В данной статье исследован историко-философский контекст формирования понятий "предание" и "цель-задание" в философии С.И. Гессена. Выявлено значение понятия ценности и иерархии ценностей Г.Риккерта в определении понятий "предания" и "цели-задания" и главного принципа их взаимодействия.
This paper investigated the historical and philosophical context of the notions of"tradition" and the "purpose-task" in the philosophy of Sergius Hessen. The article identifiedthe meaning of values ??and hierarchy of values of Heinrich Rickertin definition of the notions of "tradition" and "purpose-task" and the main principle of their interaction.
Ключевые слова: интерпретация, неокантианство, аксиология, ценность, история.
Keywords: interpretation, neo-Kantianism, axiology, value??, history.
Неокантианец С.И. Гессен, один из важнейших представителей философии русского зарубежья, вошел в историю философии прежде всего как автор педагогической и философско-правовой концепций, исследований по этическим вопросам во взглядах Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева, а также работ по теоретической философии. В различных сферах философского творчества выдающийся мыслитель применяет сложившийся понятийный аппарат, на основании которого и производит анализ рассматриваемого материала и фундирование принципиальных решений. Существенными в данном понятийном аппарате являются предание и цель-задание.
В данной статье раскрывается историко-философский контекст понятий предания и цели-задания. В результате сравнительного анализа данных понятий с понятием ценности Г. Риккерта обосновывается, что понятия предание и цель-задание а также главный принцип их взаимодействия сформированы Гессеном в результате интерпретации понятия ценности Риккерта и его иерархии ценностей. Исследование историко-философского контекста формирования этих понятий является безусловно значимым, поскольку открывает возможность осмысления истоков формирования ведущих принципов философии Гессена. Тем самым уточняется значение философии Гессена, оригинальность его взглядов и их место в развитии философской мысли.
Гессен считал Риккерта своим наставником (интересно то обстоятельство, что в течение всей жизни Гессен по возможности старался поддерживать связь с Риккертом и считал его не только учителем, но и другом [2, c. 730]), что не могло не сказаться на осмыслении им важности идей Риккерта для собственной концепции. Гессен сам признает, что его концепция основывается на теории ценностей Риккерта: так в "Основых педагогики" Гессен замечает, что примыкает к философско-историческим взглядам Риккерта [1, с. 383]. Гессен в основу собственной философской системы положил принцип, согласно которому ценности объективны и всеобщи, универсальны. Он использует аксиологическую модель Риккерта для обоснования культурно-исторического процесса. Ценность служит главным критерием для постижения истории. Историю человечества можно осознавать потому, что в ней запечатлевается совершенствование в воплощении ценностей. Поэтому для осмысления главных принципов философско-исторических взглядов Гессена важно понять, как он интерпретирует теорию ценностей Риккерта.
Но предварительно необходимо проанализировать, что Г. Риккерт подразумевал под ценностью и какие функции её приписывал. Ценность в философской концепции Риккерта - центральное понятие, особая часть мира; ценности определяют цели и задачи, которым должны служить воля и деятельность. Ценность вневременна и неизменна, поэтому содержательно почти пуста, поскольку содержание есть привязка к определенному времени, сужение распространения ценности до границ определенного отрезка времени. Ценность может лишь обладать значимостью, и как таковая остается непознанной, бесконечной для субъекта.
Для обнаружения и анализа проявлений ценностей в действительности, соединения ценностей с действительностью Риккерт вводит категории оценки (оценка - это психологический субъективный акт, выражающий отношение субъекта к ценности. Риккерт характеризует оценку в следующем пассаже: "Мы должны поэтому особенно резко различать понятие ценности и понятие психического акта оценивающего субъекта...") и блага("Все, что составляет действительность какой-нибудь картины, - полотно, краски, лак - не относится к ценностям, с ними связанным. Поэтому мы будем называть также с ценностью связанные реальные и действительные объекты "благами"" [4, c. 22]).Оценку производит определенный субъект, и он оценивает именно благо. Оценка может рассматривать развитие феноменов культуры с точки зрения ценностей. Ценности не могут быть положительным или отрицательными, он могут только иметь значение. Поскольку культура находится в процессе развития, в котором постоянно актуализируется и интерпретируется новое содержание, поэтому понятие, которое позволяет характеризовать культуру в перспективе человеческой истории, не может быть ограничено определенной исторической ситуацией. Все разнообразие культуры до соотнесения с ценностями представляет собой необозримое многообразие прошлого. В историю входит только то, что связано с вневременным - с воплощением ценностей.
