Гигантские камни, удлиненные квадратные массы уложенные ровными рядами один над другим уходят вверх.
Вблизи приходится задирать голову, придерживая шапку, чтобы увидеть уходящие ввысь мощные каменные ряды. Они выщерблены ветрами, дождями, тысячелетиями.
Внизу - отшлифованы миллионами прикосновений, поцелуями, тысячами записок и записочек вложенных, всунутых, ввинченных желанием оставить их в Стене, во всех щелях и щелочках каменных глыб.
И кажется, что эти щели и щелочки, полоски и ямочки вымыты миллионами ручейков пролитых здесь слез...
Впечатление грандиозности и незыблемости не могут нарушить ни странные кусты, выросшие прямо в щелях между глыбами, ни одинокие голуби устроившиеся в расщелинах повыше...
Вечная Стена. Котель*...
***
Когда-то Учитель Моисей (Моше-рабейну) по просьбе народа послал разведчиков проверить качества Земли Израиля и возможность ее завоевания.
Их было двенадцать - по одному от каждого колена* Израилева. Они вернулись, и все, кроме двух, распространили клевету на Землю Израиля, текущую молоком и медом.
Нельзя клеветать и на неживое, тем более, на Святую Землю Израиля, заповеданную В-вышним Своему народу.
Народ, поверивший клеветникам, плакал всю ночь.
Тогда Создатель проклял их...
-Клеветники на месте погибнут страшной смертью...
-Все, старше 20 лет, не войдут в Эрец Исраэль, умрут в пустыне...
-Вы плакали даром. Теперь каждый год будете плакать не беспричинно...
Это было 9 Ава.
***
Много бед произошло с народом Израиля 9 Ава.
Именно 9 Ава был разрушен Первый Храм, возведенный Шломо (царем Соломоном Мудрым), сыном царя Давида.
9 Ава преступным римским императором Титом был разрушен Второй Храм...
-Распахать всю Храмовую гору, чтобы и следа не осталось. Ни одному еврею не разрешить ступить здесь и ногой...
Разрушили все: и развалины, и пожарища, и стены. Камня на камне не оставили.
Все распахали...
Осталась только западная стена, окружавшая Храмовый двор.
Так было записано у Пророков...
-Почему ты не выполнил мой приказ?!
-Великий Император, Правитель мира, я хотел, чтобы народы хотя бы увидели остатки того, что ты разрушил. Видя грандиозность оставшейся стены, они поймут, что тут было и что ты завоевал...
-... Что же, ты - прав...
Но за то, что не выполнил приказа, спрыгни вниз с этой стены...
***
Каждый год 9 Ава евреи всего мира страдают, стенают, плачут и по разрушенному Храму, прося В-вышнего отстроить Третий Вечный Храм...
Император Наполеон, проходя мимо синагоги, увидел сидящих на земле, плачущих, горюющих в печальной молитве евреев.
-Почему вы плачете?
-Наш Храм разрушен...
-Где, когда? Почему я ничего об этом не слышал от своих приближенных?!..
-Это произошло более полутора тысяч лет назад...
-...Если народ так долго может помнить и горевать о потере, то он дождется и восстановления Храма...
***
Каждый раз, когда прихожу к Котелю, необъяснимое чувство охватывает меня, весь организм, каждую клеточку тела. Мне кажется, что я трепещу...
Это чувство необъяснимо, непередаваемо. Его нужно самому ощутить, или... не ощутить никогда.
Многие неевреи, приезжающие паломниками в Святой Иерусалим, внезапно подвергаются приступам необъяснимого безумия.
В медицине это именуется "иерусалимским синдромом"*. Слишком высокая святость...
Земля Израиля - самая святая часть земного шара. Иерусалим - самый святой город Мира и Израиля. Храмовая гора - самое святое место на земле.
Эвен штия (Краеугольный камень), на месте которого стоял жертвенник Храма - Святое Святейших, именно поэтому еврею нельзя ступать на то место и законом запрещено подыматься на Храмовую гору пока не будет отстроен Вечный Третий Храм.
Здесь, на этом камне, В-вышний создал Первого Человека - Адама.
Тут Адам принес первую жертву Создателю...
На этом месте праотец Авраам должен был принести в жертву сына Ицхака (Исаака)...
Котель западнее от Святейшего места. Святость этого места сохранится вечно.
Б-жественное излучение невероятно сильно...
Может быть, поэтому тут и возникает "иерусалимский синдром"...
***
Когда я легонечко прикасаюсь разгоряченным лбом к теплым камням Котеля, то на миг как бы растворяюсь, ухожу из реальности, и благодатные слезы сами по себе текут из глаз, пропадая в зарослях бороды, редкими капельками роняются на каменные плиты.
Стена Плача.
Сколько еврейских слез здесь было пролито?! Сколько сердец разрываются в страстной молитве - прямо, без посредника - к Творцу...
Какое счастье, что мы может приходить к тебе, Котель, и молить Б-га о возвращении всего народа, о приходе Избавителя, о восстановлении Твоего Храма.
