(осознал при чтении мировой и отечественной классики, сопоставил с современной жизнью, основал на опыте личной жизни)
'Или лжет тот, кто утверждает, что любит женщину, желая обладать ею, или он никогда не знал любви"
О.Вейнингер
Многие 'амурологи' уравнивают особенности любви обоих полов и называют ее 'любовью к партнеру'. Но поведение влюбленного мужчины и особенности его влечения к женщине другие, нежели у женщины по отношению к мужчине. Это видно из мировой литературы, где, кстати, описаний мужской любви гораздо больше.
Здесь я буду говорить, в основном, о влечениях мужчины к женщине, о мужской влюбленности и мужском желании.
Итак, в первую очередь сосредоточим внимание на прекрасном чувстве влюбленности, которую испытывает к женщине мужская половина человечества. Влюбленность вспыхивает, как правило, с первого взгляда. Влюбленный мужчина очарован, прежде всего, не столько красотой фигуры или лица женщины, сколько красотой женских глаз (интересно, что у каждого влюбленного эта красота своя, индивидуальная, это можно объяснить, но сейчас речь не об этом). Это чувство благоговения перед естественной красотой сродни чувству благоговения перед красотой произведения искусства. Стендаль в трактате 'О любви' называет такую любовь эстетической. Во время путешествия по Италии, изучая красоту ее архитектуры, картин и статуй, он описывает свои душевные состояния, одинаково естественно рождающиеся под влиянием большого искусства и большой любви. Он ставит их в один ряд - большое искусство и большую любовь. Возвышенному чувству влюбленности в женский образ сродни также музыка. Герой повести Куприна 'Гранатовый браслет' просит свою возлюбленную (которую видел только несколько раз!), сыграть 'Аппассионату' Бетховена. 'Да святится имя твое' - так он передает словами свое чувство к ней, и с этим чувством уходит из жизни.
Чувство влюбленности может быть настолько сильным, что только смерть может быть ей альтернативой, что и происходит с влюбленными Ромео и Джульеттой. Трагически заканчивается любовь Тристана и Изольды.
Влюбленность мужчины к женщине стимулирует творческие порывы, вдохновляет поэтов, композиторов и художников на создание шедевров. Выражение 'красота спасет мир' можно уточнить: 'спасет мир творческое вдохновение, порождаемое красотой'. Это же вдохновение порождает красота женского лица, питающая влюбленность. 'Любовь есть творческая энергия, значит, утонченная любовь отличается от обычной качеством творчества. Одна любовь дает только детей, другая - симфонии' (Н.Уранов 'Нести радость'). Данте, может быть, не стал бы великим, если бы не изведал к Беатриче космическую мощь чувства, 'что движет солнце и светила'. Это чувство толкает на подвиги - пусть это будут подвиги Дон-Кихота в борьбе с ветряными мельницами, но они совершаются ради возлюбленной Дульсинеи.
Влюблённость подвластна любому мужскому возрасту.
Робкая юношеская влюбленность тем сильнее, чем больше в ней недосказанности и отдаленности, когда хочется наблюдать возлюбленную издалека, не сближаясь. Любовь Петрарки идеальна, он видел Лауру издали несколько раз в жизни и любил на расстоянии, а после ее кончины помышлял лишь о том, чтобы умереть.
Культ возлюбленной и 'любовь издалека' трубадуров и рыцарей кажутся нам сегодня по прошествии веков надуманными. Уходя в поход, рыцарь расставался с 'дамой сердца' на неопределенный ряд месяцев или лет, он боготворил ее, воспевая ее идеальную сущность. Многие вообще избегали половых сношений, дабы не терять высокого эротического вдохновения. Ведь чистое, возвышенное чувство влюблённости - это нечто совершенно противоположное низменному сексу. Возможно, прав Р.М.Рильке, утверждавший, будто бы существовал даже тайный страх перед успехом ухаживания! В более поздние времена, с развитием почтовой связи, 'любовь издалека' выражается в переписке, становится 'любовью в письмах'. Стендаль пишет своей возлюбленной Метильде Дембовской: 'Я бываю смел только вдали от вас. В вашем присутствии я робок, как ребенок, слова замирают у меня на губах, я могу только смотреть на вас и любоваться вами'. Дидро написал к Софи Волан пятьсот пятьдесят два письма. Самое удивительное, что письма к ней часто похожи на статьи, сочиненные для 'Энциклопедии'. Она вдохновляла их написание, ему хочется подарить ей не только собственное сердце, но и весь мир, который он описывал.
