Мельников Игорь Александрович : другие произведения.

Xii ступень Акта Творения Российской цивилизации. 1629-1701

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Структурированная история ii-12 1629-1701
  
  XII ступень Акта Творения Российской цивилизации
  со 2 марта 1629 года по 2 марта 1701-го
  
  "И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо". (Быт. I: 12)
  
  С последующим уплотнением Духа образуется план Вселенского разума, который можно определить, как "Элементарный витальный ум" - это план воспринимающего понимания. Такой ум, полученную информацию, просто берет, регистрирует, не выходя за рамки получаемых данных, и определяет каждой свое место, формируя разрозненные части в группы по общим признакам, а группы, в свою очередь, распределяет по их значимости, создавая, тем самым, определенную структуру из общей массы полученной информации. Этот рассудочный ум уже не пытается анализировать полученные знания, он просто подчиняет себя им, послушно следует за внушениями жизни, принимая любые новые установки, предложенные его восприятию и пониманию, определяя каждой свое место, в силу их востребованности.
  Священное Писание об этой ступени пишет: "И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо". (Быт. I: 12)
  Одним словом - все на своих местах, как и должно быть: трава сеет семя по роду ее, и дерево приносит плод, в котором семя по роду его, и нет никаких поползновений как-то этот порядок изменить.
  Процессу структуризации активно помогает эго-сознание. Здесь оно еще больше проявлено и уже идентифицирует себя с этим планом рассудка, помогая ему поддерживать сложившийся внешний, видимый порядок вещей.
  Мысли о рае земном, обещающие свободу, на двенадцатой ступени обретают силу, и трещина, пробежавшая на одиннадцатой ступени между духовным началом и земным, на двенадцатой ступени оборачивается уже полным расколом между ними.
  
  На XII ступени происходит переосмысление мироустройства на всех уровнях - на бытовом, идеологическом и духовном, и приведение его к объективному, с точки зрения данного плана рассудка, рационально-утилитарному пониманию. Сам процесс отбора происходит по принципу функциональности - оставляется только то, что активно работает и приносит пользу, а весь отработанный материал, от которого проку нет никакого, безжалостно отбрасывается прочь
  Но в отличие от предыдущей ступени здесь не происходит долгих споров и жарких баталий из-за того, что имеет право на существование, а что должно исчезнуть навсегда. На этой ступени сразу оставляется только то, что приносит пользу в данную минуту, и жертвуется тем, что никакой пользы не приносит. На XII ступени появляется первая, самая низшая форма жертвоприношения - в жертву приносится то, что не нужно самому.
  В основном, на XII ступени все усилия направлены на формирование удобного, рационального внешнего каркаса создаваемого материального образа.
  Этому процессу активно помогает эго-сознание, помогая ему поддерживать сложившийся внешний, видимый порядок вещей.
  
  ДВЕНАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ от 102 до 112 дней
  Идет непрерывное развитие коры головного мозга - интенсивно делятся нервные клетки, возникают борозды и извилины. Начинают функционировать органы эндокринной системы: надпочечники, которые являются в это время самой большой эндокринной железой, и вилочковая железа.
  
  1 ступенька - время действия со 2 марта 1629 по 26 июля 1631 года - время закладки первого камня в основание всего XII акта творения.
  
  19/29 марта 1629 года появляется на свет Алексей Михайлович Романом - наследник царского престола.
  
  Еще раньше царь Михаил привадил в Россию иностранных специалистов и торговцев, одарив их большими льготами. Особенно в почете были англичане. Английские торговцы имели право беспошлинного ввоза своих товаров и торговли. В 1628 году англичане запросили у царя разрешение на беспошлинный транзит своих товаров через Россию в Персию, но царь, посовещавшись с русскими купцами, им отказал, так как это создало бы конкуренцию русским товарам и нанесло бы отечественным купцам урон.
  В 1629 году в Россию впервые прибыл французский посол. Его тоже интересовало разрешение на торговлю с Персией. Но и ему было отказано по тем же соображениям, что и Англичанам.
   В 1630 году начались приготовления к новой войне, в связи с тем, что срок мирного договора с Польшей подходил к концу, а королевич Владислав все еще не отказался от притязаний на русский трон. Войско было решено набрать за границей. С этой целью было взято на службу несколько иностранных офицеров. Они должны были набрать солдат в европейских странах (кроме французов и католиков). Для получения средств, необходимых, чтобы закупить оружие, со всех слоев населения собрали "пятую деньгу", часть денег взяли у монастырей и в качестве пожертвований у богатых людей.
  
  2 ступенька - время действия с 26 июля 1631 по 20 декабря 1633 года - время, когда осуществляется попытка реставрации порядка существовавшего на предыдущем акте творения.
  
  В 1632 году умирает Сигизмунд III, и в Польше начался новый период бескоролевья. Это было самое удобное время для начала военных действий. 9/19 августа Михаил отправляет стотысячное войско в поход. Сам царь не имел склонности к ратному делу, был "кротким, крови не желательным". Во главе армии был поставлен опытный, но уже старый полководец М. Б. Шеин.
  Начались военные действия удачно. Были взяты многие небольшие городки и осажден Смоленск. Тем временем в Польше избрали нового короля - Владислава. Он был молод, горяч и сам встал во главе войска, отправившегося на помощь Смоленску. Храбрость и решительность короля дали ему большие преимущества в сражениях с вялым и медлительным Шейным. Вскоре русская армия, значительно превосходящая по численности польскую, оказалась в окружении. Шеин был вынужден заключить перемирие, по которому отдавал полякам все оружие и провиант. Шеина и его помощников Измайлова с сыном царь Михаил приговорил к смертной казни. Другие военачальники были биты кнутом и сосланы в Сибирь.
  
  В октябре 1633 г. умер отец Михаила патриарх Филарет. До этого в январе 1631 года умерла мать царя, которая фактически правила государством до вызволения Филарета из польского плена. Со смертью Филарета у Михаила Федоровича не осталось верных помощников в управлении страной, поэтому Царь Михаил возвращает Земскому собранию его полномочия, и отныне собирает его по каждому поводу.
  Преемником его был назначен псковский архиепископ Иоасаф I (1634-1640 гг.) - этот патриарх уже не пользовался таким высоким государственным значением. Он происходил из городовых боярских детей, был старец почтенный, "нравом добродетельный, но к царю не дерзновенный". Деятельность его ограничивалась заботами о церковном благочинии и обрядности. Титула великого государя он уже не имел и в дела государственные не вступался. При нем значительно ослабела власть патриарха.
  
  3 ступенька - время действия с 20 декабря 1633 года по 14 мая 1636-го - время образования основы акта творения, проявления света его основной идеи.
  