У Котеля
К Котелю беспрерывно стекаются паломники. Приезжают со всех концов Израиля и со всех концов света. У входа на площадь перед Стеной стоят столики, наполненные картонными шапочками (кипот). Принято перед входом покрывать голову. И христиане из США, Канады, Латинской Америки, из Европы, Скандинавии, негры из Африки, японцы, китайцы, тайландцы, индусы - все покрываю голову и осторожно, можно сказать, бережно приближаются к всемирной святыне. Стена Плача.
До Шестидневной войны 1967 года вход для евреев был закрыт, без всяких исключений...
Сюда приезжают отметить Бар-мицву (совершенолетие 13-тилетнего подростка) из всех уголков Израиля. Громогласное чтение Торы, повязывание тфиллин. Радостные и возбужденные лица счастливых родителей, родственников и просветленные виновники торжества. Танцы в обнимку со свитками Торы... И - заключительный "лехаим"...
Особенно впечатлительно благословение луны в начале месяца, когда ее серебрянный серп сияет на темном небосклоне в хороводе ярких звезд...
***
Прошел 9 Ава. Тысячные толпы заливали площадь перед Котелем. Сидели на камнях, устилающих площадь, постились, плакали, молились.
9 Ава - позади. Вроде бы, должно стать полегче...
Это время называется "бейн зманим" (между временами), когда не учатся ни детишки в хедерах и талмуд-тора, ни студенты в иешивах, ни женатые в колелях.
Некоторые используют это время для путешествий по стране, посещают могилы праведников, густо покрывающие Землю Израиля...
***
Вечер. Последние лучи заходящего солнца резко освещают каменные громады Котеля, выявляя самые мельчайшие трещинки и углубления, обычно невидимые глазом.
Слева, на большей части площади перед Котелем, молятся мужчины. Они могут уходить и под арку, где в больших пещерных залах можно видеть продолжение Стены, сложенной из гигантских каменных блоков, будто уложенных рукой великана.
Там спасаются от полуденной жары, там молятся у многочисленных святых шкафов со свитками Торы, хранящихся в них...
Справа - женщины. Их разноцветная толпа заливает каменные плиты площади.
Девочки, девушки, матери семей с детьми, пожилые женщины страстно молятся.
Молят за здоровье, за благополучие, за беременных, чтобы легко родили, за бесплодных, чтобы с Б-жьей помощью забеременели...
Со слезами - за многострадальный народ, чтобы враг, находящийся повсюду, не убил, не искалечил навсегда...
Есть за что молиться нашим праведницам...
Только массивная металлическая, решетчатая перегородка отделяет мужскую и женскую часть. Стена беспрерывна. Котель - для всех.
Мужчина в черной шляпе прильнул к Стене. Шляпа сдвинута назад и высокий лоб как бы хочет влиться в камень. Губы шепчут, льются слезы, застилая глаза, покрывая паром стекла очков и струйками стекая по заросшим щекам дальше в седую бороду...
--
Властитель Мира, верни мне сына. Чтобы скорее вернулся к Истине, чтобы пришел домой... Пять долгих лет я его не видел. Забыл его запах, ласковость кожи... Как я хочу обнять его худые плечи, прижать к сердцу... Он уже взрослый мужчина.
Отец, что в Небесах, верни мне сына...
Горючие слезы непрерывно льются, капая на горячие плиты. Носовой платок промок насквозь и уже не впитывает в себя...
Рядом стоит невысокий мужчина, обросший седой растительностью. Протягивает руки вперед к Котелю, как будто в руках несет что-то драгоценное и хрупкое.
-Прими мою жертву... Прости... Пожалей, сжалься над нами...
А человек, одетый в элегантный черный костюм, с черной ухоженной бородой сидит на стуле вплотную к Стене. У него в руках Псалмы царя Давида. Распевно и очень быстро он читает их, энергично переворачивая листы. Периодически прикасается рукой к Котелю и затем подносит к губам прикоснувшуюся руку. Иногда его взор, затуманенный еле сдерживаемыми слезами, проходит по молящимся, как бы ища поддержку, ответа на что-то волнительное...
Остановившись на пожилом еврее с пышной седой бородой и уловив доброжелательный взгляд, приближается к нему; и - шепотом:
-Я должен с кем-то поделиться... Ты можешь меня выслушать?
Ответный кивок головы (ой). И вот они уже, пятясь (к Стене нежелательно поворачиваться спиной), удаляются от Котеля и присаживаются на каменной скамье у стены, отделяющей площадь Котеля от большой парадной площади, где часто проводят принятие клятвы новобранцев.
-Я из Бней-Брака*. Аврех*, учу Тору...
В этом моя жизнь, мое счастье...
Недавно мне приснился сон, из-за которого я и оставил учебу и приехал к Котелю помолиться...
Как будто меня вызвали на Небесный Суд. Судья в белых длинных одеяниях сидят полукругом. Один заявляет, что присуждено уничтожение многих евреев... Но вместо них можно взять достойного Праведника... Привели одного большого талмид-хахама* (Мудреца); его кандидатуру отвергли. Затем - еще нескольких Мудрецов поколения - тоже отвергли...
