Медофф Светлана : другие произведения.

Варта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   095.3.06
   Голуб/варта-универсал
  
   "Варта" багато чого варта
   Светлана Голуб
   Убытки от хищений на железной дороге Украины в 2000 году составили 107 тыс. грн. В 2003 -- всего 2 тысячи. Впечатляет? Нет, воров меньше не стало, и им по-прежнему есть что украсть. Но теперь это очень проблематично благодаря одному изобретению. Запорно-пломбировочное устройство "Варта-Универсал М", изготовленное на государственном предприятии "Винницатрансприбор", заняло 2-е место в номинации "Лучшее изобретение 2001 года в направлении транспорта и связи". В прошлом году украинская "Варта" шагнула через океан.
  
   Голыми руками не возьмешь
  
   "Никогда не будет в мире покоя, пока вы не выколотите патриотизм из человеческого рода", -- шутил Бернард Шоу. А если серьезно, нет на свете более сладостного ощущения, чем убедиться, что наши -- лучшие. Американцы, которые совершенно искренне считают себя самыми-наисамейшими, признали превосходство украинских запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ). Более того, купили 1000 штук, перевели буклет ГП "Винницатрансприбор" на английский язык и рекламируют продукцию предприятия в своей двухкомпонентной части света. Их беспросветная самоуверенность поколебалась после визита в Винницу президента компании "Глоб-интернешнл", который сказал директору предприятия Фойгелю: "Ваше ЗПУ хорошее, но стоит 1,5 доллара, а наше -- 65 центов". Вениамин Абрамович посмотрел "вражеское" изделие, вызвал главного инженера Сергея Федоровича Шаповалова и предложил ему открыть ЗПУ, что тот с успехом и произвел. Голыми руками.
   -- Я никогда не видел человека с квадратными глазами. Читал об этом, но думал, что писатели гиперболизируют, -- так живописно, искренне и темпераментно рассказывал Вениамин Абрамович об этой встрече. -- У американца глаза сделались именно квадратными. С тех пор он стал нашим ярым поклонником. До трагедии 11 сентября в Америке вагоны ленточками пломбировали, а теперь заинтересованы в силовых устройствах. Ну а мы стали работать над задачей удешевления ЗПУ. Но об этом позже.
   В нашей стране еще пять лет назад железнодорожные грузы, двери вагонов и контейнеров, люки цистерн опечатывались пломбой. Пломба -- всего лишь хрупкий кусочек свинца на проволоке и по своей сути несет не защитную функцию, скорее информационную, сообщает, что ее открыли. Чем быстрее это заметят, тем больше шансов найти преступников. Хитроумные злоумышленники научились аккуратно вытаскивать проволоку и вставлять на место. Пломба как ни в чем не бывало проходила тысячи километров, и кража обнаруживалась только в пункте назначения. Естественно, раскрыть преступление было практически невозможно, ибо оно могло быть совершено на каждой из сотни станций. Щедро сдобренные коррупцией, хищения цвели махровым цветом до тех пор, пока не появилось запорно-пломбировочное устройство, применение которого вывело борьбу с воровством на железной дороге на новый качественный виток. Время пломбирования сократилось в шесть раз, соответственно снизился простой подвижного состава под погрузкой, облегчен труд рабочих, которые готовят вагоны и контейнеры к отправке. ЗПУ не только пломбирует, но и запирается, а открыть его можно, только перекусив стальной канат диаметром 5,2 мм специальными ножницами, приложив усилие в 2 тонны.
   История пломбы насчитывает более 5 тысяч лет. Из каких только материалов ее не изготавливали: из воска, золота, серебра, дерева, сургуча, пластмассы, свинца. Свинцовая пломба была широко распространена в ХIХ--ХХ веках. Сейчас она применяется разве что для пломбирования инкассаторских сумок, емкостей, пустых вагонов и для других хозяйственных нужд. "Винницатрансприбор" выпускает 6--7 тонн свинцовых пломб диаметром 16,5 и 10 мм собственной разработки.
   -- Сверхлегкая свинцовая пломба -- наше ноу-хау, -- говорит Вениамин Абрамович. -- Обычно их в килограмме 200 штук диаметром 10 мм, а у нас -- 250.
   Секрет винницкой пломбы в том, что она очень легкая, полая, и если злоумышленник попытается ее открыть-закрыть, она просто раскрошится.
  
