|
|
||
(по мотивам казачьих сказаний) |
|
Не надо, унучек, трепать языком. Не знаешь - спроси у дедани. Не мог быть Котовский лихим казаком, Поскольку он был молдаванин*. Да мало ль, што брешут твои друзяки! Ты ухи развешивай боле. Они дажедь Путина к нам в казаки Запишут, коль дать трошки воли. Названье станицы увидел, кубыть, Смикитил своё, торопыга. Да тольки ни цепь, ни верёвка, ни нить Не свяжут Хопёр и комбрига. Ты в байку любую поверить готов. А знаешь, кужонок, што ране Водилась в том займище уйма котов? Оттеля пришло и названье. Не веришь? От то-то! Обиделся, чай? Смахни-ка слезинку с ресницы. Поближе на лавку седай, не серчай. Я правду скажу о станице. Ну, слухай. Названье маненько не так Писалося в давние годы. По слову царёву свезли в те места Из разных сторон воеводы Мучителей-катов, зверюг-резаков. Зачем? Не для добрых занятий. Для пыток и казней простых казаков, А вовсе не воров и татей. Войсками подавлен был бунт на Хопре, И взялись за нашего брата. Когда энто было? Как раз при Петре, Восстание батьки Кондрата. Работы для катов там было полно, Пришлось палачам потрудиться. Пытали, рубили, пускали на дно, Лилася кровя, как водица. И всё продолжалось, соколик ты мой, Без малого цельных два года. Семь тыщ казаков обрели упокой В хопёрских стремительных водах. Хучь вейся верёвка - конец настаёт, И вот уж почуяли каты: Мятежников нет, и для них нет работ, А значит не будет и платы. Ить ране с замученной кажной души Они от царёва вельможи Всегда получали исправно гроши. Пущай небольшие, но всё же. А ноне расклад-то совсем не таков, Не купишь ни хлеба, ни сала. Ить денег нема, коль не рвёшь казаков, А брюхо снедать не устало. Пришли к воеводам тады резаки И слёзно заплакали каты: - Вернуться нам дайте от энтой реки, Отправьте обратно до хаты. Работы нема, так и денег нема. Вон, мается скольки народу. Нихто ить не хочет кормить задарма. Отправьте домой, воеводы! - А те посчитали, во сколько казне Аукнутся энти затраты: Провоз, да прокорм и решили: - Ан нет! На месте останутся каты. Пущай позабудут своё ремесло, Освоят помалу землицу, Поставят со временем тута село, А лучше казачью станицу. Вот так-то и сели тады резаки Станицей, и люди вначале, Прознав, што за новые там казаки, Катовской ея величали. В округе гутарили, коли казак Приписан к станице Катовской, Сие означает - он тать и варнак, И род его дюже хреновский. Потом постепенно лихие дела Станичников первого круга Степная метель навсегда замела, Засыпала снежная вьюга. За годом вослед устремляется год, И катится лет колесница. Со временем "Кат" заменилось на "Кот" В названии энтой станицы. Сто лет миновало, и вот уже там Во славу казачьего рода Котовцы поставили каменный храм, Вернувшись домой из похода. Ишо сотня лет пронеслась над Хопром, Исчезла вдали без возврата. И храм, возведённый народным добром**, Разрушили новые каты. Век нонешний, третий помчался в намёт, И финиша близится лента. Теперя не ведаю: "Кат" али "Кот" Уместней в названии энтом. Давай, соколёнок, взрослей поскорей И помни о главной задаче, Штоб не было катов в станице твоей, Штоб род не пресёкся казачий. *Рассказчик немного ошибся. Григорий Иванович Котовский - советский военный и политический деятель, легендарный комбриг Гражданской войны родился в селе Ганчешты (ныне город Хынчешты в Молдавии). Отец Котовского был обрусевшим православным поляком, мать - русской. **Казаки станицы Котовской, прославившиеся под руководством героя Бородина Грекова-Первого, вернувшись домой с войны, вспомнили былой неписаный закон предков, как по справедливости "дуванить" военную добычу. По этому закону, десятая часть всего взятого на шашку отдавалась церкви. Сколько котовцев ходило по заграницам, и сколько добра каждый вернувшийся привез во вьюке своего второго коня, сказать трудно, но первым капиталом для начала строительства каменной церкви послужила именно боевая "десятина". Вернувшиеся благодарили Бога за дарованную им удачу и сохраненную жизнь. Сентябрь, 2012 |
|
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"