Кожемякин Михаил Владимирович : другие произведения.

Военно-морской флот Ирана, 1885-1941

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    История развития военно-морских сил Ирана Нового/Новейшего времени со времен их создания по период вступления в страну советско-британских войск 25.08.1941.

  Современные ВМС Ирана ведут свою историю со времен правления Каджарской династии (предпоследней в истории страны). Каджарам фатально не везло во внешней политике, но они имели упрямую привычку персидского борца-пехливана: будучи повержены, стремились подняться снова. Потерпев тяжелые поражения от Российской и Британской империй, во второй половине XIX в. они продолжали бороться за суверенитет страны, кратчайший путь к которому видели в создании современных вооруженных сил. Получалось не очень: высшие сановники охотнее предавались изысканной лени, чем державным заботам ("И, склонясь в дыму кальяна на цветной диван, у жемчужного фонтана дремлет Тегеран" - М.Ю. Лермонтов), офицерство самозабвенно воровало, голодные рекруты разбегались. Но кое-что все же удалось. В частности - основать военно-морские силы. В 1885 г. в строй новосозданного персидского флота вошли пароходы "Персеполис" и "Сузы", построенные германской судостроительной компанией AG Weser в Бремене.
  0.png
  "Персеполис" в разные годы службы.
  +7 926 874-91-51.gif
  
  Оба корабля были заказаны правительством Персии в 1884 г. и получили у производителя серийные номера: 75 и 76. Английский офицер и путешественник Гарри де Виндт в своей книге "Поездка в Индию через Персию и Белуджистан" (1891) писал, что заказ обошелся казне династии Каджаров в 30 000 фунтов стерлингов. Это столько получили немцы "за постройку кораблёв" (c); иранский историк д-р Кеве Фаррох приводит другую смету: "по 100 фунтов стерлингов за каждую тонну" (Keveh Farrokh. Iran at War: 1500-1988) - очевидно, разница ушла "на утруску и усушку". Годом спустя немецкие экипажи перегнали достроенные корабли в персидский порт Хорремшехр, и они торжественно вступили в строй шахского флота.
  
  Техническая информация по "головному" "Персеполису" такова: водоизмещение составляло 1 200 тонн, корпус был железным, длиной 67,5 метров и шириной по шпангоуту 10 метров, две мачты несли парусное вооружение, но приводила корабль в движение паровая машина мощностью 440 лошадиных сил, гребной винт был один, скорость оценивалась в 10 узлов. Корабль в закупочном варианте был вооружен "пятью казеннозарядными орудиями небольшого калибра" - более точных данных найти не удалось.
  В 1919 г. военно-морской справочник "Джейн" классифицировал "Персеполис" как канонерскую лодку и приводил следующие данные о его вооружении: четыре старых 2,7-дюймовых орудия и два пулемета.
  0.png
  "Персеполис" в справочнике "Джейн".
  
  "Сузы" был гораздо меньше, его корпус имел в длину 24 метра и 4,5 метра в ширину, а мощность паровой машины составляла 30 "лошадок". Вооружение неизвестно.
  Основу команд обоих кораблей первое время представляли немецкие моряки, служившие по контракту с персидским правительством. Однако уже в ближайшие годы их почти полностью заместили иранцы. Первым иранским командующим флотом стал опытный моряк и приближенный шахского двора Накхода Эбрахим Дарьяй бей. Общая численность экипажей "Персеполиса" и "Суз" в конце XIX - начале ХХ вв. очень разнилась - от нескольких десятков до нескольких сотен моряков; она "плавала" в первую очередь из-за коррупционных схем нечистых на руку шахских офицеров.
  03 flot_risunka 11 (2).jpg
  Экипаж "Персиполиса". Кто с дудкой, кто с винтовкой, кто весь в белом и в белых тапках.
  
  03 flot_risunka 11 (2).jpg
  Флотоводец его величества шаха Накхода Эбрахим Дарьяй бей.
  
  03 flot_risunka 11 (2).jpg
  Персидские военно-морские офицеры при параде.
  
  +7 926 874-91-51.gif
  Они же в служебной форме одежды.
  
  Согласно информации "Conway's All the World's Fighting Ships 1906-1921", к началу ХХ в. "Персеполис" и "Сузы" составляли весь военно-морской флот Персии. В море оба корабля ходили редко, большую часть времени ржавели на швартовке. Их техническое обслуживались осуществлялось крайне небрежно, ремонт и частичная замена изношенных механизмов были проведены только на "Персеполисе" и только однажды "из-за дороговизны".
  В 1902 г. персидский флот получил пополнение еще одним вымпелом. Шах Мозаффар эд-Дин, азартный игрок во внешюю политику, чтобы не отставать от светской моды мировых монархов, решил обзавестись личной яхтой.
  0.png
  Шах Мозаффар эд-Дин (1853-1907).
  
