Въчков А. : другие произведения.

Форма одежды Болгарского военного флота в период 1879-1918 годов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Предлагаю вниманию читателей перевод статьи болгарского историка Александра Вычкова о становлении и развитии формы одежды Болгарского военно-морского флота в 1879-1918 гг.

  Предлагаю вниманию читателей перевод статьи болгарского историка Александра Вычкова -
  УНИФОРМИТЕ НА БЪЛГАРСКИЯТ ВОЕНЕН ФЛОТ ПРЕЗ ПЕРИОДА 1879-1918 ГОДИНА. "Годишник на Военноморския музей - Варна, том VI, 2008 г." Александър Въчков.
  
  В первые годы существования Дунайской флотилии регламентированного обмундирования не было. Поскольку большую часть личного состава составляли русские офицеры и унтер-офицеры, они носили российскую форму.
  В личном архиве князя Александра I Баттенберга (1879-1886), хранящемся в Национальной библиотеке, имеется тетрадь с акварельными зарисовками морского обмундирования (1). Вокруг них почерком князя на немецком языке написаны уточнения. Весьма вероятно, что эти эскизы он рисовал сам, тем более что из воспоминаний современников известно, что князь лично занимался созданием формы одежды войск (2).
  
  Рисунок военно-морской офицерской фуражки. Иллюстрация из приказа с описанием нового обмундирования Дунайской флотилии 1883 г. Помимо проекций и размеров фуражки, дана также детализация офицерской кокарды. (ДВИА)
  
  
  Александр Баттенберг (1857-1893), немецкий принц, участник Русско-турецкой войны 1878-79 гг., российский генерал-лейтенант и кавалер ордена Св. Георгия IV степени, первый князь Болгарии (1879-86).
  В военно-морской форме фотографий не сохранилось.
  
  Некоторые рисунки в блокноте вырезаны и отсутствуют. Позже автор нашел недостающие фрагменты в Центральном военном архиве, в приложении к Приказу по Военному ведомству ? 315/6.09.1883 (3). Они дополнены подробными описаниями элементов обмундирования Дунайской флотилии. Примечательно, что, в отличие от любого другого обмундирования Болгарской армии того времени, в форме одежде флотилии не прослеживается русского влияния. Скорее заметно некоторое сходство с английскими образцами того времени.
  В "Документах из тайного архива Российского правительства", изданных в 1893 г. газетой "Свобода" (т.н. собрание Якобсона), говорится о пожелании русских полномочных представителей в Княжестве Болгарии, чтобы форма одежды будущей Дунайской флотилии была похожа на мундиры капитанов австрийских пароходных компаний. Однако тщательное сравнение с австрийскими мундирами не позволяет подтвердить осуществление этого намерения.
  
  Самый известный из австрийских капитанов на Дунае - Дагоберт Энглендер.
  Во время болгарского Апрельского восстания 1876 г. против османского владычества с его парохода "Радецкий" высадился повстанческий отряд знаменитого поэта и революционера Христо Ботева.
  
  Как уже говорилось, в одежде болгарских военных моряков заметно некоторое английское влияние. Этому факту есть логичное объяснение, учитывая, что один из братьев первого болгарского князя - Людвиг фон Баттенберг - являлся офицером английского флота.
  Интересной деталью этого проекта является т.н. вечерняя (парадная) форма, не вошедшая в опубликованный позже приказ. Независимо от причин создания этой формы, она остается интересным прецедентом в развитии болгарской форменной одежды.
  Подробные описания одежды офицеров приведены в Приказе ? 315. Форма должна быть сшита из темно-синей ткани "bleu Marine". Со служебной формой носится фуражка, отличающаяся от общеармейской по покрою. Тулья ее из синей ткани, а поверх околыша пропущена муаровая шелковая лента. Фуражка имеет козырек из черной кожи, над которым крепится подбородочный ремень из золотого галуна. Посередине спереди прикрепляется кокарда, вышитая золотой мишурой или выполненная из золоченого металла поверх подложки из черного шелка. На кокарде изображены якорь и княжеская корона над ним, окруженные венком из лавровых листьев.
  