   Для умного -- печать, для дурака -- замок
  
   Такое меткое уточнение слову "пломба" дал Владимир Иванович Даль в Словаре живого великорусского языка. Действительно, над проблемой открытия запорно-пломбировочного устройства без видимых следов повреждения работают НИИ, лаборатории, конкуренты, но успешнее всего ее решают воры. Они постоянно изобретают что-то неожиданное. Действительно, нет в мире ничего невозможного для homo sapiens, если он чего-то сильно пожелает. Вениамин Абрамович неохотно рассказывает об этих случаях. Во-первых, реноме, а во-вторых:
   -- Зачем нам учить бандитов? Да, они пытаются просверливать отверстия, вставлять другой канат, как-то даже сделали отмычку из пивной банки (сталь великолепная, толщина 0,2 мм...), и у них все получилось. Но теперь уже не получится.
   Фойгель не скрывает, что постоянная борьба со злоумышленниками и другими изобретателями по принципу "броня и снаряд: кто кого" держит коллектив в здоровом творческом напряжении, не дает расслабляться. И хотя Гораций утверждал, что ничто не совершенно во всех отношениях, винницкая "Варта" становится все более неуязвимой. А вообще не только воры льют воду на колесо технического прогресса, но и случайности нет-нет да и плеснут свежей струей. Первый удар по репутации предприятие получило в день своего триумфа:
   -- После госкомиссии, -- рассказывает Вениамин Абрамович, -- после аплодисментов и подписания протокола подходит какой-то лейтенант и говорит, мол, я член комиссии, но опоздал, давайте, что там надо подписать и заодно покажите, под чем подписываюсь. Посмотрев ЗПУ, говорит: "Я открою!" И открыл! Посидел и выкрутил потихоньку канат. А по "Укрзалiзницi" уже пошел приказ: применять.
   Естественно, был шок. Три недели инженеры "Винницатрансприбор" не ели, не спали. Искали решение. Ведь все ЗПУ работают на основе упругого элемента и фиксируются неподвижно, поэтому канат можно выкрутить (то есть в принципе можно, но не значит, что это так просто). Еще Стендаль говорил, что опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Так и был найден выход, от противного -- в "Варте-Универсал" канат не закреплен наглухо, он прокручивается.
   Между прочим, устройство выдерживает температуру -70®С. Тоже поспособствовал случай. В 2000 году позвонили с Приднепровской железной дороги. К начальнику одного из вокзалов обратился клиент и сказал, что откроет ЗПУ. И открыл. Причем требовал 100 тысяч ...........чего? за свой секрет.
   -- Мы сразу поняли, в чем дело, -- говорит Вениамин Абрамович, -- наше изделие можно было открыть, охладив до очень низкой температуры, к примеру, жидким азотом. Мы этого не боялись, ведь у нас сильных морозов не бывает. Однако не ожидали, что кто-то догадается использовать огнетушитель.
   Алчный и находчивый изобретатель денег не получил, зато украинская "Варта" -- одна из самых надежных в мире. Скромно так скажем.
  