  Окрыленный успехом Владислав предпринял попытку захватить ряд русских городов, но под Белой потерпел поражение и был ранен. Это подтолкнуло обе стороны к заключению "вечного мира". По его условиям Россия теряла Смоленск и Чернигов. Владислав же окончательно отказывался от притязаний на русский престол, что являлось определенной победой Михаила.
  
  Важным шагом правительства Михаила была попытка ликвидировать местничество в двух основных полках, Передовом и Сторожевом, и среди дипломатических лиц. Дело в том, что из-за местнических споров срывались многие государственные мероприятия. В условиях постоянной военной опасности это не могло не беспокоить царя. Не помогали даже огромные штрафы "за бесчестье" и наказания. Налаживая жизнь в стране, правительство принимает ряд мер. Одной из них был указ о подводах, в котором определялось количество подвод, которое должно было дать каждое сословие для государственных перевозок. Несколько указов касались землевладения: о выморочных имениях, о продаже земли, о разделе имущества и т. д.
  
  В 1634 году был построен первый стекольный завод под Москвой. В связи с этим был учрежден приказ "ратных и даточных людей".
  В 1635 году началась разработка медных руд на реке Каме.
  
  В 1634 году был издан указ, запрещающий употребление табака.
  При Михаиле было принято два закона, смягчающих наказания за уголовные преступления. Один касался беременных женщин, приговоренных к смертной казни - теперь их казнили только после родов, ребенка же отдавали родственникам. Второй указ касался фальшивомонетчиков. Раньше им заливали горло расплавленным железом. По новому закону их заковывали "в железа" и ставили на щеке клеймо "вор".
  
  
  4 ступенька - время действия с 14 мая 1636 по 8 октября 1638 года - время разделения света основной идеи на отдельные составляющие через проявление ими своей индивидуальности.
  
  Крепость Азов, принадлежавшая Турции, занимала важное стратегическое положение, поскольку закрывала от русских Черное море. Летом 1637 г. Михаил узнал, что казаки, без его ведома, захватили Азов. Реакция его на это известие была неоднозначна. С одной стороны, султан поддерживал с Россией дружественные отношения, с другой - владеть Азовом было заманчиво, поэтому Михаил долго колебался, как ему стоит поступить в данной ситуации.
  
  5 ступенька - время действия с 8 октября 1638 по 2 марта 1641 года - время борьбы за лидирующее положение разрозненных частей, время передела территории и сфер влияния.
  
  Наконец, в 1641 году царь собрал Земский собор, на котором поставил вопрос об Азове, но собор, повинуясь законам 5-ой ступеньки, не захотел без боя отдавать Азов, выразив желание поддержать любое решение царя. Но поскольку Россия тогда еще была не готова к войне с Турцией, Азов пришлось туркам отдать, а казакам прислать деньги, провиант и оружие, а также помочь им укрепить южные границы.
  В 1638 году было учреждено воеводство в Якутске.
  В 1639 году Катехинский царь Теймураз I дал присягу на верность русскому царю.
  В 1640 году состоялась первая экспедиция амурских казаков на Амур.
  
  6 ступенька - время действия со 2 марта 1641 по 26 июля 1643 года - время определения приемлемой формы взаимоотношений, как между субъектами внутри самого государства, так и формы взаимоотношений с соседями.
  
  Весь период с 1641 по 1643 году ушло на дипломатические приемы, связанные с установлением брачного союза между датским королевичем Вальдемаром и царевною Ириной Михайловной Романовой, дочерью царя. Попутно заключались и торговые договора.
  Брачный союз установить не удалось, в виду того, что датский королевич наотрез отказался принимать православную веру.
  
  В 1642 году скончался патриарх Иосаф, на его место был назначен архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Он так же, как и его предшественник был человеком тихим и до власти не охочим, вдобавок был малообразован и слаб в делах управления, был занят больше своими делами, чем делами церкви. А между тем, переустройство государства требовало непосредственного участия патриарха, в частности в вопросе о церковном суде и о церковных вотчинах. Дело в том, что доброй третью всех земель государства владела церковь, существовавшей на началах полной удельной самостоятельности церковного ведомства в государстве и независимости его от общего государственного суда не только по духовным, но и по мирским делам, за исключением лишь тяжких уголовных.
  
  7 ступенька - время действия с 26 июля 1643 по 20 декабря 1645 года - время мирного благоустройства государства.
  
  Хлопоты о замужестве своей дочери сильно истощили здоровье царя. На всенощной по случаю дня св. Михаила, в именины царя 12/22 июля 1645 года с ним случился припадок, и его отнесли во дворец. Поскольку болезнь усиливалась, Михаил приказал позвать жену и сына Алексея, а также патриарха. Царь простился с женой, благословил сына на царство, поговорил с боярами и патриархом и скончался "яко неким сладким сном усне".
  14/24 июля 1545 года царем всея Руси становится шестнадцатилетний Алексей Михайлович Романов.
  С пятилетнего возраста воспитателем у Алексея был Б.И. Морозов, он смог дать царевичу приличное для тех лет образование, но наряду с обычными предметами царевичу, не без участия Б.И. Морозова, прививаются и предметы западной культуры.
  Вступив на престол, Алексей Михайлович, по привычке слушался во всем своего наставника Б.И. Морозова.
  
  8 ступенька - время действия с 20 декабря 1645 по 14 мая 1648 года - время генеральной уборки. На этой ступеньке происходит своеобразная чистка, время избавления от всех накопившихся негативов, которые мешают дальнейшему развитию.
  
  Внутренними делами государства в основном управлял Б.И. Морозов. С его легкой руки царским указом 7/17 февраля 1646 года соль подорожала приблизительно в 1,5 раза, что вызвало сильное недовольство населения. Сразу припомнились и злоупотребления И. Д. Милославского, и молва о пристрастии царя к иностранным обычаям. Беспорядки наблюдались не только в Москве, но ив других городах. 25 мая/4 июня 1648 года, разграбив дом Б.И. Морозова, народ стал требовать у царя его выдачи. Царь поспешил тайно отправить любимого им Б. И. Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь, а народу выдал окольничего Траханиотова. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того, как народное волнение стихло, Морозов возвратился ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении.
  
  Правительство Алексея уже не ограничивается только посошным сбором налога. В 1646 году проводится дворовая перепись, с тем, чтобы иметь возможность собирать налог с каждого двора, тем самым устанавливается всеобщность и равномерность обложения.
  
