Аннотация: статья о том, как великие и не очень великие книги придумывают новые страны и эпохи...
"Девятный Спас", или как Акунин потерял Россию.
Совсем недавно, то есть в марте сего 2016 года, познакомился я с книгой некоего господина Брусникина "Девятный Спас". Как потом выяснилось книга сия оказалась работой, всё того же плодовитого Акунина или точнее Чхартишвили, принявшего сейчас иное имя, сиречь псевдоним для нового литературного проекта. И появился сей роман еще в 2007 году. Добрался же я до него только сейчас. И вот понял после прочтения я, что роман сей дает пищу для нового небольшого размышления на старую тему о том, как, по моему разумению, влияют великие книги и писатели на развитие политического процесса в истории страны. И потому и решил написать еще одну статью на данную тему.
Хочу напомнить о том, что ранее мною были написаны "Ненаписанные книги или рукописи, которые не горят", "Россия, которую потерял Бушков и присвоил Акунин" и ряд других статей и всё о том, как книги влияют на течение истории в стране. Я старался опубликовать их везде, где смог. Сказать, что те статьи мои вызвали к себе громадный интерес, не скажу, но всё же многим моим читателям, судя по их откликам, сама тема и мои идеи в целом пришлись по вкусу.
В первой указанной выше статье, я попытался доказать предположение о том, что книги имеют особую способность - окончательно завершать некий исторический период, поскольку рукопись это ненаписанная книга, это набросок, нечто незавершенное, нечто не ставшее еще фактом. В некотором смысле это то, чего еще нет в природе, но то, что должно или может появиться. Любая и в первую очередь великая книга сначала это только рукопись, то, что пишется, поправляется и т.д. Не всё что пишется, является по своей сути книгами. Книга это описание уже какого-то завершенного этапа времени нашей жизни. И вот когда писатель сумел описать какой-то период жизни то ли страны, то ли каких-то других субъектов и процессов из реальной жизни в книге, то жизнь, описанная им, после этого превращается в историю. В мире появляется главная книга об эпохе, и эпоха завершается.
Позднее, я понял, что если я сделал первое мое предположение, то в соответствии с законом бытия, с законами диалектики, я должен предположить и то, что великие книги должны иметь еще одно свойство. Противоположное. Сочинять новые эпохи и страны. Иначе и быть не может! И написал новую статью, в которой попытался показать на примерах, как создаются новые страны и эпохи при помощи великих и не очень великих книг. И в своем повествовании не только показать то, как меняются эпохи и их главные книги, а то, как эпохи и страны сочиняют писатели. Секрет собственно был открыт задолго до меня. Новые эпохи и страны писатели придумывают, всё так же, в соответствии с законами развития, через единство и борьбу противоположностей.
Как гласит этот закон в основе всякого развития лежит связь и взаимодействие противоположных сущностей. Именно в борьбе их и единстве кроется источник движения. К примеру. В соответствии с законом развития президента Ельцина должен был заменить на посту его антипод. У его копии не было бы вообще никаких шансов переизбраться. И антипод был найден - В.В. Путин. Ельцин и Путин действительно антиподы во всем. Вспомните. Ельцин - огромный рост, Путин человек небольшого роста. Ельцин человек сугубо гражданский, Путин человек служивый. Ельцин родился в селе, Путин уроженец культурной столицы России, города С-Петербурга. Ельцин был человеком злоупотреблявшим алкоголем, Путин человек здорового образа жизни. И т.д. Не стану всё перечислять, не вижу в этом большого смысла, но в любом случае то, что Ельцин и Путин антиподы вполне очевидный факт.
Но одного того, что Путин и Ельцин антиподы мало было для обеспечения успеха проведения необходимых власти изменений. Для того, чтобы жизнь окончательно изменилась нужен был новый герой и новая страна, под стать этому новому герою. Путина называли некоторые исследователи психологическим двойником Штирлица, персонажа пользовавшегося огромной любовью населения страны. И много было в свое время написано о том, что население восприняло Путина, как некого двойника Штирлица, и это ему помогло в борьбе за власть в стране. На мой взгляд это не совсем так. Согласитесь с тем фактом, что Штирлиц является стопроцентно советским персонажем. А для успеха операции преемник, нужен был новый типаж, связанный с Россией, которую мы потеряли и которую собирались отыскать. Таков был заказ власти.
