолько редки, что нормой это назвать язык не повернётся, по настоящему нормальный человек - это самое редкое из всех возможных исключений из правил. Говоря проще, абсолютная нормальность, это самая необычная ненормальность.
   Но согласитесь, вы не можете знать о нём всё, вы не можете прочесть его мыслей, заглянуть ему в душу. Разве можете поручиться вы за его душу, за его желания и фантазии, за то, что он скрывает от вас и от всего мира? Или вы наивно полагаете, что у него нет тайн от вас? Боюсь, что вы ошибаетесь, неужели, к примеру, у вас нет таких сокровенных тайн, о которых не знает ни один человек на земле, таких тайн, которые обличали какую-нибудь вашу ненормальность? Даже если вы скажете, что нет таких, то я вам всё равно не поверю.
   Кое-кто говорит, что норма, это то, что присуще большинству. Но я с этим не согласен, на то есть ряд причин, хотя это есть только моё личное мнение. Вот возьмём, к примеру, какое-то общество. Все они здоровы, это нормально. Но вот, один за другим они начинают заболевать заразной болезнью, и вскоре уже почти все они болеют, неужели мы будем должны считать эту болезнь нормой, раз она присуща большинству? Или то же общество попадает в какую-нибудь мрачную ситуацию, и у всех появляются признаки депрессии. А как быть со случаями массового психоза, или другими эффектами толпы? Если вдруг большинство станет ненормальным, означает ли это, что теперь ненормальность стала нормой?
   Мне кажется, что я созрел для разговора об одной из самых загадочных болезней общества, и всего, что с этим недугом связано, и что сопутствует ему неотступно. Я говорю о проблеме маньяков-убийц. В чём же тут суть да дело?
   Не надо быть статистом, или особенно проницательным человеком, чтобы заметить необычную современную общественную тенденцию - стало появляться большое число маньяков-убийц и насильников, к тому же их число постоянно возрастает. Эта тенденция имеет особое значение, так как природа поступков этих людей нам практически неизвестна, по крайней мере, малопонятна. Если же природа мотивов остальных преступлений более-менее ясна - корысть, жадность, зависть, ненависть, чувство мести и остальное, то природа мотивов убийц-маньяков, которые убивают свои жертвы для получения странного удовольствия, находятся для нас во мраке неизвестности.
  
   В наши непростые времена явно просматривается одна весьма странная тенденция - тенденция глобальной тяги к насилию. Природа этой тёмной стороны человеческого существа таинственна и необъяснима, она бросает очередной вызов всем тем, кто изучает тайны человеческой психики. Этот странный феномен призывает заглянуть в глубины человеческой природы, что и пытаюсь я сделать в данном случае.
   Неспроста особое место в общественной жизни занимают споры о проблеме популяризации насилия в телевидении. Много говориться, что современное поколение буквально растёт на насилии и жестокости, льющейся с экранов телевизоров. Спорить с этим трудно и бессмысленно, полагаю, что так и есть на самом деле, но есть одна особенность ситуации, которую не замечают яростные борцы-пацифисты. Думаю, что надо задаваться не только вопросом о влиянии жестокости в средствах массовой информации на психическое состояние общества, но и вопросом, как же так случилось, что это насилие переполняет телеэкраны. Неужели вся эта противоестественная кровожадность прививается нам против нашей доброй и светлой воли!? И кому это надо, портить людей?
   Думаю, что тут не так всё просто и ясно, круг виновных необходимо расширить с "они", на "все МЫ". Дело в том, что средства массовой информации - достаточно грубая система, особенно после того, как в неё пришёл шоу-бизнес. Важно понять, что в телевидении, как в прочем теперь и везде, самая главная цель - получение прибыли, и вся стратегия телевидения сводится к рыночным законам - главное - угодить клиенту, а это мы с вами и есть! Выходит, что опять-таки СПРОС делает предложение, и именно тот факт, что насилие является востребованным товаром, именно по этому оно и переполняет телеэкраны. И совсем не обязательно это осознавать, или отдавать себе в этом отчёт. Наша с вами виртуозная психика часто проделывает с нами такого рода шутки. В результате переполнение телеэкранов кровью и насилием есть ни что иное, как наша внутренняя потребность, кровь на экране есть только потому, что это нужно зрителю, а, следовательно, выгодно телекомпаниям.
