Методическое руководство для авторов фэнтези, исторических романов... и не только
За красивым, возвышенным и зовущим названием "Парк отдохновения" скрывалось не что иное, как музей действующих отхожих мест... Именно здесь честный человекоохранитель в очередной раз почувствовал, сколь же велика империя, как много в ней проживает разных племен и какие эти племена, в сущности, разные... И ланчжуну подумалось, что не так уж он и не прав, этот последний из рода Ли, устроивший в своей родовой усадьбе подобный музей. Полезное это дело. Нужно лучше знать друг друга. В живущем по сообразности обществе не должно быть закрытого, ибо все в человеке в конечном счете прекрасно, и, только познав себя самих и своих соседей во всей полноте, мы обретем гармонию и процветание.
Хольм ван Зайчик, "Дело Судьи Ди"
В своих замечательных "Заметках на полях Имени Розы" Умберто Эко на собственном примере показывает важность детальной проработки мира исторического романа; несомненно, то же рассуждение можно отнести и к фэнтези. Лишь маленькая часть мира находит отражение в книге, но сам писатель обязан знать о мире все. Как и в случае с покупкой фрекен Бок новых стелек перед выступлением по телевизору, незримое оказывает глубокое влияние на зримое. Составление полного списка монахов несуществующего монастыря; каталога библиотеки того же монастыря; выдумывание на протяжении десятилетий (как в случае с Толкиным) детальной истории и написание "библии" вымышленного мира... все эти как бы бессмысленные занятия в конце концов оплачивают себя сторицей. Такая проработка придает роману никак иначе не достижимую достоверность. Проработанный мир подспудно влияет на текст и читателя - через мимолетные упоминания и недосказанности, через управление сюжетом. И читатель безошибочно, пусть и подсознательно, распознает это и начинает верить в его реальность.
Сочинитель романа, действие которого происходит в (псевдо)средневековом мире, обязан знать описываемую эпоху достаточно хорошо, включая и нелицеприятные особенности быта. Даже если во всем романе нет ни одной "туалетной" сцены, подобное знание может оказать заметное влияние на повествование. Простейший пример - оно поможет автору задуматься над тем, стоит ли посылать героиню-девушку, переодетую мужчиной, в дальнее плавание на беспалубном варяжском драккаре без малейшей возможности уединения?
В этом небольшом, заведомо неполном и бессистемном обзоре я собрал те сведения об устройстве средневековых отхожих мест, которые попадались мне при чтении исторической литературы. Поскольку великолепные обзоры по туалетам Китая, Японии, Кореи, стран ислама и Индии доступны в книге "Сосуды тайн" под редакцией Алимова и Липкова (ее легко купить на Озоне или найти в сети), то, за редким исключением, внимание будет сосредоточено на Европе.
1. Быт диких племен
Хотя они и не относятся в чистом виде к средневековью, они там были. Были они также и до, и после. А посему надо упомянуть о них хотя бы мимоходом - ведь герои ваших романов вполне могут оказаться в плену у кочевников!
В большинстве случаев, живущие на природе народы не утруждали себя сложными устройствами для отправления физиологических потребностей. Лес большой, степь и тундра тоже. Максимум благоустройства - яма на окраине становища. Или известный по советстким анекдотам "унитаз" из двух кольев - на один вешаешь шапку, другим отбиваешься от волков.
Повадки кочевников, даже создавших великую империю, не отличались чистоплотностью. Яса Чингизова вообще воспрещала монголам стирать одежду, почтение к воде также побуждало монголов не оскверять ее купанием (Борисов, "Повседневная жизнь Руси накануне конца света"). Не все даже использовали такую примитивную вещь как листья, чтобы очистить известную часть тела после соответствующего процесса. Со временем, конечно, китайская цивилизация и ислам оказали облагораживающее влияние. Однако, знакомый врач, работавший в советское время в восточных республиках и Монголии, уверял, что байка о кочевнике, которому доктор не смог поставить клизму, так как не нашел отверстия - вполне реалистична.
Многие авторы упоминают о вони, исходящей от кочевников. Неудивительно, при таких-то порядках! Подозреваю, что в бою это могло дейстовавть как газовая атака. Помните бессмертное эддингсовское: "доспехи должны дурно пахнуть - если во время боя у противника слезятся глаза, это дает тебе некоторые преимущества".
2. Деревня
Наиболее распространенный деревенский туалет, он же нужник, представлял собой будку с дыркой в полу, поставленную над выгребной ямой. За века он мало изменился. Теоретически, такой нужник мог помещаться и в стенах дома - у моих родителей во дворе до сих пор стоит времянка (сарай, в котором люди жили, пока строился дом) со встроенным нужником. При небольшой семье и полженном уходе зловоние не особо ощущается. Кроме того, между таким нужником и жилой частью избы можно располагать подсобные помещения - во многих культурах, включая север Руси, наличие хлева и прочих служб под одной крышей с большой избой было нормой. Упоминается в литературе и об обычае делать дырку в стене между сенями и хлевом и использовать ее в соответствующем качестве в исключительных случаях (лютый мороз на дворе).