  Командный состав болгарского учебно-артиллерийского крейсера "Надежда", 1896 г.
  В заднем ряду слева - офицер в общеармейской форме одежды. (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com).
   
  
  В качестве парадного головного убора использовалась треуголка, имеющая симметричную форму. По ее краям у мичманов и лейтенантов нашивалась черная муаровая лента. Старшие офицеры - капитан-лейтенанты и капитаны - носили по краям треуголки золотой галун. С правой стороны крепилась трехцветная шелковая розетка, выступающая над краем треуголки. Она крепилась плетеным золотым шнуром с пуговицей.
  Сюртук представлял основной предмет одежды морских офицеров. У него были открытые лацканы, гражданский покрой и длина до колена. Сюртук шился из темно-синей ткани. В этот период было модно, чтобы его лацканы были широкими и плотно прилегающими. Под сюртук надевалась белая рубашка с накрахмаленным высоким воротником и шелковый галстук-бабочка. Жилет с пятью мундирными пуговицами также надевается под сюртук.
  
  Болгарские морские офицеры в служебной форме одежды (сюртуках).
  
  При служебном мундире на плечах носились погоны, а при парадном мундире - эполеты английского образца. Характерной особенностью является то, что погоны были выполнены целиком из золотого галуна, без просветов. На эполетах, а также на погонах крепился серебряный якорь с короной. Звездочки, соответствовавшие званию, располагались на погонах выше и ниже якоря. На эполетах, где якорь помещался в круглом поле, звездочки размещались на корешке. В обоих случаях на рукавах нашивались золотые галуны, самый верхний из которых был с так называемым "узлом Нельсона". Под самым нижним галуном были пришиты три мундирные пуговицы, от которых до конца рукава шли тонкие шнурки черного шелка.
  
  Эскиз эполет для парадного мундира. (ДВИА)
  
  
  Эскиз погон для служебной и дежурной формы одежды (ДВИА).
  
  
  Эскиз расположения галунов и пуговиц на рукаве офицерской формы одежды (ДВИА).
  