И вдруг вызывают меня. Я оторопел. Недоумеваю - причем же я. Ведь нужен большой талмид-хахам...
-Его.... Он подойдет...
На этом я проснулся. К чему бы это?..
***
Не глядя на позднее время - солнце уже зашло, на прощанье окрасив багряницей камни Стены, и яркие прожекторы залили площадь и Стену, женщин на их половине много.
Тесной толпой стоят лицом к Стене, стараясь придвинуться хотя бы чуть-чуть поближе.
Пожилые, молодые, матери с детьми, девушки и дети.
Легкий шум-гомон от произносимых шепотом молитв и чтения Псалмов...
Старые женщины и древние старушки плотно сидят на каменных скамьях у стены, отделяющей от парадной площади. На одиночных стульях сидят больные, инвалиды и беременные, но не для всех находится лишний стул...
Все в едином порыве - использовать каждую секунду на Святом месте, чтобы страстно обратиться к Творцу...
Справа в скале высечена небольшая комнатка, где особо слабым можно скрыться от дневного солнца, поправить одежду или накормить грудного ребенка. Но там вообще невыносимая жара и духота.
Беременная женщина с огромным животом, выступающим настолько, что для равновесия она должна откидываться всем телом назад, стоит вблизи от Котеля. Ей трудно стоять, отекшие ноги перебинтованы эластичными бинтами, видимо, болят варикозные вены.
За ее руку уцепилась девочка лет пяти-шести. Она все время о чем-то просит мать, которая вынуждена наклоняться к ней, чтобы что либо расслышать. И вдруг женщина при очередном наклоне к дочурке пошатнулась, побледнела и, качаясь, двинулась к Стене. Тяжело дыша, прислонилась к камню, прижав ручку дочки, - та заплакала от боли. Тогда все обратили внимание на беременную в предобморочном состоянии. Толпа заколыхалась, стали искать стул. А женщина уже тяжело оседает под Стеною.
Через железную перегородку с мужской половины передали тяжелый стул, женщину подняли и усадили на стуле лицом к Котелю. Откуда-то передали пластиковый стакан с водою. Добросердечная старушка, утирая потный лоб беременной женщины, стала расспрашивать:
--
А на каком ты месяце?...
--
Да вот должна родить с Б-жьей помощью со дня на день. Пришла попросить о легких родах, в прошлый раз было Кесарево сечение... Не знаю, что со мною случилось, а тут еше Ривкеле кушать просит, Как я сейчас отсюда выберусь?
--
Мир не без добрых людей. Поможем добраться до автобуса, а ты откуда?
--
Из Бней-Брака приехала. С трудом нашла кого-то, чтобы с моими шестерьмя посидела... Слава Б-гу, успела перед родами помолиться у Стены Плача...
Плотная толпа женщин колышется, движется, каждая хочет протиснуться поближе к Котелю - ведь Святость так прямо и ощущается, теплыми незримыми волнами окутывая тебя всего...
На небольшом пятачке, размером с метр, разыгрались детишки, вырвавшись из под контроля матери. Старшая девочке лет пяти, братишка помладше лет трех, а полуторагодовалый малых сумел выдернуть руку из потной ладони матери. Она неподалеку, но отделена плотной стеной тел, так что даже прикрикнуть не может, боясь нарушить молитвенную тишину.
А они о чем-то заспорили, разругались, средний стал пинать старшую сестру. Нажимающие дальние ряды залили этот пятачок; кто-то толкнул девочку, которая повалилась на пинающегося брата, и оба упали на малыша. Куча-мала. Тонкий крик разрезал тишину-гул. Люди стали сторониться, пытаясь помочь упавшим. Детей подняли, а малец, освободившись от грузных тел старших, продолжал лежать на животе и скорбеть, всхлипывая: " Совсем меня задавили, как подкошенные..."
У автобуса
К Котель Маарави, прямо к ограде большой площади, подъезжают два иерусалимских автобуса:N1 и N2. Они сдвоенные, соединенные еластичным тамбуром-гармошкой. Такие автобусы очень вместительны. Они подходят, переполненные желающими помолиться у Котеля, некоторое вреям стоят, заполняя свои чрева новй массой людей, побывавших у Стены. Один за одним, и так - беспрерывно. На подъезде к Котелю они объезжают Храмовую гору, заезжая на арабскую частьгорода, как будто делают акафот*
Толпа уже помолившихся людей просто атакует каждый новый автобус - все спешат домой.
*Акафот - обычно в праздник Суккот в синагоге евреи обходят возвышение, на котором читают Тору с четырьмя видами растений (пальмовая ветвь, мирт, верба и с прекрасным фруктом - этрогом, которые держат вместе, соединяя "четыре вида евреев").
На праздник Симха Тора также обходят возвышение со всеми свитками Торы, какие только имеются в синагоге, в руках с песнями и плясками.