  В этот период создалось такое положение, при котором, с одной стороны скопилось много жалоб, касающихся церковных дел. С одной стороны были жалобы на трудности судиться с церковными учреждениями, а те, в свою очередь жаловались на нарушение их привилегий. Особенно это касалось церковных вотчин, которые, несмотря на все распоряжения, продолжали увеличиваться.
  Пользуясь безучастием в делах церкви патриарха Иосифа, эту роль на себя взяла боярская дума. Ею было составлено Уложение, воспрещавшее всякое новое увеличение церковных вотчин. Во-вторых, Уложение ослабило обособленность церкви, притянув все разбирательства по гражданским и церковным делам под общий, государственный суд.
  Органом государственного суда над церковным ведомством был создан монастырский приказ, который давал суд по всем гражданским искам на иерархов, монастырские власти, попов, церковный притч, включая, церковных людей и крестьян, и по искам между ними, на друг друга.
  Монастырский приказ вступался иногда и в чисто церковные дела, например присвоил себе право назначать в монастырские вотчины священников и причетников, келарей и казначеев, позволял себе даже перерешать распоряжения епархиальных властей.
  
  В 1646 году игумен Никон был в Москве по своим монастырским делам и был замечен царем, которого поразила его величественная наружность и сильная речь. По своей религиозности и впечатлительности Алексей Михайлович скоро совсем подчинился Никону, сделал его своим другом, отцом, всем, чем не мог быть для него патриарх Иосиф. Алексей Михайлович в то время очень нуждался в таком сильном друге-помощнике.
  
  9 ступенька - время действия с 14 мая 1648 по 8 октября 1650 года - время обретения самостоятельности и независимости от своих соседей.
  
  В 1648 году, 16/26 января, царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской. Вскоре Морозов женился на сестре её Анне. Таким образом, Б. И. Морозов и тесть его Д. И. Милославский приобрели первенствующее значение при дворе.
  В 1649 году Русский Земской собор обнародовал Соборное уложение - новый кодекс законов, состоявший из 25 глав.
  В этом "Уложении" были разработаны вопросы государственного, гражданского, административного и уголовного права и порядка судопроизводства. Документ утверждал незыблемость феодального строя и самодержавия, разрешал основные противоречия внутри класса феодалов уравнивал в правах поместье и вотчину; запрещал переход крестьян в Юрьев день, вводился бессрочный сыск беглых. "Уложением" запрещалось новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращались её многочисленные привилегии. Тем самым ограничивалось экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждался Монастырский приказ.
  
  В 1649 году царь назначил Никона митрополитом в Новгород. Здесь Никону удалось оказать правительству важные услуги во время новгородского бунта 1650 года. В разгар этого бунта он укрыл у себя от ярости народа воеводу Хилкова и торжественно предал бунтовщиков анафеме, но этим обратил народную ярость на себя самого. Чернь избила его до полусмерти. С большим трудом после этого он отслужил литургию и отправился с крестным ходом в ту часть города, где наиболее бунтовали. Пораженные его твердостью и устрашаясь подходившего к Новгороду царского войска, мятежники просили у Никона прощения и ходатайства перед царем. Не помня собственной обиды, митрополит охотно принял на себя это ходатайство и успел внушить царю благоразумную умеренность в наказании виновных, которая затем всего более и способствовала успокоению народного волнения. С тех пор любовь царя к Никону возросла еще более.
  
  10 ступенька - время действия с 8 октября 1650 по 2 марта 1653 года - время рождения основной национальной идеи, время обожествления, или возвеличивания земного статуса. Эта идея потом будет питать собой низшую иерархию земных разумов, при их формировании на данном акте творения.
  
  В 1652 году умирает патриарх Иосиф. Патриаршество принимает Никон.
  Неограниченная дружба соединяла царя и патриарха на протяжении шести лет управления Никона. Вскоре по вступлении его на патриаршество его стали титуловать, как Филарета "великим государем". Так титуловал его и сам царь. Таким образом, в государстве снова стало два великих государя, но Никон носил этот титул уже не как отец царя, а как патриарх, власть патриаршая при нем приравнивалась к власти царской. Без патриарха не решалось ни одно государственное дело, как и при Филарете.
  
  Практически со вступления Никона на патриаршество началась проводиться церковная реформа. Почему-то принято считать, что инициатором и единственным ее вдохновителем и организатором был патриарх Никон. Это не совсем так. Еще до Никона, при предыдущих патриархах, во время переписи богослужебных книг, были замечены некоторые неточности перевода с византийских богослужебных книг на славянский язык. Поэтому за исправления текстов и приведения их в надлежащий порядок ратовали, в первою очередь, все без исключения церковнослужители. И даже те, которые потом церковную реформу не примут, а останутся приверженцами прежних обрядов, это протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Для этой цели еще в 1649 году в Москву был приглашен Иерусалимский патриарх Паисий, который, помимо всего прочего, указал царю и патриарху Иосифу на многие отступления московского богослужения от чинов и обрядов восточной церкви. В особенности это касалось неправильности двуперстия в крестном знамении и следования по солнцу "посолонь", то есть по часовой стрелки, во время крестного хода, тогда как на востоке ход исполнялся против солнца, "противосолонь", то есть, против часовой стрелки.
  С этого момента о переустройстве Русской церкви и приведения ее к единым канонам православия стало задумываться и светская власть с царем во главе, так как всякого рода различия в обрядах подрывали в целом авторитет церкви, что было никак не допустимо в условиях вступления в состав России Украины и Грузии.
  Было решено послать на Восток старца Арсения (Суханова), человека во всем заслуживающего доверия, с тем, чтобы он разобрался во всем на месте. В июне 1649 года Арсений вместе с Паисием выехал в Яссы, также побывал на Афоне. Вернувшись в 1650 году в Москву он представил в Посольский приказ отчеты о своем путешествии: "Статейный список" и "Прения о вере".
  Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание "Прений о вере". По словам Арсения, афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Впоследствии это сочинение дало приверженцам "старой веры" сильное оружие против "новшеств Никона" и получило широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглось многочисленным искажениям.
  Вопрос этот для верующих не был таким уж пустяшным, как это может показаться на первый взгляд, так как в то, как складывать пальцы при крестном знамении, вкладывается основной смысл верования.
  Если проследить историю возникновения крестного знамения и развитие этой традиции, то она такова.
  Еще в первом веке первые христиане изображали на своем челе, или на груди крест указательным перстом, подчеркивая тем самым свою приверженность учению Христа.
  Но уже в IV веке среди христиан появляются так называемые монофизиты, которые отрицали человеческую природу Христа и его подчиненность Отцу, а исповедовали Его божественность и равенство Отцу. Чтобы отличаться от них православные христиане стали употреблять при крестном знамении два перста - указательный и средний, тем самым, подчеркивая свою веру в две природы Христа. В таком двуперстном виде крестное знамение попала на Русь в IX веке.
  Далее в 1054 году христианская церковь разделилась на латинскую католическую и греческую православную, и теперь, чтобы отличаться от католиков, которые крестились, как и все христиане того времени двумя перстами, греки стали креститься тремя.
  Но к XVII веку видимо афонские монахи уже не помнили, откуда, что взялось, поэтому ничего вразумительно Арсению объяснить, и не смогли. Единственно, в чем они были твердо уверены это только в том, что креститься нужно тремя перстами, символизирующие собой триединство Бога, а два оставшихся пальца, загнутых вовнутрь, означают два естества Христа.
  