Примечательно, что М. Цветаева и Б.Пастернак были влюблены на расстоянии, через переписку. Эта переписка и вдохновленные ею стихи вмещают целую книгу 'Души начинают видеть'. Марина пишет: 'С Борисом у нас вот уже (1923 г.-1931 г.) - восемь лет тайный уговор: дожить друг до друга. Но КАТАСТРОФА встречи все оттягивалась, как гроза, которая где-то за горами...'. Здесь выделенное, как вопль, слово 'катастрофа' говорит больше любых слов. Их встреча в Париже обернулась ненужностью встречи. Она знала, что в реальном мире Психее предпочитают Еву, которой она себя не считала. 'Как жить с душой - в квартире?' -- их отношения никак не могли вписаться в рамку быта.
Мы сейчас живем в ином времени-пространстве. 'Любовь в письмах' исчезает. Мобильные телефоны и эсэмэски, похоже, снижают культ возлюбленной, снижают накал и сроки юношеской влюбленности. Влюбленные даже не успевают соскучиться друг по другу. А жаль!
В пожилом возрасте чувство влюблённости, пожалуй, нежнее и чище, нежели в юношеском, ибо уже меньше омрачается половым влечением. 'Почему ты мне не встретилась, юная, нежная, в те года мои далёкие... голова стала белою, что с ней я поделаю?' - писал поэт Доризо в одном из своих романсов.
Гете, пережив юношескую любовь к Шарлотте и написав на ее основе роман 'Страдания юного Вертера', в свои 74 года встретил женский образ, который возбудил в нем страстную вспышку влюбленности, озарившей ярким светом спокойный вечер его жизни. Конечно, брак старика Гете с молодой Ульрикой не состоялся, но он посвяти ей стихи, она стимулировала его научное творчество. Художественной параллелью этой 'мариенбадской элегии' Гете стала драма Гауптмана 'Перед заходом солнца'. Возвышенное чувство влюбленности в пожилом возрасте обогащало творчество выдающихся людей. Ф.Тютчев воспел любовь на склоне лет, посвятив возлюбленной Елене Денисьевой прекрасные стихи. Талант его любящего сердца обнаруживается с особой силой в последней любви:
О, как на склоне лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Это строки, конечно, не могут выразить полностью весь накал чувств автора 'Silentium'. Влюблённость - некое запредельное чувство. Как его выразить словами? Преклонение перед Красотой или Священной Женственностью, выражающей всеобъемлющее совершенство Бога, с которым душа хочет соединиться? Её вечно хочется созерцать, не сближаясь, ибо ты Её недостоин? И в то же время хочется с Ней соединиться, но это невозможно, и от этого хочется плакать. Такое состояние описал Пушкин: 'И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье. и жизнь, и слёзы, и любовь'.
Идеализация земной возлюбленной - особенность влюбленности, когда 'ослепленные страстью видят достоинства любимых там, где их нет, и не замечают недостатков' (Лукреций). Первый контакт основан на внешности, а она сама по себе обманчива. Образ возлюбленной, ее внешняя красота очаровывает влюбленного, и она превращается в его идеал. Она кажется ему лучше, совершеннее, чем она есть на самом деле. Его воображение приписывает ей внутренние качества, которых она как реальная женщина не имеет, и при более близком общении с ней, в брачном союзе, приходит разочарование.
Отсюда следует важный вывод: опасность поспешного вступления в брак, в который затягивает влюбленного его воображение, опасность скороспелой регистрации отношений. Поспешный союз, не выдержав испытания временем, быстро разваливается. Всего лишь один пример из современной жизни. Женихи всем известной 'прекрасной няни', очарованные с первого взгляда ее красивым лицом, поспешно вступали с ней в брак, но эти браки не выдерживали испытание временем, ибо они выбирали возлюбленную глазами, а не сердцем.
Марина Цветаева, как известно, очень сожалела, что Пушкин, влюбившись в Наталью Гончарову, женился на ней. 'Было в ней одно: красавица. Только красивая, просто красивая, без поддержки ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая как меч'. ('Мой Пушкин'). Несомненно то, что Пушкина, боготворившего женщину, воспевавшего возвышенную любовь к ней, погубил брак с Гончаровой.
