Эссе начинается с нескольких вопросов. Интересный авторский ход. Подобный приём создаёт в зачине интригу и заставляет читать дальше (если читателю понятны и интересны заданные "в лоб" вопросы). Упрощается подача информации (идеи), но ограничивается реализация. Каждый вопрос должен иметь ответ. Автор рискует не раскрыть обозначенную тему полностью (мало) или сползти в сторону, размазать текст (много). Кроме того, игра в "вопрос-ответ" зачастую "режет" настроение (атмосферность) текста.
Внимательно читаем первый абзац (зачин) эссе (пр. 770 зн.)
Есть намёк на настроение.
Есть короткий портрет персонажа.
Заданы желания ГГ.
Обозначено время действия.
- неплохо
Нет описания места действия.
Из текста только визуал.
Шесть массивных предложений-вопросов - невнятные ответы.
"Быльё"...
И местоимения, местоимения, местоимения...
- плохо
Воспользуюсь авторским приёмом (вопрос-ответ):
Хочу ли читать дальше? Читаю.
Прочитал.
Эпизоды плохо связаны между собой, тема (Новый год; Рождество) не создаёт основу текста и легко трансформируется в "8 марта", например.
Инверсия (воспоминания ГГ) поданы хорошо, но ни к чему не подводят. События прошлого всего лишь... печаль персонажа. Что нового для ГГ? Есть ли право выбора? Что изменится? Ничего! Финал капитулирует. Финал пустой.
Как изменить эссе?
Влюбиться!
...и точка.
Ошипятки:
Светлые(,) слегка вьющиеся(,) волосы
Да, это был тот тип мужчин(ы)
Может быть(,) оттого, что она произошла в канун Нового года?
Может быть(,) оттого, что уже давно задумала влюбиться
Как говориться, помню (-) и точка.
Другое дело (-) Новый год. Как много он для нас значит(!)
...но боялись ошибиться в этом , проверяя себя снова и снова - лишний пробел перед запятой
То, что придет к нам в Новом году(,) всегда зарождается в Старом.
Непрерывная цепь бытия(,) и Новый год здесь совершенно не при чем.
День рождение (я) (Б)огочеловека или просто еще один выходной день? - со строчной буквы
Отвечу честно (-) не знаю.
Просто именно эту непрерывную цепь в нас разорвали очень давно(,) и лично мне восстановить ее пока не удалось.
Мало по малу - (мало-помалу)
Получалось, что одним нравились самодостаточные материально обеспеченные типы(,) согласные ни с того() ни с сего стать дойными... - устойчивый фразеологизм, запятая не нужна
Притом() сам процесс им нравился больше результата
Девчонки сразу оживились и спросили у меня(,) каким таким образом
Он был очень мил во всех отношениях, но не был блондином(,) способным сразить меня наповал.
Да() просто так.
Все это - маленькие элементы обычной земной жизни(,) отчасти ее украшающие
Кажется, что(,) избавившись от этих мелочей
Эмо Эмма (Ласко Эдди): О подарках вообще и подарках судьбы
И тут в первой же строке читателю задают вопросы.
Конечно, знак вопроса в этом эссе несколько меньше и проще, но...
Вижу две основные причины подобного зачина.
1. Автор интуитивно сокращает дистанцию с читателем, переходит на доверительные отношения. Это имеет свою обратную сторону: если доверия не возникает, то читатель уходит.
2. Автор упрощает для себя письмо, упрощает для себя задачи. Обратная сторона: нет тайны (для короткой прозы).
Всегда считал и считаю: хороший зачин - это динамика, тайна, образ! Хотите, чтобы читатель оставался с вами, начните письмо так:
- Ненавижу пижамы! Мохер не терплю!..
Если же вы не любите рубленых фраз и предпочитаете неторопливое повествование, то подойдёт следующий вариант:
Я искренне благодарна моим многочисленным и достопочтенным родственникам. С раннего детства они открыли для меня самый важный закон бытия: определять полезность вещей первым взглядом, лёгким прикосновением. Первый контакт - верный контакт. Чем я и пользовалась: после Дня рождения закрывалась в своей комнате, неторопливо ощупывала коробки-свёртки, сортировала, рвала бумагу и сразу, практически без ошибок, определяла, что в шкаф, а что на помойку...
Для создания напряжения не нужен Caps, не нужно чрезмерное количество восклицаний, не нужны исковерканные слова. Всё проще: нужно то, что трогает вас, автор. Что скребёт душу? Заставляет работать словом. Работать стилем. Сваливает банальность в гротеск, торжественность в пародию. Или наоборот. Или с ног на голову. А иначе зачем?
Удивляйте.
Что вы хотите сказать чистому листу, известно только вам. Но переписывать слово сказанное кем-то до вас не стоит. Выдайте новое и неожиданное. Придумайте новый закон. Закон полезности вещей, например. А почему бы и нет?
