Аннотация: Обращение на "ты" и "Вы" в историческом контексте.
Еще в далекие студенческие годы, вникая в построение английских фраз, образование замысловатых временных конструкций, я обратил внимание на отсутствие в языке Байрона и Диккенса местоимения "ты". Староанглийское "thou", единственное число второго лица в современном языке вышло из повсеместного оборота, будучи замененным формой множественного числа "you". И много лет спустя, уже после перестройки, я задумался, только ли грамматический это курьёз? Ведь язык - душа народа, его история, культурные и духовные ценности, отражение тектоники глобальных социальных процессов в общественном развитии. Не скрывается ли за исчезновением "ты" более глубокий, скрытый от поверхностного взгляда смысл?
Вытеснение английского "ты" началось еще во времена Шекспира и нашло свое отражение в его пьесах. Чем примечательна была та эпоха? Прежде всего, зарождением и бурным развитием капиталистических отношений. В 1554 г. открывается первая товарная биржа в Лондоне. Большое значение принимают финансовые операции, создаются не только частные, но государственные банки. В 1640 г. происходит революция в Англии, завершившая переход власти от вырождающейся аристократии к буржуазии. Право формально уравняло граждан, и обращение "Sir" сэр, господин, "Madam" мадам, госпожа становится повсеместным. Ну, а к господам обращаться на "ты" явно не пристало. Местоимение "Вы" подчеркивало автономность личности, устраняло порой непростую проблему выбора обращения в том или ином конкретном случае, подчеркивало формальное равенство граждан перед законом. Отсутствие отчества в англоязычной традиции также упрощало дело, обеспечивая легкость дружеского обращения вне зависимости от возрастных, должностных или социальных различий.
Задумаемся, а не унизительно ли отчество для матери? Неся на себе основное бремя по продолжению рода, мать, в отличие от отца, лишена возможности передать своё имя ребёнку. Хотя реальность сегодняшней жизни такова, что зачастую воспитанием детей женщине приходиться заниматься в одиночестве, кроме отчества не имея от мужской половины ничего более осязаемого. В отчестве законсервировано гендерное неравенство, отражающее архаичный принцип мужского доминирования.
Мне неизвестно, какова была в древнерусском обществе практика использования личных местоимений, и когда произошло становление современных форм обращения на "Вы" и "ты". Можно предположить, что это было связано с появлением сословий, социального расслоения в обществе. Вряд ли правила этикета родовой общины предусматривали множественную форму для второго лица единственного числа. Суровые условия выживания, взаимозависимость всех членов общины, близость и родственность человеческих отношений, равенство людей перед неласковой северной природой не располагало к церемонным приседаниям и высокоблагородным обращениям. Но вот когда появились баре и, соответственно, холопы, язык становится средством не только общения, но и социального дистанцирования. Во множественном числе - "Мы, самодержец всея Руси", провозглашал свою волю венценосец. Повсеместно требовалось не только скромное "Вы", но и титулование всяческих Ваших "превосходительств" и "благородий". Даже косвенное поминание важной персоны простолюдином не обходилось без подобострастной множественной формы, - "Барыня почивать изволят-с. Они с дороги, уставши-с".
Неравенство людей в самом диком виде сохранялось в Российской империи вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. Только после Великой Октябрьской социалистической революции были упразднены все формы сословного, национального и прочего неравенства. С отменой частной собственности уменьшился уровень социального, имущественного расслоения. В обращении появилось слово "товарищ", подчеркивающее равенство, сопричастность к общему делу, единство целей. В официальном слоге и документопроизводстве использовалось обращение "гражданин". То был невиданный исторический рывок к человеческому достоинству, к уважению личности, к объединению многонациональных народов бывшей империи с множеством языков, культур, традиций в единый советский народ.
Перед большевиками, пришедшими к власти в разрушенной гражданской войной, истощенной голодом, эпидемиями, разрухой стране встала нелегкая задача не только строительства государства нового типа, но и осуществления не менее масштабной культурной революции, модификации общественного сознания на новых этических принципах. Логично было бы предположить, что наряду с освобождением человека от гнета капитала, генеральной линией новой власти станет последовательное приближение к равенству, к возвышению человеческой личности, полному раскрепощению Разума.
Если в обществе допускается неравенство по каким-либо любым признакам, оно становится разделенным на "нас" и "них". Мы - это те, кто снизу, они - те, кто над нами.
Такое разделение не носит обязательно классовый характер. Советское общество продемонстрировало, что неравенство номенклатурное не намного лучше неравенства сословного. Потомственный пролетарий, попадая в кожаное начальственное кресло, очень скоро входил во вкус власти и морщился, когда старые друзья, не прочувствовав статусной разницы, по привычки обращались к нему на "ты". Чем выше должностной статус номенклатурного чина, тем более зримыми должны были быть знаки уважения и подобострастия, доходя к самому верху до полной абсурдности восторженных признаний в любви, братских лобызаний и здравиц во славу очередного непогрешимого и мудрого руководителя. Сцены чего с удовольствием тиражировалось западными новостными каналами как убийственная бесплатная контрпропаганда "реального социализма".
Не могу отказать себе в удовольствии привести диалог из знаменитого фильма Г. Данелия "Кин-Дза-Дза":
"Би: Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
Машков: Ну, это на глаз.
Уэф: Дикари!
Уэф: Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить желтые штаны и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин "Ку" делать и энцелоп меня не имеет право бить по ночам. Никогда..."
Идею плодотворности неравенства далее продолжил Би: "Когда в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели". Это уже из области либеральной "философии". Цель, ясное дело, определяется "личным успехом", должностью, высотой полёта алчущего эгоизма.
Действительно, кто перед кем и сколько раз должен приседать и говорить "Ку" советским правом не было регламентировано. Приходилось полагаться лишь на чутье и номенклатурную интуицию. Однако, сейчас простолюдину приседать приходиться не только перед бесчисленным номенклатурным людом, но и перед важными новыми хозяевами, "работодателями", "благодетелями народными", вошедшими во вкус неравенства, всерьез воспринимающих свою "заслуженность" и "избранность", своё право стать выше других людей. У этих, правда, ума иногда хватает, не дистанцироваться от своих "работополучателей", смягчать контрасты подчеркнуто дружеским и доверительным общением. Иногда ведь так хочется быть не только богатым, но и уважаемым, любимым своими офисными холопами.
Поскольку, в новогодние праздники не возбраняется иногда и пофантазировать на старые темы о главном, хочу представить себе время, когда, войдя в кабинет Президента страны, в ответ на мое приветствие, он поднимется из-за стола, подойдет, пожмет руку и скажет, - "Ты мне не выкай, Сергей! Я тебе не господин..."