   Если заглянуть на несколько десятков лет назад, то станет хорошо видно то, как в 70-х в США резко возрос интерес публики к кровавым подробностям. США, как уже исторически сложилось, является страной, в которой первыми зарождаются новые общественные тенденции, будь то рок-н-ролл, или сексуальная революция. И это вовсе не случайное положение вещей, ведь всё это происходит именно так, потому, что всему новому в человеческом поведении, будь то благое или скверное, всегда препятствуют социальные и психологические барьеры. Именно они стоят на страже цивилизованности нашей современности, и именно они являются сдерживающими факторами для дикости в самом полном смысле этого слова. И именно Соединённые штаты, являясь самой свободной и самой демократической страной в мире, одновременно является ещё и самой морально и культурно свободной страной. Только здесь можно позволить себе любой стиль жизни, и хотя даже в США есть свои рамки, но они здесь самые "демократические", и скорее являются юридическими рамками, нежели социально-культурными. Когда-то в США буквально все выпуски новостей были переполнены эпизодами с обезображенными трупами, кровавыми ранами, побоищами и очень многим другим. Репортёры не ограничивались только информированием людей о катастрофах и несчастьях, они, будучи чувствилищем своего времени, каким когда-то были писатели и поэты, исправно следовали всем скрытым и явным потребностям и желаниям своих современников. Именно тогда зародилась мода на "ужасники", и даже если теперь мы будем смеяться над ними, то нам следует вспоминать, что они были в ходу в очень большом количестве, это вовсе не было одиночным случаем, эдаким "неудачным голивудским экспериментом". Все эти фильмы были востребованы, и сам факт того, что жанр кровавых ужасов, где упор делался на подробности мучительной кровавой смерти, процветал, и то, что такие фильмы выходили один за другим, это уже говорит о том, что сами зрители хотели видеть кровь и мучения, как в Древнем Риме - своеобразный эквивалент "цивилизованным гладиаторским боям".
   Тот факт, что в настоящее время несколько спадает телевизионная жажда жестокости, несомненно, факт положительный, но не стоит пока по этому поводу впадать в бурное веселье. Тёмная сторона, вечно голодный до чужих страданий зверь внутри нас никуда не делся, только на время затих, и мы должны сделать всё возможное, чтобы когда-нибудь в тяжёлое время не дать этому зверю поработить нас.
   И не стоит, однако, наивно полагать, что эти страшные общественные веяния происходят только в Америке, или "где-то там". Нет, жажда крови уже совсем рядом, она почти в каждом из нас! Если вы не верите, то проследите, какая реакция у самых простых и обычных людей на крики мучений, доносящихся из телевизора - и стар и млад - все подбегают к экрану посмотреть на чью-нибудь смерть или страдания. Все заворожено смотрят на чью-то мучительную смерть, и это им нравится, ведь никто и не подумает переключить!
   Выходит, что насилие на экране - это результат потребности общества в насилии. Выходит, что мы сами являемся теми, кто создаёт эту жестокость на телевидении, и значит, это для чего-то нам необходимо, раз мы этого хотим.
   Эта странная жажда крови до сих пор успешно сдерживается у нормальных людей, но те же, кто слабее духом всё чаще и чаще срываются. И тогда мы получаем серийных убийц-маньяков, насильников, кровавых психопатов, садистов и других малоприятных индивидов. И их становится всё больше, и всё чаще обычные вроде люди совершают непостижимые кровавые жестокие поступки. В чём же тут дело?
   Главный, по-моему, вопрос во всей этой проблеме звучит примерно так: "откуда всё это берётся?". Ответа снова нет, однако есть одно сильное подозрение.