В более теплом климате, в маленьком доме с большой семьей, помещение нужника в отдельно стоящем строении, вероятно, следует счесть необходимостью.
Интересный факт, не связанный напрямую с основной темой. Мой прадед, выросший в деревне под Владимиром, рассказывал, что на деревне в те времена мальчики до семи лет носили штаны, состоявшие из двух половинок - для упрощения процедуры справления нужды. Знаком взрослости было разрешение носить обычные штаны. Не знаю, насколько этот обычай древний.
3. Город
В античности существовала богатая культура использования ночных ваз, в том числе были и регулярно очищавшиеся общественные горшки на улицах. В Древнем Риме были и платные туалеты, была и знаменитая Клоака - подземная канализация, по которой обслуживающий персонал передвигался на лодке. Как и прочие достижения культуры, в Темное Время они были забыты.
Основное отличие города от деревни в плане гигиены - много народу и мало земли. По отмеченным выше причинам, это существенно затрудняет устройство нужника - все-таки подобный несовершенный туалет стоит держать подальше от жилья. Однако, прежде чем углубиться в связанные с этим детали, нужно отметить, что стесненность в средневековом городе присутствовала не всегда. Так, в Москве XV века была жуткая толкучка за место в Кремле, но масса простого народа жила в избах, образующих большие массивы застройки, вытянутой вдоль дорог, с немаленькими дворами, и, соответственно, нужниками. Нужники не обязательно вычерпывали, иногда они просто переносились по мере заполнения ямы. Порой нечистоты выбрасывали на улицу, и по сточным канавам (примитивнейшая открытая канализация) они сносились в Москву-реку.
Другой случай не особо стесненного города - Флоренция эпохи Возрождения. Во времена Данте, на пике процветания, флорентийцы выстроили мощные каменные укрепления, охватив ими огромную территорию - с расчетом на рост города. Однако, взамен чума сократила население раза в три, и держала его на таком уровне пару столетий. В результате внутри городских стен было очень просторно, там существовали обширные сады, огороды, виноградники, пустыри. В общем, можно было располагаться почти как на природе. Народ и располагался. В начале XIV века для отправления нужды в бедных районах города использовались любые закоулки и переулки (Антонетти, "Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте").
Интересный вариант использования переулка в качестве туалета описан Боккаччо в новелле пятой второго дня Декамерона: два бруса, перекинутые через узкий проулок между домами на уровне второго-третьего этажа, и поперек них - пара досок. В принципе, хозяин дома обязан был с некоторой периодичностью очищать этот туалет. Судя по тому, что указ флорентийской Синьории от 1325 года запрещает устраивать уборные над общественными улицами, раньше такие брусья перебрасывались не только через проулки! (Антонетти)
Однако, и в просторной Флоренции был престижный и густозаселенный центральный район, где за чистотой следили строже. К 1330 году относится один из древнейших частных дворцов города, дворец Даванцати. Там впервые задокументировано появление туалетов - специальных кабинок в толще стены, которые сообщались с особыми сточными колодцами, под домом. К концу XV века такие туалеты появились не только во дворцах, но и просто в зажиточных домах. В среднем, раз в год они опустошались; содержимое отвозилось к центральным городским ямам-свалкам. В XIV веке такая свалка располагалась около доминиканской церкви Санта Мария Новелла (там происходит действие новеллы девятой восьмого дня Декамерона). История таких туалетов богато документирована благодаря многочисленным проблемам, связанным с их эксплуатацией: конфликты при использовании одной ямы несколькими соседями, расположение ямы под домом соседа, счета за выкапывание ям и за их регулярную очистку, затопление нижнего этажа перехлестнувшим через край содержимым... Канализационныые трубы во Флоренции были керамическими. В контрактах на постройку фундаментов домов можно найти требования на оставление дыр для подключения к "каналазации" - общей выгребной яме для нескольких домов, идущей вдоль улицы. Соображения по теории канализации можно найти в знаменитом архитектром трактате Альберти (XV век), доступном в том числе и на русском. Свидетельства современников (записки доктора Антонио ди сер Паоло Бенивьени, 1487, который занимался переустройством системы канализации в своем доме) рисуют картину, хорошо согласующуюся с этой теорией. (этот абзац - по Goldswathe, The Building of Renaissance Florence)
Широчайшим распространением во Флоренции пользовались и ночные горшки - они требовали минимальных затрат и могли эксплуатироваться в любой комнате. В новеллах Франко Саккетти (конец XIV века) этот атрибут флорентийской жизни богато представлен. Правда, используется он там не столько по назначению, сколько для проделывания нехороших шуток с друзьями. У него же можно найти интересные фразы, иллюстрирующие некоторые аспекты пользования туалетами, как-то: "Если ты сходишь в отхожее место и удовлетворишь телесную потребность, а в месте том будут висеть особые тряпки для этой потребы..."