Так как воплощение ценностей, на пути к идеалу - неиссякаемый процесс, то ценности являются фильтром для отсеивания незначительный фактов в прошлом, определяет иерархию фактов и действий в настоящем и продолжается в будущем, как цель развития. Ценности всегда связаны с определенными перспективами прошлого и будущего, поскольку они могут быть выявлены только в результате анализа благ и оценок. Однако, тем самым открывается механизм анализа с помощью оценки претворения ценностей в благах, но последнее основание ценности остается непознанным: философия с помощью истории может вычленить ценности, но не определить их первопричину.
Риккерт приходит к двойственному пониманию ценности: с одной стороны, ценность ограничена прошлым и будущим, и, следовательно, связана с определенной исторической традицией, с другой стороны, ценность вневременна и формальна по отношению к историческому материалу. Разъяснить это противоречие Риккерт смог в статье "О системе ценностей".
Он выстраивает иерархию ценностей с помощью тенденции свершения, которую он определяет как тенденцию, отличающую собою всякое осмысленное, направленное на осуществление ценностей отношение[5, c. 369]. Свершение предполагает открытие содержания, которое структурируется и упорядочивается с помощью ценности. И данное содержание может состоять из бесконечного числа конечных частей, которые потенциально могут быть актуализированы. Риккерт полагает, что познание имеет целью достижение полноты, всеохватности, открытия всего содержания, что позволяет установить, применив тенденцию свершения, принцип постоянного расширения сферы конечных частей в бесконечном[5, c. 370]. Тогда возможно несколько видов осуществления ценностей в благах:
1) бесконечная целостность, когда тенденция свершения направляется на необозримое целое материала, и бесконечность предполагает вечную незавершенность;
2) совершенная частичность, когда тенденция к свершению ограничивается созданием формы для охвата определенной конечной части содержания;
3) совершенная целостность, которая представляет собой синтез двух первых видов ценности и является последней целью в осуществлении ценностей.
Если сопоставить виды осуществления ценностей с течением времени, то блага бесконечной целостности относятся к будущему, поскольку являются ступенями в процессе прогрессирующего развития, поэтому называются благами будущего. Совершенная частичность достигается в настоящем, поэтому блага осмысляются как итог развития, и являются благами настоящего. Совершенная целостность может быть достигнута только в вечности, поэтому блага данной сферы - это блага вечности. Таким образом, настоящее осмысливается как возможность осуществления совершенной частичности, как ступень в понимании ценностей. И культурные ценности - это ценности совершенной частичности. При этом содержание настоящего, понятое с помощью формы - ценности, осознается с точки зрения всей человеческой истории, и поэтому осознается как процесс осуществления в благах ценностей. При этом ценность в принципе непознаваема в целостности, она бесконечна, поэтому воплощение ценности в благах действительность представляет собой постоянный процесс расширения и углубления понимания ценности.
Ценность как понятие философской концепции Риккерта послужила той категорией, с помощью которой Гессен обосновал возможность истории. Он интерпретировал теорию ценностей посредством взаимосвязанных понятий цели-задания и предания. Существуют вневременные цели, которые позволяют воспринимать множество общественных практик как последовательность развития человеческого общежития по направлению к идеалу и которые "во-первых,... ценны сами по себе, а не только как средства достижения других целей, и, во-вторых, тем, что они неисчерпаемы, и в этом смысле бесконечны" [3, c. 153]. Такие цели Гессен называет целям-заданиями. Предание - это исторические данные, сохранившиеся в памяти потому, что являются ценными по сравнению с множеством события, произошедших за время жизни человечества, выделяются из событийности тем, что запечатлевают вехи движения к идеалу.
Развитие человечества понимается Гессеном как процесс взаимодействие предания и цели-задания. Будущее осмысливается как Цель-задание, поскольку позволяет определить перспективы развития человечества. Настоящее же представляет собой континуальность, основанную на взаимодействии предания и цели-задания: стоит измениться второму - как изменится и первое.