Теперь поговорим о другом влечении мужчины к женщине - влечении тела, которое порождает желание. И прежде всего поговорим о желании без любви, которое назовём модным нынче словечком 'секс'. Сравним секс прежде всего с влюбленностью. Эти чувства - антиподы. Влечение тела,вожделение - низменное чувство, совершенно противоположное возвышенному чувству влюбленности, порождаемое созерцанием красоты. Так устроен человек. В нем соединен 'верх' и 'низ', где 'верх' устремлен к Божественной любви, а 'низ', не просветлённый любовью, к дьявольскому эгоцентризму, личному удовольствию. Секс - это понуждение природы к размножению, которое оплачивается опустошающим и мимолетным удовольствием. Это зов плоти, напор спермы, которая, соблазняя удовольствием, ждет выхода так же, как здесь же рядом ждут выхода два других известных продукта жизнедеятельности тела. Красота здесь не играет никакой роли. Вспомним слова из песни Высоцкого: '... она же грязная, а мне плевать, мне очень хочется'.
'Дон Хуан есть символ желания как такового, взятого в его чистом виде - когда страсть к одному объекту утолена, он без передышки устремляется к другому, и, в конце концов, ... переходит к чисто эфемерному наслаждению процессом соблазнения и победы, а затем доходит до жажды творить зло как таковое. Любовные похождения Дона Хуана продолжаются до бесконечности, так и не достигая 'абсолютного обладания', которого просто нет - это своего рода муки Тантала; каждая история начинается с 'высокого' переживания страсти, затем следует соблазнение и бегство, унижение от которого толкает снова и снова на поиск вожделенного и ненавистного объекта уже новой страсти; в конце концов все заканчивается простым стремлением разрушать и осмеивать' (Ю.Эвола 'Метафизика пола'). Воистину так: дьявольская похоть, эгоизм неутолимого сладострастия разрушает. А чувство прекрасного, порожденное красотой природы или красотой женщины становится божественным сотворчеством, оно созидательно, бескорыстно и жертвенно.
Противопоставим дальше эти два чувства-антиподы - влюбленность и секс. Влюбленность возвышает человека, влюбленный способен на жертвенность, он готов умереть ради любимой. Напротив, охваченный сексуальным желанием стремится удовлетворить себя, он стремится к власти и насилию, ищет жертву. Крайнее выражение сексуальной власти - садизм, когда похоть садиста разжигается, и он получает удовольствие при виде страданий и мучений жертвы. Влюблённому свойственна застенчивость, стыдливость. Сексуально озабоченный лишён чувства стыда. При этом от своего бесстыдства он получает похотливое удовольствие, выставляя на обозрение то, что обычно сокрыто от глаз. Сексуально озабоченным не нужна красота женщины - им нужны размеры её бедер раздутые силиконом груди и изуродованные губы.
Необузданное сладострастие, секс без любви (по-собачьи) безмерно унижает человека. 'Для человека как животного совершенно естественно неограниченное удовлетворение половой потребности, но человек как существо нравственное находит это действие противным своей высшей природы и стыдится его' (Вл.Соловьёв 'Смысл любви'). Приступы сексуального возбуждения отключают сознание, человек теряет контроль над собой и готов совокупляться где угодно и с кем угодно. В нынешнее время мы видим это в фильмах Гай Германики, которая, очевидно, смакует подобные сцены. Пресса и телевиление свидетельсьвуют о многочисленных случаях омерзительной педофилии. И вызывает не только удивление, но и протест современная оголтелая реклама сексуально-возбуждающих средств, якобы способствующих укреплению супружеских отношений и 'улучшению демографической ситуации'. И это в то время, когда 80% интернет-трафика занимают свободно доступные порносайты, разжигающие похоть и побуждающие к так называемому 'киберсексу'.
Чувство благоговения перед красотой возлюбленной и секс с ней несовместимы. По большому счету, секс с возлюбленной можно назвать надругательством над ее красотой. Он губит блаженство от созерцания возлюбленной, лишает ее тайны. 'Любовь и вожделение до того различные, исключающие друг друга и противоположные состояния, что человеку в момент искренней любви мысль о телесном единении кажется невозможной... Или лжет тот, кто утверждает, что еще любит женщину, желая обладать ею, или он никогда не знал любви...' (О.Вейнингер. 'Пол и характер').