Пока по тексту: чуть наивно, чуть банально, сбивчиво и без огонька. А вот резкий перескок от девочки к зрелой женщине, как ни странно, вызвал чувство страха.
Ошипятки:
...человек должен радостно встрепенуться(,) а(,) получив означенный подарок, выразить...
Можно биться головой об стенку или умолять(,) стоя на коленях...
стошниться - устаревшее слово
Suomi Nona: Новый дог
Текст - игра.
Хитрое сплетение ускользающей тайны и настроения, идеи и бессмыслицы. Смена кадра - смена сути - смена образа - смена масштаба: стройный хаос русскоязычности, сдобренной латиницей.
Игра слов держит. А значит, и спрос выше.
Есть замечания.
Первый абзац (зачин):
'Был' в первом предложении - грубо.
'Классификация' во втором предложении - криво.
Третье предложение - условно громоздко. Смена рода.
Из четвёртого: ...на последн(е)й этаж страшно высокой и пока еще мало обитаемой новостройки... - не проще ли: только что построенной высотки?
Лишние, лишние слова. Много. Много лишних слов, которые ничего не создают, не дополняют, не совершенствуют.
Пример из первого абзаца:
Несмотря на то, что некоторые мелкие части его экстерьера выглядели чуть-чуть сомнительно, целое не давало усомниться в том, что передо мной обычная короткошерстная такса, которая, если перевести человеческий век на собачий, видела еще похороны Сталина. (пр. 250 зн.)
Вариант на ходу:
Худая, с кряжистыми лапами и рыжими подпалинами на запястьях, чахлым хвостом и остро-печальной мордой - собака напоминала обычную лопоухую таксу, долговязую и малорослую от рождения, обитающую под пыльным, антикварным шкафом, таким же древним, как... похороны Сталина. (пр. 260 зн.)
Картинки нет - картинка есть. Что лучше?
В целом текст понравился.
Но!
На грани:
Вешние воды забвения разливаются все шире, воспоминания ветвятся, как красно-черные деревья логических вероятностей, одиноко торчащие там и сям посреди половодья, и следует помнить, что уже великое множество стариков и собак унесло течением, когда они пытались перейти время вброд, как бурную реку.
За гранью:
Кто-то сдернул со старухи повязку и ее вместе с жонглером отбросили прочь и когда компания вернулась спать и низовой пожар ревел взрывом как живая тварь эти четверо еще скорчились на краю пятна зарева среди своих странных пожитков и глядели как отрывистые языки летят по ветру будто высосанные мальстремом из пустоты вихрями этой пустоты эквивалентными тому что траектория человека и расчеты его в равной степени положили аннулированным.
Кормак Мак-Карти, 'Кровавый меридиан'.
Вы рядом, Suomi Nona!
Мелочи:
- Nice d-d-doggy, good d-dog, - сказал я...
- сказал я..., - с новым д-догом тебя... - ГГ заикается? Если так, то заикание странно выборочное.
...приятель, - обратился я к нему, притворно нахмурившись, - у нас есть 10 правил, отнюдь не заповедей... - в прямой речи цифры?
Ещё:
Сменяющийся фокал. От первого лица и от автора.
Ошипятки:
...на последн(е)й этаж страшно высокой...
Хэппи Мил (Бариста Агата Болеславовна): Let It Snow
"Моцарт и Сальери", "Тристан и Изольда", Плещеевская "ласточка с весною", "Чародеи", "Зима в Простоквашино", "Двенадцать стульев", "Божественная комедия", "Аквариум"
Очень!
Ошипятка:
воз(в)ышенности
Наина (Калугина Лена): Человек бежит по жизни...
Задело.
Реагирую:
Всю жизнь мне говорят, каким я должен быть. Некое 'Я', созданное обществом, принятое за эталон современной жизни, порождает во мне тревогу. Не даёт спокойно дышать. Я постоянно улучшаю себя и свою жизнь. Я отвергаю себя нынешнего. Я в гибельном напряжении мыслей о будущем. Серьёзно болен и заперт меж стен: 'я сегодня - я завтра'. Какой я есть и каким должен быть? Что главное?
Я вновь в нелепых общественных установках. В плену обид на прошлое (ведь могло быть лучше) и грёз о будущем (надо только постараться).
Хватит!
Я такой, какой есть. Я принимаю себя сегодняшнего.
Я не бегу во 'вчера' и не жду 'завтра'.
Я живу сегодня. И радуюсь жизни.
Потому что всё хорошо!
Ошипятки:
Не потому(,) что легкомысленно "летала" с места на место.
...а получится ли сберечь эту драгоценность, чтобы внукам было() куда ступить босыми ножками...
Синяя Деревянная Лошадь (Васильева Татьяна Николаевна): Скоро, очень скоро...
