*В 1912 г. в Речице действовало восемь синагог и молитвенных домов, существовали хасидские дворы сначала Хаима Шлемы Кома, а затем Шолома-Дов-Бера Шнеерсона. В годы первой мировой войны город пережил своеобразное религиозное возрождение в связи с прибытием беженцев из Западной Белоруссии; в 1922 г. последние члены речицкой иешивы выехали в Палестину...
Книгу с автографом еще не получил.
Тем более благодарен г-ну Леониду Смиловицкому за то, что смог познакомиться с этой краткой, но такой полной рецензией.
И я с гордостью заявляю: "Я ТОЖЕ РЕЧИЧАНИН".
Речица у меня заняла почти полкниги воспоминаний об отце "СКВОЗЬ ДЫМКУ СНОВ-ВОСПОМИНАНИЙ", которая оказалась такой актуальной и в этот день - ДЕНЬ ПОБЕДЫ НАД ГЕРМАНИЕЙ, поднявшей лапу на ПОЛНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ НАШЕГО НАРОДА.
Сразу масса ассоциаций, мыслей, воспоминаний переполняют возбужденный мозг,.. даже не знаешь с чего начать.
И так жаль, что на ЗГ эмбарго на комментарии израильских авторов.
(Где Вы, гуманист и интернационалист, Максим МАШКОВ?!)
Итак, "...существовали хасидские дворы сначала Хаима Шлемы Кома..."
НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ
В 1969г. мы получили вызов в Израиль от некого Кум Шломо из кибуца "Саад". Об Израиле и его структуре мы имели НОЛЬ информации - просто НИЧЕГО. Тогда я придумал легенду, что КУМ ШЛОМО мой двоюродный брат от брата отца Левы, который по официальным данным погиб в Минском гетто. Легенда гласила, что он, якобы, бежал из гетто, был в партизанах Белоруссии, а потом через Польшу прибыл в Палестину.
Я был уверен, что имя его Кум (казалось мне странным в русском звучании), а фамилия ШЛОМО.
Этой версии я держался и в Сером Доме на Литейном проспекте в Ленинграде, когда меня вызывали "друзья" из КГБ по поводу попытки угона самолете (Ленинградский процесс. Самолетное дело)...
Через два года мытарств мы оказались в Израиле, поначалу в ульпане Тверии Илит над Тивериадским озером.
Была голодная забастовка в Тель-Авиве у Финлянского посольства по поводу Кишиневского процесса, где судили и ленинградцев (наших друзей) из Первого и Второго антиеврейских Ленинградских процессов.
Была страшная жара, мы только пили воду. Измозженные сидели в тени ограды...
Нас посетил тогда гл.раввин Тель-Авива Шломо Горен. Иврита я вообще не знал, поэтому не понимал, что он говорит, хотя внешне тот выглядел очень респектабельно и серьезно.
Вдруг подошел какой-то молодой еврей в шортах и с поношенной вязанной кипой. Он говорил на скоростном сабрском иврите, из чего я ничего не понимал. Но вдруг я уловил повторяемое несколько раз: "д-р Мендельсон..."
Поняв, что он ищет меня, подошел поближе к незнакомцу.
С нами была действительно легендарная (зихрона ливраха!), книга о которой еще ждет себя, ГОЛДА ЕЛИН, руководительница "МАОЗа", которая и переводила нам с иврита.
И вот она переводит, что это ШЛОМО из кибуца "Саад"...
-Кум Шломо?!
...а я был уверен, что такого не существует...
Обнялись, и я к нему:
-Дорогой Кум!...
-Не надо так официально по фамилии. Его зовут Шломо...
-Шломо? А я ведь в КГБ объяснял, что это его фамилия.
Мы рассмеялись, - слава Б-гу, что уже были далеко от Москвы...
-А как это вы именно мне прислали вызов?
-А мы и не знали кому шлем, главное, чтобы еврея спасти из-за железного занавеса...
-А у вас в кибуце кто-нибудь понимает по-русски?
После короткой паузы:
-Ой, а у меня здесь живет отец. Фамилия там была КОМ, когда-то был раввином в Речице (конечно, ты ленинградец, не знаешь такого местечка в Белоруссии)...
Я - остолбенел.
Все это слушал молчаливо стоящий рядом раввин Шломо Горен, который потом был гл.раввином Армии и гл. раввином Израиля. Он, слегка побледнев, подошел ко мне. Снял шляпу, из-под нее достал с головы старую кипу, надел мне на голову, дал в руку ТОРУ (Библию) старого издания с ятями и благословил...
А потом добавил:
-А теперь скажи, что нет Создателя...
Надо же было раввину Речицы приехать в Палестину, чтобы его сын послал мне (речичанину) в Ленинград вызов на выезд в Израиль...