   Одна вещь во всей этой тёмной истории очевидна - аномальная жестокость, особенно хочу подчеркнуть - именно необъяснимая, аномальная жестокость, кровожадность, а не чувство мести и зависти, или тому подобные легко объяснимые с точки зрения психологии процессы, а только рассматриваемая нами группа странных чувств, необъяснимых обычными академическими методами имеет в своей основе сексуальную природу. Ведь потребность в страданиях другого человека, говоря проще садизм, очень тесно связан именно с половыми потребностями человека, и удовлетворение маньяков-убийц от страданий своей жертвы если не идентично, то, по крайней мере, очень близко, даже родственно сексуальному удовлетворению. Желание мучить жертву, или созерцать её страдания, очень похожи на именно сексуальные желания и потребности, связь этих механизмов практически очевидна, и эта непонятная связь подтверждается близостью в природе сексуальных маньяков и маньяков-убийц, между ними нельзя провести даже более-менее чёткой границы.
   Об этой странной призрачной связи говорят и известные психиатры. Тут резонно процитировать кое-какие труды по психиатрии.
   К примеру, об этой странной связи секса и насилия говорит прославленный русский психиатр П. Б Ганнушкин:
   "Если идея о наличии родства между религиозным и сексуальным чувствами сравнительно меньше проникла в искусство, если эта идея сравнительно меньше обработана поэтами и художниками, то совершенно иначе обстоит с вопросом об интимностью сексуального чувства и жестокости. Если живопись, скульптура и поэзия, современные роман и драма часто обращаются к этому вопросу, если они широко затрагивают эти мотивы, то о них бессмысленно говорить в небольшой статье, поскольку имеется достаточно материала для целой книги. Сама история дала нам слишком поразительные примеры близости между жестокостью и сладострастием для того, чтобы можно было рассмотреть их детально (В работе Кальмейля (Calmeil) "О помешательствах" (De la folie, I), I, 1845, можно найти примеры психических эпидемий, где встречается эта близость. В истории у людей, достигших вершины власти, мы находим множество примеров жестокости, соединённой со сладострастием (Сулла, Август, Калигула, Нерон, Вителлий, Домициан, Генрих VIII; и женщины: Агриппина, Фульвия, Месалина, Елизавета Английская); другие менее показательные известности - Жиль де Рец, граф де Шаролэ и др.[сноска автора цитаты])". Этот ряд можно продлевать - Лаврентий Берия был хорошо известен своими жуткими пристрастиями, реальное историческое лицо граф Влад Дракула вошёл в историю как один из самых кровожадных правителей. Было очевидно, что мучения людей доставляли ему удовольствие. В старинных источниках упоминается много ужасных подробностей массовых казней, которые проводил Дракула, при этом он любовался этими картинами и даже совмещал наблюдение массовых казней с трапезой. Предав лютой смерти десятки тысяч людей, Влад Дракула был таким кровожадным, что стал достойным прототипом для одного из самых мрачных творений человеческой фантазии - величайшего монстра-вампира графа Дракулы - ставшего известным нам по произведению Брема Стокера.
   "Мы удовольствуемся материалом, который нам доставляет криминальная психопатология и антропология. Можно считать установленным, что у очень большой части людей зло, которое они причиняют другим, вызывает у них чувство сладострастия; с другой стороны, не нужно рассматривать как психически больных или дегенератов всех тех, у кого сексуальные функции сопровождаются актами жестокости. Эти два основных положения позволяют нам констатировать непрерывность между нормальными сексуальными функциями и фактами из сексуальной жизни [здесь у автора следует сноска, в которой указываются примеры из мира животных, якобы идентичные описываемым], которые известны в специальной литературе под именем садизма, активной алголагнии, лягненомании, эротического тиранизма и т. д.".
   Далее, уже сам Ганнушкин приводит цитату из ещё более ранних трудов иностранного автора, связанных с этой темой:
   "Неограниченные возможности мужчины по отношению к женщине, которая ему отдаётся; сходство акта половой любви и акта кровавой жестокости, сходство, обусловленное борьбой за первый поцелуй, борьбой за осквернение женщины кровью через разрушение её эпидермиса, её растление, сходство, обусловленное истинным или притворным сопротивлением женщины, наконец, переживанием победы, триумфа, унаследованным, может быть, с того времени, когда нападение и борьба предшествовали обладанию женщиной; всё это, - говорит Курелла (Naturgeschichte des Verbrechers, 1893.), - обуславливает некоторое родство между сладострастием и жестокостью, давно известное".