   На страже интересов человека
  
   В Винницкой облгосадминистрации мне сообщили, что предприятие "Винницатрансприбор" на единицу площади дает наибольшую прибыль. Нет там ни западных, ни отечественных инвестиций, это не ООО и не ЧП. Это государственное предприятие. Относящееся к сфере управления Министерства транспорта Украины, которое входит на правах юридического лица в состав Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины. ГП "Винницатрансприбор" смогло составить конкуренцию на мировом рынке исключительно по той причине, что выбрало собственный путь развития. Оно было основано 52 года назад как МДМ -- механические дорожные мастерские. Сначала здесь занимались ремонтом электропогрузчиков и автопогрузчиков от самых малых до грузоподъемностью 10 тонн, а с 70-х годов наладили производство и ремонт электрокозловых кранов, электрогидравлических грейферов для сыпучих грузов, многооборотных полужестких строп.
   Когда в 90-х началась кампания по перераспределению собственности, все железнодорожные мастерские лишились права юридического лица. Тогда мода была такая -- на единогласный "одобрямс". А коллектив Винницких МДМ проголосовал за сохранение права юридического лица. К удивлению Фойгеля, его не сняли и не стали давить на коллектив, а оставили демократию в действии. А в СНГ из 24 МДМ осталось две: в Виннице и Таганроге.
   -- Мне всегда везло с руководителями, -- утверждает Вениамин Абрамович, -- в то время у руля Юго-Западной железной дороги стоял Михаил Мостовой. Он хорошо понимал, что в трудные времена мастерские не смогут выжить, обслуживая только железную дорогу. Экономическая ситуация диктовала другие условия: нужно было увеличивать объем производства, ведь чем он больше, тем меньше себестоимость продукции, тем больше доход и зарплата.
   Однако торжество здравого смысла должно подкрепляться делами. А времена были действительно нелегкие. Заказы на производство и ремонт кранов и погрузчиков перестали поступать. В дополнение к основному производству мастерские наладили изготовление "1000 мелочей" -- культиваторов, лопат, тележек, емкостей, лестниц и таким образом сохранили свой технический и рабочий потенциал. На других дорогах это делать не разрешали. Нынешнее руководство тоже не мешает работать и даже задачи подбрасывает. По заказу железной дороги предприятие изготавливает 70 наименований продукции: например, ножницы для резки проволоки с усилием 2 тонны, путевые ящики, штампы и штемпеля, печати и элементы рельсовых цепей. В период металлоломного бума железная дорога оказалась под угрозой полного паралича из-за того, что любители легкой наживы воровали медные рельсовые перемычки. И воровали не так, как совестливый чеховский злоумышленник, через одну ("что ж мы, не понимаем?"), а все подряд. На "Винницатрансприборе" разработали стальные элементы рельсовых цепей: дроссельные перемычки, перемычки к кабельным стойкам, рельсовые и стрелочные соединители - они дешевле медных, и к тому же приносят валюту: экспортируются в ближнее зарубежье.
   -- Мы будем делать все что угодно, лишь бы это давало прибыль, лишь бы кормить людей, -- заявляет Фойгель. -- Как-то один чиновник задал мне вопрос: "А что вы, собственно, делаете для города?" Я даже растерялся, а потом ответил: "Даю работу 400 жителям Винницы".
   Средняя зарплата на предприятии -- 921 грн, и это говорит о многом. Бытовые условия замечательные: круглый год горячая вода, бесплатный стоматологический кабинет, столовая, в которой можно недорого пообедать или принести еду из дома даже посмотреть телевизор. Предприятие выделяет своим работникам ежедневно 1,5 грн на обед, 1 грн на проезд и на летний отдых -- 200 грн. Возле ворот -- Доска почета. Может быть, этим никого не удивишь, но на каком еще предприятии пенсионерам ежеквартально выплачивается по 120 грн?! Директор ГП "Винницатрансприбор" раз в месяц отчитывается перед профсоюзом и советом предприятия.
   Вениамин Абрамович руководит коллективом 36 лет и утверждает, что можно и при госсобственности работать совсем недурно.
   -- В 2000 году мастерские переведены в непосредственное подчинение государственной администрации железнодорожного транспорта и стали называться ГП "Винницатрансприбор", -- продолжает Фойгель. -- Изменилось название предприятия, изменилось наше отношение к миру. Я сделал вывод, что не все в нашей стране потеряно.
   Теперь надо сказать, что почетный железнодорожник Вениамин Абрамович Фойгель -- автор многочисленных изобретений, рационализаторских предложений, научных публикаций. Вместе с Н.А Матвеевым он стоял у истоков создания "Варты". Благодаря своему руководителю коллектив ГП "Винницатрансприбор" -- в постоянном поиске, и все новые разработки получают путевку на практическое внедрение. При огромной административной загруженности (а у Вениамина Абрамовича -- "8-часовой" рабочий день: с восьми до восьми) он постоянно генерирует идеи. Воплощает их главный инженер Сергей Федорович Шаповалов, светлая голова и золотые руки. О таких инженерах хорошо сказал Игорь Губерман: "На людях часто отпечатаны истоки, давшие им вырасти; Есть люди пламенем зачатые, а есть рожденные от сырости". Ведь именно огнем подпитывается технический прогресс, не правда ли?
  