  В феврале 1651 года Арсений снова выехал на восток. На этот раз он посетил Константинополь, Хиос, Родос и другие острова греческого архипелага, проник в Египет и Иерусалим и через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653 года в Москву. Представленный им царю отчет, он назвал "Проскинитарием" - описание паломничества, от греческого - преклоняю колени, почитаю. В своем отчете, будучи человеком дотошным до всякого рода мелочей, Арсений подробно описал суть всех церковных ритуалов соблюдаемых на востоке. Не забыл он также и упомянуть о том, до какого упадка дошла восточная церковь, находившаяся в то время под турецким игом.
  И теперь для всех встал вопрос, какие тексты при исправлении брать за основу - древние переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык сделанные до падения Константинополя, или греческие, исправленные после падения.
  
  Здесь напрашивается вопрос: почему только один Иерусалимский патриарх Паисий обратил внимание на отличие обрядовой составляющей Русской Церкви от восточной, и почему на это не обратили внимание Антиохийский патриарх Иоаким в 1586 году и Константинопольский патриарх Иеремия в 1588 году, когда гостили в Москве? Наверняка обратили, не могли не обратить, только тогда на Руси это никто не взял во внимание, потому что законы XI ступени обязывали выполнять совсем иные задачи. А вот законы XII ступени как раз потребовали пересмотреть и переосмыслить ритуально-обрядовую сторону Русской церкви, и процесс пошел. Поэтому в проведении церковной реформы нуждались не только церковнослужители, не только царь и правительство, этого требовала вся Россия на данном этапе своего развития. А Никон был всего лишь, поставленный Всевышним, ответственным лицом, своего рода чиновником, отвечавшим за проведение самой реформы.
  
  11 ступенька - время действия со 2 марта 1653 по 26 июля 1655 года - время смены неформального лидера, смена мировоззрения, смена привычного уклада жизни, ее внутренней идеологической подоплеки.
  
  В марте 1653 года патриарх Никон сделал единоличное, не подкрепленное церковным собором, распоряжение по церквям относительно поклонов и перстосложении при крестном знамении. Он указал всем, крестное знамение совершать не вставая на колени, а креститься в пояс, и тремя перстами, а не двумя.
  Распоряжение патриарха приняли не все, было много таких, которые не желали изменять обряды Русского православия. Они подали челобитную царю, в которой выразили свое несогласие с распоряжением патриарха. Это были протопопы Аввакум и Даниил, Иван Неронов, Лазарь, Логгин, дьякон Федор Иванов и другие, ставшие впоследствии духовными вождями раскола.
  Царь передал челобитную Никону, а Никон сослал Аввакума в Сибирь, Даниила - в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и остальных, сослав по дальним монастырям. Но и сам Никон с тех пор зарекся предпринимать какие-либо единоличные решения. Отныне все свои решения он подкреплял авторитетом церковного собора. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в марте 1655 и в апреле 1656 года. В 1656 году собравшиеся в Москве два патриарха - Антиохийский и Сербский, а также митрополит Никейский - в день Торжества Православия впервые изрекли анафему последователям двуперстия.
  В 1654 году Правоверная Христианская церковь меняет название на Православную христианскую
  В 1654 году Арсений снова выехал в Грецию, и ему удалось вывезти из Афона и других мест 700 драгоценнейших рукописей, которые до сих пор считаются украшением московской Синодальной библиотеки. Эти рукописи были необходимы для исправления богослужебных книг.
  
  Тем временем, на Земском соборе в Москве 1/11 октября 1653 решено было принять казаков в подданство, а Польше была объявлена война. 18/28 мая 1654 года сам царь выступил в поход. Войско направилось к Смоленску. После взятия Смоленска 23 сентября/3 октября царь возвратился в Вязьму.
  Еще в 1647 году, избранный казацкой радой гетманом, Богдан Хмельницкий поднял всю Украину на борьбу с поляками. Отвоевав ряд городов, под Берестечком потерпел поражение, что вынудило его заключить невыгодный для Украины мир с поляками.
  Этот мир возбудил народное недовольство, и тогда гетман обратился в январе 1654 года с просьбой к "царю восточному" войти в его подданство. Что не означало вступление Украины в состав России в полном смысле, речь шла о протекторате с сохранением на Украине выборного казачьего управления во главе с гетманом, а также местного порядка судопроизводства.
  
  В 1654 году царь Алексей учредил Тайный приказ, подчинявшийся непосредственно ему самому, и позволявший царю руководить другими центральными и местными учреждениями. С этого момента он все меньше и меньше стал нуждаться в духовной поддержке патриарха Никона.
  
  12 ступенька - время действия с 26 июля 1655 по 20 декабря 1657 года - время переосмысления мироустройства на всех уровнях - на бытовом, идеологическом и духовном, и приведение его к объективному, с точки зрения данного плана рассудка, рационально-утилитарному пониманию. Время жертвоприношения I ступени, когда приносится в жертву то, что не жалко.
  
  В 1656 году появляется отредактированный служебник, одобренный собором. После исправлений, сравнительно с предыдущим служебником, в новом отдельные псалмы стали короче, другие полнее, появились новые слова и выражения, троекратное "аллилуйя" вместо двоекратного, написание имени Христа Иисус, вместо Исус и т.д.
  Также изменилось перстосложение при благословении. Все богослужебные чины стали короче, некоторые важные песнопения были заменены другими. Так, были изменены и сокращены чины миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего изменений оказалось в литургии.
  В результате, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение "новой веры". Было много тех, из числа духовенства, кто отнесся к исправленным книгам отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства, и даже монастыри.
  
  Весной 1655 года предпринят был новый поход. В августе царь совершил торжественный въезд в Вильну, затем взяты были Ковно и Гродно. В ноябре царь возвратился в Москву. В это время успехи Карла X, короля шведского, завладевшего Познанью, Варшавою и Краковом, изменили ход военных действий. В Москве стали опасаться усиления Швеции за счёт Польши.
  15/25 июля 1656 года царь двинулся в поход к Ливонии и по взятии Динабурга и Кокенгузена осадил Ригу. Осада снята была из-за слуха, что Карл Х идёт в Ливонию. Дерпт был занят московскими войсками. Царь отступил в Полоцк и здесь дождался перемирия, заключённого 24 октября/3 ноября 1656 года. Окончательный мир заключён в Кардисе в 1661 году. По этому миру царь уступил все завоёванные им места.
  По смерти Богдана Хмельницкого в июле 1657 Иван Выговской провозгласил себя гетманом.
  