  Брюки, носившиеся с сюртуком и парадным мундиром, шились из сукна и имели сбоку лампасы из золотого галуна. Они были длинными и носились навыпуск с короткими сапогами.
  С парадным мундиром носилась портупея из золотого галуна с черным просветом посередине и круглой бляхой с гербом - якорем с короной наверху. Сабля прикреплялась к ней длинным золотым галунам. Это соответствовало русской военно-морской модели образца 1855 года. При служебном мундире носилась портупея из черной лакированной кожи с такой же бляхой.
  Офицерская шинель была темно-синего сукна армейского покроя. У военных врачей и морских механиков приборный металл был серебряный. На погоны наносились специальные знаки. Для врачей - серебряный посох Эскулапа, а для механиков - зубчатое колесо. Для флотских флигель-адъютантов князя был разработан также специальный вензель. Он представлял собою золотую литеру "А" с короной на серебряном якоре.
  В летнее время офицеры надевали на фуражку белый чехол, закрывающий и козырек. Спереди было прорезано специальное отверстие для кокарды. Подбородочный ремешок носился поверх чехла. Вместо сюртука надевался мундир покроя типа "болгарка" (мундир, который носили болгарские ополченцы во время войны 1877-1878 гг.), из белой летней ткани.
  Буквально через сутки после обнародования этого приказа был опубликован новый отчет военного ведомства под номером 350/23 сентября 1883 г., в котором в текст были внесены некоторые исправления (4). Шелковые шнуры, идущие от пуговиц до конца рукава, удалялись. Также были исправлены некоторые опечатки в предыдущем приказе.
  Очередные нововведения в обмундировании флотилии относятся к 1885 г. Приказом Военного ведомства ? 18/22 февраля 1885 г. золотые галуны были сняты с треуголок капитан-лейтенантов и капитанов (5). Также претерпели изменения знаки на погонах врачей и механиков. Им было приказано также поместить на погоны якорь с короной. Это были последние изменения в одежде офицеров перед началом Сербско-болгарской войны.
  Приказов, касающихся обмундирования нижних чинов флотилии, не сохранилось. В некоторых более поздних источниках были опубликованы изображения и описания униформы Машинного училища (6). По ним можно судить, что унтер-офицеры флотилии носили фуражку с козырьком и армейскую кокарду. Вместо сюртука они носили мундир из темно-синего сукна "болгарского" покроя и длинные брюки. Их знаки отличия были такими же, как у пехоты. Моряки нижних чинов носили фуражки без козырька с шелковой лентой и надписью, включающей аббревиатуру "КНВис" и название корабля. Это буквосочетание расшифровывалось как "Корабль Его Величества" (болг: Кораб на Негово Височество) - еще одно заимствование из традиций английского флота. Фуражки матросов в этот период были без кокарды и с длинными лентами сзади с проштампованными на них желтыми якорями. Повседневная голландка была изготовлена ​​из синей ткани и по покрою аналогична таковым в большинстве военно-морских флотов. В этот период она была довольно свободного покроя и носилась как заправленной в брюки, так и свободно навыпуск. Брюки, шившиеся из той же ткани, были широкими, типа клёш. К вороту голландки пришивался гюйс из более светлой синей ткани с тремя белыми полосами. Под голландкой носилась фланелевая нательная рубаха с чередующимися широкими белыми и более узкими синими полосами. Под воротником крепился шнурок или цепочка, которые висели спереди как ожерелье. Функция этой детали обмундирования не ясна, но она присутствует на фотографиях того времени.
  
  Матрос болгарской Дунайской флотилии, конец ХIX - начало ХХ в. (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com).
  
  Зимой нижние чины носили бушлат, представлявший собой короткую шинель покроя типа "болгарка". Летняя форма шилась из белой материи.
  После окончания Cербско-болгарской войны (1885 г.) был короткий период, в течение которого в обмундировании флота не производилось никаких изменений. Основной причиной этого представляется свержение князя Александра I и последовавший за этим политический кризис в стране. Очередное изменение в обмундировании было произведено в 1887 г. В Приказе по Военному ведомству ? 162/10 мая 1887 г. даны описания обмундирования механиков флота (7). Их особый статус подчеркивался некоторыми характерными элементами декора. Им было предписано носить офицерскую фуражку из темно-синего сукна с черным шелковым околышем и кожаным козырьком. В отличие от морских офицеров, они не носили подбородочного ремня из золотого галуна, а кокарда у них была офицерского, общеармейского образца. Вместо сюртука механикам полагался бушлат из темно-синего сукна с унтер-офицерскими погонами. На погоны и обшлага нашивался серебряный галун. Пуговицы также были серебряные с выгравированным якорем с короной сверху. На погонах размещались серебряные нашивки в соответствии со звания. На левом рукаве выше локтя нашивалась эмблема специальности - зубчатое колесо, вышитое серебряными нитками. Под ним располагались остроконечные галунные шевроны за выслугу лет. У механиков были длинные брюки из мундирной ткани, как у остальных чинов на флоте. На сохранившихся фотографиях того периода видно, как некоторые механики носят металлические якоря на отворотах воротника бушлата. Приказа, подтверждающего официальное введение этого декоративного элемента, не обнаружено.
  В рассматриваемый период на сохранившихся фотографиях заметны некоторые изменения в деталях одежды офицеров. Поскольку документальных подтверждений не сохранилось, скорее всего, это импровизация со стороны офицеров. Возможно также, что изменения были внесены приказом по флоту, многие из которых не сохранились до наших дней.
   58487b75c1f1f.jpg
  Варианты парадной формы болгарских военно-морских офицеров конца ХIX в. на фотографиях тех лет.
  
