Медведев Андрей : другие произведения.

Всем Павшим В Борьбе С Ветряными Мельницам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К онтологическим аспектам существования Мира, Текста и Вас

  ВСЕМ ПАВШИМ В БОЮ С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ...
   (К онтологическим аспектам существования Мира, Текста и Вас)
  
   В предыдущем эссе " Мир, Текст и Вы" - я схематично изложил взгляды на гносеологически аспекты восприятия мира. Тем самым был дан один из вариантов ответа на вопросы: - Что есть Мир? Почему он такой?
   Вкратце, тезисно - для тех, кто не читал, кому лень вспоминать, или для тех, кто за общим ворохом терминов и метафор не разглядел самого ответа. Мир - результат специфики человеческого восприятия, детерминированного общими априорными качествами мышления и индивидуальными генетическими способностями на которые накладывается конкретная социализация и трансформация со стороны непознаваемой, но, тем не менее, существующей "вещи в себе". Доходит он к нам текстовыми потоками, воспринимаемыми индивидуально в силу всего вышеперечисленного. Следовательно - Мир, ВЫ и ТЕКСТ - это и есть та самая троица, над метафизическим обоснованием единства которой бьётся как теология, так и диалектика. Просто категории используются другие.
   У Роберта Шекли есть великолепный рассказ - "Верный вопрос". Помните - всезнающий Ответчик, который никому не может помочь, потому что все кто к нему всё-таки добрался, задают не те вопросы. Ответчик знает Истину, но спросить о ней никто не может. "Что такое Вселенная? Жизнь? Смерть?..." - всё это частности, крохи настоящего вопроса. А в заключение у Шекли вывод: "Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа". К сожалению, специфика устройства нашего мышления такова, что все вопросы мы задаём, исходя из почти, что готовых ответов. Вырваться из привычной парадигмы понятий не получается даже с помощью коанов дзен-будизма. Если следовать юмовской традиции, согласно которой "Мир - целое, Человек - часть, а часть никогда не может познать целое" то напрашивается агностический вывод о невозможности познания ни самого Себя ни Текста. По большому счёту - это так и есть.
  Тем не менее мы вынуждены задавать вопросы, хотя и понимаем их несоверщенство.
   -Как? Каким образом? Из чего складывается наш мир? Почему мы впадаем в депрессию, грустим, ищем рукоятку пистолета и не найдя её довольствуемся крепкой верёвкой? Почему ищем смысл и на время обретя его - вновь разочаровываемся?
   Я не обо всех, разумеется. Склонность к рефлексии доступна - к счастью и, к сожалению, не для всех. Но, осуждение подобных личностей, запутавшихся в поисках собственного предназначения несправедливо.
   Скучен был бы мир без Будды и Шопенгауэра, Гильгамеша и Ницше, Киркегора и Раскольникова. Это был бы жесткий мир темутджинов и киллеров, воинов без страха и упрёка, а главное без угрызений совести. Даже творцы нынешней боевой фантастики включают "плакс" в свои произведения, впрочем, большей частью - в качестве отрицательных персонажей.
   Итак. Что лежит в основе нашего бытия. Как идеалист, должен ответить, что это идея. Однако не идея по-Платону, как субстанция первоначальная к миру материальному, а идея как специфически-человеческая форма интерпретации "вещи в себе"- непознаваемого Мира. Уважая уровень вашего интеллекта, не буду вдаваться в излишние подробности, и расшифровывать общеизвестные термины. Не буду также издеваться над ограниченностью формальной логики и искуственностью неопозитивистских конструкций, выявляющих чистый текст и абсолютную связь в его структурной компоновке. Всё предельно просто...
   Идеи, оформленные в виде понятий, суждений и умозаключений, несущиеся битовыми потоками, составляют рациональный уровень познающего, а, следовательно, каждого из нас. Идей много и все они разные.
   Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом - по сути и есть его индивидуальное Я. Из чего складывается это самое Я, само существование которого ставит под сомнение некоторые философские и теософские школы? Что позволяет идеям, по крайней мере, на какой-то срок отображать наше мировоззрение, представлять нашу личность?