  По возвращении из походов, царя совсем перестали интересовать дела духовные в целом и патриарха Никона в частности. Он стал проявлять больший интерес к светской жизни, к ее внешнему антуражу. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец.
  
  13 ступенька - время действия с 20 декабря 1657 по 14 мая 1660 года - время формирования единой централизованной системы управления всеми органами.
  
  Настоящей причиной размолвки царя с патриархом явилось чрезмерное вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства и его волевого давления на принятия решений, что, несомненно, сковывало действия самого царя, и отвлекало архипастыря, от забот по укреплению духовного здравия его паствы. Нарушался главный принцип мироустройства - "Богу - Богово, кесарю - кесарево", что не могло не сказаться на результате. Доказательством тому явились невыгодные условия Кардисского мира, да и церковная реформа протекала не так, как хотелось бы.
  Утративший былое величие и милость царя, патриарх Никон 10/20 июля 1658 года, отслужив литургию, объявил с амвона во всеуслышание, что он оставляет пост патриарха.
  В 1660 году церковный собор вынес решение о лишении Никона патриаршего престола и священства, но решение поместного собора не было признано действительным, так как судить патриарха могут только другие патриархи.
  
  В 1658 году Украинский гетман И.Выговский заключил с Польшей Гадячский договор о вхождении казаков в польское подданство и создал свое государство, которое назвал Великое Княжество Русское со столицей в Киеве. Москва начинает войну на два фронта - против столичного Киева и Польши.
  В 1659 году Выговскому удалось нанести поражение москвичам под Конотопом. Но и против него самого казаки Правобережной Украины поднимают восстание и назначают гетманом сына Богдана Хмельницкого - Юрия, который вскоре, передав гетманство Тетери, ушел в монастырь.
  
  14 ступенька - время действия с 14 мая 1660 по 8 октября 1662 года - время проявления своеволия и свободомыслия, время нигилизма. Время, когда обостряется сверх чувствительность, которая позволяет прочувствовать ситуацию изнутри.
  
  В 1661году чтобы компенсировать потери от войны с Польшей правительство ввело медные деньги, которые приравнивались к серебряным. Налоги нужно было платить серебром, а торговать - медью. Крестьяне просто перестали везти продовольствие в города. Медные деньги стали резко обесцениваться, недовольство народа нововведением росло до тех пор, пока не вылилось в открытый бунт в 1662 году, получивший название "Медный". Бунт жестоко подавили стрельцы, но медные деньги отменили.
  Война с Польшей продолжалась с переменным успехом. В ходе ее Россия вступила в войну со Швецией. В 1658 году Россия подписала со Швецией перемирие, а в 1661 году Кардисский мир, согласно которому Россия отказывалась от всех приобретений войны: Ям, Копорье, Иван-город и др.
  
  
  15 ступенька - время действия с 8 октября 1662 по 2 марта 1665 года - время конкретных дел и решений. Время свержения существующей власти.
  
  Учрежден Хлебный приказ (не позже 1663 г.),
  
  Правобережная Украина с гетманом Тетерей присягнула Польше; Левобережная, с гетманом Брюховецким, примкнула к Москве. Ян Казимир вторгся в Левобережную Украину и занял почти всю Малороссию. Успехи Польши были подрезаны двумя внезапными ударами: мятежом шляхты, под руководством Любомирского, и переходом правобережного малороссийского гетмана Дорошенка в подданство султана, что грозило Польше войной с Турцией.
  
  16 ступенька - время действия со 2 марта 1665 по 26 июля 1667 года - время революций, государственных переворотов, смена власти.
  
  В ноябре 1666 г. патриархи прибыли в Москву. 1/11 декабря Никон предстал перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами. Все обвинения патриарх или отрицал, или ссылался на свое неведение. Никона приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний титул, запретив вмешиваться "в мирские дела Московского государства и всея России, кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их; в них бо, аще хочет, да рассуждает мирские дела".
  Церковный Собор 1666-1667гг. объявил проклятие всем старообрядцам и предал их суду гражданских властей. По Соборному уложению 1649 года за "хулу на Господа Бога" полагалась смертная казнь. Начались казни еретиков. Старообрядцы целыми деревнями уходили на север или в Сибирь, некоторые сжигали себя. В1668-1676гг. - вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Взять монастырь удалось лишь после предательства монаха.
  
  Переход преемника Тетери Дорошенко в подданство турецкому султану вызвало большие внутренние беспорядки в Польше, что привело Польшу к скорейшему заключению очередного мирного договора. Этот мир был заключен 13/23 января 1667 года в деревне Андрусов. Россия по этому договору получала обратно Смоленск, Северскую землю, левую сторону Днепра и, кроме того, Киев на два года.
  
  17 ступенька - время действия с 26 июля 1667 по 20 декабря 1669 года - время пробуждения духа, время Иоанна предтечи - время принятия самостоятельных решений, время высвобождения от обременительной опеки.
  Большой Московский Собор 1666-1667 годов одобрил церковные реформы Патриарха Никона, а противников реформ предал анафеме. Отменил постановления Стоглавого Собора о двуперстии и других обрядах, восстановил судебные привилегии Русской Церкви, ограниченные Уложением 1649 года, издал множество правил относительно церковно-богослужебной практики, церковно-нравственной жизни клира и мирян, упорядочения монастырской жизни, а по поднятому Патриархом Никоном вопросу о взаимоотношении духовной и светской властей вынес следующее определение: "Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх в церковных, дабы таким образом сохранилась целою и непоколебимою во век стройность церковного учреждения".
  
  Немало содействовала личность избранного на соборе 1667 года нового патриарха, Иоасафа II, из троицких архимандритов, старца тихого и кроткого, от которого нечего было опасаться каких-нибудь Никоновских притязаний. В течение 5 лет своего патриаршества он держался в полном согласии с царем, не настаивал на исполнении даже тех распоряжений, какие были сделаны на соборе.
  
  В это время на юге поднял бунт донской казак Степан Разин. Ограбив караван гостя Шорина, в 1667 году Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, и оттуда грабил персидские суда, но, прибыв в Астрахань, принёс царю повинную за персов.
  Первым толчком для бунта послужила казнь брата Степана. В стремлении отомстить за брата он убил и разграбил его обидчиков. Далее его охватила жажда легкой наживы, которая вылилась в войну голытьбы чисто грабительского характера. Это не была борьба угнетенных против угнетателей, это был массовый грабеж своего ближнего, массовая истерия, характерная именно для 17-ой ступени (см. XVII ступень Акта Творения).
  
  18 ступенька - время действия с 20 декабря 1669 по 14 мая 1672 года - переоценка ценностей. Время жертвоприношения II степени, когда приносится в жертву то, что дорого. Время появления духовного лидера.
  