  
   Кроме всего вышесказанного есть ещё один немаловажный факт, подтверждающий связь сексуальных человеческих потребностей и потребностей в страданиях полового партнёра. Обращаясь опять к теме телебизнеса, вот что хочется отметить. Как уже говорилось ранее - телепродукт есть ни что иное, как удовлетворение наших потребностей, именно по этому я считаю телевидение очень удобным индикатором, своего рода прибором, показывающим желания и потребности общества. Так в истории хорошо видно, как чутко отражает телевидение все общественные страсти, то телеэкраны наполняются фильмами про НЛО, то про террористов, то про угрозу ядерной войны. Точно также в историю телевидения вошли фильмы ужасов и триллеры с маньяками.
   Совершенно понятно и закономерно появление в большом количестве эротических фильмов и тем секса на экране - это вполне нормальная, естественная общественная потребность, которую не сдерживают рамки культуры, как это было в Америке. Вполне можно понять и то, что эротика постепенно заместилась порнографией, всё более жёсткой. И хотя даже самая свободная из культур всё-таки кое-как ограничивает порнографию в телеэфире, но люди, которые хотят её смотреть могут без всяких проблем взять, скажем, кассету в прокате. Чем дальше, тем всё более откровенными становятся такие фильмы, и тем яснее и буквальнее показывают они самые низшие человеческие потребности, всё чаще обходясь без намёков и недосказанностей к прямому угождению самых низменных желаний своего клиента - общества. Самое важное тут именно то, чем является предельно откровенная порнография, какую окончательную форму представляет нам это зеркало общественных желаний.
   В нашем случае последней стадией порнографии можно считать "снафф-муви". (snuff movie). Это особый термин, пока не очень широко известный в обществе, который обозначает специфический, подпольный жанр кинематографа. Термин произошёл от английского слова "нюхательный табак", или, применяемый в данном случае как "забористый", "острый". Ближайшим русским эквивалентом этому термину можно считать слово "чернуха". Суть жанра заключается в предельно простом условии - основа такого фильма - реальная, запланированная для фильма смерть человека, при соучастии самих создателей фильма. Как правило, под этим подразумевается зверски жестокое убийство женщины и насилие над ней. "Снафф" фильмом не считается картина, в которой только инсценировано якобы настоящее убийство перед камерой, но лично я считаю, что нет смысла в таком разделении. Главное - это спрос клиента на ужасающую жестокость и кровь, ведь кино для человека всегда было одним из средств воплощения грёз и мечтаний в романтических и фантастических картинах, а затем и низменных желаний и потребностей в порнографии. И по самой сущности киноискусства нет никакой разницы для фильма показано ли на экране реальное действо, или только его иллюзия, фильм сам по себе это уже маленький мир, маленькая реальность созданная авторами и операторами. Есть небезосновательные предположения, что такие фильмы могут существовать на самом деле, и пользуются бесперебойным спросом в обществе, по крайней мере, в США. И уже тот факт, что такой бизнес существует, что такие пленки, как правило, не попадают в полицию, а путешествуют от зрителя к зрителю говорит о реальной и массовой потребности в созерцании сцен насилия, а это означает, что эта кошмарная жажда крови и чужой боли, о которой идёт речь в этой статье всплывает не только в образе монстров-маньяков, но и довольно прочно и основательно пропитывает наше общество.
   Очевидно, что порнографические фильмы со сценами кровавой смерти - это не воспалённые фантазии отдельно взятого человека, а общие фантазии для целого общества - так как на таких фильмах построен целый бизнес. Такие фильмы вовсе не являются индивидуальным заказом, это продукт, рассчитанный на многочисленную массу потребителей.
  
   Как бы ни было это неприятно, но для понимания сути этого жуткого явления современной культуры необходимо заглянуть в самое сердце проблемы, окунуться во мрак безумной жажды крови во всёй её дикости.
