Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный со скверным словом, с гневливой душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть ты уже тем в него семя бросил дурное, и взрастет оно пожалуй...
Ф.М. Достоевский, "Братья Карамазовы"
Глава I
С-ск, где родился и вырос Ринат Гатауллин, был небольшим, в пятьдесят тысяч жителей, провинциальным городом, до которого не доходила даже железная дорога. Родители его перебрались туда сразу после свадьбы по инициативе матери, у которой в С-ске уже жила большая часть ее многочисленной родни. Молодожены получили квартиру в только что отстроенном панельном доме, а спустя год в семье появился первенец.
Внешностью Ринат полностью пошел в отца - чистого татарина, невысокого роста, плотного, темного, с густыми черными волосами и усами. По характеру это был строгий, выдержанный мужчина, не желавший обесценивать свои слова и потому не раздававший их просто так. Он работал машинистом электропоезда на крупной железнодорожной станции в сорока километрах от С-ска и в силу специфики профессии по несколько суток подряд находиться в поездках; в те же дни, когда бывал дома, часто спал, отдыхая после работы или наоборот, готовясь к очередному выезду, и дети по большей части воспитывались матерью.
Мама Рината была наполовину татаркой, наполовину русской. Обладая впечатляющей внешностью восточной красавицы - смуглой кожей, большими черными глазами и черными же длинными пышными волосами - она вдобавок имела стройную фигуру и приличный для женщины рост, так что была на голову выше супруга. Лишь несколько лет до замужества мать успела поработать в столовой, после чего появился Ринат, и она ушла в декретный отпуск, а когда мальчик подрос, родила второго сына, окончательно оформив за собой статус домохозяйки.
Несмотря на отсутствие работы и частые отъезды мужа, скучать матери Рината никогда не приходилось. Дня не выпадало, чтобы в гостях у нее не побывал кто-нибудь из родственников или знакомых; если же никто не приходил, то она сама совершала по несколько визитов зараз. Пересуды и дискуссии на всевозможные бытовые и семейные темы, в обсуждение которых мать Рината пускалась при первой возможности со всеми подряд, от родных сестер до соседей по лестничной площадке и продавцов в магазинах, были важной составляющей ее жизни, играли в ней значительную роль, и за многие годы практики она успела очень хорошо поднатореть в мастерстве их ведения. Представляя собой по-настоящему интересную собеседницу, любящую и умеющую завести и поддержать легкое непринужденное общение, она в полной мере передала эту способность сыновьям, которые уже с самых ранних лет становились свидетелями каждодневных разговоров матери с нескончаемыми гостями.
Разговоры эти по большей части велись об общих знакомых, о том, что у кого случилось или планирует случиться. Часто они касались мужских измен и, что характерно, всегда в таких случаях непосредственно факт измены мужчины воспринимался как нечто обыденное, даже естественное, внимание на этом почти не заострялось, а обсуждались в основном любовницы или какие-нибудь подробности измены.
Когда Ринату шел пятнадцатый год он случайно застал отца в машине с незнакомой женщиной. Тот попросил его не говорить ничего матери, и он выполнил просьбу, но с немалой гордостью сообщил об увиденном всем своим товарищам. Это был как раз тот период жизни мальчика, когда сексуальное влечение уже полностью сформировалось в нем, но реализовать его не имелось никакой возможности. Мысли Рината и его сверстников занимал тогда только один предмет - покорение девушки и последующий секс с ней, представлявшийся им наивысшим достижением мужчины, а ребята постарше, которым по слухам это удавалось, казались истинными героями. На фоне всего этого Ринат преподносил свой рассказ о том, что видел отца с любовницей, как что-то очень важное, значительное, как подтверждение его состоятельности в качестве настоящего мужчины. Он чувствовал, что этот случай возвышает отца, а значит и его самого в глазах товарищей.
Что же касалось непосредственно процесса обучения в школе, то он совершенно не интересовал Рината. Ни один предмет, кроме физической культуры, не занимал его внимания и потому не оставил в нем никакого следа. Родители тоже не прикладывали сколько-нибудь значимых усилий к тому, чтобы ребенок получил хотя бы элементарные знания, а все их участие ограничивалось выговорами и наказаниями после посещения родительских собраний или когда классный руководитель вызывал их на индивидуальные беседы. Начиная с восьмого класса, Ринат вовсе перестал брать учебники в библиотеке, а единственная его тетрадка, служившая для записей одновременно всех предметов, к концу учебного года никогда не была исписана даже до половины. С горем пополам окончив школу, он глубоко и облегченно выдохнул, будто сбросив тяжеленный груз, который тащил одиннадцать лет, а затем собрал вещи и поехал в N-ск учиться в университете.