В эссе намерено снижена лексика (заморочки; пипец; прибамбасы; нафиг), что подталкивает начать с ошибок в тексте.
Ошипятки:
Ну вот, скажите, с какой стати в новогоднюю ночь (Р)ождественский гусь вальяжно занимает центр стола... - с маленькой буквы
Потому() как ели их только в эт(от) праздник(и)!
Э, я(,) кажется, уже намекала, что люблю яблоки?
Ну (на фига), как говорится, идти на поводу у хитрых бизнесменов... - слитно в значении 'зачем', раздельно, если посылаешь
Зоопарк, просто жуть- то коровы стадами бегают, вымя из резиновых перчаток приделанные болтаются... - 'вымя' не имеет мн. числа, поэтому лучше избегать подобного построения предложений. Пробел после 'жуть'.
Потом непонятно, где() чья голова...
...в углу стоит расфуфыренная синяя искусственная елка(,) в центре стола - тот самый салат "Овсилье".
К утру некоторые укладываются спать,а иные медленно синеют... - пробел
Нет(,) я, честно говоря, гороскопы уважаю, и прислушиваюсь к ним, но(,) скажем так, не фанатично.
Поэтому нужно загадать желание, написать его на бумажке, заклеить в конверты, чтобы вскрыть в следующий Новый год и удивиться - (на фига) это я задумал? - бумажка одна - конвертов много. Слитно 'нафига'.
...с кусочками жирной ароматной селедочки, обильно посыпанными колечками ядреного лука, хрустящими солеными огурчиками и изумительно вкусной квашеной капустой, приправленной свежей клюквой или моченой брусникой... - читаем: селёдка посыпана огурчиками, капустой и пр.
В. Б. Шкловский ввёл термин 'остраннение'. Остраннение - феномен осмысления, связанный с изменением видения и понимания. Можно сказать - это взгляд с необычной стороны, когда нормальное представляется странным. В литературе для этого часто используются герои-животные.
"Житейские воззрения кота Мурра" - роман Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
"Холстомер" - повесть Льва Николаевича Толстого (есть спектакль).
Если первый пример говорит сам за себя, то по 'Холстомеру' поясню - это рассказ мерина Холстомера о своей жизни.
О чём я?
Ваша героиня эссе очень человечна. Её образ, мировосприятие, желания и поступки настолько просты и обычны, что ничего нового и интересного с точки зрения остраннения не несут. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что образ Лошади понятен. Плохо - она скучна.
Задайте себе вопрос: сколько необычностей и тайн хранит в себе предмет, впервые вами увиденный? А сколько возможностей?
(Кашпур Валерий Валентинович): Непредсказуемый Дед Мороз
Бодро, патриотично, аргументировано, но... не раскрыт образ Снегурочки!
Проще говоря: нет эротики!
Ошипятки:
Дед Мороз всегда нравился мне больше, чем Санта Клаус... - лучше так: Санта-Клаус
Но() расшить тот же полушубок серебром или золотом...
Какого цвета будет у него наряд и как он будет отделан в следующем Новом Году(,) не знает ни его Снегурочка, ни даже он сам
И если он явится в один прекрасный день в папахе или в меховом котелке(,) никто не удивит(ь)ся
Наш же Дед Мороз() сначала с пристрастием допросит на предмет поведения в прошедшем году, потом заставит прочесть стишок, спеть песенку, сплясать(,) и только после этого можно рассчитывать...
Дед Мороз() намного изобретательней, не гнушается современного транспорта... -
гнушаться - в значении "брезговать" надо "кем?чем?", то есть транспортом
в значении "избегать" надо "кого? чего?", то есть транспорта
Санта по сравнению с ним (-) жалкий менеджер(,) у которого всё расписано наперёд
Его деревня, эта настоящая корпорация лютенов-гномиков, предскажет спрос и изготовит подарки задолго до того(,) как дети придумают свои мечты. - Лютены - это лютины из фр. фольклора?
Елку могут спереть Баба Яга или Кощей и(,) вместо того(,) чтобы раздавать подарки...
Может случиться тёплая зима(,) и тогда придётся ходить по лесам и вручную, посохом серебрить...
лесоруб на лесоповале... снеговик на грузовике... эпоха терроризма...
Сафо: Мой ангел, кто ты?
Есть ли у меня интерес к разговору специалистов-металлургов, толкающихся рядом в вагоне метро?
Сколь важно запомнить щебет девчушек в супермаркете о достоинствах Пети Блумкина или Эллы Гвоздевой?
Насколько занимательна 64 серия незнакомого сериала?
Понимаете, о чём я?
Catherine De Froid: От мертвого осла уши под хреном
Могу оценить только подзаголовок 2.
Но этого мало.
Вова, 5-й Ж: Поздравление
Самое ценное - литературный кружок Марь Ивановны. Он даёт надежду.