Проблема образования в нашей стране одна из самых основных. Наша система образования постоянно модифицируется, изменяется, но до совершенства ей далеко. Советская система образования была признана самой лучшей во всем мире, однако за последние двадцать лет от неК мало что осталось . Выходя из советской школы человек был всесторонне образован и мог выбрать совершенно любую специальность. Сейчас же человек уже в 9 классе должен определить сферу своей будущей деятельности, что является достаточно сложной задачей, ведь многие ученики имеют успехи в совершенно разных направлениях. Например, трудно выбрать направление, когда имеешь успехи в физике, математике и биологии, или же если ты хорошо рисуешь, и побеждаешь на олимпиадах по химии. Это первый минус нашей системы образования - узконаправленность. В этом мы идем по примеру Америки и Европы, которые уже осознали неправильность этого пути, который привел их к наличию только узких специалистов - роботов, которые могут выполнять лишь определенные задачи. Типичный европейский специалист с высшим образованием, например, программист, вряд ли сможет поменять видеокарту в компьютере. Однако же русский программист и о программах знает всё, что положено, и о компьютере, да и о многом другом. Человек -- не просто шестерёнка в аппарате общества, но самостоятельная личность. Он должен быть не только кем-то по профессии, знать только то, что он должен делать на рабочем месте, но и уметь изменять род деятельности, иметь общие познания.
Современная же образовательная система в России всё это стремится уничтожить. В большинстве школ классы делятся на математические, физико-математические, экономические, био-химические и т.д. Но как, скажите, можно изучать в 10 классе физику углубленно (5 часов в неделю), а химию лишь в общем виде? Ведь эти науки прочно связаны, имеют множество пересечений. Естественные науки нельзя изучать, отдавая приоритет одним, и наплевав на другие. Многие науки также связаны. Взять даже черчение, которое у нас в стране недавно было отменено, как основной предмет. Именно тогда, когда мы должны были приступить к его изучению (8-9 класс) его отменили. Все учителя были возмущены. Почему? Да просто потому, что одно черчение позволило бы нам лучше понимать физику и геометрию на большем уровне. Те, кто после школы идут в технологические ВУЗы, а таких около 60%, должны уметь разбираться в чертежах, уметь их строить. А без черчения нам там особо нечего делать. Какой смысл от архитектора, которого в школе не научили делать схемы и чертежи? Или от студента инженера-конструктора, который не знает основных обозначений на чертежах? Даже в компьютерном веке они должны это знать. Однако на другие предметы у нас уделяется огромное внимание. В нашей области ввели православную культуру, которая отнимает у нас час времени. А ведь с этого идёт упадок образования. Вместо черчения у нас ИЗО, к нему добавили православную культуру. Скоро, похоже, и технологию уберут. И что же получается? Из школы мы выходим, но знания у нас все меньше и меньше?
Однако я отошёл от основной темы. Так какой же должна быть школа моей мечты? Теперь ответ на этот вопрос. Школа должна давать человеку необходимые знания. Это не ИЗО, не Православная культура, не Литература. Я считаю, что православной культуре в нашем веке вообще нет места, а ИЗО после 7 класса бессмысленно. Да и в общем религии в нашей стране уделяется слишком много внимания. Например, в нашем городе, в здании Дворца юных техников, где было множество кружков - от выжигания до моделирования, у нас в конце 90-х открыли Православную семинарию. Разве это полезней нашему обществу? Разве конструкторы, механики и инженеры, которыми могли бы стать дети, посещающие эти кружки, уступают по пользе священникам? Если это так, то эту систему нужно срочно изменять, пока ещё не поздно. Однако я опять отвлёкся на глобальные проблемы.
На литературу не должно уделяться больше 2 часов в неделю, тем более в старших классах (9-11 класс), которые заняты экзаменами. Да и сам предмет должен идти в ногу со временем. Кроме русской литературы, которая в программе занимает 97%, нужно изучать иностранную литературу, современные произведения, да и многие советские книги. Например, в программу начальной школы я бы включил многие произведения А. Гайдара. Его книги произвели на меня сильное впечатление, я читал их часами. А наткнулся на них я случайно -- в школьной библиотеке на верхней полке. Но в школьной программе о них мало, что сказано. Ни "Тимура и его команда", ни "Чук и Гек", да и многие другие интересные, познавательные и поучительные произведения мы в школе ни изучали. Фантастике тоже не уделили места в школьной программе. Книги Дж. Толкиена должны изучаться в школе как классика мировой фантастики. А "Остров Сокровищ"? Неужели он чем-то хуже "Дубровского", чтобы о нём забывали? А ведь книги -- наше окно, через которое мы можем узнать обо всём мире. Книги -- пища для мозга, которая помогает ему развиваться.
Кстати о пище. С этим в современных школах тоже не так уж и хорошо. Растущему организму нужно хорошо питаться, но как так что у 11-классника и 1-классника одинаковая порция? Да и как можно назвать обед, в котором нет первого блюда? И качество продуктов оставляет желать лучшее. Когда во всем крошечном куске мяса, которое так необходимо есть человеку, половина -- жилы, а другая половина -- вообще непонятно что, и где-то там кусочек мяса, хорошим питанием это не назовёшь. Котлета с хрящами и жилами -- может в годы блокады Ленинграда об этом мечтали, но сейчас...я не думаю, что этим должны питаться дети. К тому же обязательно в рационе должны быть фрукты -- хотя бы яблоко или груша. Но ни йогурт из консервантов и стабилизаторов, ни пирожное их не смогут заменить. Да и фрукты должны быть каждый день, а не раз в неделю. А цена? В нашей школе мы платим 50 рублей за порцию из картошки (максимум 150 грамм), котлеты (около 70 грамм) и чая. Это, учитывая, что килограмм картофеля в нашем городе стоит 10-15 рублей, килограмм нормального мяса 250-300 рублей за килограмм. Нет, конечно, за весь учебный день аппетит нагуляешь, есть захочется - съешь, однако практически не наешься. И буфета у нас уже лет 5 как нет.
Однако это ещё не всё. Состояние зданий многих школ тоже не радует. Например, в нашей школе уже лет 12 протекает крыша. То есть, каждый раз, когда на улице идёт дождь, на 3 этаже везде влага, потолок покрывается плесенью. Кстати, всего нашей школе 14 лет -- она не такая уж и старая. А плесень...перед приходом комиссии её обычно просто закрашивают побелкой. И я уверен, что так делают в большинстве школ. Я это пишу не к тому, чтобы осуждать кого-то, а к тому, что здания требуют ремонта, спортивные залы - оборудования.
И, в конце концов экзамены. Тестовая форма ГИА и ЕГЭ не дает никакой пользы, имея множество недостатков, опять же подчеркивая узконаправленность системы. Русский язык, например, разумнее всего было бы сдавать в форме диктанта. Математику -- в форме обычной контрольной работы, равно как и физику, химию и другие предметы.
Итак, путём долгого анализа я пришёл к тому, что школа моей мечты, это школа с наибольшей персонализацией, возможностью выбора того, что удобно ученику, но дающее ему все необходимые знания не только по физике, либо по биологии, а по всем основным предметам сразу. Школа, из которой человек выходит разносторонне образованным, счастливым. Выпускник этой школы должен быть полезен обществу, должен найти своё место в жизни. В школе он должен получить такое образование, чтобы если он передумает поступать в один ВУЗ (например, технологический), он мог поступить в другой (например, медицинский).