Искали в соответствии с указаниями начальства её многие, но отыскать то, что требовалось смог один лишь Борис Акунин. Он лучше всех сумел описать пряничную страну, которую следует возвернуть и дал соответствующего этой великой стране из грез героя. Фандорин и никто иной стал главным оплотом пряничной державы, которую вроде бы, наконец, сумели отыскать. И которая стала медленно выплывать из тумана. И вот ко времени прихода во власть Путина новый литературный герой буквально впихивается в сознание россиян всеми возможными средствами.
И в итоге всё срослось. Путин стал новым президентом.
И с его приходом многое в стране изменилось. И скажем честно изменилось в лучшую сторону, жизнь как-то медленно стала двигаться в сторону действительно некоторой пряничной страны. страны в которой текут молочные реки с кисельными берегами. Пришли иные времена в истории страны, в которых получили возможность продвинуться совсем иные персонажи. И это уже была совсем другая история. Но ничего не вечно. Пришло время уйти в прошлое и пряничной державе. Вот об этом теперь и поговорим.
В первую очередь бросается в глаза, при чтении "Девятного Спаса" что вновь в романе ведется рассказ о России, которую мы потеряли. Но сейчас рассказ не о стране, которую потеряли во время большевистской эпохи, а о той России, которая была вообще изначальной. Некой коренной России, основы которой были порушены неразумным, по мысли автора, царем Петром. Он-то её и сумел потерять ровно, так же как и преступные враги отечества, большевики во главе с Лениным. Но всё давайте разберем по порядку. От отца царя Михаила Романова - партриарха Филарета - потомкам осталось два подарка: чудодейственная икона Девятного Спаса - божественное свидетельство прав династии на русский трон и совет-пророчество опасаться восьмерок. И вот главной завязкой романа и стало то, что великий символ русского государства, династии Романовых Девятный Спас был утерян.
Это не просто любопытный факт по мысли автора романа. Это величайшим символом потери подлинной России, утрата священной царской иконы, о которой говорится в книге, есть символ погибели целой цивилизации, целой исторической эпохи, некой изначальной Руси. Собственно я не знаю о том, как там было в реальной истории с иконой "Девятным Спасом", но зато всем прекрасно известно, что величайшую святыню русских царей, да и всей страны, икону Казанской Божьей матери в действительности утратили незадолго перед погибелью романовской династии в стране. Священную икону похитил и потом сжег в печи вор в погоне за богатейшим окладом иконы, в 1905 году, и после того и началась эпоха перемен.
Здесь я не буду заниматься разбором того, что роман просто напичкан различными аллюзиями. Тут тебе и три мушкетера, и три богатыря, и стилизация под Набокова. И черт ногу сломит, сколько всего сюда накрутил Чхартишвили. Но чем больше всякий аллюзий, чем больше загадок и литературных шарад в тексте, тем больше понимаешь, что все они, по сути, операция прикрытия некого значительно большего плана. Некого более значительного действия, чем просто новый роман.
И я тут, не стану долго юлить и по сторонам озираться, а подобно герою его книги крикну. Слово и дело государево! Колдовство, ведовство и заговор супротив сладкой нашему сердцу пряничной державы и её властелина! Хватайте братцы кудесника опасного, Брусникина этого за причинное место и тащите его на дыбу, там вражий сын всё покажет про свои злые измышления супротив народа нашего и духовных скреп. И в приказе тайном и спросим. А ответь вражий сын Брусникин, почему это ты решил придумать еще одну страну взамен нашей пряничной державы? Кто тебя надоумил? Чем тебе наша пряничная держава не нравится, уж, не властителем её ли?
Повинись перед народом, вражий сын, тебе же легче самому будет. Не рассказывай нам только сказок о том, что знать не знаешь ни о каком заговоре. Всё ты знаешь, а раз так, то и мы об этом заговоре всё узнаем. Решил ты сказку о новой России, которую народ наш потерял написать не просто так, по недомыслию. Чтобы люди сердцем своим от пряничной державы открепились и к державе лубочной душой прикипели. И героев ты враг отечества нашего пряничного не случайных придумал. Всё сделал с умыслом злодейским. Если был свет наш Фандорин герой пряничный, то герои твои суть герои лубочные - Лешка-блошка, Илья-богатырь, Никитин благородный герой. Суть история сия история Бовы-королевича. Невероятно популярная в истории России лубочная книжица. Бестселлер нескольких столетий на Руси и в окрестностях. Самая известная архетипичная история в жизни народа многие столетия.