   Давайте спросим у людей
  
   Да, так поступает руководитель предприятия, если конструкторская мысль заходит в тупик в поисках нового технологического решения. Кому как не рабочим видны возможности оборудования, на котором они трудятся, или недостатки организации производства. Однако преодолеть извечное убеждение нашего народа "моя хата с краю" очень тяжело. Правда, есть один способ преодоления инертности, которым и воспользовался Вениамин Фойгель. Это материальная заинтересованность. К такому выводу он пришел после ночи тяжелых раздумий над очередной проблемой снижения себестоимости изделий. Наутро на доске объявлений появились плакаты следующего содержания: "Внимание! Можно заработать 2300 грн! Для этого надо подать рационализаторское предложение, внедрение которого позволит сократить трудоемкость изготовления ЗПУ "Варта-Универсал М" ВСЕГО НА ОДНУ МИНУТУ! Сократить трудоемкость можно: 1. За счет совершенствования техпроцесса изготовления ЗПУ; 2. За счет совершенствования конструкции ЗПУ". И еще: "Можно заработать 450 грн! Для этого необходимо подать рацпредложение, внедрение которого позволит сократить норму расхода металла на изготовление одного ЗПУ "Варта-Универсал М" на 10 граммов!" Эффект последовал незамедлительно. Четыре рацпредложения уже внедрены в производство, и экономический эффект составил 20,5 тыс. грн. Мне показали темник, в котором около 20 пунктов, требующих решения. Головной болью является, например, проблема стального каната, на котором встречаются выступы 0,2--0,3 мм. В процессе изготовления на нитях образуются узелки, и производители ничего не могут с этим поделать. Да и не хотят, потому что этот брак предусмотрен ГОСТом и для грузоподъемных машин не имеет значения. Однако для изготовления ЗПУ такой канат не годится: он не должен оставлять зазора в отверстии даже на доли миллиметра, иначе туда можно проникнуть отмычкой. Ежемесячно???? Годно????? 1,5 км каната уходит на металлолом, и предприятие теряет 1500--1700 грн.
   Удержание цены на прежнем уровне и даже снижение ее -- пожалуй, одна из главных задач специалистов предприятия. За счет усовершенствования технологических процессов снижена трудоемкость трех наименований продукции на 7139 человеко-часов, что уменьшило себестоимость на 34 тыс. грн. Материалоемкость ЗПУ "Варта-Универсал М" с канатом диаметром 5,2 мм уменьшилась на 6,2% , а трудоемкость - на 4,8%. Кстати, цветы американского восхищения уже дают плоды: на ГП "Винницатрансприбор" началось внедрение совместной украинско-американской разработки "Варта-Секьюр". Она легче на 15%, так как сделана из сплава, и с точки зрения партнеров ее литьевой корпус имеет более эстетичный вид и потому больше шансов на продажу. После проведения необходимых экспертиз и испытаний "Укрзалiзниця" разрешила использовать это устройство для пломбирования вагонов и контейнеров во внутреннем и межгосударственном сообщении. Серийное производство "Варты-Секьюр" начнется с 1 июля этого года.
   Американцы заинтересовались и новой разработкой конструкторов "Винницатрансприбор" -- "Вартой-Электрон", электронным ЗПУ. Оно рассказывает не только о том, что его открыли, но и указывает время -- секунда в секунду, а это значит, можно узнать, не только на какой станции, но и в какую смену произошло вскрытие. Если оно происходит несанкционированно, программатор считывает информацию и пишет: "вскрытие" и выдает звуковой и световой сигналы. Таким образом, можно по горячим следам раскрыть преступление. "Варта-Электрон" прошла противопожарную и криминалистическую экспертизы, теперь ей предстоят испытания на железной дороге.
   Парк оборудования постоянно обновляется, в прошлом году на новые машины было потрачено 396 тыс. грн. Куплен пружинонавивочный автомат, применение которого даст 60 тыс. грн в год экономэффекта. Для серийного производства ЗПУ "Варта-Секьюр" и "Варта-Л" установлена машина для литья. Кстати, пока еще цены на цветное литье не взлетели, и такое оперативное внедрение новой технологии опять же на руку потребителям, которые ох как не любят повышения цен!
  