   -Что? Ответ прост. Те же идеи. Только идеи особенные, возведённые нами в ранг Основных, абсолютизированные до мировоззренческих основ. Имя им легион: Бог, Революция, Демократия, Долг, Деньги, Семья, Любимый человек, Друзья... Это наши Ветряные Мельницы, полученные в наследство или приобретённые самостоятельно. С помощью процессов коммуникации мы взаимно одариваемся этими монстрами. Они заставляют нас действовать, врезаться в неизвестность бытия и трансформировать её в привычное для наших мыслеформ поле деятельности. Но при всей текстовой и смысловой, схожести они у каждого свои, индивидуальны. Почему? Не только в силу нашей генетической обусловленности и полученного воспитания и образования, не только в силу индивидуально биологическо-социального коктейля в каждом, но и в силу различной веры. Верим мы по-разному. Одни сакрально - испытывая или надеясь на откровение, другие, философски опираясь на результаты размышлений, третьи эмоционально и т.д. однако всё это различные типы веры. Только вера в важность наших Ветряных Мельниц порождает ветер вращающий их крылья. Только вера в правильность наших сверх-идей позволяет быть максималистами и навязывать их всем желающим и сопротивляющимся. Как только вера слабеет, лопасти начинают двигаться медленней, шестерёнки ржавеют, а мельницы ветшают и, в конце концов, рассыпаются. Как говорил мой лучший друг, мариупольский поэт и философ Александр Сало - "Все опоры стремятся к паденью".
   Когда этот процесс осуществляется эволюционно и на фундаменте одной мельницы медленно и уверенно возводится другая, мы не чувствуем особого дискомфорта, не бросаемся под поезд, не ищем забвения в водке или наркотиках. "Цель - ничто. Путь - всё!" - говорим мы вслед за даосами. И всё нормально, уютно, конфортно и на своём месте. Семья, детишки, работа, которая не особенно напрягает. Книги... Как же ещё много не прочитано! Ноутбук... новый... Сайты на которых можно сидеть часами. Хорошо...
   Но всё иначе, когда наша Мельница рушится мгновенно, неожиданно. Особенно если это мельница - Центральная, смысложизненая. И те сублиматы которые можно поставить на её место - ничтожны по сравнению с тем что было. По крайней мере, нам так кажется. И книги не радуют своими банальностями, и ноутбук летит с балкона, ибо на сайтах скука и пустота. Вот тогда-то рука и тянется к пистолету, порождая сотни тысяч Анн Карениных, Мартинов Иденов, Есениных, Маяковских, Хемингуэев и т.д...
   Я не склонен заниматься антисуицидальной профилактикой. Не собираюсь упрекать ушедших в слабости и трусости, упирая на то, что жить - это уже мужественный поступок. Всё это спорно. Вместо одной рухнувшей мельницы, разумеется, можно поставить дюжину мелких, наделить их повышенной значимостью и доживать свою жизнь периодически испытывая ностальгию по почившему колоссу. Это ли более мужественный поступок?
   Второй вариант - найти Сверхколосса, который сумеет заменить рухнувшую Мельницу. Для многих таковым становится, например, идея Бога. Но это, возможно, повторяю ещё раз, при наличии веры. Как только вера в идеи проходит всё разрушается: "Я", государства, социально-экономические системы, цивилизации.
   А есть и третий вариант. Вариант философа, мага, творца. Он основан на изначальном скептицизме в отношении наших ветряных мельниц, в отказе воспринимать их абсолютизировано, как законченную онтологическую реальность, в понимании того, что важно только то, что ты сегодня, сейчас считаешь важным, и что завтра это важным не будет. Покинул ваш супруг, уехали дети, демократия оказалась лишь формой прихода к власти олигархии (монарха)... а вам по большому счёту это всё равно, так как изначально вы к этому были готовы. К тому же вы прекрасно понимаете, что всё это иллюзии, пусть и подкреплённые давлением непознаваемой реальности, но - иллюзии вашего мышления: частности, интерпретации, кусочки мозаики из которых можно составить любую картинку. Реальные супруги, дети, демократия - непознаваемые "вещи в себе". Поэтому если у вас не хватило умения или желания сохранить вашу Внутреннюю Вселенную и бог с ней - новую создадим...
   Когда Зенону сообщили, что оба его сына погибли в кораблекрушении, он спокойно ответил: " Я уже знал, что они смертны, когда они только родились". Бесчеловечно? Несомненно. Но, следует сказать, третий путь - вообще грешит подобной "бесчеловечностью". Готовы ли вы к нему?...Тяжело. Нелюдем назовут! Мир, действительно был бы скучен без Ницше и Шопенгауэра, но хотелось бы вам жить в мире состоящем из одних Будд и Иисусов?...
   Готового рецепта не будет. Как говаривал в таких случаях Кришнамурти: "Каждый сам свой учитель".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"