Ночь в Киеве прошла, как обычно, спокойно. Это была "среднестатистическая" ночь в прошлом - без всяких настораживающих видений, без каких-либо происшествий, которые могли бы прервать сон.
На берегу Почайны, притока Днепра, было необыкновенно тихо. Казалось, природа молчала о чём-то, хранила какую-то тайну, которую следовало беречь особенно аккуратно, пусть её и должны были узнать все. Всё вокруг дышало по-новому, жило по-новому, и эмоции рождало тоже новые. Я не могла надивиться на широкую, "душевную" красоту киевской Руси, совсем не похожей на привычную нам, людям двадцать первого века, Россию, и от этого только более прекрасной...
Я проснулась рано, часов в пять утра по "местному" времени. Саша ещё спал, и будить его было жалко. Поэтому я лежала и разглядывала всё, что можно было разглядывать: мягкую, тонкую травку, ещё не совсем утреннее, слегка тёмное небо, ещё более спокойную, чем вчера, реку... Потом я переключилась на забавное выражение лица спящего Меншикова, который выглядел очень довольным (мне даже стало интересно, что же ему мнилось), на его растрепавшиеся волосы и то и дело вздрагивающие руки...
Видимо, друг почувствовал на себе мой взгляд и как-то резко, неожиданно проснулся.
- Доброе утро, - бросил он и поспешно сел по-турецки. - Ты чего не спишь?
Саша выглядел так, будто встал по будильнику. Он, казалось, ещё ничего толком не соображал, но был убеждён, что находится "в полной боевой готовности".
- Не хочется, - ответила я, недоумённо глядя на Меншикова.
- Что, опять сон странный видела?
- Нет, сегодня всё, как обычно.
- А ты, кстати, вчера так и не успела рассказать, что же такое тебе приснилось, - Саша, "весь во внимании", посмотрел на меня.
- Александр Викторович, - я не смогла сдержать смеха. - Вы, может быть, проснётесь для начала?
- Дельное предложение, - одобрил Меншиков и, сладко зевнув, вытаращил глаза, чтобы непослушные веки снова не опустились.
Спустя некоторое время, он уже окончательно пришёл в себя и просто настаивал на том, чтобы я ему всё рассказала. Собравшись с мыслями, я буквально "вывалила" на Меншикова всё, что помнила, и с мельчайшими подробностями. Тот из воодушевлённо-оптимистичного мгновенно превратился в задумчивого и ничего не понимающего. Судя по всему, друг явно не подозревал, что во сне я могла увидеть такое. Он замолчал, зафиксировав взгляд на какой-то, видимой только ему одному точке, и сидел так несколько минут, не обращая на меня ни малейшего внимания.
В конце концов, Саша спустился с небес на землю и задумчиво протянул:
- Интере-есно...
- Не то слово, - усмехнулась я. - Это всё, что ты скажешь?
- Нет. Ещё это очень странно. И точно что-то значит.
- Ну, до этого я и сама додумалась, - всплеснула руками я. - Но только что именно это значит?
- Давай думать... Книгу мы пока оставим в покое. А вот на тему знаков и дверей можно и порассуждать.
- У меня было предположение, что "крест" - это что-то вроде компаса. Но это чепуха, да?
- Ну почему чепуха? - Саша почесал затылок. - Тут вообще мало логики, так что, твоё предположение может и верным оказаться. Ладно, пойдём от противного. Если крест - это компас, то как ты объяснишь всё остальное?
- Не знаю...
- Ладно, будем думать вместе. Скажи, "стрелки" на что-нибудь показывали?
- Ну... - я попыталась вспомнить точную картинку из сна. - Слева была дверь, справа - тоже дверь, спереди - река. а сзади... Сзади было просто темно.
- А что было за левой дверью?
- Что-то похожее на картину абстракциониста: туман, и в нём "плавают" верхушки башен, шпилей, скульптур. И всё разной величины. Вроде бы настоящее, а вроде и нет.
- Ещё интереснее... А что за здания, что за скульптуры?
- Что-то из наследия Древнего мира и раннего Средневековья. Мы видела с тобой похожие сооружения.
- Так может быть, это была дверь в прошлое?
- Не-ет... Мы же и так в прошлом!
- Ну, вообще-то мы в настоящем. Для двадцать первого века это прошлое, да. Но если среднее Средневековье окрестить настоящим, то прошлым будет как раз Древний мир и раннее Средневековье.
- А что же тогда за правой дверью?