  В мае 1670 года Разин снова отправился на Волгу, взял Царицын, Чёрный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял черемису, чувашей, мордву, татар, но под Симбирском был разбит князем Ю. Барятинским. После этого поражения Стенька бежал на Дон, где его выдал атаман Корнила Яковлев. Он был доставлен в Москву и 6/16 июня 1671 года казнён.
  
  Через два года по смерти М. И. Милославской (4/14 марта 1669 г.) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной, 22 января/1 февраля 1671 года.
  В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился Артамон Сергеевич Матвеев. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны.
  
  1/11 сентября 1674 года царь объявил народу сына своего Федора, как наследника престола.
  
  19 ступенька - время действия с 14 мая 1672 по 8 октября 1674 года - время обработки информации, полученной с предыдущих ступенек, и на ее основе построения своей схемы понимания окружающего мира. Это период, когда ничего нового не придумывается, а берется лучшее из старого. Время соглашательства, подписания договоров, перемирий, союзов и прочего.
  
  В 1672 году в Россию впервые прибыл постоянный посол Дании - Магнус Гейм.
  Патриархом всероссийским стал Питирим. Так же тихо и незаметно прошло 10-месячное управление следующего за Иоасафом II патриарха Питирима, бывшего митрополита Новгородского.
  В 1673 году Патриархом Московским стал Иоаким Савелов, сподвижник Никона. Этот патриарх был человек твердого и энергичного характера, отличался крупным административным талантом и строгим православным направлением.
  
  20 ступенька - время действия с 8 октября 1674 по 2 марта 1677 года - время окультуривания быта, заключение его составляющих в некие рамки правил, ритуалов, время выработки эстетических и этических стандартов и правил, время принятия волевых решений.
  
  В 1676 году Русские войска разбили турецко-татарскую армию под Бушином. Дорошенко публично отказался от украинского гетманства и вывезен в Москву.
  
  С июля 1674 года патриарх Иоаким повел борьбу за права и целость православной церкви. Первым делом он настоял на осуществлении определений собора 1667 года о неподсудности духовенства мирскому суду, которые исполнялись до сих пор большей частью формально, так как до сих пор еще существовал монастырский приказ, пусть и с ослабленным судебным ведомством.
  В 1675 году в Москве собрался новый собор, который повторил и дополнил прежние определения о церковном суде, после чего монастырский приказ был закрыт. Святителям собор вынес определение, чтобы они ведали свое епархиальное духовенство чрез духовных, а не мирских людей, и не только судом, как определено было прежде, но и соборами, предоставив светским людям своих домов только исполнительное участие в делах о духовенстве, действия против ослушников, ревизии и описи церквей и монастырей, производство расследований и разные дела полицейского характера.
  
  29 января/8 февраля 1676года скончался царь всея Руси Алексей Михайлович Романов.
  От первого брака с М. И. Милославской в 1648 года Алексей Михайлович имел 13 детей, из которых Федор Алексеевич и Иван V Алексеевич стали царями, а также царевна Софья Алексеевна. От второго брака с Н. К. Нарышкиной в 1671 году - 3 детей, из которых только Петр I Алексеевич стал царем.
  
  21 ступенька - время действия со 2 марта 1677 по 26 июля 1679 года - время объективности, время активного расширения сознания, познания наивысшей правды жизни, насколько это позволяет земная ограниченность.
  
  Четырнадцатилетнего Федора Алексеевича венчали на царство в Успенском соборе Московского кремля 18/28 июня 1676 года. Он был прекрасно образован, хорошо знал латынь, свободно говорил по-польски, любил чтение, сочинял музыку, отдавая этим занятиям свое время. Его учителем был знаменитый богослов, ученый, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Царь Федор не отличался крепким здоровьем, в силу чего активного участия в делах государства не принимал, поэтому ведущее место при дворе заняли его ближайшие родственники по матери бояре Милославские.
  
  Османская империя в 70-х годах попыталась утвердиться на Правобережной Украине, что вызвало в 1677 году начало войны с Россией. В ходе войны 1677-1681 годов турки и крымчаки попытались дважды безуспешно овладеть Чигирином (Черкасская обл.).
  22 ступенька - время действия с 26 июля 1679 по 20 декабря 1681 года - время, когда эго сознание полностью уступает место ясности духа, время патриотизма и ярко выраженных лидеров при огромной поддержке масс, защита традиций.
  
  Чигиринские походы русских войск и украинских казаков в 1677 и 1681 гг. сорвали попытки Турции захватить украинские земли. Мелкие стычки, продолжавшиеся до 1681 года, завершились заключением мира в г. Бахчисарай между Россией, Крымом и Турцией. По Бахчисарайскому договору признавалось воссоединение Левобережной Украины с Россией. Днепр становился пограничной рекой между Россией и Крымом. Земли между Днестром и Бугом считались нейтральными, их нельзя было заселять. Турция и Крым признали запорожских казаков подданными русского царя и обязались 20 лет не помогать врагам России.
  
  Федор Алексеевич больше всего известен в делах внутреннего управления страной. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии. Многие деятели науки, культуры и политики вышли из ее стен. Именно в ней в XVIII в. учился великий русский ученый М.В. Ломоносов.
  В 1682 году Боярская Дума раз и навсегда отменила так называемое местничество. Дело в том, что по существовавшей в России традиции на различные государственные и военные должности люди назначались не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с местничеством, то есть с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Сын человека, занимавшего когда-то более низкую должность, никогда не мог стать выше сына чиновника, занимавшего в свое время более высокое положение, несмотря ни на какие заслуги.
  По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны "разряды", то есть должности, были сожжены. Вместо них все старые боярские роды были переписаны в специальные родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками.
  Последние месяцы жизни царя были омрачены большим горем: от родов умерла его жена, на которой он женился по любви вопреки советам бояр. Вместе с матерью умер и новорожденный наследник.
  Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля/7 мая 1682 года в возрасте 22 лет, не только не оставив прямого наследника престола, но и не назвав своего преемника. Он похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
  
  23 ступенька - время действия с 20 декабря 1681 по 14 мая 1684 года - время, когда понимающая мощь внутреннего видения больше и непосредственней, чем осознающая сила мысли. Время огромной жизненной динамики, самостоятельности и не внушаемости, время разрядки накопившейся энергии, время передела мира. Время сверх могучих вождей человеческого стада, способных управлять коллективными энергиями. Время неуемной жажды власти.
  