Неизвестно, существовали ли тогда во Флоренции общественные уборные. Очень может быть. По соседству, в сравнительно небольшом городке Сан-Джиминьяно их наличие задокументировано. (Антонетти)
Надо отметить, что столь детально разобранная тут Флоренция не является нормой для Западной Европы. Многие авторы отмечают необычную чистоту Флоренции. Недаром Возрождение началось тут на два века раньше. В том же Париже царила эпоха ночных горшков, опустошаемых в окно; канализация, если и существовала, была открытой. Какое-то время парижская канализация стекала в реку, но потом это было отменено - половина населения зависела от речной воды (Thorndike, "Sanitation, Baths and Street-Cleaning in the Middle Ages and Renaissance", Speculum, Vol. 3, No. 2, 1928, 192-203). В1270 году был введен закон, запрещающий выплескивать отходы из окна. Спустя сто лет, отчаявшись бороться с его нарушением, горожане издали закон, что выплескивать все-таки можно, но перед этим необходимо трижды прокричать предупреждение. Впрочем, вопрос о том, каков на самом деле был уровень санитарии в средневековых городах, является сильно дискуссионным (Thorndike).
Для городов, стоявших на море, а не на реке, проблема канализации решалась проще - многие дома в Константинополе были оборудованы туалетами, стоки которых вели в море (Райс, "Византия").
4. Дворец, замок, монастырь
С точки зрения технических деталей, дворец мало отличался от города: просто ночные вазы были более богато украшены. В середине XIX века А.В. Терещенко производил раскопки на месте Сарая, некогда великой столицы Золотой Орды. Одна из его находок - комната, в которой на кирпичном полу стоял каменный постамент - нужник. Сверху он был облицован небесно-голубыми изразцами, а посередине зияла дыра (Борисов).
Для нужд многочисленной челяди во дворцах существовали и примитивные уборные массового пользования; наверняка, ими порой пользовалась и знать. Японские легенды, кстати, очень часто повествуют об убийствах князей в отхожих местах. Взять, например, известную историю о карлике-ниндзя Дзиннае, который подкараулил князя Уэсуги Кэнсина, спрятавшись в выгребной яме, а потом пересидел облаву, погрузившись с головой и высунув наружу лишь кончик дыхательной трубки. Но мы уклонились от нашего региона.
Есть сведения, что сравнительно рано в монастырях и замках, расположенных на берегах рек, появились туалеты, в которых нечистоты уносились проточной водой. Интересный тип отхожего места можно обнаружить в горных замках и монастырях. В простейшем случае оно представляет собой выступ или просто участок стены, предназначенный для выброса мусора, слива нечистот и отправления естественных потребностей, сам же замок или монастырь оставался "в чистоте и опрятности, соблюдая дивный союз с овершием горы и с непорочными небесами" (Эко, "Имя розы").
В покоях правителей, однако, использовался более совершенный вариант: четырехугольный эркер, выпячивающийся из стены. Если глядеть изнутри, то туалет представлял собой кабинку с дыркой в полу или каменном сиденье, сквозь дырку отходы жизнедеятельности уходили в свободный полет. Такой туалет можно видеть, например, в замке Карлштейн в горах недалеко от Праги. Через узкое окно, находящееся, увы, как бы за спиной пользующегося, открывается прелестный вид на отроги Карпат. В знаменитом Шильонском замке в Швейцарии такие туалеты есть не только в господских палатах, но даже в башнях, где дежурили стражники. Наверное, расположение над озером способствует распространенности (замок фактически представляет собой остров); а вид на Женевское озеро в тумане еще более живописен.
5. А те, кто в море?
В заключение нельзя не упомянуть про то, как обстояло дело с отхожими местами за пределами родного дома - на войне, на корабле и т.п. С этим связаны некоторые важные обстоятельства.
В военных лагерях, ввиду большого скопления народа, даже в самые анархичные и темные времена обычно устраивались специальные ямы, которые регулярно рылись и засыпались. Когда речь идет о многомесячной осаде, опасность эпидемии заставляет внимательно следить за санитарией.
Особую значимость приобретает проблема физиологических нужд в связи с тайными операциями. Как хорошо известно охотникам, по помету животного можно получить массу информацию о нем самом и о том, когда оно тут пробегало. Отходы жизнедеятельности человека в этом смысле не менее информативны. Поэтому при проведении разведки на вражеской территории сокрытию отходов нужно было уделять максимум внимания, вплоть до уноса их с собой в мешках.
На парусных кораблях всех времен и народов туалетное место обычно располагалось на носу - он омывался волнами, и, поскольку парусник обычно не располагается носом к ветру, запахи не попадали на корабль. На многих кораблях особых удобств там не было, максимум была площадка для этой цели. На других - туалет представлял собой круглое отверстие, очко, в горизонтальном настиле на самом носу корабля, сбоку от бушприта, около носовой фигуры.