Аннотация: Я лучше сразу это напишу. "Автор никого не хотел оскорбить рассуждениями на эту тему". АННХО РНЭТ - для краткости в будущем.
Заранее оговорюсь:
1. Есть офигенные фанфики, умные, интересные, и доставляющие (удовольствие) при прочтении.
2. Есть очень интересные книги, с продуманным оригинальным миром, попадающие в "стандартные шаблоны сюжетов".
Нижеследующее - НЕ про них.
Есть множество описаний Мери Сью, по отношению к персонажам книг. Приплетаются и комплексы автора, и нереализованность, и глупость, и море прочих обвинений.
Но так нигде я и не нашла толковое описание: как конкретно отличить МС от не МС?
И чем, собственно, МС так раздражает многих людей?
Самое распространенное, это вопросы поведения/ внешности/ особенности, но проблема в том, что большая часть этих особенностей подходят другим персонажам, которых МС никто называть и не думал.
1. Персонаж выделяется среди всех остальных внешне, происхождением (привет, Гарри Поттер и Фродо Бэггинс).
2. Не развивается (ну это можно даже Ш. Холмсу предъявить).
3. Никогда не проигрывает, или проигрывает временно, а потом в последний момент... (овер 90% историй, особенно боевиков).
4. Умеет абсолютно все (Макс (у Макса Фрая), Эраст Фандорин)
5. Нет недостатков (тот же Макс)
6. Автор самоутверждается за счет других персонажей - тут можно поспорить, потому что вопрос "самоутверждался ли автор" - не всегда имеет однозначный ответ. Автор всегда самореализуется при написании книги, но в какой мере при этом он "почесывает" свои комплексы - спорно.
6. Мир вертится вокруг мс - приключения, героические вещи, почти вся фэнтезя... Имя примерам - легион.
Короче, сами по себе эти черты - вполне себе присутствуют в большинстве книг вообще с начала времен. Знаете, какой персонаж по этим признакам один из саааамых мэрисьюшных?
Илья Муромец.
А что, 30 лет ничего не делал, потом рояль в кустах в виде старцев, суперсила в подарок (ничем не обоснованный, кстати), избранность, и вот он самый мегабогатырь земли русской, раскидывающий врагов пачками. Нет разве?
Да и половина сюжетов (от сказок до фантастики) строится на том, что гг - совершенно особенный. Ну, если бы он особенным не был - книга была бы о ком-то еще, а то и вообще не написана.
А потом мне в голову пришла другая мысль: откуда вообще взялся этот мем? Из фанфиков, а потом уже перекочевал в литературу. Что такое фанфик? Как он появляется?
Анамнез таков:
1. Писатель?1 создает оригинальный мир.
2. Миром проникаются читатели.
3. Кто-то пронимается настолько, что организуется фэндом.
4. Кто-то из фэндома задается вопросом: а как бы повел себя я (но не я, который я, а идеальный Я) в этой ситуации?
5. Читатель записывает придуманное в фанфик и становится производной от писателя?1 - писателем?2 ну или Автором Фанфика (АФ).
6. Его фанфик читают другие читатели. Иногда появляются третьи и четвертые производные и т.д.
Чем такой фанфик (особенно 2 и дальнейших "уровней") принципиально отличается от самостоятельного произведения?
1. АФ не придумывает мир, не заморачивается на его логику, события и т.п., ибо мир уже существует.
2. Те, кто будет читать фанфик - знают об этом мире и событиях в нем столько же, сколько и АФ.
3. АФ может упускать логику, события, описания, детали и ограничиться на том единственном новом, что он привносит в изначальное произведение: свое отражение. Все, что ему надо описать - это его персонаж.
4. Суть фанфика в том, что АФ хочет чем-то расширить или изменить оригинальный мир и сюжет, значит "он придумал как должно было бы быть лучше", а значит его отражение должно быть: умнее (он-то извне и сюжет уже знает), необычнее (чтоб обосновать то, что его заметили канонические персонажи), нет недостатков и все получается (АФ хочет не раскрыть персонажа, а 1. ввести в оригинальный мир самого себя 2. что-то переделать в оригинальном мире под себя).
5. Вот и родилась очередная Мери Сью - чужеродный, по сути своей, персонаж в мире. Жук в муравейнике. Непрошеный рояль в кустах.
А теперь перейдем к другой литературе, не фанфикам, но написанной, как фанфик. Выдернем из полученной выше системы оригинальный мир, оставим вместо него только безликую абстрактную модель: "фэнтезевый мир и демоны/драконы", "магическая академия", "замок темного властелина" и архетипичных для этой модели персонажей (как-нть покопаюсь и соберу пантеон современных архетипов).
Так вот, остается повисшее в воздухе, самореализующееся альтер эго автора - БЕЗ продуманного мира, сюжета, логики. АФ чаще всего не способен придумать нечто свое, ну иначе он не писал бы подделки, верно? А шаблон введения фанфи-персонажа - известен и распространен: "берешь вдохновивший тебя сеттинг (хоть мир, хоть его модель, хоть вообще набросок) и описываешь в нем себя".
А дальше - магия современной литературы и сериального мышления.
Те, кто "в теме" сеттинга читают, получают удовольствие (потому что большая часть уже у них в головах есть, хоть и реализованная на их собственный манер), а потом ищут "еще такого же".
"книги про попаданцев и демонов"
"книги про магическую академию"
ну и так далее.
Каждый новый автор может написать фанфик по любой из распространенных моделей, который воспримется читателями ТОЛЬКО как очередная серия (хоть и с небольшими вариациями) общего сериала. Основные требования - сохранить правила данного сериала. Если академия, то темный маг - ректор, если попаданка, то в нее влюбляются все подряд и т.п.
Любители сериалов - читают.
Но. Если вы пытаетесь рассмотреть произведение такого рода как самостоятельное, окажетесь перед странной проблемой: буквы и страницы вроде есть, а книги - нет. Есть очередной фанфик по неизвестному вам миру, в котором все сосредоточено ТОЛЬКО на гг.
Отсюда и диаметрально противоположная реакция:
- любители сериала - ура! Спасибо! Вы дали нам продолжение!
- те, кто не читали предыдущих 100500 фанфиков и не в теме сеттинга - блин, что за уродство, где логика и как это можно читать?! А на самом деле вопрос такой - почему кроме гг-воплощения автора тут нет вообще больше ничего?
Потому что мэрисьюкниги - это попытка имитировать понравившийся сюжет с собой в главной роли.
То, что может написать вообще любой человек, умеющий писать, не задействовав при этом ни грана фантазии.
И это - вполне в человеческой природе, кстати. Как в культах карго аборигены, не умея построить настоящий самолет, собирали его имитацию из веток, пустую внутри.
Итак, видим пустой мир, без логики и нужных деталей, с фокусом 99% на гг, "классически-предсказуемым сюжетом", в архетипичном сеттинге - и понимаем, да, это определенно оно...