   
  Будущий командующий флотом Станчо Димитриев в бытность мичманом 1-го разряда Дунайской флотилии сфотографировался в парадной форме со своей невестой, 1895 г.
  
  В конце XIX века военное руководство страны, оценив важность развития военного флота, приняло меры по увеличению его численного состава. Для оказания консультативной помощи в развитии военно-морского флота была приглашена французская военно-морская миссия. Расширение флота потребовало обнародования табели новых офицерских званий. Существовавших до этого на флоте четырех офицерских чинов уже не хватало, и звания были приравнены к армейским. Разумеется, названия были даны традиционно морские. Указом ? 8/1897 была введена таблица военно-морских званий, впервые включавшая звание адмирала (8). (Впервые звание адмирала в болгарском флоте было введено Законом об организации вооруженных сил Княжества Болгарии (статья 74), принятым 3 декабря 1891 г. VI Обыкновенным народным собранием. Также была принята таблица с ранжированием офицерских званий - прим. ред.) Приказом Военного ведомства ? 69 от 15 февраля 1899 г. для различия чинов на погонах были введены одинарные и двойные просветы из черного сукна, как и в армии (9).
  Прежние погоны английского образца заменены принятыми в армии образцами. У младших офицеров эполеты были без бахромы. В приказе особо указано, что лейтенантам, звание которых в армии уже соответствует капитану, не разрешается носить бахрому на эполетах. На погонах и ​​эполетах сохранился серебряный якорь, а расположение звездочек было такое же, как и в других частях Болгарской армии. В связи с увеличением числа офицерских чинов изменено расположение галунов на рукавах сюртука. У младших офицеров они были узкие, числом от одного до трех, причем на верхнем имелся так называемый "узел Нельсона". Старшие офицеры имели один широкий галун и от одного до трех узких галунов над ним. Адмирал носил широкий галун с генеральским зигзагом и узкий галун над ним.
  На фуражке сохранена кокарда, принятая в 1883 году. На фотографиях, сохранившихся до наших дней, хорошо видна большая разница в размерах, деталях и способе изготовления кокард. Встречаются как вышитые, так и металлические кокарды. Вероятно, это следствие того, что офицеры заказывали элементы своего обмундирования в разных местах. В этот же период на офицерских шинелях появился черный бархатный воротник, но приказа, регламентирующего это, не найдено.
  
  Морские офицеры в шинелях.
  
  Сабли морских офицеров также отличаются большим разнообразием. Наряду с официально признанной моделью российской морской сабли существуют также французские, австрийские, английские и итальянские модели. Вероятно, они были куплены офицерами во время их обучения и стажировок на флотах этих стран. По-видимому, военно-морское командование в этот период не пресекало подобных вольностей, и вообще внешний образ морских офицеров в этот период имел гораздо менее военный вид, чем у их армейских коллег.
  Моряки нижних чинов на флоте продолжали носить обмундирование предыдущего периода. На тульях их фуражек появляется солдатская кокарда. Наряду с бушлатом зимой в ходу и серая шерстяная шинель с темно-синим воротником и погонами. Покрой ее аналогичен общевойсковой солдатской шинели.
  
  Матрос с крейсера "Надежда" в зимней форме одежды. Фотография при полном параде, с корабельным песиком и корзиной цветов, как бы сказали сегодня: хоть в дембельский альбом!
  
  А вот так выглядели болгарские моряки при несении повседневной службы - голландки старые, выцветшие, фуражки без ленточек, вероятно, используются в качестве рабочей одежды. (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com).
  