Предание Гессена можно считать развитием и углублением такого понятия Риккерта как благо, потому что благо является проявлением ценности в действительности, и именно благодаря благам осуществляется осмысление ценности. Гессен универсализует понятие блага, распространяющееся на отдельный предмет культуры: предание охватывает все многообразие прошлого, запечатленного в благах. Данное понятие приводит к тому, что исследования культуры необходимо должны быть подкреплены знанием традиции. Совершенствование воплощения цели-задания требует знания традиции определенной культуры, поэтому определение целей развития культуры во всех областях может происходит на основании уникального, конкретного индивидуализированного прошлого, запечатленного в предании.
Развитие культуры представляет собой уникальный и неповторимый процесс, поскольку культура имеет определенную традицию. Таким образом, развитие культуры человечества познается возможно осмыслить только благодаря истории: "И самая культура измеряется длительностью истории: данное общество тем культурнее, чем древнее и богаче его история, т.е. чем больше ценностей накопило оно на пути к вечным заданиям культуры" [5, c. 157]. Гессен как и Риккерт отмечает ключевую роль истории в осмыслении ценностей. Взаимодействию предания и цели-заданию задается вектор направления и динамика благодаря принципу полноты - стремлению к осмыслению целостности. Смысл бытия по данной концепции - в нескончаемости процесса совершенствования на пути к воплощению цели-задания. Если предположить, что цель-задание будет воплощено в целостности, то таким образом оно прекратит свое существование как перспектива будущего, и, следовательно, исчезнет предание, как комплекс благ, в которых запечатлено становление цели-задания. Принцип полноты, заданный Риккертом при определении иерархии ценностей, положен Гессеном в основу диалектического взаимодействия предания и цели-задания как главных характеристик исторической динамики.
Совершенная целостность осуществима только в перспективе вечности, тогда как человеческая культура представляет собой процесс развития, т.е. заключена во времени. Целое - это трансцендентная данность, необходимая для того, чтобы обосновать принципиальную неисчерпаемость цели-задания и значит процесса развития культуры. Гессен берет от Риккерта неисчерпаемость познания ценности и преобразует его как главную характерную черту цели-задания. Цель-задание неисчерпаемо, т.е. подразумевает непрекращающийся процесс развития, и следовательно обосновывает стремление к совершенствованию в настоящем. Бесконечность цели-задания позволяет позиционировать его вне времени, вне становления, вознесенными над всем целями-данностями, актуальными для определенной исторической ситуации, но как вечный идеал, содержание которого никогда полностью не будет раскрыто.
Таким образом, аксиология Риккерта играет ключевую роль в формировании специального понятийного аппарата, который Гессен применяет для собственной философии в целом. Предание и цель-задание являются системообразующими понятиями, благодаря которым Гессен развивает и усложняет категорию ценности, сохраняя при этом существенные признаки, характерные для ценности в концепции Риккерта. Подтверждает это и то обстоятельство, что Гессен использует главный принцип иерархизации ценностей Риккерта (стремление к полноте) для обоснования взаимодействия предания и цели-задания, фундирования динамики исторического процесса с помощью связи двух понятий. В статье было показано, как посредством интерпретации аксиологии Риккерта Гессен находит решение для обоснования роли истории в развитии культуры.
Сравнительный анализ понятий ценности Риккерта и предания и цели-задания Гессена приводит к конкретным результатам, т. к. позволяет прийти к обоснованному мнению по вопросу об аутентичности авторских разработок Гессена, и ответить на вопрос, насколько значимы идеи Риккерта, составляющие историко-философский контекст формирования понятий предания и цели-задания. На основании произведенного сравнительного анализа признаков данных понятий и понятия ценности Риккерта удалось установить преемственность идей данных мыслителей. Подтверждена важность идей Риккерта в формировании концептуальных оснований философии Гессена. Таким образом, можно утверждать, что аксиологическая модель Риккерта послужила историко-философским контекстом в формировании понятий предания и цели-задания в философии Гессена.
Список литературы:
1.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: "Школа-Пресс", 1995. 448 с.
2.
Гессен С.И. Моё жизнеописание // Гессен С.И. Избранные сочинения. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1999. С. 723-782.
3.
Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Гессен С.И. Избранные сочинения. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1999. С. 147-542.
4.
Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре -- М.: Республика, 1998. С. 15-42.
5.
Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре -- М.: Республика, 1998. С. 363-391.