   Глядя на весь существующий опыт человека в познании самого себя, и исходя из того немногого, что известно нам о человеческой сущности можно сделать некоторые неожиданные удивительные выводы - явления сексуальных маньяков не является стандартным психиатрическим расстройством, есть даже основание полагать, что сильное влечение к жестокости и крови не является психическим расстройством, это нечто другое. Не случайно большинство маньяков и серийных убийц во всём остальном кроме своей чудовищной тяги, мании, являются практически нормальными, психически здоровыми людьми. Они вовсе не являются психически ущербными людьми, их интеллектуальные способности ни в чём не уступают способностям обычных людей. В подтверждение этому служит то обстоятельство, что маньяков успешно судят и сажают в тюрьмы, их не признают больными. И вероятно, больными они в действительности и не являются. Ведь действуют они осознанно, мыслят логически, даже позволяя себе играть с полицией, часто вполне успешно. Более того, нередко маньяками оказываются высокоинтеллектуальные люди, прекрасно вписывающиеся в общество! Разве это не повод для беспокойства?
   Очевидно, что мы имеем дело не с какой-то там обыденной патологией, а с очень странным психическим явлением. И нельзя недооценивать значение этого явления для человечества в целом, так как пока непонятно, какие последствия может принести такое проявление человеческой природы для нашего мира, для нашей цивилизации. Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что сама проблема не в агрессии как таковой, которую можно было бы объяснить природными причинами, а как раз в связи насилия и мучений с сексуальной жизнью человека. Главная странность этого явления как раз в том, что жестокость не имеет видимой причины, и не является спровоцированной чем-либо, а как раз наоборот - жестокость является самоцелью, удовлетворяющей человека очень сходным образом, как это делает половой акт. Тайна в том, что насилие само по себе возбуждает и приносит сильное наслаждение. Опираясь на вышеописанные черты, явление можно назвать как парадоксальная жестокость; неспровоцированная жестокость; неадекватная жестокость; беспричинная жестокость или что-то в этом духе.
   Ещё более странным это явление начинает казаться, если рассмотреть его с точки зрения классической биологии и этологии (наука о поведении). Сперва нужно заметить тот факт, что сексуальное поведение человека само по себе уже уникально даже без каких либо исключений и необычных проявлений. В мире животных нет другого такого вида, где особь получала бы такое удовольствие от процесса размножения. Обычно, размножаться животное заставляет больше инстинкты и гормоны, удовлетворение скорее на втором плане, в случае же с человеком появляется очень интенсивное удовлетворение, и инстинкт размножения теперь уже отходит на второй план, у человека уже практически отсутствуют сезонные изменения в половом поведении. Другая, даже более заметная странность - это то, что из всего бесчисленного перечня видов только самки человека способны испытывать оргазм, причём ярко выраженный, скорее даже более интенсивный, чем у самцов!
   Но на этом странности только начинаются. В классической психологии замечены склонности, или тенденции полов - мужского - к садизму, а женского - к мазохизму. И это скорее следует уже считать чертой полового поведения. И действительно, если рассматривать конкретные примеры, то выясняется, что склонность к получению удовольствия через мучения или, в конечном счёте, через убийство полового партнёра встречается очень часто среди мужчин, и очень редко, что скорее следовало бы считать исключениями - у женщин. Практически неизвестны сексуальные маньяки среди женщин, а в тех редчайших случаях, когда женщина проявляет такие случаи, то она обычно мужеподобна. В любом случае, всегда нужно сознавать, что везде есть свои исключения из правил, и они не опровергают закономерности, а только подтверждают их. В редчайших случаях аномальной жестокости у женщин первым делом бросается в глаза именно нехарактерность, несвойственность этого явления для женщин.
   В действительности в истории известны случаи, когда жаждой насилия и страданий обладала женщина, но в общей массе мужчин такие случаи теряются. Таким примером может служить история графини из Трансильвании Елизаветы Батори, которая жила в конце 16 века и начале 17-го. Мало того, что у неё были ярко выраженные лесбийские пристрастия, ко всему прочему она, злоупотребляя своей властью, создала целую сеть замков и имений, превращённых в жуткие застенки, оснащённые изощрёнными камерами пыток. Была создана целая сеть по всей стране для того, чтобы утолять кровавые потребности графини и поставлять ей всё новых и новых жертв - молодых женщин и девушек, которых она в больших количествах замучивала до смерти вместе со своими подручными. Известно, что при этом она испытывала невероятное блаженство, созерцая мучительную смерть своих жертв. Кончилось тем, что труппы уже не успевали хоронить, как следует, и ужасные находки стали появляться во многих уголках страны, в результате, графиня и её люди были разоблачены и казнены с не меньшей изощренностью, чем это делала сама Батори. Число жертв, только установленных судом превышало 50 человек! Описывать кошмарные деяния графини я не стану, так как это во-первых слишком тяжело для восприятия, даже для читателя крепкими нервами, а во-вторых, это бы противоречило идее статьи и благому замыслу автора, думаю, не стоит добавлять новой капли в нашествие насилия в нашу культуру и провоцировать сидящее в каждом из нас зло.
