Медведев Андрей : другие произведения.

Ритуал (К аксиологическим аспектам существования Мира, Текста и Вас)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Третье эссе из цикла "Мир.Текст.Вы"

  
  "Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что- то нескладное придумали! Оно может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут"
   Булгаков М. "Мастер и Маргарита"
  
   В предыдущих эссе были рассмотрены гносеологические и онтологические аспекты восприятия мира. Тем самым предложил варианты ответа на вопросы:
  1. Как мы воспринимаем мир?
  2. Что есть Мир?
  3. Что является первоосновой мира?
  4. Что такое Я?
  5. Что держит мир и Я ?:
   Ответы.
  1,2.Мир - результат специфики человеческого восприятия, детерминированного общими априорными качествами мышления и индивидуальными генетическими способностями на которые накладывается конкретная социализация и трансформация со стороны непознаваемой, но, тем не менее, существующей "вещи в себе". Доходит он к нам текстовыми потоками, воспринимаемыми индивидуально в силу всего вышеперечисленного.
   3.Онтологической основой мира является идея - как специфически-человеческая форма интерпретации непознаваемого Мира.
   4.Специфика упорядочивания (или беспорядка) идей в каждом, по сути, и есть его индивидуальное Я.
   5.Фундаментом личностного мировосприятия являются сверх-идеи ("Ветряные мельницы") (идеи, абсолютизированные до мировоззренческих основ). Фундамент этот держится исключительно на Вере в важность и значимость наших мельниц и возможности социальной передачи(навязывания) их в результате. Поскольку Ветряные мельницы имеют тенденцию к разрушению, то смысложизненая ориентация целиком детерминирована нашим умением и желанием(нежеланием) заменять одни сверх-идеи другими. От этого умения(желания)зависит вся практическая жизнь индивида. Так или иначе, сугубо гносеологические и онтологические проблемы оказались перенёсёнными в аксиологическую плоскость.
   Теперь осталось ответить на вопрос:- "И что со всем этим делать?..."
   Я не собираюсь классифицировать различные этические категории, развлекаться релятивизмом этических понятий, что любят делать авторы как твёрдого SF, так и современной фэнтези. Что такое хорошо, и что такое плохо, и сколько этих граней у этого хорошо и плохо ...читайте у мастеров - от Брэдбери до Дяченко.
   У Клифорда Саймака в его утопии "Город" имеется весьма любопытный персонаж - мутант Джо, которому было наплевать на человечество, и который приложил свою руку к его исчезновению не потому, что он был аморален, а потому, что просто был Иным. Уже не человеком!
   Кант, придя к выводу о бессилии теоретического разума, заявил, что человек живет и действует в сфере практического разума, который оперирует не знанием, а волей. Деление Разума на теоретический и практический мне кажется довольно спорным. Но здесь не время и не место для глубокой ревизии Канта. Итак, наиболее важной в сфере практического разума становится мораль. Отсюда и Категорический императив Канта.
   Буквально: "Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства". Или упрощенно - для домохозяек: "Поступай в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он поступил с тобой".
   Спорно? Спорно. А если я маньяк-мазахист? Не завидую тогда объекту.(шутка)
   Согласно Канту - моральное чувство и совесть - врождённые качества. В значительной степени это так. Воспитание может усилить или ослабить эти качества, однако "синдром Раскольникова" не появится в том, в ком он не был изначально заложен. Тут уж ни какое воспитание не поможет.
   В "Метафизики нравов" Кант соотносит моральное чувство в человеке с законом долга. Долг по отношению к другим делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить её достойно(самосовершенствоваться, например).
   Забавно, что понятие ценности опять же впервые появляется именно у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы(необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они - требования, обращённые к воле, цели, поставленные перед ней.
   Согласно Канту человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей, поскольку с изменением этих благ меняется смысл доброго и злого. Не содержание воли определяется внешними ей целями, а наоборот, цели различаются потому, какими ценностями направляется воля. К сожалению, реальность данное положение Канта зачастую опровергает. Припоминаете - "Град обречённый" Стругацких?... Оно. Гнёт нас "вещь в себе".
   В принципе, положение Канта относительно воли вполне приемлемо - но к идеально вышколенной личности, строго соблюдающей свой Ритуал. Но таких бого-людей (Кант к ним, кстати, относился) по пальцам можно пересчитать.
   Я принимаю концепцию Канта с существенной заменой понятия "должны" - понятием "можем" и вслед за Бретано и Шелером полагаю, что сущность всякого познания ценностей составляет акт предпочтения, в котором устанавливаются ранги ценностей. Мы ничего и никому не должны. Мы только можем. Или не можем...
   А наше МОЖЕМ как ни странно воплощается в ритуализме(внутреннем и внешнем) - в готовности соблюдать формальные правила игры; нами же и созданной. Не случайно восточные философы, начиная с Конфуция, ратовали за строгое соблюдение Ритуала. Дисциплина внешних действий создаёт хорошую предпосылку для поддержания пламени веры в избранные ценности. Но опять же - слепое соблюдение ритуала, при отсутствии или потери веры, неизбежно приводит к медленному разрушению Мельниц. Всё взаимосвязанно.
   Итак. Ответ на последний поставленный вопрос. "Что же со всем этим делать?" После того как вы определились (и с мельницами и с верой у вас всё в порядке) - приходится соблюдать ритуал. Даже в том случае, если вы ...заняты процедурой его разрушения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"