Есть такой жанр в детективной литературе - крутой детектив. Главным героем в нем выступает чаще всего детектив-одиночка, мужчина в возрасте, повидавший жизнь, либо мелкое детективное агентство. Основная стоящая перед ним проблема, чаще всего не в том, чтобы разгадать хитроумный план преступника, хоть это тоже не возбраняется, а в том, что герой обязательно оказывается в ситуации, когда ему или им внезапно начинает противостоять чуть ли не весь окружающий мир. Герой может сам того не ожидая встать на пути организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции, оказаться в центре заговора. И в этой сложнейшей ситуации проявляются основные черты героя - максимальная активность в действиях, способность противостоять внезапно раскрывшейся подлости окружающего мира, способность держать удар и способность оставаться честным по отношению к людям и себе самому. Наверно одним из лучших мастеров крутого детектива у нас является писатель Александр Бушков. Есть и еще неплохие авторы, но я не совсем о самих писателях крутого детектива хотел бы порассуждать сейчас.
В последнее время я отметил бы некий кризис детективного жанра. Акунин гарантированно пишет нечто интересное в своей серии о похождениях Фандорина, но качество романов и повестей в целом падает. Бушков что-то тоже пишет, но я попытался прочесть его новый труд и не осилил и нескольких страниц. Скучно. С одной стороны вроде бы и не сильно это было бы и нужно, читать новенькие крутые детективы, а с другой стороны с тоской вспоминаешь то время, когда подходил к полкам торговцев книгами и спрашивал - есть ли известия о том, что вышел ли очередной роман полюбившегося автора детективов. Это тема вообще-то не совсем новая. Я в знак протеста против отсутствия хороших детективов сам написал детектив "черные воробьи". В целом людям нравится. И я долго не мог понять причину того, почему перестали получаться в России хорошие крутые детективы. И вот вчера, во время написания статьи "Культура стоимости и культура денег", ко мне в голову пришла одна мысль. Я написал в статье:
"Сейчас такое впечатление, что в стране нет правящего класса. Фактически кроме церкви больше никто на роль заказчика культуры не претендует. Но церковь не является ныне правящим классом. А кто собственно у нас правящий класс сейчас? Чиновники? Но их доходы часто находятся вне закона и поэтому не публичны. Капиталисты? В основе своей управляемые люди, которым можно в любой момент перекрыть кислород. Короче, получается так, что все делают деньги, а правящего класса и заказчика развития и культуры нет".
Я потом, поразмыслив над этим моментом дополнительно, пришел к определенному выводу. Похоже что дело с кризисом крутого детектива у нас сейчас в том, что в нашем обществе внезапно исчезло понимание того кто является хорошими парнями. А без этого крутой детектив не создашь. Потому, что герой крутого детектива всегда на стороне хороших парней. Без хороших парней он становится бессмысленным. Тот же Бушков был певцом молодого капитализма, его романы рассказывали о мире бизнеса, о новых хороших и плохих парнях, которые стали хозяевами жизни, хозяевами новой России. Это было весьма интересным рассказом. Акунин рассказывал историю почти бесконечную о том, как теряется Россия, которую мы в итоге потеряли. Спасать Россию почему-то пытались лишь одни преступники и заговорщики, но в этом деле спасения им в виде рока погубителя России и вставал на пути Фандорин. Хорошими парнями выступала здесь Россия, которую мы всё же потеряли. Фандорин как Сизиф пытается спасти Россию милую его сердцу, но только лишь мешает её спасению, уничтожая преступных спасителей страны. Большой и интересной темой была борьба с олигархами за "подлинную" независимость страны. Это тоже была эпическая тема.
Сейчас всё это перестало быть занятным. Бушковский силовик и капиталист тихо исчезли из виду, скрывшись в толще госконтор и заграниц, на роль героя нашего времени они почти уже не претендуют. Россия, которую мы потеряли, мы, похоже, наконец, окончательно потеряли, возрождая виртуальный СССР 2.0, так что тут тоже стало не о чем писать. А СССР 2.0 в смысле крутого детектива весьма проблематичен, он ведь тоже Россия, которую мы потеряли, но тут размен не равноценный. Если ту Россию, царскую мы потеряли и потом многое нашли, и господ, и наемных рабочих, и церкви и свободу выезда из страны, безработицу и нищету и миллиардеров, то реально искать СССР с целью что-то найти, и это мы прекрасно понимаем, никто не будет. В этом разница. Война с олигархами закончилась тем, что теперь олигархами стали сами те кто боролся вроде как за народ и подлинную независимости от олигархов страны. Не могут же теперь эти самые бывшие хорошие парни заниматься онанизмом и бороться сами с собой. И эта тема тоже закрылась. А иных тем пока не видно, и хорошие парни исчезли пока в тумане. Где-то они объявятся?