  Выбор пал на 40-метровую 400-тонную двухмачтовую паровую яхту "Селика" французской постройки (1899), принадлежавшую бельгийскому арматору Роберу Остерецу и ловившую жемчуг в Персидском заливе. Персидские эмиссары в Антверпене легко договорились с владельцем о покупке корабля "августейшей особой" - недешево и престижно! Бельгийский экипаж высадили на берег, на борт взошли шахские гвардейцы и на флагштоке взвился флаг со львом династии Каджаров. В новой жизни яхту звали "Мозаффари", по имени шаха. Она стала самым новым, самым быстроходным (12 узлов) и наиболее окруженным заботой (статус монаршего "выезда" обязывал) кораблем флота. В 1904 г. яхта даже поучаствовала в "полувоенном походе", когда Персия получила от эмирата Шарджа суверенитет над островами Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб в Персидском заливе. Она доставила туда шахскую военно-административную миссию и национальный флаг, после чего приветствовала "салютом наций" иностранные корабли - т.е. была вооружена орудиями.
  0.png
  Ослепительно-белая "Мозаффари", по воспоминаниям современников, была настоящей персидской красавицей...
  Потому-то в 1914 г., когда номинально нейтральная Персия стала "перламутровой шахматной доской для четырех империй" - Российской, Британской, Османской и Германской, на корабль обратили внимание офицеры Royal Navy. Взяв под контроль невеликую шахскую эскадру, они просто поставили часовых сипаев к сходням "старых лоханок" "Персеполиса" и "Суз", а яхта "Мозаффари" была включена в британский Королевский Флот в качестве канонерской лодки. Под трепавшимся на гафеле "Юнион Джеком" "Persian Pony" (Персидская лошадка), как прозвали ее англо-индийские моряки из нового экипажа, несла брандвахтенную и конвойную службу в Персидском заливе и Индийском океане, успела даже зайти в Бомбей на ремонт. Вооружение ее в этот период состояло из двух 3-фунтовых морских орудий (47-мм) и двух "сухопутных" пулеметов Льюиса (для абордажной партии?).
  В 1918 г. корабль передали обратно шахским властям Персии. Однако на оскверненную британскими колонизаторами палубу сиятельная нога шаха больше не ступила. Забытая фаворитка присоединилась к "Персеполису" и "Сузам" в их полумертвой дремоте у пирсов.
  К началу 1920-х гг. два старших корабля изрядно обветшали. "Персеполис" списали со службы около 1925 г. и продали на слом в 1936. Однако часть его корпуса уцелела и в настоящее время сохраняется в иранском Морском музее в Бушере. Судьба "Суз" неизвестна.
  На "Мозаффари" до 1936 г. сильно сокращенный экипаж продолжал скучать, по утрам играть "зарю" и поднимать флаг, по настроению драить палубу и крайне редко запускать машину и выходить в море в качестве посыльного или транспортного судна. В одном из таких выходов "Мозаффари" при сильном волнении налетела на мель у берега и застряла на ней с сильным креном на правый борт. К тому времени у Ирана уже была новая династия (Пехлеви, с 1925 г.) с новыми амбициями, и новые военные корабли. Однако энергичный и честолюбивый шах Реза Пехлеви, сам человек военный, лично взял под контроль операцию по спасению "истории иранского флота".
  0.png
  Почти лежит на боку.
  
  b8308bc6c4b1d0495e7ce3bf6adca71e.jpg
  Шах Реза Пехлеви (слева) руководит спасательными работами.
  
  "Мозаффари" удалось стащить с мели. Но потом постаревшую и побитую красавицу вывели из состава флота и продали частному владельцу, который, судя по всему, сдал ее на слом. В последние годы своего существования бывшая яхта персидских шахов была настолько забыта всеми, что даже ясных сведений о ее судьбе не осталось.
  _______________________________________Михаил Кожемякин.
  
  Перевод с английского языка статьи иранского историка д-ра Кеве Фарроха: The Iranian Navy: 1921-1941.
  
  В 1921 году корабли "Персеполис" и "Сузы" времен шаха Насер эд-Дин были окончательно выведены из эксплуатации. Только четыре корабля, приобретенные Ахмад шахом (последним монархом из династии Каджаров), официально оставались в строю в качестве ядра нового военно-морского флота Ирана к 1923 году. Единственной "морской" операцией в Персидском заливе был поход небольшого военного корабля "Хузестан", который первоначально принадлежал британскому флоту во времена Первой мировой войны. Затем британцы передали его Ирану, но перед этим демонтировали тяжелое орудие (неизвестного калибра). "Хузестан" перевез 60 солдат между Хоррамшахаром и Ахвазом в устье реки Карун для поддержки операций правительственной армии в 1924 году против мятежного шейха Хазала. (Дополнение от коллеги Сергея Ильина: Чуть копнул "небольшого военного корабля "Хузестан", который первоначально принадлежал британскому флоту во времена Первой мировой войны. Затем британцы передали его Ирану, но перед этим демонтировали тяжелое орудие (неизвестного калибра)." У британцев-то многие ходы записаны. Но не этот. Первое, что стало понятно, что корабль назывался Khuzistan, хотя сейчас провинцию называют (в том числе и автор переведенной статьи) KhuzEstan через E. Дальше удалось выяснить, что это бывшая английская канонерка типа Fly, но какая именно, осталось покрыто мраком. "В 1925 году правительство было обеспокоено, обнаружив, что персидская речная канонерская лодка "Хузистан", которая обстреливала территорию Ирака близ Фалие и Буварина [точное местоположение этих мест неизвестно], была одной из бывших канонерских лодок типа Fly, поскольку по Вашингтонскому договору никакие излишки военных судов не подлежали продаже иностранным державам." Так что "тяжелое орудие" было 4-дюймовкой.)
  