М.М.Пришвин так описывает свою первую любовь в своих 'Дневниках': 'Я не мог унизить ее своим животным чувством... Чем больше я вглядываюсь в свою жизнь, тем мне становится яснее, что она мне была необходима в своей недоступности, необходима для раскрытия и движения моего духа'. И еще: 'Есть такие отношения к женщине - 'святые', для этих отношений до конца оскорбительна и невозможна попытка к совокуплению (иногда это равновесие дружбы нарушается похотливой попыткой с той или другой стороны). Отсюда и происходит у нас омерзение к акту'. На семьдесят девятом году жизни Пришвин благосклонно относится к естественному прекращению половой страсти: 'Люди еще молодые, состоящие в плену главной человеческой страсти, обеспечивающей размножение, представляют себе жизнь без этого, как смерть. Они не подозревают, что как раз-то и начинается свободная и большая жизнь, когда они освободятся от этого пристрастия'.
Влюбленность требует известной отстраненности от тела -- нежное касание рук, робкий поцелуй только в щечку возлюбленной (даже не в губы, ибо здесь уже включается низ, приземляющий возвышенное чувство). Напротив, секс требует грубого проникновения в тело, доходя в неистовстве до сумасбродных телесных выкрутасов и даже до мании убийства.
При сексуальном соитии с возлюбленной это высокое чувство постепенно приземляется и превращается в низменную страсть. А когда страсть угасает, может даже появиться чувство отвращения к 'использованной' прежней возлюбленной. Классический пример - трансформация любовных отношений Вронского и Анны Карениной. Первоначальная влюбленность Вронского в Анну переходит в телесную страсть, затем следует пресыщение и отчуждение, заканчивающееся трагедией для Анны.
Проблема телесных взаимоотношений полов очень волновала Л.Толстого, всю жизнь стремившегося к истинной, душевной любви, преодолевая в муках безудержный зов плоти. В работе 'О половом вопросе' он писал: 'Верный признак совершенства есть целомудрие не на деле только, но и в душе, т.е. полное освобождение от половой похоти... Если бы люди достигли совершенства и стали бы целомудренны, род человеческий бы прекратился... Пускай его прекращается... Только бы не прекратилась жизнь истинная, любовь существ, могущих любить...'. В рассказе 'После бала' Толстой очень верно отображает чувства влюбленного героя рассказа: 'Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколки и еще что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же... на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя'. В то же время Толстой, обладая мощной потенцией, испытывал нравственные мучения от одолевавшего его в молодые годы, как он сам пишет в своих дневниках, 'сладострастного вожделения', 'тяжелой повинности тела'. В 'Отце Сергии' герой даже с отрубленным пальцем не способен удержаться от соблазна. Толстой хорошо понимал разрушительную роль необузданной похоти в отношениях между полами, когда в этих отношениях нет душевной близости. В повести 'Дьявол' он показал, как дьявольская похоть Иртенева к Степаниде доводит его до самоубийства.
Брак, основанный на голом сексе несчастен и недолговечен. Таким его описывает Толстой в 'Крейцеровой сонате', где женщина для Позднышева - лишь 'орудие наслаждения'. Когда супругов никакие другие отношения не связывают, наступает пресыщение, отчуждение и поиски новых объектов для телесных удовольствий; в результате Позднышев в дикой ревности убивает супругу, изменившую ему с музыкантом-любовником.
Поучительны в этом отношении те же 'Дневники' Пришвина, где он описывает свое отношение к акту без любви: 'В этом-то и трагедия моя, что я не мог к этому акту отнестись как к чему-то священному и обязывающему, что я безумно страдал при каждом акте с проституткой, а без акта, на монашеском положении - пробовал, но физически не мог вынести и доходил до психиатра'. Страх психического расстройства свел Пришвина на тридцатом году жизни с женщиной, которая стала матерью его детей, с которой он много лет прожил в несчастливом браке и принес много страданий и себе и ей.
Известны прочные браки, не реализованные в телесном влечении. Н.Бердяев состоял в многолетнем счастливом браке, о котором сестра его жены рассказывала, что этот брак был 'духовным браком - они жили как брат с сестрой'. Так жили Чернышевские, Бакунины, Шелгуновы, Ковалевские. Эта традиция сыграла значительную роль в русской культуре, передаваясь из поколения в поколение. В начале 20 века такой характер имели браки Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого и Аси Тургеневой, Сологуба и Чеботаревской, Блока и Менделеевой-Блок, Бриков.
Однако желание, идущее от тела, может укреплять супружество, но только тогда, когда оно сочетается с взаимной любовью (как уже было сказано, не будем называть такое желание уже ставшим вульгарным и опороченным словом 'секс'). Желание тела, усиленное взаимной любовью родственных душ, становится огромной притягательной силой, которая сохраняет и укрепляет супружеский союз (и укрепляет, кстати, без 'импазы' и 'виагры', предназначенных для поверхностного, генитального секса).