  Учащиеся Машинного училища носили матросскую форму с надписью "Инженерное училище" на околыше фуражки. На погонах были выбиты литеры "М" (Машинно) и "У" (Училище). На левом рукаве носилась белая эмблема в виде шестеренки. Воспитанникам училища полагались белые перчатки, а зимой вместо шинели они носили бушлат. Летом в Морском училище, как и на всем флоте, носили белую форму. К концу описываемого периода покрой голландки постепенно сужался, и она надевалась навыпуск.
  С концом XIX века подошел к концу период, полный изменений в развитии болгарского военно-морского обмундирования. Некоторые новшества сохранились в последующие периоды и внесли свою лепту в формирование болгарской традиции военно-морского костюма.
  В период с начала ХХ века до конца Первой мировой войны болгарский военно-морской флот развивался очень динамично. Повышенное внимание, которое Военное министерство уделяло военно-морскому флоту в определенные периоды, находил свое отражение и в форменной одежде.
  Приказом Военного ведомства ? 31/30 января 1902 г. были обнародованы новые правила ношения формы одежды на флоте (10). В форменную одежду были внесены радикальные изменения, некоторые из которых, вероятно, имели политические причины. Издание приказа совпало с продолжавшимися переговорами между правительствами Болгарии и России, итогом которых стало заключение секретной военной конвенции. Одним из основных пунктов договора явилось подчинение болгарских армии и флота русскому командованию в случае войны. Военно-морской флот, который до сих пор служил главным представителем вооруженных сил в международных контактах, и в данном случае стал послом доброй воли. Потепление отношений между двумя странами было отмечено частыми заходами болгарского учебного крейсера "Надежда" в российские порты. Вероятно, в процессе этих контактов была замечена видимая разница в обмундировании. В то время форма болгарского флота, особенно офицерская, еще имела сильное английское влияние. В основных изменениях, заложенных в цитируемом Приказе ? 31, наблюдается стремление приблизить болгарскую морскую форму к российской.
  Первое и одно из главных изменений в форменной одежде флота касалось парадной формы офицерского состава. Она состояла из треуголки, мундира и длинных брюк. Треуголка упомянутого выше Приказа ? 31 заметно отличается от таковой более раннего образца 1883 г. Она сделана из черного кастора и ее левая сторона выше правой. По краю нашита шелковая лента с чередующимися вышитыми якорями в лавровых венках. Розетка кокарды имеет обратную цветовую схему по сравнению с предыдущей моделью. Петлицы из витого шнура предусмотрены трех видов в зависимости от ранга.
  
  Эскиз парадной треуголки офицеров флота обр. 1883 г. (ДВИА).
  
  
  Первый начальник штаба флота капитан I ранга Васил Хитров (на первом фото) и неизвестный морской офицер с треуголками нового типа.
  
  Новинкой также стал мундир, который по покрою соответствовал общеармейскому, но был выполнена из ткани темно-синего, почти черного цвета. Воротник и манжеты украшались богатой вышивкой с морской символикой. На плечах помещались эполеты общеармейского образца с серебряными якорями.
  
  Начальник флота (подражание русской военной терминологии нач. ХХ в.) капитан I ранга Станчо Димитриев в парадной форме нового образца, София, 1908.
  
  
  Вышивка на воротнике и обшлагах военно-морской парадной формы обр. 1902 г.
  
  
  Офицеры Болгарского военно-морского флота в Варне, 1905 г. Парадная форма.  (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com).
  
  Мундир носился с портупеей из золотого галуна с одним или двумя черными просветами в зависимости от ранга. На лицевой стороне помещалась круглая позолоченная бляха с выгравированным якорем и лавровыми листьями по краю. Длинные брюки шились из той же ткани, что и мундир. Для адмиралов и командующего флотом предполагались лампасы из фонари генеральского галуна. У командующего флотом на треуголке по краям имелись золотой галун и султан из белых страусовых перьев. Этим же приказом была введена новая модель морской сабли с богато орнаментированным и украшенным инкрустациями эфесом. Она носилась со специальным темно-синим флотским темляком.
  
  Офицерские портупеи, повседневная и парадные, и морская сабля обр. 1902 г. (ДВИА).
  