  Согласно закону престолонаследования наследовать Федору должен был царевич Иван, но пятнадцатилетний царевич от рождения был болезненный, хилый и полуслепой. Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует провозгласить Петра, который в отличие от Ивана был здоровым и смышленым мальчиком. Между группировками Милославских и Нарышкиных вспыхнула борьба за престол.
  Стрельцы давно роптали по поводу того, что их привилегии упали в связи с созданием полков нового строя. Обязанность платить налоги и пошлины с промыслов и лавок, частая задержка жалованья, самоуправство стрелецких полковников, рост имущественного неравенства среди самих стрельцов вызывали их резкое недовольство. Этим недовольством воспользовалась Софья, пообещав им, уладить все их дела, тем самым переманив стрельцов на свою сторону.
  По Москве был пущен слух, что царевич Иван задушен, правда, очень скоро выяснилось, что это не так, но было уже поздно. С барабанным боем вооруженные стрельцы вступили в Кремль. Три дня власть в Москве находилась в руках стрельцов. Были убиты ненавистные стрельцам бояре Нарышкин, Матвеев и др., одновременно холопы и посадские люди разгромили Холопий и Судный приказы.
  По указанию Софьи стрельцы потребовали, чтобы первым царем был провозглашен Иван, а вторым должен быть Петр, а царевну Софью назначить регентшей до их совершеннолетия. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для молодых царей с маленьким окошечком в спинке, через которое Софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.
  Но сами руководители стрельцы этим не ограничились они попытались, используя всеобщее недовольство, поставить в качестве главы Российского государства начальника Стрелецкого приказа князя И.А.Хованского. Софье вовремя удалось пресечь выступления стрельцов. Хованский был обманом вызван к Софье, схвачен и казнен. Казнь произошла в1682 году, вместе с ним были казнены также и многие стрельцы, после чего остальные пришли в повиновение. Власть перешла к царевне Софье. Главой стрелецкого приказа стал сторонник Софьи Федор Шакловитый. Новая правительница, как и царь Федор, была ученицей Симеона Полоцкого. Она знала польский, латынь, даже сочиняла стихи. Тучная, круглолицая, с красивыми длинными волосами, Софья отличалась и волей, и решительностью.
  Фактическим правителем при Софье (1682-1689) стал ее фаворит князь Василий Васильевич Голицын, о тайном браке которого с Софьей шла молва. Софья и ее окружение не стремились к каким-либо радикальным переменам.
  
  24 ступенька - время действия с 14 мая 1684 по 8 октября 1686 года - времени интуитивного прозрения, расширения сознания, увеличение пространства распространения своего влияния.
  
  Чтобы привлечь Россию на свою сторону в брьбе с Турцией, Польша пошла на заключение унизительного для себя "Вечного мира" с Россией. По договору 1686 года Россия закрепляла навечно за собой все территориальные положения предыдущего мирного договора. За это она приняла обязательство выступить против Крыма и Турции в союзе с Польшей, Австрией и Венецией.
  
  25 ступенька - время действия с 8 октября 1686 по 2 марта 1689 года - время обширнейшего расширения сознания время преображения человеческих отношений. Время возникновения новых законов, новых знаний.
  
  В борьбе коалиции с Турцией на долю России досталась обязанность беспокоить Крым, отвлекая крымского хана от помощи турецкому султану. Русское войско дважды выступало в поход на Крым, под начальством князя В.В. Голицына (1687 и 1689 года), но оба раза вынуждено было вернуться, не достигнув внутренних областей крымского ханства, но своими выступлениями оно активно препятствовало соединению войск крымского хана с турецкими войсками.
  
  В 1687 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата.
  
  В 1688 году в Москве основано первое высшее учебное заведение - Эллино-греческая академия.
  
  26 ступенька - время действия со 2 марта 1689 по 26 июля 1691 года - время, когда большую роль играет воля коллектива, причем, лучше всего проявляется она в экстремальных ситуациях - обязательного условия для развития. Происходит максимальное расширение сознания и, как следствие - умирание в старом и рождение в новом.
  
  В 1689 г. более чем 100-тысячное войско под командованием В.В.Голицына предприняло новый поход на Крым. Армия достигла Перекопа, но вступить в пределы Крыма Голицын не решился. Обвинение в поражении пало на гетмана Украины Самойловича, Он был отправлен в ссылку. Гетманом стал Иван Мазепа.
  
  В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Преображенском, Коломенском и Семеновском. С трех лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования он не получил (в зрелые годы Петр писал с грамматическими ошибками). Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в "потешные" полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел - Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную силу. Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме - Плещеевом озере у города Переяславля-Залесского - закладывались основы будущего российского флота. Жажда познаний, стремление к самообразованию позволили одаренному от природы Петру встать на уровне самых просвещенных людей того времени.
  В 1689 г. Петр, достигнув совершеннолетия, женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной. После женитьбы Петр считался совершеннолетним и имел все права на престол; столкновение с Софьей и ее сторонниками стало неизбежным. Москва была полна слухов о приготовлениях к схватке стрельцов и "потешных". Августовской ночью 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Без седла Петр вскочил на лошадь и ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Следствием пережитых ужасов стрелецких выступлений была болезнь Петра: при сильном волнении у него начинались конвульсивные движения лица. Вскоре в монастырь с развернутыми знаменами пришли верные Петру Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Софью, оказавшуюся в изоляции, заключили в Новодевичий монастырь в Москве. Руководитель стрельцов Ф.Шакловитый был казнен, В.В.Голицын отправлен в ссылку. Трон перешел к Петру. Со смертью царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра.
  
  В том же 1689 году патриарх добрался и до иезуитов с их интригами и пропагандой в Москве; по его настоянию они были изгнаны из России. И католикам-иноземцам для совершения богослужения дозволено было держать при себе только ксендзов-плебанов, но отнюдь не иезуитов. Пользуясь обнаружением в последнее время иноверных интриг и пропаганды, Иоаким успел чувствительно задеть даже любезных молодому царю протестантов Немецкой слободы, где, кстати, в это время обнаружилось особенное религиозное движение. Там появился один иступленный проповедник мистик Квирин Кульман, который величал себя князем Бога Израилева, сыном Сына Божия, пришедшим для восстановления истинного христианства и открытия 1000-летнего царства Божия на земле, а учение свое - новым Апокалипсисом. Пропаганда его для русских была не опасна - немцы сами выдали его правительству, и он был сожжен. Но патриарх воспользовался этой пропагандой, как и пропагандой иезуитов, для того, чтобы исходатайствовать у правительства уже известный указ, касавшийся стеснения въезда иностранцев в Россию.
  
  В 1689 году был заключен Нерчинскй договор - первый договор между Россией и Китаем.
  