- Ну, смотри - Саша взял две палочки и положил одну против другой. - Левая дверь напротив правой. Лево - противоположность права.
- Соответственно, противоположность прошлого - будущее?
- Получается, так. Сань, а стрелки с какими значками указывали на эти двери?
- На левую - с книгой, на правую - с подзорной трубой.
- Тогда всё сходится. О прошлом мы узнаём из истории, читая книги. А будущее - это "дальние дали". С помощью подзорной трубы мы смотрим, заглядывая очень далеко.
- Ну хорошо, - несмотря на то, что все наши рассуждения пока подчинялись логике, я не до конца верила, что мы "поймали след" и уже разгадали часть ребуса. - Тогда ещё должно быть настоящее. Но одна стрелка останется без дела...
- Настоящее должно оказаться между прошлым и будущим. Какие, говоришь, ещё значки были?
- Зеркало и что-то размытое.
- Значит, настоящее - это зеркало.
- С чего ты это взял? - я не успевала за ходом мысли Саши.
- Ну подумай сама. Ты смотришь в зеркало. И что ты там видишь? Себя маленькую или, может быть, себя в старости? Ты видишь себя такой, какая ты в данный момент.
- Но почему тогда "зеркало" показывает на какую-то реку?
- Это уже другой вопрос... Наверное, прошлое как бы плавно перетекает в будущее, и это течение времени - и есть настоящее. Наверное, поэтому ты не смогла открыть правую дверь - из прошлого сразу в будущее нельзя.
Рассуждения Саши меня снова поразили. Наверное, я никогда не пойму, как он это делает. Его "легенда" звучала очень стройно и действительно походила на правду. Неужели он так быстро и так легко распутал эту загадку?.. Не совсем. Мы пока не знали, что там была за книга, и куда показывала четвёртая "стрелка". Но я почему-то была уверена, что Меншикову не составит труда разгадать и эту часть ребуса. Ему нужно лишь немного времени на размышления.
И этого времени нам, как обычно, не хватило. Из раздумий Сашу вытащили часы, которые в этот раз путешествовали в кармане его джинсов. От неожиданно появившегося яркого света Меншиков даже вздрогнул. Я не смогла не улыбнуться: смущённо-напуганный Саша выглядел очень забавно.
Но ещё интереснее выглядели старинные часы. В этот раз светился не весь циферблат, а только его "ободок". Под стеклом же было темно - настолько темно, что я не могла разглядеть цифр. Надо сказать, это было красиво.
Артефакт снова остался у Меншикова. Правда, сейчас Саша казался менее спокойным, он как будто бы был взволнован. Видимо, он тоже начал беспокоиться о нашей безопасности, узнав, какой я видела сон. Зато я уже перестала трястись. Да, неуверенность и настороженность, конечно, осталась, но мне хотелось двигаться вперёд, только вперёд. И неважно, что нас там ожидает...
Мы закрыли глаза и приготовились к очередному перелёту. Скоро мы будем в другом месте, в другом времени, среди других людей и поспешим навстречу другим, непохожим на предыдущие приключениям...
Я слышала удалённый звон. Не колокольный звон, нет. Этот звук походил на лязганье металла, возможно даже, холодного оружия. Почему-то то темнело, то светлело (и это при том, что глаза у меня были закрыты), шумел ветер. Я в который раз уже ничего не понимала. По закону подлости (пожалуй, это один из немногих законов, которые всё же действуют в прошлом) язык видений становился понятен лишь после того, как мы узнавали, где остановились в очередной раз. Поэтому, как мне казалось, предугадать следующую точку нашего маршрута было невозможно.
А вдруг Саше это удавалось? А что, может быть, на месте он специально искал какие-то "улики", которые подтвердили бы его догадку, родившуюся где-то между эпохами? Мне ужасно захотелось в который раз спросить его об этом. но он бы не услышал, а я просто не смогла бы пошевелить языком...
И почему мы не можем разговаривать во время перелётов? Наверное, всё это тоже не случайно, а чтобы мы не заметили и не озвучили слишком много. Хитро тут всё, очень хитро. Чем дольше я находилась в прошлом и чем лучше его узнавала, тем твёрже убеждалась в том, что здесь абсолютно другие правила, в которые посвящают далеко не всех, свои загадки, не уступающие по сложности родному будущему, и свои возможности, неизменно безграничные, но кажущиеся ограниченными...
Перед глазами клубился туман, в ушах по-прежнему звенел металл, но под головой уже ощущался травяной "плед", заботливо укрывающий не знакомую нам землю.