Оплачивать учебу сына в высшем учебном заведении родители Рината не могли себе позволить, а поступить самостоятельно путем сдачи экзаменов у него не было ни единого шанса, но, несмотря на это, юноша оказался благополучно зачислен в один из самых престижных университетов N-ской области. Произошло это за счет ходатайства дедушки Рината по отцовской линии, в былые годы занимавшего должность проректора в данном учебном заведении: задействовав старые связи, он без каких-либо сложностей договорился о поступлении внука на ключевую кафедру.
Первое время учеба в университете давалась Ринату с огромным трудом. Вовсе не имея базовых знаний ни по одному из предметов, он столкнулся с необходимостью изучать их куда более глубокие и сложные направления. Данное обстоятельство могло стать неодолимым препятствием для продолжения учебы, но к этому моменту в юноше уже в полной мере развился талант располагать к себе людей, основы которого он перенял от матери.
Ринат являлся на редкость занимательным собеседником. Он знал множество историй, легко шутил и создавал в общении самую комфортную непринужденную атмосферу. Какой-бы разношерстной и несовместимой не была компания, если только в ней оказывался Ринат - общая тема для беседы всегда находилась. Ко всему прочему он был не лишен способности слышать людей, с которыми общался, умел сопереживать их проблемам и взглядам, делая это с неподдельным участием. Главным же его секретом являлось то, что он был по-настоящему открыт для собеседников: в общении с ним неизменно создавалось впечатление, будто разговариваешь с очень близким другом, и люди, завороженные этой искренностью, невольно тоже открывались в ответ. Не имея ни малейшего представления об академическом взгляде на психологию личности, знать не зная кто такой Дейл Карнеги, вообще помимо "Черной свечи" и "Крестного отца" не прочитав за свою жизнь ни одной книги, вооруженный лишь детскими наблюдениями бесчисленных разговоров матери Ринат исключительно интуитивным путем научился находить ключ практически к любому собеседнику.
Еще до начала официальных занятий, пробыв только два дня на вводном курсе, Ринат уже знал по имени отчеству половину деканата, успел выгодно засветиться перед заведующим кафедрой, сошелся на короткую ногу с ребятами из профкома студентов и подружился с двумя молодыми сотрудницами университетской библиотеки. Понадобилось совсем немного времени, чтобы он осознал те возможности, которые открывали перед ним его обширные контакты и связи. Если нужно было заполучить тетрадь с выполненными лабораторными работами или написать курсовой проект - у Рината всегда имелся с десяток вариантов, где все это можно было достать. С зачетами и экзаменами тоже редко когда возникали особенные сложности, просто потому, что преподаватели были живыми людьми и мало кто из них не симпатизировал Ринату настолько, чтобы своими наводящими вопросами, а порой и самыми прямыми подсказками, не дотянуть его бессвязную болтовню до удовлетворительной оценки. Начиная же с середины третьего курса, когда от формул и сухой теории учебный процесс перешел к изучению реальных категорий, став значительно доступней для образного восприятия, Ринат даже начал кое-что понимать и учеба неожиданно обрела для него смысл и некоторый интерес.
С осознанием того, что многого в этой жизни можно достичь одним только умением располагать к себе людей, Ринату открылась вся сила его таланта. Обладая способностью формировать благоприятное отношение окружающих, он быстро научился собирать с этого причитающиеся дивиденды. Попросить приятеля помочь поднять холодильник на пятый этаж общежития в воскресенье в семь утра или подбросить его с подружкой до кинотеатра, когда тому нужно было ехать совсем в другую сторону - это не составляло никакой проблемы для Рината. На студенческих вечеринках он покупал одну бутылку пива и больше не тратил ни копейки собственных денег, потому что всегда находился кто-нибудь, готовый с улыбкой счастья на лице весь вечер угощать его выпивкой и закуской. Каждый раз, когда Ринат получал что-нибудь за счет другого человека, он испытывал истинное удовлетворение от ощущения своего превосходства, и потому реализовывал любую возможность, которая могла принести ему хоть какую-то пользу. В то же самое время поняв, как легко можно использовать окружающих для достижения личной выгоды, он стал очень ревностно относиться к такого рода ситуациям, возникающим уже в отношении его самого. С паталогическим вниманием начал он отслеживать случаи, в которых могло иметь место манипулирование им кем-нибудь со стороны, на корню пресекая любые подобные проявления, так что очень скоро это стало его несознательной привычкой.
Процесс общения давал Ринату практически все необходимое: веселая беседа доставляла ему уйму положительных эмоций, позволяя вдоволь насладиться вниманием окружающих и собственной ловкостью речи; большую часть своих знаний он почерпнул не из книг, а именно в процессе общения; вдобавок ко всему общение позволяло ему получать вполне осязаемые выгоды. Воплощая в себе одновременно способ самоутверждения и самовыражения, средство познания окружающего мира и инструмент достижения целей, общение было для Рината одной из двух главных составляющих его жизни.