  1905.jpg
  Шейх Хазал из Хузестана, около 1920 года. У Хазала были прочные связи с британцами, но это не спасло его от рейда войск Резы Пехлеви (с 1925 г. - нового шаха Ирана) в Хузестан. Справа: дворец шейха Хазала в Хузестане. Обосновавшись вдоль водного пути Шатт-эль-Араб, Хазал накопил значительное состояние, собирая налоги с арабского и неарабского городского и племенного населения Хузестана. Как отмечает Прайс, возвышению Хазала в Хузестане способствовали "... изолированное положение, слабое центральное правительство и британская поддержка" (Price, M., Iran"s Diverse Peoples: A Reference Sourcebook. Santa Barbara, California, 2005).
  
  После падения шейха Хазала три корабля последнего были переданы вооруженным силам Ирана. Один из них был переименован в "Хома" (он мог перевозить 1000 военнослужащих) и был способен действовать в акватории вплоть до Индийского океана; два других были отправлены на ремонт, осуществлявшийся по контракту американскими военно-морскими инженерами.
  1905.jpg
  Военный корабль "Паланг" с экипажем из 70 человек. Поначалу он не имел значительного вооружения, поэтому использовался исключительно для перевозки грузов и личного состава. Позже, перед Второй мировой войной, на корабле было установлено вооружение. (От переводчика: британские источники классифицируют "Паланг" в 1941 г. как шлюп. Кораблик на фото мелковат, и 70 душ на него вряд ли влезут иначе, как десантом. Не исключено, что название "Паланг" позднее носил более крупный корабль)
  
  На Каспийском море в марте 1925 года небольшой иранский "военно-морской отряд" из одного корабля, "Сефид-Руд", высадил десант в составе 61 пехотинца на побережье Горган для рейда против мятежных туркмен. Когда корабль вернулся в Бандар-Энзели, он был переименован в "Наханг".
  В апреле 1925 года Иран принял поставку первого тральщика немецкой постройки (водоизмещение: 141 тонна). Однако военно-морской флот Ирана все еще был неспособен осуществлять задачи даже по борьбе с пиратством и контрабандой вдоль побережья страны, что побудило меджлис (парламент) в Тегеране 20 марта 1928 года законодательно утвердить курс на увеличение военно-морских сил. Эти меры предполагали совместную работу правительства и итальянских военно-морских советников над выбором кораблей, которые следовало приобрести для военно-морских нужд Ирана. Итальянские военно-морские советники находились в Иране с 1928 по 1933 год, по другим данным - до 1935 года. Первые кадры иранских военно-морских офицеров, прошедших европейскую подготовку, прибыли из Италии в 1933 году, и постепенно военно-морской флот приобрел корабли итальянской постройки (два корабля по 950 тонн каждый, четыре корабля по 330 тонн, три судна поменьше по 75 тонн). Три корабля были названы "Гилан", "Мазандаран" и "Азербайджан", каждый был вооружен 75-мм орудием.
  1905.jpg
  Небольшой патрульный корабль иранского флота с экипажем из 10 человек. Он был построен в 1933 году в Палермо, Италия. Его приводил в движение двигатель мощностью 150 л.с., работавший на бензине...
  
  1905.jpg
  Корабли военно-морских сил Ирана накануне вступления в страну советско-британских войск в 1941 г.
  
  Корабль "Бабр" (на фото слева, классифицируется британскими источниками как шлюп) был обстрелян (и потоплен) австралийским шлюпом HMAS Yarra 25 августа 1941 г.
  03 flot_risunka 11 (2).jpg
  От переводчика: Британское вторжение началось. Иранские корабли в Хоррамшахаре под огнем австралийского шлюпа HMAS Yarra 25 авг. 1941 г.
  
  1905.jpg
  Иранский шлюп "Бабр", вживе, а ниже - потопленный 25 авг. 1941 г. в устье реки Карун.
  03 flot_risunka 11 (2).jpg
  
  1905.jpg
  Победитель "Бабра" - HMAS Yarra. Также захватил 25 августа две иранские канонерки. Стрелял ли кто из "персов" в ответку - выяснить не удалось.
  
  В то же время капитан "Паланга" Хассан Миланьян пригласил своего коллегу из Британского Содружества посетить его корабль за день до начала военных действий, 24 августа.
  1905.jpg От переводчика: "Паланг" это не спасло: англичане со шлюпа HMS Shoreham (на фото; он был головным кораблем в серии, так что не исключено, что однотипный) поблагодарили за чай и на следующий день затопили и его. 1905.jpg Иранская канонерская лодка "Каркус", захваченная британцами после вступления в Иран советско-британских войск в 1941 г. Буквенная маркировка нанесена англичанами.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"