  Изменения были внесены также в служебную и повседневную (домашнюю по тогдашней терминологии - прим. ред.), одежду морских офицеров. Фуражка имела три белых канта, как у российского флота и общеармейскую кокарду. На околыше - шелковая лента с якорями, как и на треуголке. Подбородочных ремешков - два, один кожаный, поверх него расположен другой - из золотого галуна. Козырек был поставлен более вертикально, для удобства наблюдения в бинокль. С сюртука были убраны галунные нашивки на рукавах, и звания теперь различались только погонами, как и в Российском флоте.
  02 flot 11.jpg
  Мичман II ранга Болгарского флота, Варна, 1909.
  Сюртук почти приблизился к российскому образцу, только вместо морской портупеи офицер надел общеармейский кушак, а еще повязал неуставной модный галстук... Балканский колорит!
  
  В качестве служебной одежды использовался китель из ткани темно-синего или белого цвета в зависимости от сезона. Покроем китель представлял из себя короткую куртку с тремя прорезными карманами и двумя рядами по пять пуговиц. Носился он с длинными брюками. Шинель была из темно-синего шерстяного сукна с воротником из черного бархата. К гардеробу офицера была добавлена ​​накидка.
  
  Капитан-лейтенант Рашко Серафимов, питомец российской военно-морской школы, один из первых болгарских подводников, в белом летнем кителе, 1905 г. На груди видны русские значки об окончании Офицерского класса подводного плавания (нижний) и Минного Офицерского класса.
  
  Никаких изменений в обмундировании нижних чинов в этом приказе не вносилось. Было введено всего несколько видов эмблем для различных специальностей, которые размещались на левом рукаве выше локтя.
  
  
  Инспектирование учебного крейсера "Надежда", ок. 1910 г. Старший офицер, придравшийся к нижнему чину, одет в зимнюю шинель, двое других офицеров - в сюртуки (не переднем плане - с кортиком), матросы - в повседневной форме одежды.
  
  Офицер в сюртуке и с кортиком проверяет торпедный аппарат на крейсере "Надежда", нижние чины - в рабочей форме одежды, унтер-офицер (болг.: подофицер) отличим от матроса по фуражке с козырьком. (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com).
  
  Подъем сигнальных флагов на крейсере "Надежда". Подофицер в центре, изучающий журнал вместе с офицером, одет в зимний бушлат и фуражку с козырьком.  (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com).
  
  В 1905 г. приказом Военного ведомства ? 245 от 29 августа 1905 г. были внесены некоторые изменения в обмундирование военнослужащих морского флота (11). Главное новшество - введение кителя измененного покроя. Он был однобортный, с пятью золотыми пуговицами, прямым воротником и четырьмя карманами с клапанами, верхние карманы были накладными. Зимний китель был выполнен из ткани темно-синего цвета, а летний - из ткани белого цвета. При зимнем и летнем обмундировании носились золотые погоны, с которых было снято изображение якоря. С фуражки убрали галунный подбородочный ремешок, вместо галунной портупеи ввели другую, из черной лакированной кожи, а бляха осталась прежней. Ремешки для подвешивания сабли изготовлялись из такой же кожи. Также был введен кортик, который носился с домашней (т.е. повседневной) и визитной (т.е. выходной) униформой. Для сабель был учрежден темляк нового образца с массивным узлом.
  
  Болгарская морская сабля сама по себе и пристегнутая к новому командующему флотом князю (с 1908 - царю) Фердинанду Саксен-Кобург-Готскому, артистично позирующему на берегу Черного моря в военно-морской форме. (НВИМ, www.lostbulgaria.com).
  
  Приказом Военного ведомства ? 172 от 7 июня 1906 г. князь Фердинанд принял командование флотом (12). Теперь морские силы Болгарии назывались "Флот Его Величества". В связи с этим на погонах были помещены вензеля: литера "Ф" с короной из посеребренного металла. На кораблях офицеры по собственному почину носили короткие шинели с подкладкой и воротником из овчины. Моряки чаще всего одевали бушлаты, которые также могли быть подбиты кожей.
  