   Однако, важно отметить следующее, что этот случай лишний раз подтверждает связь насилия и жестокости с сексуальными потребностями, ведь Батори испытывала сильное наслаждения, наблюдая за чужими муками, к тому же, будучи лесбиянкой, она подвергала насилию своих потенциальных половых патрнёров.
   Значительно чаще встречаются похожие по накалу страстей случаи с мужчинами. О маньяках известно довольно много, их пытаются изучать психиатры и психологи. И во многих случаях можно сказать, что смерть и мучения жертв доставляют им не меньшее удовольствие, чем половой акт, иногда, даже полностью замещая секс как таковой.
  
   Одна из главных странностей - это отсутствие какого-либо биологического значения, смысла такого поведения, более того, с точки зрения биологии, оно полностью неприемлемо для благополучия вида. Дело в том, что практически любой тип или модель поведения в природе имеет свой смысл, цель, которая способствует более эффективному выживанию вида. Действительно, в мире животных часто встречаются примеры агрессивного поведения, связанного в той или иной мере с процессом размножения. (Пауки и скорпионы, кошки / львы, ящерицы...). Однако, практически в любом таком случае видны рациональные причины агрессии - самка паука и скорпиона убивает своего партнёра после спаривания для того, чтобы прокормить себя и своё потомство в трудныё период вынашивания; самки кошек и львов, к примеру, бывают агрессивны к самцам, когда не готовы к спариванию и вынашиванию потомства, или, когда они уже вынашивают потомство, что совершенно понятно. Самцы ящериц агрессивны к самкам и самцам в период спаривания, так как это единственный способ для распознания пола другой ящерицы - самец тоже будет агрессивен, а самка будет убегать и вести себя пассивно. И ко всему прочему, насколько известно никогда не встречаются случаи получения сексуального удовольствия (или близкого к нему чувства) от жестоких действий у животных.
   Если же говорить о человеке, то жестокость, связанная с процессом размножения не имеет никакого биологического смысла, скорее наоборот, противоестественна и неприемлема для выживаемости вида. Уже то, что склонность к насилию более характерна мужчинам, не позволяет выделить какое-либо полезное значение этому явлению. Кроме того, агрессивные действия к половому партнёру-женщине и намеренье её убийства в целях получения удовольствия ставит под угрозу саму возможность размножения, и сам процесс размножения теряет всякий смысл. Таким образом, можно прийти к выводу, что явление ближе скорее к ненормальному изменению в природе человеческого поведения, противоречащему биологическим основам человека как вида. И не имеет значение то, что это изменение в той или иной степени обнаруживается у абсолютного большинства людей.
   Найти причину этого явления представляется малореальным, но у меня есть такое предположение, что парадоксальная жестокость может быть как-то связанна с гормонами - скажем, с мужским гормоном тестастероном, который, как известно, может провоцировать агрессию. В такую ситуацию хорошо вписываются случаи-исключения, в которых парадоксальная жестокость была присуща женщине, как правило, мужеподобной. Эта мужеподобность как раз может указывать на повышенный уровень тестастерона.
  
   Я считаю вполне вероятным то, что этот таинственное массовое явление не является природной чертой человека как биологического вида. Как раз против этого может выступить факт биологической бессмысленности и противоестественности потребности в насилии, да и ко всему прочему, хотя явление и носит массовый характер, но подавляющая часть человечества успешно подавляет эти потребности в себе ещё на начальной стадии, за что я думаю, мы должны благодарить культуру и социальные барьеры и моральные запреты. Возможно, у большой части людей эти таинственные процессы вообще отсутствуют начисто. В таком случае, следует предположить, что мы имеем дело всё-таки с каким-то видом очень сложной массовой патологии, или специфической реакции нашей психики на какое-то нарушение, или изменение в социальной жизни. Тогда, может быть, будет установлена связь между вспышками насилия и социальными кризисами. И действительно, резкое повышение количества случаев парадоксального насилия, или попросту, рост числа маньяков в наши дни, практически теряется на фоне таких событий, как сексуальная революция, рост наркомании, глобальные геополитические изменения в мире, замена системы ценностей.