Мне не хотелось думать и угадывать, где мы очутились. Почему-то, забыв стремление докопаться до сути "перелётного" видения, я захотела просто насладиться каким-то, совершенно особенным воздухом, просто подышать, даже не открывая глаза. Вдох, выдох, снова вдох. Ещё вдох, ещё и ещё, чтобы заполнить лёгкие до отказа, а потом с упоением выдохнуть!.. Местный воздух казался мне необыкновенным, будто бы даже вкусным. Наверное, если бы в какой-нибудь лавке с оригинальными сувенирами продавали баночки именно с этим воздухом, я бы, не задумываясь, купила литров десять, попросив аккуратно "перелить" в две большие бутылки. Я бы дышала им на завтрак, на обед и на ужин, вместо десерта, и пусть меня бы в конечном счёте признали сумасшедшей...
- Сань, ты чего? Задыхаешься, что ли? - усмехнулся Меншиков. Умеет же минуту блаженства испортить!
- Не дождёшься, - я специально громко вдохнула. - Я теперь на всю оставшуюся жизнь надышалась. Неужели не чувствуешь, какой здесь воздух?
- Воздух как воздух, - Саша будто принюхался. - Но всё же есть что-то, да... Ничего себе! Вот это да!
- Ты что?
- Глаза разуй, Сань! Это же дворец! Это же настоящий дворец!
Я огляделась и, действительно, совсем недалеко от нас заметила красивый белокаменный дворец. Около него были люди, очень много людей. Все они чего-то или кого-то ждали.
- Идём туда! Давай поближе подберёмся! - в глазах Саши в который раз загорелись (хотя, пожалуй, они и не гасли, а лишь становились менее яркими время от времени) искорки бешеного "исторического" азарта.
- А если нас заметят?
- А когда нас это пугало?
- В общем-то, всегда.
- Это вас, Александра, всегда, а нас вот никогда.
С этими словами друг как всегда схватил меня за руку и потащил в сторону дворца. Мы добрались до какого-то дерева и спрятались за ним. Точнее, за ним спрятался только Саша, а меня выгнал за соседнее - мол, вдвоём за стволом не скроешься.
Постепенно мой страх оказаться замеченной улетучился: люди, хоть их и было много, были настолько чем-то увлечены, что даже и не собирались смотреть в нашу сторону. Они точно чего-то ждали.
Неожиданно грянуло громкое "Слава!", я даже вздрогнула - настолько мощным и сильным был этот возглас. Люди начали расступаться, пропуская кого-то. Этим кем-то оказался высокий статный мужчина в кольчуге. Его лицо было очень серьёзным, предельно сосредоточенным. Он волновался, но прекрасно контролировал свои эмоции.
- Игорь! Игорь! С ума сойти! - услышала я восторженный и от этого очень громкий шёпот Саши.
- Кто? - я не поверила своим ушам.
- Игорь! Князь Игорь! Игорь Святославич, Игорь Северский! - наш "историк" ликовал. - Саня! Это просто невероятно!
- Тише ты! - я поднесла палец к губам. - Я понимаю, что это невероятно. Но по-моему, будет ещё более невероятно, если тебя сейчас заметят и примут за недоброжелателя.
- Да не заметят они! - отмахнулся друг. - Они своего князя на бой провожают, им не до нас. К тому же, это тебе не первобытные люди, им всё намного легче объяснить.
Вдруг Саша прекратил шептать и насторожился. Буквально через мгновение я поняла причину его беспокойства: от секунды к секунде становилось темнее и в конце концов свет словно совсем погас. Люди забеспокоились, бросились к князю, о чём-то прося.
- Смотри, - Александр устремил взгляд наверх, и я последовала его примеру.
На небе ясно было видно лунный диск, обрамлённы2й не такими яркими как прежде солнечными лучами. Затмение. Мы видели настоящее солнечное затмение, так восхищавшее нас и так пугавшее всех, кто принялся отговаривать князя Игоря от опасного похода.
- А почему они не хотят его отпускать? - шепнула я саше, когда снова стало светло.
- Силы неравнозначны... А вообще, судя по тому, что мы сейчас видели, они боятся, что затмение - плохой знак.
- А разве в "Слове о полку Игореве" было солнечное затмение? - я помнила, что мы читали "Слово" в девятом классе, но такие подробности у меня в голове, естественно, не задержались.
- Вроде бы да... Но точно было в опере Бородина. Помнишь, нам как-то говорили?
- Это помню... Но опера, мне кажется, не так близка к истории, как "Слово".