  Фотографии боевой учебы экипажей миноносцев типа "Дръзки", на обеих хорошо видны знаки различия морских унтер-офицеров (подофицеров) - лычки на плечах, аналогичные таковым на Российском имп. флоте. (Фото с ресурса www.lostbulgaria.com)
  
  Воспитанники Морского училища носили матросскую форму с надписью "Морско училище" на околыше фуражки. В качестве парадной зимней формы носился бушлат, у которого на воротнике на короткое время были введены петлицы. На старых фотографиях видно, что бушлат носились расстегнутым, а воротник голландки выправлялся поверх. Воспитанники Морского училища также носили белые перчатки.
  
  Воспитанники и офицеры Морского училища в летней форме одежды, 1910-е гг.
  
  Это были последние изменения в форме одежды военно-морского флота перед началом войн. Приказом Военного ведомства ? 190/1915 вводилось небольшое изменение в обмундирование флота (13). Цвет кителя и брюк был изменен с темно-синего на черный. Набирает популярность и тужурка - двубортный жакет длиной до бедра, не описанный в официальных приказах, но массово носимый офицерами.
  В 1917 году на флоте появилась и морская авиация. Летчики, служащие в ней, обыкновенно носили обычный китель, который был вполне удобен. Единственным отличием от других морских офицеров являлся значок пилота, который они прикрепляли на левый верхний карман. В полеты они обычно надевали кожаную обувь с гетрами, в которые заправляли брюки.
  В 1916 году впервые в истории флота был высажен морской десант. Он был осуществлен силами Варненской портовой роты. Первые болгарские морские пехотинцы носили матросскую форму с серыми шинелями и пехотным снаряжением.
  
  Моряки, участвовавшие в морском десанте в Балчик, на борту миноносца "Смели", 1916 г.
  Качество фото оставляет желать лучшего, но заметны белые чехлы на фуражках, новые голландки на нижних чинах и кителя на офицерах. Герои дня принарядились для общения с прессой.
  
  Таковы, вкратце, изменения в обмундировании болгарского флота за первые десятилетия его существования. Метаморфозы, которые оно претерпело, представляют интерес. Изменения во многом согласованы с динамикой развития самого флота. Многие элементы, впоследствии ставшие характерными для болгарского морского обмундирования, были введены именно в рассматриваемый период. Это было время составления болгарского военно-морского мундира.
  
  Сноски:
  1 БИА - НБКМ, ф. 271, оп. 1, л. 164-168.
  2 Моссолов, Ал. България, 1879-1883 г., С., 1936, 44.
  3 ДВИА, ф. 1, оп. 5, а.е. 66, л. 45-52.
  4 ДВИА, ф. 1, оп. 5, а.е. 66, л. 95.
  5 ДВИА, ф. 1, оп. 5, а.е. 74, л. 39.
  6 Юбилеен сборник на Морско училище, 1881-1931, Русе-Варна, 1931, оф. отд., с. 198, 202-204
  7 ДВИА, ф. 1027, оп. 5, а.е. 133.
  8 Военни известия, г. V, ? 105/01 февруари 1897 г.
  9 ДВИА, ф. 1, оп. 5, а.е. 141, л. 98.
  10 ДВИА, ф. 1, оп. 5 а.е. 160, л.120-141.
  11 ДВИА, ф. 1, оп. 5, а.е. 177, л. 73.
  12 ДВИА, ф. 1, оп. 5, а.е. 180, л. 265.
  13 ДВИА, ф. 1, оп. 1, а.е. 122, л. 113-119.
  ______________________________________________________Перевод с болгарского языка.
  