   Если кто-то кое-где у нас порой...
  
   Борьба с подделками тоже не дает творческому коллективу ГП "Винницатрансприбор" успокоиться на достигнутом. Кстати, фальшивые "Варты" появились на рынке с первых дней. Замеченные экземпляры меньше по размерам, выдерживают нагрузку 200--300 кг и по качеству хуже. Предприятие стало активно защищать свою продукцию: все 20 наименований ЗПУ снабжены оригинальной маркировкой: товарными знаками "МДМ" и "УЗ", семизначным контрольным номером, который занесен в компьютер. С помощью специальной программы, разработанной на предприятии, за считанные секунды можно узнать, когда и какому предприятию было продано изделие. Если возникают сомнения в подлинности клейм, криминалистический центр легко выявляет подделку. Есть и другие признаки, видимые невооруженным взглядом: незаметный, очень чистый шов между втулкой и стойкой, сделанный с помощью контактной сварки. Инженеры "Винницатрансприбора" потеряли год, придумывая, как соединить эти две детали, что казалось невозможным из-за разного диаметра. Пробовали газовую сварку, но шов получался неаккуратный. Обратились в Институт Патона и уже через 18 дней ученые предложили технологию, которая сэкономила время и деньги. Вместо трех минут процесс занимает 30 секунд. "Варта-Л", одна из новых разработок, -- ЗПУ с основанием в виде полуконуса, что возможно только в литьевом производстве, и это тоже невозможно подделать.
   Однако даже при самой лучшей защите в игру неожиданно вступает человеческий фактор. Согласитесь, что второпях, при плохой погоде, ночью очень сложно внимательно осмотреть ЗПУ, разобрать, какой оно формы и что за буквы и цифры на нем. Поэтому, кроме визуальной защиты, конструкторы "Винницатрансприбора" придумали звуковую: разработали специальный звукоанализатор, а в ЗПУ вставили батарейку, и если пломбировочное устройство поддельное, прибор молчит. Всего было создано 3 тыс. таких приборов и бесплатно поставлено на 1250 грузовых станций страны.
  
   Раскрутка закрутки
  
   Реклама. Лето. Жара. К вагону, тяжело ступая, подходит красивая и мощная железнодорожница (этакая знойная женщина -- мечта поэта, можно Руслану Писанку пригласить). У нее в руках кусок отожженной стальной проволоки диаметром 6 мм, плашка с двумя отверстиями, плоскогубцы, ножницы для резки проволоки, вороток (все это весом 2,5 кг). Обливаясь потом, она начинает устанавливать на дверь вагона закрутку. Крупный план: на ее широкой, напряженной спине с треском лопается рубашка. Смена кадра. Юное воздушное создание в такой же железнодорожной форме держит в руках миниатюрную закрутку ГП "Винницатрансприбор" и говорит: "Покупайте закрутку "Темп" -- и вы сэкономите время и деньги". После этого за 5 секунд закрывает вагон. Такой заманчивый сюжет с легким эротическим уклоном придумал Вениамин Абрамович для рекламы новой продукции -- канатной закрутки, разработанной по заданию коммерческого главка "Укрзалiзницi". Закрутка -- ровесница вагонов и выполняет ответственную работу: не дает раскрыться двери во время движения и, конечно, затрудняет ворам доступ к грузу. Раньше на установку одной закрутки у дюжего рабочего уходило 3 минуты. Если на предприятии, которое постоянно отгружает вагоны, этот процесс был организован, то одинокому отправителю, которому надо отправить один-два вагона, чтобы найти весь "реквизит", без магарыча не обойтись. Новая закрутка весит всего 100 г, но несмотря на это чрезвычайно надежна: при испытаниях вагоны бросали с горки и толкали на маневрах, растягивали усилием 1800 кг при температуре +55 и -60®С -- она все выдержала. Первыми оценили достоинства закрутки "Темп" Харьковская, Полтавская и Ровенская механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, ЗАО "Будиндустрия" из Бахчисарая, Донецкий комбинат хлебопродуктов. Хотя новая закрутка стоит дороже куска проволоки и плашки, но экономический эффект налицо: сокращает простой вагонов под погрузкой, облегчает труд рабочих, экономит заработную плату.
  