  В марте 1690 г. скончался патриарх Иоаким. Нужно было выбрать нового патриарха. Петр высказался за Маркела, митрополита псковского, человека образованного, умного. Но матушка и ее приближенные воспротивились: ведь Маркел говорил на "варварских языках" - латинском и французском, был учен слишком и, ко всему прочему, носил очень короткую бороду. Петр уступил, и патриархом избрали митрополита казанского Адриана, удовлетворявшего требованиям ревнителей старины.
  Адриан был близкий человек к Иоакиму и такой же ревнитель православия, но менее его образованный и еще более приверженный к старине, считавший брадобритие великой ересью. В начале своего патриаршества в окружных посланиях в пастве он высказывался крайне резко и против иноземцев с их обычаями, и против табака, и против брадобрития, повторив против последнего даже проклятие Стоглава, и этим поставил себя в самое неприятное положение в отношении к царю.
  
  27 ступенька - время действия с 26 июля 1691 по 20 декабря 1693 года - время религиозно-философского осмысления.
  
  В конце лета 1691 года на Переяславском озере царь заложил первый русский военный корабль. Петр сам с охотой участвовал в строительстве. Корабль соорудили, спустили на воду. Но размеры озера не давали необходимого простора для маневров.
  В 1693 году с большой свитой царь едет в Архангельск - в то время единственный морской порт России. Впервые он видит море и настоящие большие корабли - английские, голландские, немецкие - стоявшие на рейде. Петр все с интересом осматривает, обо всем расспрашивает, размышляет о заведении русского флота, расширении торговли.
  С помощью Лефорта он заказывает большой корабль за рубежом, снаряжение его поручили амстердамскому бургомистру Витзену. В Архангельске тоже начинают постройку двух кораблей. Царь в первый раз в жизни совершает плавание по Белому морю.
  
  В августе 1693 года в деревне Строкиной в Пудожском крае произошло еще одно, на этот раз последнее самосожжение староверов, организованное соловецким выходцем Иосифом Сухим, унесшое жизни восьми сотен человек.
  
  28 ступенька - время действия с 20 декабря 1693 по 14 мая 1696 года - время, когда цель данного акта творения уже проступает в своих очертаниях, поэтому внимание, в основном сконцентрировано на этой цели. Это время собраний и обсуждений, время для проявления организаторского таланта, разработки стратегических планов.
  
  Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. Было решено овладеть Азовом - турецкой крепостью в устье Дона. В 1695 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения, слабой выучки, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота Азов не удалось взять. Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок, и мелких судов, спущенных вниз по Дону. Вдвое была увеличена сухопутная армия. В 1696 г., блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. С целью Укрепления русских позиций на Азовском море была сооружена крепость Таганрог.
  
  Стремясь наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами, получить представление об их образе жизни, Петр организавал так называемое "Великое посольство" в Европу, в котором и сам принял участие.
  
  29 ступенька - время действия с 14 мая 1696 по 8 октября 1698 года - время окончательного очищения и избавления от всего, что препятствует дальнейшему развитию. В это время разрешаются самые наболевшие вопросы, которые, как правило, и вскрываются именно в это время.
  
  Весной 1697 г. посольство из 250 человек двинулось в путь. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию. Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотника-корабела. Построенный при участии царя корабль "Петр и Павел" несколько раз ходил в Ост-Индию. В ходе "великого посольства" Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство - обширное владение в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла II.
  Летом 1698 года Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил секретное донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне в районе города Истры). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города.
  Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной царевной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре. Стрелецкое войско было расформировано, силы боярской оппозиции подорваны.
  
  30 ступенька - время действия с 8 октября 1698 по 2 марта 1701 года - время рождения нового мировоззрения, которое становится духовной пищей для начала следующего акта творения. Время жертвоприношения III степени, выражающееся в самопожертвовании.
  
  Впечатления от поездки за границу сразу дали о себе знать - нововведения посыпались, как из рога изобилия.
  В январе 1699 года Петр обнародует указ о городской реформе. Создаются органы городского самоуправления - Ратуша в Москве и земские избы в других городах. Цель реформы - оградить купцов от приказной волокиты и разорения. На Ратушу и земские избы возложили сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Это отныне должны были делать не воеводы, а выборные люди из купцов. Правительство, проводя эту реформу, надеялось на оживление ремесла, промышленности и торговли.
  Указ 10/20 марта 1699 года учредил орден святого апостола Андрея Первозванного.
  В 1699 году в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем гражданским шрифтом, книги по артиллерии, механике, истории, астрономии. Правда, первые книги, изданные на русском языке, в 1699 году вышли еще в Амстердаме. Потом их начали печатать в Москве.
  В сентябре 1699 года впервые русское судно прибыло под трехцветным флагом в Константинополь.
  19/29 декабря 1699 года указ Петра возвестил, что отныне в России, как и в других странах Европы, летосчисление будет вестись не от сотворения мира, а от рождения Иисуса Христа. На следующий день новый указ повелел начинать новый год не с 1 сентября, а с 1 января.
  Удивляя соотечественников, Петр с этого же времени, в отличие от своих предшественников на русском престоле, собственноручно подписывает международного характера акты - грамоты, ратификации. Царь сам, при закрытых дверях ведет переговоры с иностранными представителями в Москве.
  В 1700 году Петр I повелел дворянам носить костюмы.
  
  В ноябре 1699 года начал создавать новую армию, так как "по распущении стрельцов никакой пехоты сие государство не имело". 17/27 ноября 1699 года был объявлен набор новых 27 полков, разделенных на 3 дивизии, во главе которых стали командиры полков Преображенского, Лефортовского и Бутырского.
  К июлю 1700 года первые две дивизии были сформированы и в августе, по заключению мира с Турцией, были двинуты Петром к Нарве, но только в ноябре они смогли открыть первый огонь по городу.
  В это время шведский король Карл XII, заключив мир с Данией, неожиданно для Петра высадился в Эстляндии.
  Ночью 18/28 ноября русские узнали, что Карл XII приближается к Нарве. Накануне Петр уехал из лагеря, оставив командование принцу де Круа, незнакомому солдатами и неизвестному им - и восьмитысячная армия Карла XII, усталая и голодная, разбила без всякого труда сорокатысячное войско Петра.
  Карл XII не стал преследовать слабую армию Петра, а двинулся в Польшу, на Августа II, которого считал более серьезным противником.
  
  В 1700 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не назначили. Вместо него ввели новую должность - местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступило в возродившийся Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну. По сути дела, Петр провел частичную секуляризацию.
  Причиной первого решения - не назначать патриарха, послужило то обстоятельство, что церковь всячески препятствовала проникновению западных наук в Россию. В частности, благодаря последним патриархам, запрещавшим латынь и других наук и изгонявшим преподавателей католиков из Москвы, преподавание в Греко-латинская академия пришло в упадок.
  Что касается имущества церкви, то Петру, так же, как и Ивану Грозному в свое время, просто необходимы были средства на войну. Только в отличие от Ивана IV, Петр не стал уже советоваться по этому поводу с церковными иерархами, а распорядился имуществом церкви во благо Отечества своим волевым решением.
   (продолжение следует)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"