   Если смотреть широко, то у меня складывается впечатление, что мир просто забурлил. Особенно последние события, связанные с терроризмом, и религиозным экстремизмом, или попытками США установить тотальное мировое господство - всё это звенья одной цепи, насилием, и не только связанным с сексом, уже охвачен почти весь земной шар. Вместе с этим вспоминаются и такие процессы, рост количества гомосексуализма и половых извращений, тоже биологически абсолютно противоестественных явлений, а также появление такого странного, и, по всей видимости, очень опасного социального явления, как сектантства. На фоне всего этого массового безумия жажда крови и насилия для удовольствия кажется только одним из проявлений этих бурь в современной человеческой цивилизации. Но это проявление кажется мне самым откровенным и показательным, самым прямым намёком на нависшую угрозу.
   Вообще, давно создаётся сильное впечатление того, что в нашем мире медленно, но неотвратимо поднимается гигантская волна, не сулящая ничего приятного. Если после Второй Мировой Войны была иллюзия какого-то затишья, с мелкими неурядицами, то в последнее время темп нарастания этой волны стремительно ускоряется, и всё сильнее создаётся чувство того, что вот-вот что-то должно произойти, или, скорее, хлынуть в наш мир, сметая всё на своём пути.
   Пробуждение чего-то непонятного и жестокого, ненасытно-кровожадного, это возможно и есть гребень той самой волны, угрожающей нам. И на самом деле непонятно, или это волна вызывает пробуждение зверя, или это пробуждение зверя поднимает волну, но наверняка, совершенно очевидно, что этого пробуждения нам следует опасаться.
  
   Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что этот грозный и дикий, леденящий душу одним своим безобразным ликом зверь скрывается практически в каждом из нас. Те монстры-убийцы, о которых всё чаще приходится читать в газетах скорее не ужасная ошибка природы, а всего только редкие пока встречи с истинным обликом этого чудовища. Подумайте, прислушайтесь к биению вашего сердца, не шевелится ли что-то внутри вас, когда вам порой приходится слышать о жестокой насильственной смерти, или о кровавых серийных убийцах? Не ворочается ли внутри вас нечто неведомое, так бестактно разбуживаемое легкомысленной игрой "голубого экрана" с лютой смертью и мученьями? Не чувствуете ли вы какую-то потустороннюю сопричастность к убийству, не ощущаете ли виновности какой-то вашей части в том убийстве?
   Лучше бы этому чему-то никогда не просыпаться. Держите его в узде мёртвой хваткой, никогда не ослабляйте узду этого кошмара, ибо ОНО может натворить много бед, и погубить вас самих и многих других. Берегитесь этой грозной тени, непонятно чем отбрасываемой на нашу душу, остаётся только надеяться на то, что эта кошмарная тень не упадёт на наш хрупкий рассудок в один из серых обыденных дней.
  
   Подводя итог всем этим размышлениям, приходится признать, что как ни старайся, всё равно не удается понять глубинную истинную природу человеческой жажды насилия. Всё что удалось найти - это тонкие ниточки, ведущие к этому феномену из беспросветных и таинственных глубин тёмной человеческой природы. Истина снова скрыта от наших глаз где-то за горизонтом, и всё что нам остаётся - это долгий и тернистый путь познания и самопознания. И весь риторический вопрос заключён лишь в том, успеем ли мы понять что-то, и что-то предпринять, прежде чем это пока непознанное не уничтожит наш хрупкий мир.
   И всё-таки, как это удивительно, что человек так мало знает о самом себе, как много непостижимых тайн заключено в нас самих. И сколько ещё мрачных тёмных секретов скрывает человеческое существо от самого себя!

Вольный стрелок

22.03.2002

9

  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"