Аннотация: Некоторые соображения по поводу содержания работы психологической службы. Написана как статья на конференцию во время моей работы в школе.
Мезенцев Евгений Леонидович
Тезисы на конференцию: Педагогика развития
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ИННОВАЦИОННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Данный текст содержит: 1) сжатое описания общей схемы
работы психологической службы учебного заведения;
2) конкретизация схемы; 3) некоторые проблемы в ее
реализации.
1.
Абстрактная схема работы очень проста: а) предметом
работы являются отношения субъектов, таким образом все люди
мыслятся как субъекты определенных активностей; причем,
очевидно, не все отношения входят в этот предмет. Точнее
проблемы и трудности возникающие в отношениях. Какие
именно отношения? Это определяется профессиональной
позицией, управленческими решениями, а также имеющейся в
обществе культурой использования услуг психологов; б)
продуктом - определенные изменения в отношениях, оцениваемые
субъектами и самим психологом как позитивные; в) метод
работы - любой из арсенала профессиональных психотехников,
психотерапевтов и консультантов.
2.
Система отношений субъектов в учебном заведении
конкретизируется следующим способом. Мы принимаем, что
основным процессом происходящим в школе является учебно-
воспитательный, который направлен на детей, отсюда два
основных типа субъектов: педагоги и дети. Так как все это
происходит в школе (т. е. определенном учреждении) и
педагогов много, то необходимы управленцы и обслуживающий
персонал. У детей есть родители которые тоже участвуют в
учебно-воспитательном процессе, но непосредственно не
контролируются. Итак можно считать что педагоги, дети,
управленцы, родители исчерпывают список субъектов. Мы не
будем рассматривать врачей, социальных работников,
милиционеров и других, так как их отношения с другими
субьектами не так важны (это ограничение на предмет).
Типы субъектов задают типы отношений и ситуаций. Выделим
также важные подтипы. Дети делятся по возрастам (и примерно
соответствующим им типам социальной организации):
дошкольный, младший, средний и старший школьный. Педагоги
делятся а) по основному типу педагогической работы:
предметники и воспитатели; б) по различным дисциплинам; в)
по возрасту детей.
Приведенный анализ является лишь примером и психологическая
служба должна иметь (точнее в ходе своего существования
постоянно обновлять) модель системы отношений включающей в
себя типы субъектов и ситуаций, а также те отношения которые
включены в предмет работы.
3.
Психологические методы обычно являются инструментом
изменения человеческих отношений, поэтому в организациях с
низкой (по отношению к профессиональной) культурой отношений
позиция штатного психолога проблематична и требует очень
тонких взаимодействий с коллективом.
Особого упоминания требуют отношения управленцев и
педагогов. Продуктивное изменение этих отношений может
восприниматься как вмешательство психолога в сферу
компетенции управленца, особенно это касается высшего
руководства и возможно лишь при правильной стратегии
(основанной на четком разделении ответственности и сферы
компетентности) психологического подразделения и высоком
его статусе.
Часть сферы компетентности управленца (управление
персоналом) совпадает со сферой психолога (отношения
педагогов между собой и с управленцами) и поэтому психолог
должен занять позицию консультанта по управлению персоналом
(иначе произойдет конфликт с управлением).
Особый случай предстовляет собой инновационное учебное
заведение. В нем обычно система отношений более динамична,
более того, она является предметом проектирования (особенно
в части новых типов педагогических ситуаций). В этом случае
на психологов может ложится функция экспертизы системы
оценки реализации педагогических проектов с точки зрения
системы отношений, либо, в случае более тесной интеграции
психологической службы с коллективом проектирующим и
реализующим педагогические новации, ее разработка. И это
главная трудность, так как система отношений как предмет
специального проектирования не существует без ситуаций и
процессов, определяющих эти отношения, а эти ситуации и
процессы по своему существу - педагогические. Для нас это
означает, что "чистый" психолог в школе (как сотрудник
коллектива) принципиально будет иметь трудности с
взаимодействиями с педагогами. В идеале "психолог" это не
штатная единица, а позиция в определенном классе ситуаций.
А в коллективе это роль, которая может заниматься любым,
хотя имеются психологи "по-преимуществу". Впрочем это верно
лишь для однородного коллектива. Реальные педагогические
коллективы с трудом поддаются дифференциации и
функционализации (принципиальное и необходимое различение
разных позиций затруднено однообразием педагогических
средств).
Принципиальная метапозиция психолога сближает его с
управленцем использующем рефлексивные методы управления,
причем проблема состоит в отсутствии общепонятной сферы
ответственности психологов (что неизбежно), работа в мета-
слое принципиально невидима. Поэтому продуктивность работы
психолога сильно зависит от управленческой культуры
(управленец должен быть специалистом в использовании услуг
профессионалов), и значительная доля усилий психологов
должна быть направлена на понимание клиентами успешности
вмешательства (это определяется пониманием продукта работы
психолога см. 1).