   "Варта". Лучшая среди равных
  
   Государственное предприятие "Винницатрансприбор" стало победителем конкурса "Сто лучших товаров Украины" и доказала свою конкурентоспособность. В чем вообще суть конкуренции? Выкачать деньги из другой стороны (страны) за счет качества своей продукции. Фойгель не скрывает, что между Украиной и Россией идет борьба за рынок сбыта ЗПУ. В соответствии с международным соглашением, грузы, отправляемые на экспорт, не должны быть опломбированы устройствами, произведенными в другом государстве. Однако для ЗПУ "Винницатрансприбора" сделано исключение в Киргизии, Молдове, Эстонии. У россиян, например, прочные позиции в Казахстане.
   -- Россия тоже выпускает достойные изделия, -- уважительно отзывается о конкурентах Вениамин Абрамович, -- но если объективно, то за последние 2 года они буквально скопировали нашу продукцию.
   Тем менее, если сравнить объемы производства (российская фирма "Страж" выпустила 8 млн штук в 2002 году, а "Винницатрансприбор" -- 2 млн 200 тыс.), для Украины это совсем неплохо.
   "Винницатрансприбор" приносит стране валюту, торгуя не только ЗПУ, но и ножницами, грейферами, пломбами, штемпелями, другой продукцией. Россия покупает у нас грейферы для сыпучих грузов, а Литва -- элементы рельсовых цепей. В советские времена грейферов делали 100 штук в год, а теперь -- 6--8, да и то на экспорт, в Россию и Беларусь. Украина в этом году купила два грейфера -- уже прогресс. На ремонт козловых кранов заказов практически нет. В былые времена на станции Винница-грузовая работали 24 крана, из них 18 -- круглосуточно, а теперь один -- в полсмены. О каких заказах может идти речь!
   Рынок соседних республик очень важен для предприятия, ибо надеяться только на Украину нельзя. Как только началось серийное производство "Варты-Универсал", объемы росли быстрыми темпами. Так, в 2001 году было выпущено 631 тыс. ЗПУ, в 2002 -- 2 млн 200 тыс., а убытки "Укрзалiзницi" снизились с 93 тысяч грн до 12 тыс. грн -- явно заметна положительная динамика. В 2003 году -- она сохранилась только в отношении убытков, но самих ЗПУ было продано на 200 тыс. штук меньше -- 2 млн. Доходы предприятия уменьшились на 5,8 %, а прибыль -- на 16,1 % по сравнению с 2002 годом. Почему? Не было урожая. На железной дороге в прошлом году было загружено на 51488 вагонов-хопперов для перевозки зерна меньше, чем в 2002. Кроме того, цены на металлопрокат увеличились на 38,4%. Несмотря на это, поточная платежеспособность предприятия выросла на 256 тыс. грн, а коэффициент покрытия (достаточность оборотных средств) на три единицы. А самое главное -- предприятие работает с прибылью, цена на запорно-пломбировочные устройства не выросла, потребители довольны, конкуренты грустят, предприятие получило диплом лауреата одного из самых престижных конкурсов страны... Но разве эти люди остановятся на достигнутом?

г. Винница

  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"