  Использованы материалы с сайта: https://morskivestnik.com/ ПРИЛОЖЕНИЕ: 1.2.3. 1. Капитан Дунайской флотилии в парадной форме. Морская форма, введенная в 1883 году, является единственной в Болгарских вооруженных силах, в которой не заметно русского влияния. Капитанская треуголка имеет золотой галун по краю и кокарду в виде розетки из шелковой ленты цветов национального триколора. Сюртук гражданского покроя с галунами на рукавах с "узлом Нельсона". Характерным украшением болгарского морского мундира этого периода являются пуговицы под нижним галуном. Эполеты английского образца с серебряным якорем в круглом поле и четырехконечными звездами, обозначающими звание. На длинных брюках золотой галун. Снаряжение: Парадный пояс из золотого галуна с золоченой бляхой с изображением якорям и короны. Оружие: Русская морская сабля. 2. Подпоручик санитарной службы флотилии в летнем обмундировании. В этот период морские офицеры летом носят фуражку с белым чехлом, закрывающим козырек. Спереди серебряная кокарда темно-синего цвета. Прибор из серебристого металла характерен для армейских врачей. Галунный подбородочный ремешок также серебряный. В качестве летней одежды офицеры флотилии носят форму покроя типа "болгарка", изготовленную из легкой хлопчатобумажной ткани. Отличительной чертой флота является отсутствие клапанов на задней части одежды. На погонах имеются серебряные якоря, введенные в 1885 г. вместо так называемого "посоха Эскулапа". Брюки от зимней формы, цвет "bleu marine" (синий морской). Также допускается ношение белых брюк из ткани форменной одежды. В таких случаях носят белые туфли. 3. Боцман-механик Морской части. В этот период в военном флоте Княжества Болгария звание боцмана соответствовало фельдфебелю в армии. Механики в силу своего специального образования имеют особый статус, который подчеркивается некоторыми элементами их одежды. Боцман, изображенный на рисунке, одет в офицерскую морскую фуражку, но без золотого подбородочного ремня и с общеармейской офицерской кокардой. Мундир, по покрою похожий на "болгарку", имеет серебряные пуговицы. Погоны окантованы серебряным галуном. Широкая нашивка, соответствующая воинскому званию, также серебряная. На левом рукаве вышита серебряная шестеренка - отличительный знак механиков флота. Под ним два остроконечных галуна по годам выслуги. В отличие от унтер-офицеров в армии, на флоте носят на рукаве галун, который не складывается под прямым углом по наружному шву. Привилегией военно-морских чинов являются длинные брюки, которые надеваются поверх коротких сапог. В этот период обмундирование на флоте шили из ткани темно-синего цвета - "bleu marine". 4.5.6. 4. Капитан-лейтенант флота в летней военной форме в кителе. Изменения, внесенные в форму одежды флота 1902 году, отразились и на фуражке морских офицеров. На ней появились три белых канта, как на Русском флоте, и общеармейская кокарда. Козырек становится более прямым для удобства наблюдения в бинокль. В 1905 году галунный подбородочный ремень был заменен кожаным. Показанный на рисунке китель использовался до 1905 года, когда его заменили однобортной моделью, напоминающей обмундирование пехоты. Брюки длинного покроя, принятые для военно-морского флота. Носятся с короткими черными ботинками. 5. Рулевой-ефрейтор (в Болгарском флоте, как и в Российском, наблюдалась "чересполосица" морских и сухопутных званий) учебного крейсера "Надежда" в зимней строевой форме. В начале ХХ века форма матроса стала скромнее. Голландка надевается поверх брюк и слегка приталена. На фуражке помещается солдатская кокарда. В 1899 г. были введены нашивки для специальностей военно-морского флота. 6. Мичман II ранга - летчик в зимней военной форме в кителе обр. 1905/1915 гг. После 1915 г. зимняя форма одежды морских офицеров шилась из черного сукна. Погоны стали более узкими. Морские летчики носят общеармейский значок летчика образца 1916 года. Характерным элементом одежды авиаторов является обувь с кожаными гетрами, в которые заправлялись брюки. ____________________________________Перевод с болгарского языка. Источник: https://www.morskivestnik.com/mor_kolekcii/mor_uniformi/bg_navy_sn1.html

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"