Для таких супружеских пар с взаимной любовью, между прочим, и составлена 'Кама сутра' - наука и искусство любви. Возбуждение возникает, когда партнёры с любовью глядят друг другу в глаза, чтобы образовалась связь их душ (глаза - зеркало любви). Затем при соединении их тел экстаз оргазма на крыльях любви возносится до божественных высот. Конечно, это идеальная реализация телесного влечения, но к этому по воле Творца человеку надо стремиться, просветляя и одухотворяя тело.
Но ведь найти родственную душу, свою вторую половину, ох как нелегко даже в наше время, когда существует такая популярная телепередача 'Давай поженимся'. Что же делать мужу, поспешно взявшему в супруги возлюбленную, которая в буднях быта лишается божественного ореола в его глазах? Идти на мучительный развод из-за того, что у супруги обнаружились неугодные ему вкусы и привычки? Другой вариант только один -- принять эти отличия, уважать их, проявляя терпимость! Тем более это необходимо, когда в семье дети - ведь ради них и соединяются в браке два пола, чтобы их произвести и вырастить. Стремление 'перевоспитать' супругу часто не только не достигает цели, но ведет к череде упрёков и обвинений и, в конечном счете, к разрыву отношений. И ещё - стремиться прощать. Прощать без хищной ревности собственника. Только истинная любовь, идущая от души, видит в другом всё лучшее и прощает худшее.
Прочность супружеских уз способна удерживать и женская половина. Отвечая на вопрос телеведущего Познера - какое качество в женщине он ценит больше всего - Андрон Кончаловский сказал: забота. Мудрейший собеседник Познера, переживший, как известно, множество любовных связей и обретший счастливое супружество, безусловно, знает, о чем говорит. Такова естественная, исторически сложившаяся роль женщины - хранительницы семейного очага. Её забота и внимание к мужу порождает с его стороны особое чувство благодарности и душевной привязанности к супруге, которая может выразиться просто: чаще дарить ей цветы и целовать.
Итак, подведём итоги сказанному 'от мужика для всех мужиков'.
1. Влюблённые 'с первого взгляда' творите красоту, пишите стихи, но не спешите жениться.
2. Секс без любви гнусен и унизителен, его можно возвысить только любовью.
3. Поспешившие жениться не спешите разводиться - дарите больше цветов и чаще целуйте своих жён.
Автор данных рассуждений был несколько раз безответно влюблён и в молодости, и на седьмом десятке лет. Реализовал влечение плоти и без любви и с любовью. Был дважды женат, испытав муки развода. И на основе своего 'амурного' опыта, после второго брака, обрёл супружеское счастье. Не был влюблён 'с первого взгляда' в будущую супругу, но после дружеского общения и переписки (мы жили в разных городах) полюбил и решил соединить свою жизнь с ней. Уже свыше сорока лет живём в любви и согласии. Радуют дочь, зять, внуки. Не обходится, конечно, без бытовых неурядиц и споров из-за различия вкусов. Погашаю их терпимостью и тем волшебным способом, который нравится всем женщинам - стараюсь чаще дарить жене цветы и целовать. Теперь скажу нечто сокровенное о себе и, возможно, поучительное для других мужей. После того, как я перенёс операцию по удалению простаты - важнейшего органа мужчины, понуждающего его совершать половой акт, я перестал быть "озабоченным" в этом смысле. И что же? Я очень рад этому! Наконец-то я освободился от назойливого влечения, совершенно неуместного на восьмом десятке лет (кстати, сильное половое влечение у меня заложено в гороскопе). Тяготила эта охватывающая меня временами одержимость, заставляющая "облегчаться" иногда в самое неподходящее время, а потом чувствовать себя опустошённым и разбитым. А ведь в старости и удовольствие уже не то, что в молодости, да и сам механизм животных телодвижений выглядит сейчас не по-человечески грубо и унизителен для обоих. Куда уместнее и по-человечески прекраснее - поцелуй. К счастью супруга также согласна со мной, но с условием, что я чаще буду ее не только целовать, но и обнимать. Что я и делаю теперь чаще и стараюсь дарить ей вместе с поцелуем то ли букетик, купленный у метро, то ли цветущую веточку весной, то ли связку полевых цветов летом на даче. И мы получаем теперь истинное взаимное удовольствие: она - от цветов, а я - от ее благодарной улыбки.