- А это уже не нам судить, - развёл руками Саша. - Если не ошибаюсь, "Слово" - тоже не летопись, а литературное произведение. Поэтому вряд ли можно сказать точно, кто прав, а кто виноват. Мне кажется, на самом деле было что-то среднее между оперой и "Словом", но не без нюансов, добавленных историей.
Тем временем русское войско во главе с князем Игорем двинулось вперёд. Народ всё смотрел вслед своему правителю, женщины причитали, княгиня Ярославна держалась, чтобы не заплакать.
- Пойдём за войском, - воодушевлённо посмотрел на меня Меншиков.
- И как ты себе это представляешь? Они на конях, а мы пешком.
- По следам пойдём, потихонечку.
- Саш, ты в своём уме? Это не шутки, там сражение будет. Более того, неудачное для русского войска сражение. Это опасно.
- Белякова, ты сама себе противоречишь... Хотя нет, ты просто меня не слушаешь. Мы пойдём медленно, по следам от копыт. К тому времени как мы придём, сражение уже закончится, и мы под шумок вместе с князем попадём в плен к половцам.
- Ещё лучше! - я начинала выходить из себя. - То есть, ты хочешь сказать, что мы добровольно идём на каторгу?
- Не-ет, Саша. Как же с тобой сложно! Ты вспомни, как с князем Игорем обращались в плену. Как гостем! Как с дорогим гостем.
- Так это только с князем так обращались! Откуда ты знаешь про простых людей? Тем более, мы вообще не из этого времени...
- Ну пойдё-ом...
- А если сутки уже скоро кончатся, и мы не успеем сюда вернуться?
- Извини, конечно, но почему мы не можем улететь в другой век из половецкого стана?
- Ой, ну тебя...
- Отлично! Пошли!
Довольный Александр вышел на дорогу (и меня, естественно, вытащил), и мы отправились вслед за русской ратью. Мне, честно говоря, казалось, что ничего хорошего из этого не выйдет. С какого перепугу мы пойдём сдаваться добровольно в плен? А если мы элементарно не доживём до следующего перемещения во времени, вдруг нас казнят, как врагов?
Эта мысль пришла ко мне уже после того, как мы поговорили с Сашей, но не поделиться с ним своими опасениями я не могла. В конце концов, Меншиков прислушался ко мне, и мы решили понаблюдать за тем, как обстоят дела во дворце, у Ярославны и её подданных.
Когда мы вернулись, около дворца уже никого не было. Он стал казаться пустым, хотя, наверное, на самом деле, в нём было много людей. Хотя, "много" - громко сказано. Мужчины ушла воевать, защищать Путивль, в городе остались только женщины, дети и те, кто не был соратником князя Игоря - сторонники разгульной жизни и правления такого же любителя повеселиться - князя Галицкого...
Было тихо. Тихо, тревожно и грустно. Говорят, тяжело ждать, когда не знаешь, что произойдёт. А ведь на самом деле, ожидать, находясь в курсе событий, ни капли не легче. Особенно если ждёшь чего-то плохого, чего-то, что не должно случиться с тобой, с твоими близкими или с твоей родиной. Легко ли ждать поражения Игорева полка, зная, как надеются (надеются, несмотря на дурные предзнаменования) жители Путивля? Это ужасно...
Правильно говорят: меньше знаешь - крепче спишь. Но, впрочем, люди, любящие своего князя и верящие в успех его войска тоже вряд ли смогут заснуть. А ведь они знают меньше, чем мы с Сашей...
Я посмотрела на Меншикова. Он тоже о чём-то думал. Наверняка либо сокрушался о том, что мы не пошли вслед за войском Игоря, либо снова пытался найти скрытый смысл моего странного сна.
Сегодня (а точнее, вчера - это было утром, но до очередного перелёта) мы пробовали разгадать смысл условных знаков, да и вообще определить, что за комнату я видела, но догадки не показались нам убедительными - всё-таки, первое, что пришло на ум. Мы были уверены, что в прошлом всё намного сложнее и запутаннее, чем нам кажется, поэтому пытались найти подвох в нашей версии происходящего.
С каждым днём (ну, или с каждым часом) нашего путешествия загадок становилось всё больше и больше. Причём, каждая следующая чудесным образом напоминала о предыдущей, и от этого становилось всё интереснее, волнительнее и страшнее, ведь мы уже даже предположить не могли, что день грядущий нам готовит, кроме экскурсии по новому для нас месту и времени. Прошлое приготовило для нас немало сюрпризов - пожалуй, точно мы знали только это.