Ну-ка Никитка-кат вздерни на дыбу пана Брусникина, пусть быстрее даст ответ на вопросы. И не ори ты, что пряников на вас на сук, на всех не напасешься. И о том всё властям известно. И власти понимают, что нужно народ подготовить к тому, что пряники эти рано или поздно окончатся. И что тогда делать будем? Если просто сидеть и ждать, то тогда точно дождешься майдана злобного и богомерзкого. И потому, мол, появилась необходимость из пряничной страны постепенно готовиться к переезду в лубочную страну. А уж там герои то свои. Они суть лубочные и тут с этим ничего не поделаешь. Для того, чтобы переезд оказался успешным они как раз и нужны эти самые новые герои. Народу всё равно лубок всегда нравился, это власть так считает. А особенно должен начать нравиться, когда с пряниками туго станет.
Но не срослось. Что-то пошло не так. Понятно, что после выхода "Девятного Спаса" пряничная держава достигнув предела своего счастья в сто сорок с лишним долларов США за баррель нефти захлебнулась и стала сначала быстро, а потом чуть медленней тонуть в реке истории. И процесс этот, похоже, ныне стал уже необратимым. И это материальная причина того, что нужна новая страна. Понятно, что деградация и архаизация страны с 2007 года только усилилась. Россию, которую потеряли, найти не то чтобы совсем не удалось, в отличие от Романовской Руси, её отыскали в виде междоусобных войн и переделов территорий. Найти то нашли, но по вкусу ли эта находка? Хотя вполне возможно, что брюзжу я и подавляющему числу жителей страны лубочная страна пришлась как раз и по вкусу. Счастье они обрели в этом лубочном рае.
Всё хорошо, только с героями, на мой взгляд, ситуация сложная получается. Сравним с героем пряничной державы героев лубочного королевства. Пряничный герой был один, лубочных героев трое. Все три лубочных героя антиподы пряничному герою. Судите сами. Пряничный герой удачлив, как черт. Все три лубочных героя - сплошное несчастие. Что они не делают прибытка у них нет. Ни любви, ни богатства, ни надежной опоры в жизни. Такие же страдальцы и их враги. Им было бы много проще удавиться, чем продолжать свои страдания. Но при этом все - и герои, и их враги, живут, да поживают. Хотя жизнь лубочной страны это одно сплошное несчастье и неизбывное горе. Пряник символ праздника, а лубок символ отвлечения от несчастий. Пряничный герой самодостаточен, герои лубочные суть символический союз народа, церкви и власти. Триединый персонаж. Это как в иные годы в СССР были три персонажа по сути лубковых - рабочий класс, трудовое крестьянство и народная интеллигенция. Их так и рисовали на плакатах - рабочий, крестьянин и интеллигент. А все вместе вроде как один народ. Пряничный герой интеллектуал, герои лубочные не глупцы, обладают многими талантами, но при этом интеллектом не блещут. Есть и еще масса отличий, не стану на них тратить ваше время, дорогие читатели.
Короче, покрал у господина Акунина Россию пан Брусникин, который тоже является стопроцентным литературным проектом, но вот присвоить её себе он не смог. Нет продолжения, нет народа, требующего дать им новую порцию понравившегося лубочного продукта. Подозреваю, что если бы смог Брусникин все же Россию приватизировать, то явился из тьмы в виде автора сих книг некто иной, а не великий и ужасный герой Акунин впоследствии. Но это лишь предположение. Факт же в том, что на том пока продолжения похождений лубочных героев в лубочной стране и завершились, едва начавшись. Что-то автор и команда, работавшая над этим проектом, недоработала, не смогла просчитать. А с того времени и проект Акунин стал давать сбои. Права царствующей персоны Фандорин сдал лубочному миру, а сам стал уходить в небытие.